В предложенном материале выделены наиболее существенные проблемы модернизации системы образования и намечены основные пути их решения. Особое внимание уделено системе специального (коррекционного) образования, которое сегодня нуждается в кардинальной модернизации так же остро, как система общего и высшего образования. Рассматриваются значение и основные направления стандартизации, осуществляемой в настоящее время в системе коррекционного образования.
ЛЕКЦИЯ
Основные направления модернизации
системы образования. Стандартизация в системе
коррекционного образования
на современном этапе.
1План
Введение …………………………………………………………………………3
1. Основные направления модернизации системы образования ……………..5
2. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном
этапе ………………………………………………………………………………8
Заключение ………………………………………………………………………12
Литература
2Введение
О критической ситуации в образовании и о необходимости
модернизации этой сферы написано немало. По общему мнению, деградация
качества образования, безбрежная коммерциализация этой сферы и связанное
с этим ограничение доступности образования стали фактом.
Ухудшением количественных и качественных характеристик научно
ухудшением материальнотехнической базы
педагогических кадров,
образовательных учреждений характеризуется и система коррекционного
образования. В настоящее время детей не лечат, не учат, не просвещают –
оказывают услуги. Теория и практика так называемых услуг разрушает все
духовное содержание специальной (коррекционной) работы.
Для выхода из кризиса образовательной системы и ее последующего
переформатирования на общенациональное развитие необходимы:
отказ от потребительского подхода к образованию исключительно как
коммерческой услуге;
восстановление широкого культурноисторического взгляда на образование
как на особый социальный институт, передачи и приумножения национальных
ценностей и традиций в процессе воспитания, обучения и развития личности
человека;
отказ от идеологии прагматизма в определении содержания образования;
формирование новой образовательной картины мира на основе
фундаментального научного знания и исторического опыта развития
3государства и духовнонравственного бытия человека в контексте проблем
современной цивилизации;
отказ от утилитарной и примитивной идеи «личной успешности»,
навязываемой образованию и педагогике сегодня в качестве одной из целей;
восстановление социального и профессионального престижа и статуса
педагога;
сохранение и развитие отечественной системы педобразования.
Исходя из этого, основными направлениями государственной политики
в области специального (коррекционного) образования являются:
информатизация процессов принятия решений в области совершенствования
систем общего и специального образования;
повышение качества функционирования психологомедикопедагогических
комиссий (ПМПК) с целью адекватного определения форм обучения и
правильного комплектования образовательных организаций всех видов;
обеспечение специальными условиями обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья всех категорий для получения ими качественного
образования;
создание условий для взаимодействия образовательных организаций всех
уровней образования, реализующих инклюзивные подходы к обучению детей с
ограниченными возможностями здоровья;
создание правовых и организационных условий для успешного
взаимодействия образовательных организаций дошкольного, общего и
специального образования, ПМПК, ППМСЦ;
совершенствование системы дополнительного профессионального
образования специалистов, работающих с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, а также повышения квалификации профессорско
преподавательского состава специальных (дефектологических) факультетов
организаций высшего образования;
4 создание условий для участия в специальном образовательном процессе
родителей или лиц, их замещающих;
формирование положительного отношения общества к детям с
ограниченными возможностями здоровья, соответствующего Конвенции ООН
о правах инвалидов;
проектирование компонентов системы дошкольного, общего и специального
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
соответствующих современным запросам общества.
1. Основные направления модернизации системы образования
При попытке реальной модернизации системы образования возникает
несколько проблем. Как наиболее существенные выделяют три из них:
Первая – сохранить то положительное, что имеется в существующей
системе. В отечественном образовании самыми сильными сторонами было
общественное участие и помощь образованных граждан педагогу, доброе
отношение к детям, личностный и дифференцированный подход к учебной
деятельности, поощрение творческой фантазии ребенка, равноправие всех
основных сторон образовательного процесса – детей, родителей, педагогов,
общественности и государства.
Вторая проблема – восстановление утраченного. Здесь главными и,
одновременно, больными вопросами являются вопросы зарплаты и повышения
социальноэкономического статуса научнопедагогических работников,
сохранение и передача методического опыта.
Третья проблема – основная: привести систему образования в
соответствие с запросами общества. Это и есть главная составляющая
модернизации. В развитом обществе запросы выше, в слаборазвитом обществе
– ниже.
5Модернизация – это приведение сферы образования к современным
требованиям личности, граждан, общества и государства. Модернизация
достигается посредством создания современной электронной образовательной
среды, умелого сочетания прежних и новых технологичных форм,
активизации самостоятельного изучения интересующих учебных дисциплин в
доступном для личности объеме. Модернизированное образование становится
личностноцентрированным, открытым для научной организации текущего и
итогового контроля, с существенным увеличением времени на выполнение
самостоятельной работы.
Цель модернизации образования – повышение уровня образованности
населения страны, повышение эффективности и качества образовательной
деятельности профессорскопреподавательского состава вузов, педагогов
школ и иных образовательных учреждений, ускоренное развитие элитного
образования. Этой формулировкой предполагается высокая связь между
уровнем образованности населения и его жизнеспособностью.
Система специального (коррекционного) образования сегодня
нуждается в кардинальной модернизации так же остро, как система общего и
высшего образования.
Вопервых, коррекционные учреждения нуждаются в перестройке
содержания образования в направлении внедрения компетентностного
подхода, что влечет за собой, в частности, создание инновационного
различных
методического инструментария
(учебников,
пособий,
методических разработок) для обеспечения не только процессов обучения и
воспитания, но и развития личности и более широкого просвещения
школьников. Особую роль в этом должен сыграть процесс компьютеризации
специальных дошкольных учреждений и школ.
Вовторых, необходимо перестроить подготовку дефектологов на
соответствующих факультетах вузов в русле новой образовательной
6парадигмы, в соответствии с которой образование является средством,
совокупностью процессов обучения, воспитания, развития и просвещения,
которые должны стимулировать будущих олигофренопедагогов, логопедов,
сурдо и тифлопедагогов, специальных психологов к непрерывному
самообразованию в профессиональной деятельности.
Втретьих, методической основой модернизации системы специального
образования должна стать универсальная для современного общества идея о
народосбережении и развитии, что на практике предполагает, прежде всего,
внедрение экологически обоснованных образовательных технологий,
сберегающих и развивающих физическое, психическое и психологическое
здоровье.
Вчетвертых, наступила пора создания на базе каждого коррекционного
учреждения научных подразделений, в составе которых должны работать
ученыедефектологи соответствующих специальностей и исследователи
практики из педагогического коллектива этого учреждения. Как известно,
этот процесс уже начал осуществляться, но встречает более или менее
жёсткое сопротивление у руководителей специального образования (районных
и областных). Основная причина – недостаточное материальное оснащение
всей системы образования и, главное, – отсутствие дополнительных средств
на инновационные процессы, которые, как известно, не поддаются точному
планированию, ибо творчество – феномен почти не прогнозируемый (по
сравнению с таким процессом, как формирование мастерства, который
поддается управлению).
Впятых, в современной модернизации специального образования не
может не учитываться общая тенденция усиления психологического
сопровождения формирования личности в образовательных процессах, по
причине особой сложности и глубины дефектологических проблем, а также
широты их распространения (достаточно сказать, что 8086 % современных
7новорожденных детей отклоняются от средней нормы физического и
психического развития). Они в недалеком будущем пополнят ряды клиентов и
пациентов специальных психологов и психотерапевтов. Таким образом,
помощь дефектологов (в том числе, специальных психологов) таким детям
становится с каждым годом все более востребованной.
Вшестых, по большому счету, следует отметить, что не только в
коррекционных учреждениях необходимо введение профессиональной
помощи дефектологам, но речь должна идти, по мнению современных
исследователей данной проблемы, о создании дефектологической службы
(психологической и методической) для всех образовательных учреждений.
2. Стандартизация в системе коррекционного образования
на современном этапе
Одним из приоритетных направлений модернизации образования на
современном этапе является создание условий для доступного и
качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Законом «Об образовании», в целях реализации права
каждого человека на образование государственными органами и органами
местного самоуправления, создаются необходимые условия для получения
без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
8методов и способов общения и условия, в максимальной степени
способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том
числе посредством организации инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой
потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного
обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально
развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей,
заданных характером нарушения их физического или психического развития.
Стандартизация коррекционного образования позволит гарантировать
каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья реализацию
права на доступное и качественное образование, соответствующее его
потребностям и возможностям.
Стандартизация в настоящее время широко распространена и стала
объективной реальностью не только в производственной сфере, но также и в
области образования. Под стандартизацией в образовании принято понимать
установление единых требований к результатам образовательной
деятельности в однотипных образовательных учреждениях, не исключающее
многообразия способов их достижения.
Совершенствование библиотечноинформационного образования,
развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее
время невозможно осуществить без применения средств и методов
стандартизации.
Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и
рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты в области
образования позволяют сформировать единые требования, предъявляемые к
выпускникам, добиться высокой степени совместимости учебных планов, что
9в свою очередь ведет к совместимости, унификации и признании дипломов
как в национальном, так и в международном масштабах.
С другой стороны, стандартизация обязывает всех участников учебного
процесса следовать единым правилам, что подавляет творческую инициативу
и лишает свободы выбора, не позволяет оперативно реагировать на изменения
внешней и внутренней среды.
Новые образовательные стандарты для детей с ограниченными
возможностями здоровья рассматриваются в качестве адекватного
современным условиям инструмента инновационного развития
образовательной системы государства и базового инструмента реализации
конституционных прав на образование граждан с особыми образовательными
потребностями.
Концепция специального государственного образовательного стандарта
предусматривает дифференциацию уровней и вариантов образования и
является основой специальных государственных стандартов дошкольного,
школьного образования детей, имеющих различные отклонения в развитии,
обучающихся как в специальном (коррекционном), так и в массовом
образовательном учреждении в условиях интеграции/инклюзии.
В данном документе серьезно прорабатываются такие важные вопросы,
как:
совершенствование нормативноправовой базы обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья,
обеспечение гарантий получения психологомедикопедагогического
сопровождения детьми с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательных учреждениях,
получение на всей территории государства сопоставимых результатов
качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья,
10 обеспечение эффективных механизмов взаимодействия дошкольного,
общего и специального образования,
оказание специальной помощи детям, обучающихся в специальных условиях
или интегрированным в общеобразовательную среду,
дифференциация уровней образования детей с ограниченными
возможностями здоровья,
получение качественных услуг по реабилитации и социализации ребенка с
ограниченными возможностями здоровья,
обеспечение гарантий для детей с ограниченными возможностями здоровья
возможности беспрепятственно переходить из одного типа образовательного
учреждения в другое.
Одновременно проект новых образовательных стандартов для детей с
ограниченными возможностями здоровья предусматривает быстрейшую
модернизацию специального (коррекционного) образования в его структурно
функциональном, содержательном и технологическом аспектах, что является
давно ожидаемым событием для управленцев, педагогов и специалистов,
работающих в системе коррекционного образования.
При этом стандарт рассматривается как неотъемлемая часть
действующего ГОС общего образования, поэтому предмет стандартизации
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
основе совпадает с общим – оба обеспечивают образование ребёнка
развивающегося, образовывающегося, социализирующегося.
Соответственно и здесь предметом стандартизации являются
требования к:
структуре образовательной программы, (в том числе соотношение
обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений) и объем ;
11 условиям реализации образовательных Программ, в том числе кадровые,
финансовые, материальнотехнические и иные условия;
результатам освоения образовательных Программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья на каждой ступени образования.
В то же время предмет стандартизации специфичен, поскольку
адресован разнородной группе обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, имеющих не только общие, но и особые образовательные
потребности. Диапазон различий в развитии разных категорий обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и каждой категории столь велик, что
невозможно планировать единые итоговые достижения всех обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья к моменту завершения очередного
уровня образования. В связи с этим необходимой является дифференциация
итоговых достижений обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, соответствующая широкому диапазону их возможностей.
Таким образом, в стандарте образования детей с ограниченными
возможностями здоровья предметом стандартизации становятся требования
не только к результатам освоения Программ для каждого уровня образования,
но и требования к итоговым достижениям обучающихся к моменту
завершения школьного обучения.
Заключение
В качестве заключения можно сделать выводы о том, что в последнее
время вопросам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
уделяется приоритетное значение.
современной системы специального(коррекционного)
Положительные трансформации
образования
обусловлены следующими факторами:
12 совершенствование государственнообщественных отношений;
социальноэкономические и технические достижения в области помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование законодательства в сфере образования;
поступательное развитие дефектологии, как науки, сочетающей в себе
медицинские основы отклоняющегося развития, специальную психологию и
специальную педагогику;
международное взаимодействие.
В стандарте образования детей с ограниченными возможностями
здоровья предметом стандартизации становятся требования к итоговым
достижениям обучающихся к моменту завершения обучения. Эти требования
могут быть как сопоставимыми, так и не сопоставимыми с итоговыми
достижениями здоровых сверстников:
итоговые достижения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в целом соответствуют требованиям к итоговым достижениям
здоровых сверстников, определяемым уже действующим ГОС, но при этом
оцениваются как с точки зрения освоения «академического» компонента
образования, так и жизненной компетенции ребенка.
итоговые достижения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых
сверстников, определяемым действующим ГОС – предусматривается
значительное сокращение «академического» компонента и специфическое
расширение компонента жизненной компетенции.
Литература
1. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. /
академик РАО, профессор, др пед. наук Н. Н. Малофеев, профессор, д
13р психол. наук О. С. Никольская, членкорр. РАО, д. пед. наук О. И.
Кукушкина, доцент, др психол. наук Е. Л. Гончарова. – М., 2017.
2. Аванесов В.С. Основные направления модернизации образования. –
СПб.: Питер, 2009.
3. Актуальные проблемы сверхнормативного развития и творчества
субъектов образования. Сб. науч. тр. / Под науч. ред. Т. А.
Молодиченко. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008.
4. Днепров Э.Д.
Новейшая политическая история Российского
образования: опыт и уроки. – М.: Мариос, 2011.
5. Евтушенко И.В. Основные направления государственной политики в
области специального (коррекционного) образования // Современные
проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.
6. Молодиченко Т.А. Основные направления развития специального
образования // Экономика образования. – 2015. – № 1.
7. Традиции, инновации и творчество в общем, специальном и высшем
образовании: социоакмеологический и психологопедагогический
аспекты. Сб. науч. тр. / Под науч. ред. Т.А. Молодиченко, Н.В.
Павловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2012.
14