Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
администрации +1
Детсад
02.03.2018
Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.
В предложенном материале выделены наиболее существенные проблемы модернизации системы образования и намечены основные пути их решения. Особое внимание уделено системе специального (коррекционного) образования, которое сегодня нуждается в кардинальной модернизации так же остро, как система общего и высшего образования. Рассматриваются значение и основные направления стандартизации, осуществляемой в настоящее время в системе коррекционного образования.
Основные направления модернизации системы образования.docx
ЛЕКЦИЯ Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе. 1 План Введение …………………………………………………………………………3 1.  Основные направления модернизации системы образования ……………..5 2.   Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе ………………………………………………………………………………8 Заключение ………………………………………………………………………12 Литература 2 Введение О   критической   ситуации   в   образовании   и   о   необходимости модернизации этой сферы  написано немало. По общему мнению, деградация  качества образования, безбрежная коммерциализация этой сферы и связанное с этим ограничение доступности образования стали фактом.  Ухудшением   количественных   и   качественных   характеристик   научно­   ухудшением   материально­технической   базы педагогических   кадров, образовательных   учреждений   характеризуется   и   система   коррекционного образования. В настоящее время детей не лечат, не учат, не просвещают – оказывают услуги. Теория и практика так называемых услуг разрушает все духовное содержание специальной (коррекционной) работы.  Для  выхода  из  кризиса  образовательной  системы  и  ее последующего переформатирования на общенациональное развитие необходимы: ­   отказ   от   потребительского   подхода   к   образованию   исключительно   как коммерческой услуге; ­ восстановление широкого культурно­исторического взгляда на образование как на особый социальный институт, передачи и приумножения национальных ценностей и традиций в процессе воспитания, обучения и развития личности человека; ­ отказ от идеологии прагматизма в определении содержания образования; ­   формирование   новой   образовательной   картины   мира   на   основе фундаментального   научного   знания   и   исторического   опыта   развития 3 государства и духовно­нравственного бытия человека в контексте проблем современной цивилизации; ­   отказ   от   утилитарной   и   примитивной   идеи   «личной   успешности», навязываемой образованию и педагогике сегодня в качестве одной из целей; ­   восстановление   социального   и   профессионального   престижа   и   статуса педагога; ­ сохранение и развитие отечественной системы педобразования. Исходя из этого, основными направлениями государственной политики в области специального (коррекционного) образования являются:  ­ информатизация процессов принятия решений в области совершенствования систем общего и специального образования;  ­ повышение качества функционирования психолого­медико­педагогических комиссий   (ПМПК)   с   целью   адекватного   определения   форм   обучения   и правильного комплектования образовательных организаций всех видов; ­   обеспечение   специальными   условиями   обучающихся   с   ограниченными возможностями здоровья всех категорий для получения ими качественного образования;  ­  создание   условий   для   взаимодействия   образовательных   организаций   всех уровней образования, реализующих инклюзивные подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья;  ­   создание   правовых   и   организационных   условий   для   успешного взаимодействия   образовательных   организаций   дошкольного,   общего   и специального образования, ПМПК, ППМСЦ;  ­   совершенствование   системы   дополнительного   профессионального образования   специалистов,   работающих   с   детьми   с   ограниченными возможностями здоровья, а также повышения квалификации профессорско­ преподавательского состава специальных (дефектологических) факультетов организаций высшего образования;  4 ­   создание   условий   для   участия   в   специальном   образовательном   процессе родителей или лиц, их замещающих;  ­   формирование   положительного   отношения   общества   к   детям   с ограниченными возможностями здоровья, соответствующего Конвенции ООН о правах инвалидов;  ­ проектирование компонентов системы дошкольного, общего и специального образования   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья, соответствующих современным запросам общества. 1.  Основные направления модернизации системы образования При   попытке реальной модернизации системы образования возникает несколько проблем. Как наиболее существенные выделяют три из них: Первая – сохранить то положительное, что имеется в существующей системе.   В   отечественном   образовании   самыми   сильными   сторонами   было общественное   участие   и   помощь   образованных   граждан   педагогу,   доброе отношение к детям, личностный и дифференцированный подход к учебной деятельности,   поощрение   творческой   фантазии   ребенка,   равноправие   всех основных сторон образовательного процесса – детей, родителей, педагогов, общественности и государства.  Вторая   проблема   –   восстановление   утраченного.   Здесь   главными   и, одновременно, больными вопросами являются вопросы зарплаты и повышения социально­экономического   статуса   научно­педагогических   работников, сохранение и передача методического опыта.  Третья   проблема   –   основная:   привести   систему   образования   в соответствие   с   запросами   общества.   Это   и   есть   главная   составляющая модернизации. В развитом обществе запросы выше, в слаборазвитом обществе – ниже. 5 Модернизация   –   это   приведение   сферы   образования   к   современным требованиям   личности,   граждан,   общества   и   государства.   Модернизация достигается посредством создания современной электронной образовательной среды,   умелого   сочетания   прежних   и   новых   технологичных   форм, активизации самостоятельного изучения интересующих учебных дисциплин в доступном для личности объеме. Модернизированное образование становится личностно­центрированным, открытым для научной организации текущего и итогового   контроля,   с   существенным   увеличением   времени   на   выполнение самостоятельной работы. Цель  модернизации   образования – повышение  уровня образованности населения   страны,   повышение   эффективности   и   качества   образовательной деятельности   профессорско­преподавательского   состава   вузов,   педагогов школ   и   иных   образовательных   учреждений,   ускоренное   развитие   элитного образования.   Этой   формулировкой   предполагается   высокая   связь   между уровнем образованности населения и его жизнеспособностью. Система   специального   (коррекционного)   образования   сегодня нуждается в кардинальной модернизации так же остро, как система общего и высшего образования. Во­первых,   коррекционные   учреждения   нуждаются   в   перестройке содержания   образования   в   направлении   внедрения   компетентностного подхода,   что   влечет   за   собой,   в   частности,   создание   инновационного   различных методического   инструментария   (учебников,   пособий, методических разработок) для обеспечения не только процессов обучения и воспитания,   но   и   развития   личности   и   более   широкого   просвещения школьников. Особую роль в этом должен сыграть процесс компьютеризации специальных дошкольных учреждений и школ. Во­вторых,   необходимо   перестроить   подготовку   дефектологов   на соответствующих   факультетах   вузов   в   русле   новой   образовательной 6 парадигмы,   в   соответствии   с   которой   образование   является   средством, совокупностью   процессов   обучения,   воспитания,   развития   и   просвещения, которые  должны   стимулировать   будущих   олигофренопедагогов,  логопедов, сурдо­   и   тифлопедагогов,   специальных   психологов   к   непрерывному самообразованию в профессиональной деятельности.  В­третьих, методической основой модернизации системы специального образования должна стать универсальная для современного общества идея о народосбережении и развитии, что на практике предполагает, прежде всего, внедрение   экологически   обоснованных   образовательных   технологий, сберегающих   и   развивающих   физическое,   психическое   и   психологическое здоровье.    В­четвертых, наступила пора создания на базе каждого коррекционного учреждения   научных   подразделений,   в   составе   которых   должны   работать ученые­дефектологи   соответствующих   специальностей   и   исследователи­ практики   из   педагогического   коллектива   этого   учреждения.   Как   известно, этот   процесс   уже   начал   осуществляться,   но   встречает   более   или   менее жёсткое сопротивление у руководителей специального образования (районных и  областных).  Основная причина –  недостаточное  материальное  оснащение всей системы образования и, главное, – отсутствие дополнительных средств на инновационные процессы, которые, как известно, не поддаются точному планированию,   ибо   творчество   –   феномен   почти   не   прогнозируемый   (по сравнению   с   таким   процессом,   как   формирование   мастерства,   который поддается управлению). В­пятых,   в   современной   модернизации   специального   образования   не может   не   учитываться   общая   тенденция   усиления   психологического сопровождения   формирования   личности   в   образовательных   процессах,   по причине особой сложности и глубины дефектологических проблем, а также широты их распространения (достаточно сказать, что 80­86 % современных 7 новорожденных   детей   отклоняются   от   средней   нормы   физического   и психического развития). Они в недалеком будущем пополнят ряды клиентов и пациентов   специальных   психологов   и   психотерапевтов.   Таким   образом, помощь дефектологов (в том числе, специальных психологов) таким детям становится с каждым годом все более востребованной. В­шестых,   по   большому   счету,   следует   отметить,   что   не   только   в коррекционных   учреждениях   необходимо   введение   профессиональной помощи   дефектологам,   но   речь   должна   идти,   по   мнению   современных исследователей   данной   проблемы,   о   создании   дефектологической   службы (психологической и методической) для всех образовательных учреждений. 2.  Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе Одним   из   приоритетных   направлений   модернизации   образования   на современном   этапе   является   создание   условий   для   доступного   и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В   соответствии   с   Законом   «Об   образовании»,   в   целях   реализации   права каждого   человека   на   образование   государственными   органами   и   органами местного   самоуправления,   создаются   необходимые   условия   для   получения без   дискриминации   качественного   образования   лицами   с   ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических   подходов   и   наиболее   подходящих   для   этих   лиц   языков, 8 методов   и   способов   общения   и   условия,   в   максимальной   степени способствующие   получению   образования   определенного   уровня   и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе   посредством   организации   инклюзивного   образования   лиц   с ограниченными возможностями здоровья.  Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения   и   воспитания   –   удовлетворения   как   общих   с   нормально развивающимися   детьми,   так   и   их   особых   образовательных   потребностей, заданных характером нарушения их физического или психического развития.  Стандартизация   коррекционного   образования   позволит   гарантировать каждому   ребенку   с   ограниченными   возможностями   здоровья   реализацию права   на   доступное   и   качественное   образование,   соответствующее   его потребностям и возможностям. Стандартизация   в   настоящее   время   широко   распространена   и   стала объективной реальностью не только в производственной сфере, но также и в области образования. Под стандартизацией в образовании принято понимать установление   единых   требований   к   результатам   образовательной деятельности в однотипных образовательных учреждениях, не исключающее многообразия способов их достижения. Совершенствование   библиотечно­информационного   образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время   невозможно   осуществить   без   применения   средств   и   методов стандартизации. Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты в области образования позволяют сформировать единые требования, предъявляемые к выпускникам, добиться высокой степени совместимости учебных планов, что 9 в свою очередь ведет к совместимости, унификации и признании дипломов как в национальном, так и в международном масштабах. С другой стороны, стандартизация обязывает всех участников учебного процесса следовать единым правилам, что подавляет творческую инициативу и лишает свободы выбора, не позволяет оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.  Новые   образовательные   стандарты   для   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   рассматриваются   в   качестве   адекватного современным   условиям   инструмента   инновационного   развития образовательной   системы   государства   и   базового   инструмента   реализации конституционных прав на образование граждан с особыми образовательными потребностями.  Концепция специального государственного образовательного стандарта предусматривает   дифференциацию   уровней   и   вариантов   образования   и является   основой   специальных   государственных   стандартов   дошкольного, школьного образования детей, имеющих различные отклонения в развитии, обучающихся   как   в   специальном   (коррекционном),   так   и   в   массовом образовательном учреждении в условиях интеграции/инклюзии. В данном документе серьезно прорабатываются такие важные вопросы, как: ­   совершенствование   нормативно­правовой   базы   обучения   детей   с ограниченными возможностями здоровья, ­   обеспечение   гарантий   получения   психолого­медико­педагогического сопровождения   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в общеобразовательных учреждениях, ­   получение   на   всей   территории   государства   сопоставимых   результатов качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, 10 ­   обеспечение   эффективных   механизмов   взаимодействия   дошкольного, общего и специального образования, ­ оказание специальной помощи детям, обучающихся в специальных условиях или интегрированным в общеобразовательную среду, ­   дифференциация   уровней   образования   детей   с   ограниченными возможностями здоровья, ­ получение качественных услуг по реабилитации и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ­ обеспечение гарантий для детей с ограниченными возможностями здоровья возможности беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое. Одновременно проект новых образовательных стандартов для детей с ограниченными   возможностями   здоровья   предусматривает   быстрейшую модернизацию специального (коррекционного) образования в его структурно­ функциональном, содержательном и технологическом аспектах, что является давно   ожидаемым   событием   для   управленцев,   педагогов   и   специалистов, работающих в системе коррекционного образования. При   этом   стандарт   рассматривается   как   неотъемлемая   часть действующего   ГОС   общего   образования,   поэтому   предмет   стандартизации образования   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в основе   совпадает   с   общим   –   оба   обеспечивают   образование   ребёнка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося.  Соответственно   и   здесь   предметом   стандартизации   являются требования к: ­   структуре   образовательной   программы,   (в   том   числе   соотношение обязательной   части   основной   образовательной   программы   и   части, формируемой участниками образовательных отношений) и объем ; 11 ­ условиям реализации образовательных Программ, в том числе кадровые, финансовые, материально­технические и иные условия; ­   результатам   освоения   образовательных   Программ   обучающимися   с ограниченными возможностями здоровья на каждой ступени образования. В   то   же   время   предмет   стандартизации   специфичен,   поскольку адресован разнородной группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,   имеющих   не   только   общие,   но   и   особые   образовательные потребности. Диапазон различий в развитии разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и каждой категории столь велик, что невозможно планировать единые итоговые достижения всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к моменту завершения очередного уровня образования. В связи с этим необходимой является дифференциация итоговых   достижений   обучающихся   с   ограниченными   возможностями здоровья, соответствующая широкому диапазону их возможностей.  Таким   образом,   в   стандарте   образования   детей   с   ограниченными возможностями здоровья предметом стандартизации становятся требования не только к результатам освоения Программ для каждого уровня образования, но   и   требования   к   итоговым   достижениям   обучающихся   к   моменту завершения школьного обучения. Заключение В качестве заключения можно сделать выводы о том, что в последнее время   вопросам   помощи   детям   с   ограниченными   возможностями   здоровья уделяется   приоритетное   значение. современной   системы   специального(коррекционного)   Положительные   трансформации   образования обусловлены следующими факторами: 12 ­ совершенствование государственно­общественных отношений;  ­   социально­экономические   и   технические   достижения   в   области   помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;  ­ совершенствование законодательства в сфере образования;  ­   поступательное   развитие   дефектологии,   как   науки,   сочетающей   в   себе медицинские основы отклоняющегося развития, специальную психологию и специальную педагогику;  ­ международное взаимодействие. В   стандарте   образования   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья   предметом   стандартизации   становятся   требования   к   итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения обучения. Эти требования могут   быть   как   сопоставимыми,   так   и   не   сопоставимыми   с   итоговыми достижениями здоровых сверстников: ­   итоговые   достижения   обучающихся   с   ограниченными   возможностями здоровья   в   целом   соответствуют   требованиям   к   итоговым   достижениям здоровых сверстников, определяемым уже действующим ГОС, но при этом оцениваются   как   с   точки   зрения   освоения   «академического»   компонента образования, так и жизненной компетенции ребенка. ­   итоговые   достижения   обучающихся   с   ограниченными   возможностями здоровья не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников,   определяемым   действующим   ГОС   –   предусматривается значительное   сокращение   «академического»   компонента   и   специфическое расширение компонента жизненной компетенции. Литература 1. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   / академик РАО, профессор, д­р пед. наук Н. Н. Малофеев, профессор, д­ 13 р психол. наук О. С. Никольская, член­корр. РАО, д. пед. наук О. И. Кукушкина, доцент, д­р психол. наук Е. Л. Гончарова. – М., 2017. 2. Аванесов   В.С.   Основные   направления   модернизации   образования.   – СПб.: Питер, 2009. 3. Актуальные   проблемы   сверхнормативного   развития   и   творчества субъектов   образования.   Сб.   науч.   тр.   /   Под   науч.   ред.   Т.   А. Молодиченко. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. 4. Днепров   Э.Д.   Новейшая   политическая   история   Российского образования: опыт и уроки. – М.: Мариос, 2011. 5. Евтушенко   И.В.   Основные   направления   государственной   политики   в области   специального   (коррекционного)   образования   //   Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. 6. Молодиченко   Т.А.   Основные   направления   развития   специального образования // Экономика образования. – 2015. – № 1. 7. Традиции,   инновации   и   творчество   в   общем,   специальном   и   высшем образовании:   социоакмео­логический   и   психолого­педагогический аспекты.   Сб.   науч.   тр.   /   Под   науч.   ред.   Т.А.   Молодиченко,   Н.В. Павловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2012.  14

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования на современном этапе.

Лекция на тему: Основные направления модернизации  системы образования. Стандартизация в системе коррекционного образования  на современном этапе.
скачать по прямой ссылке
Похожие публикации:

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ