Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития
Оценка 5

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Оценка 5
Лекции
docx
дефектология
Детсад
02.03.2018
Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития
В предложенном материале рассматриваются особенности развития детей с задержкой психического развития в раннем и дошкольном возрастном периоде. Выделены основные направления подготовки к школе детей с задержкой психического развития в условиях организации дошкольного образования. Особое внимание уделено помощи детям в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными структурными компонентами которой являются: мотивационно-ориентировочный, операциональный, регуляционный.
Подготовка к школе детей с ЗПР.docx
ЛЕКЦИЯ Подготовка к школе детей с ЗПР 1 План Введение …………………………………………………………………………3 1.  Особенности развития детей с ЗПР …………………………………………4 2.  Основные направления подготовки к школе детей с ЗПР …………………7 Заключение ………………………………………………………………………12 Литература 2 Введение Рассматривая   вопросы,   связанные   с   подготовкой   к   школе   детей   с задержкой психического развития (ЗПР), необходимо понимать, что основной задачей   является   повышение   уровня   психического   развития   ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Подготовка к школе осуществляется для того, чтобы ребенок с ЗПР освоил   часть   материала   из   начальной   школы   на   более   ранней   ступени старшего   дошкольного   возраста.   Без   этой   подготовки   такой   ребенок   на начальной   ступени   обучения   не   освоит   необходимых   знаний,   умений   и навыков, способов учебной работы, а следовательно, не сможет остаться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности   рассматривается   не   как   самоцель,   а   как   одно   из   средств психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности.  При этом ставятся общие задачи: ­   создать   ребенку   с   ЗПР   возможность   осуществлять   содержательную деятельность   в   условиях,   оптимальных   для   его   всестороннего   и своевременного психического развития; ­ обеспечить охрану и укрепление его здоровья; ­   осуществить   коррекцию   (исправление   или   ослабление)   негативных тенденций развития; 3 ­   стимулировать   и   обогащать   развитие   во   всех   видах   деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой); ­   провести   профилактику   (предупреждение)   вторичных   отклонении   в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. Единство   указанных   направлений   обеспечивает   эффективность коррекционно­развивающего   воспитания   и   подготовки   к   школе   детей   с задержкой психического развития. 1.  Особенности развития детей с ЗПР В   отечественной   коррекционной   педагогике   понятие   «задержка психического развития» является психолого­педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причиной   такого   отставания   могут   быть   слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, а так же раннем периоде жизни ребенка. Может   наблюдаться   и   генетически   обусловленная   недостаточность центральной   нервной   системы.   Вследствие   этих   нарушений   у   детей   в продолжение   довольно   длительного   периода   наблюдается   функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению   с   нормально   развивающимися   сверстниками)   уровень   развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для   приема   и   переработки   сенсорной   информации;   в   недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при   узнавании   предметов,   находящихся   в   непривычном   положении, контурных и схематических изображений.  4 У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные   представления:   ориентировка   в   направлениях   пространства   в   продолжение довольно   длительного   периода   осуществляется   на   уровне   практических действий;   часто   возникают   трудности   при   пространственном   анализе   и синтезе   ситуации.   Дети   с   ЗПР   часто   не   могут   осуществить   полноценный анализ   формы,   установить   симметричность,   тождественность   частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое. В то же время, в отличие от умственно отсталых, дети рассматриваемой   категории   относительно   простые   узоры   выполняют правильно.  Все   дети   с  ЗПР   без   особого   труда   справляются   с  заданием   на составление картинок, на которых изображен единичный предмет.  В   качестве   наиболее   характерных   для   детей   с   ЗПР   особенностей   низкая внимания   отмечаются   его   неустойчивость, концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять   рассеянность, и   концентрировать   внимание   особенно   проявляется   в   условиях,   когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых   раздражителей,   имеющих   для   детей   значительное   смысловое   и   Неустойчивость   внимания   и   снижение эмоциональное   содержание. работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления.    являются   отклонения   в   развитии   памяти. Еще   одним   характерным   признаком   задержки   психического   развития   Отмечаются   снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность   при   запоминании   и   воспроизведении,   недостаточный объем и точность запоминания, преобладание механического запоминания над словесно­логическим. 5 Выраженное   отставание   и   своеобразие   обнаруживается   и   в   развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления. Дети   могут   успешно   классифицировать   предметы   по   таким   наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих   признаков   материал   и   величину   предметов,   затрудняются   в абстрагировании   одного   признака   и   сознательном   его   противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе   предмета   или   явления   дети   называют   лишь   поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью.  Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития   является   снижение   познавательной   активности.   Одни   дети практически   не   задают   вопросов   о   предметах   и   явлениях   окружающей действительности. Особенно низкая познавательная активность проявляется по   отношению   к   объектам   и   явлениям,   находящимся   вне   круга, определяемого взрослым. У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после   просьбы   взрослого   проверить   выполненную   работу.   Эти   дети   очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена. Еще у детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается   повышенная   тревожность   по   отношению   к   взрослым,   от которых   они   зависят.   У   дошкольников   с   ЗПР   выделяется   слабая эмоциональная   устойчивость,   нарушение   самоконтроля   во   всех   видах деятельности,   агрессивность   поведения   и   его   провоцирующий   характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, 6 суетливость,   частую   смену   настроения,   неуверенность,   чувство   страха, фамильярность по отношению к взрослому.  Одним из диагностических признаков задержки психического развития у   детей   рассматриваемой   группы   выступает   несформированность   игровой деятельности.  Многолетние   наблюдения   выявляют   отставание   в   становлении   речи детей   с   ЗПР,   низкую   речевую   активность,   недостаточность   динамической организации   речи.   Отмечается   ограниченность   словаря,   неполноценность понятий,   низкий   уровень   практических   обобщений,   недостаточность словесной   регуляции   действий.   Наблюдается   отставание   в   развитии контекстной речи; бедный, недифференцированный словарный запас.  2.  Основные направления подготовки к школе детей с ЗПР В   настоящее   время   проблеме   подготовки   к   обучению   в   школе дошкольников   с   задержкой   психического   развития   уделяется   значительное внимание.   Это   обусловлено   тенденцией   к   увеличению   количества   детей   с данными проблемами в развитии. Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности   к   учению   –   это   помощь   в   овладении   собственной   основными   ее   структурными интеллектуальной   деятельностью, компонентами: ­ мотивационно­ориентировочным, ­ операциональным,  ­ регуляционным.  В   основе   овладения   любым   структурным   компонентом интеллектуальной деятельности лежат те же психологические механизмы, что и   в   основе   формирования   любого   умственного   действия.   Это   организация 7 внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный ее перевод во внутренний план.  Общее   направление   организации   практических   действий   детей   и формирования   положительного   эмоционального   отношения   к   ним   могут выглядеть следующим образом:  ­   от   групповых   действий,   где   инициатива   в   их   организации   принадлежит педагогу, – к индивидуальным инициативным действиям ребенка;  ­ от цели, поставленной педагогом, и созданного им настроения ее реализовать –   к   коллективному   целеобразованию   и   далее   к   индивидуальному целеобразованию   с   соответствующим   эмоциональным   отношением   к   этому процессу, а так же к практическим действиям и их результатам; ­   от   оценки   педагога   –   к   организации   коллективной   оценки   и   далее   к индивидуальной самооценке;  ­ от поощрения педагога – к поощрению коллектива и далее к личной радости от успешно сделанного. Разнообразный и посильный труд детей, а также различные наблюдения и опыты с природным материалом обеспечивают значительные возможности для расширения, углубления и систематизирования знаний детей о ближайшем окружении, формирования общего представления и простейших житейских понятий   о   мире.   Мыслительные   действия   формируются   на   основе практических, представлениями).   переводятся   во   внутренний   план   (оперирования При обучении детей большое внимание уделяется подбору подвижных игр с правилами, постепенному их усложнению. Усложнение обычно идет в следующих направлениях: от игры к игре увеличивается количество правил; растёт их трудность; от выполнения правил каждым игроком команды – к выполнению правил только ее представителями и так далее. 8 Значительное   внимание   уделяется   занятиям   продуктивными   видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). При опоре на практические   действия   у   детей   легче   вызвать   желание   выполнить   задание педагога, помочь осознать его составные части, правила выполнения, а дальше на   этой   основе   учить   элементарному   планированию   предстоящей деятельности.   Опора   на   практические   действия   благоприятна   и   в   целях одновременного формирования у детей соответствующих навыков, умений, а так   же   самоконтроля   на   основе   правил   задания.   В   конце   работы   ребенок получает   конкретный   вещественный   результат   –   создается   благоприятная обстановка   учить   детей   оценивать   свою   собственную   работу,   сравнивать полученный результат с заданным образцом. На   основе   практических   действий   при   целенаправленной педагогической   работе   быстрее   можно   сформировать   интеллектуальную деятельность   с   опорой   на   общие   представления   и   словесно­логические рассуждения, так необходимые в учебной деятельности и в школе. Постепенно усложняются требования к речевому материалу. Усложнение   требований   к   речевому   материалу   идет   в   двух направлениях.   Прежде   всего   –   от   обязательного   проговаривания   ребенком того,   что   он   должен   и   как   он   должен   сделать,   к   самостоятельному вычленению   и   речевому   оформлению   правил,   относящихся   к   способам деятельности;   далее   –   от   принятия   и   проговаривания   общей   цели   к собственному планированию и оформлению в речи средств ее выполнения и уже   на   этой   основе   –   к   собственному   целеполаганию   и   планированию   Второе деятельности   при   соответствующем   речевом   оформлении. направление этой работы – постепенное продвижение детей от развернутого речевого   опосредования   предстоящей   деятельности   к   развернутому проговариванию действий шепотом и, наконец, к свернутому проговариванию «про себя». 9 Реализации   обоих   направлений   в   работе   с   детьми   способствуют специально   подобранные   методические   пути   и   средства   групповой   и индивидуальной работы: поощрение и поддержка правильных ответов детей на этапе ориентировки в задании и планирования предстоящей деятельности; помощь по ходу занятия тем детям, которые так и не сумели составить план своей  работы до ее  начала;  учет  тех детей,  которым  так и  не  удалось  на групповом   занятии   понять   задание,   для   того   чтобы   организовать   им впоследствии   помощь   в   индивидуальной   работе.   Все   средства   направлены против «бездумного» стиля работы детей – стиля, основой которого является простое подражание, копирование чужого труда. Отбор   методических   средств   формирования   действий   самоконтроля осуществляется   на   основе   учета   как   их   специфического   назначения   и конкретного   психологического   содержания   в   соответствии   с   этапом деятельности,   так   и   уровня   развития   детей.   На   этапе   принятия   задания действие самоконтроля формируется на следующей ориентировочной основе: необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить   задание.   Чтобы   сформировать   у   детей   привычный   способ самоконтроля   на   данной   ориентировочной   основе,   организуется   система практических   действий:   повторить   задание   вслух   тем,   кто   его   хорошо запомнил;   повторить   задание   за   теми,   кто   его   сформулировал   правильно; оценить правильность повторения задания тем или иным ребёнком; оценить, правильно   ли   выполняется   задание   по   началу   его   выполнения;   повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила его выполнения и так далее. Затем внимание детей направляется на способы выполнения задания. При   этом   используются   в   основном   те   же   приемы:   проговаривание отдельными   детьми   вслух   для   всех   детей   правил   выполнения   задания, проговаривание шепотом для себя, проверка на этой основе своих действий и т. п. 10 В   определенной   последовательности   с   детьми   проводится   работа   по обучению их объективной оценке полученного результата – сличению его с заданием.   Как   и   в   предыдущих   случаях,   предварительно   создается ориентировочная   основа   действия   самоконтроля:   «Вспомни   задание   –   что нужно было делать и как нужно было делать, по каким правилам; посмотри, какие правила ты выполнил, какие не выполнил, какие выполнил неточно». Сначала   педагог   вместе   с   детьми   перед   началом   оценки   их   работ повторяет правила выполнения задания, а дети по ходу их воспроизведения проверяют   свои   работы   и   оценивают   с   его   же   помощью   степень   их соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Далее ребенок должен научиться на основе воспроизведенных детьми правил оценивать свою работу и работу рядом сидящего товарища, причем аргументировать оценку в развернутой речевой форме.  Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и свою на их фоне, аргументируя  при  этом  оценку  в  развернутой  речевой  форме.  Самооценка отдельных   детей   получает   оценку   со   стороны   коллектива   при   тактичном направлении   педагога.   Если   ребенок,   в   конце   концов,   научится   давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом, причём делать это в развёрнутой речевой форме, то можно считать действие самоконтроля у него сформированным. Учебные   занятия   по   развитию   элементарных   математических представлений и занятия по родному языку в основном подчиняются той же логике формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, которая была   описана   выше.   Однако   каждый   из   этих   видов   учебных   занятий характерен и свой специфический круг задач.  На занятиях по развитию элементарных математических представлений на основе специально организованных практических действий в определенной последовательности   дети   обучаются   абстрагированию   геометрической 11 формы,   величины,   количественных   отношений,   а   так   же   словесным обозначениям этих абстракций.  С   этой   целью   широко   используются   дидактические,   сюжетно­ дидактические   игры,   загадки,   стихотворения,   привлекаются   отрывки   из сказок,   рассказов;   на   занятия   к   детям   приходят   герои   любимых   сказок, полюбившихся рассказов. Они загадывают детям загадки, проводят игры, а в итоге   помогают   им   овладеть   трудными   для   них   навыками   и   умениями: порядковым счетом в пределах первого десятка, сравнением чисел, созданием и решением сюжетных задач, усвоением последовательности дней недели и так далее. Занятия   по   родному   языку   позволяют   проводить   систематическую работу с  детьми  по  развитию  их активного  словаря, обогащению  значений общеупотребительных   слов,   диалогического   и   контекстного   речевого общения. На этих занятиях также широко используется дидактическая игра. Она способствует эффективному формированию многих учебных действий, в том числе и самоконтроля. Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный   прогноз   в   плане   усвоения   ими   учебной   программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого­педагогической организации процесса обучения. Заключение Таким образом, у детей с задержкой психического развития показатели развития   психических   процессов,   таких   как   внимание,   мышление,   память, восприятие, эмоционально­волевая сфера отстают от показателей нормы для 12 данного возраста. То есть развитие таких детей соответствует нормальному развитию детей более младшего возраста. Отличает таких детей преобладание у них игровых интересов и низкая интеллектуальная   направленность.   Поэтому   должна   быть   организована направленная коррекционная работа с таким ребенком по подготовке его к школе.   При   организации   помощи   в   развитии   со   стороны   педагогов   и родителей дефицит в развитии полностью компенсируется.  При   подготовке   к   школе   детей   с   ЗПР   самая   большая   сложность заключается в том, что такие дети очень быстро теряют интерес к любым занятиям.   Для   них   не   привлекательна   учебная   деятельность.   Ребенок   не может   сосредоточиться,   отвлекается,   не   знает,   с   чего   начать,   что   делать дальше,   то   есть   не   умеет   планировать   свою   работу.   Отсюда   следует,   что главной   целью   подготовки   ребенка   к   школе   должно   стать   формирование способности к учению. Удобнее   всего   учить   ребенка   планировать   свою   предстоящую деятельность, когда он выполняет практическое действие. То есть, когда он занимается   рисованием,   лепкой,   аппликацией,   но   при   этом   педагоги   и родители не должны забывать, что цель –  это не результат, то есть не то, что ребенок   слепит   или   нарисует,   а   создание   условий   для   улучшения возможностей ребенка в целом. Необходимо   вырабатывать   навыки   осознанной   деятельности,   а   не бездумной,   когда   ребенок   просто   копирует   результат   чужого   труда, формировать навык самоконтроля. Кроме того, очень важно научить ребенка с задержкой психического развития оценивать результат своей работы. Литература  13 1. Актуальные   проблемы   диагностики   задержки   психического   развития детей. / Под ред. К. С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1997. 2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. – М.: Сфера, 2003. 3. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – СПб.: Нева, 2007. 4. Екжанова   Е.А.   Задержка   психического   развития   у   детей   и   пути   ее психолого­педагогической   коррекции   в   условиях   дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 1. 5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. 6. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической   помощи   детям   с   проблемами   в   развитии.   –     М.: Академия, 2002. 7. Шевченко С.Г. Коррекционно­развивающее обучение: организационно­ педагогические   аспекты.   Метод,   пособие   для   учителей   классов коррекционно­развивающего обучения. – М.: Владос, 2008. 14

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Лекция на тему: Подготовка к школе детей с задержкой психического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018