В предложенном материале анализируются теоретико-методологические основы специальной педагогики и психологии, исследуется специальная педагогика и психология как наука; рассматривается современная система специальных образовательных услуг. Особое внимание уделено современным образовательным технологиям в специальном (коррекционном) образовании. Предназначена для воспитателей и специалистов (логопедов, дефектологов) системы дошкольного коррекционного образования.
ЛЕКЦИЯ
Актуальные проблемы теории
образовательной деятельности.
Современные образовательные технологии.
1План
Введение …………………………………………………………………………3
1. Теоретикометодологические основы специальной педагогики и психологии
……………………………………………………………………....4
2. Специальная педагогика и психология как наука ………………………….8
3. Современная система специальных образовательных услуг ……………13
4. Современные образовательные технологии в специальном (коррекционном)
образовании …………………………………………………16
Заключение ………………………………………………………………………18
Литература
2Введение
Состояние системы специального образования, как и всего образования
в целом, в период 90х годов принято определять как кризис государственной
системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как
науки. В последние годы были разомкнуты рамки изолированной системы
обучения аномальных детей,
устранены социальнополитические и
идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального
образования как системы помощи и развивающегося образования.
Многие специалисты соглашаются с тем, что термин «дефектология»
достаточно некорректен сегодня и применительно к названию
соответствующей сферы знания, и применительно к системе соответствующих
фактов и явлений педагогической действительности. Уходят в прошлое
термины «дефективные дети», «аномальные дети». «Дети с особыми
образовательными потребностями» – это выражение в большей степени
отражает сущность обозначаемого явления, как и выражение «дети с
ограниченными возможностями здоровья».
Появление терминов «специальная психология» и «коррекционная
педагогика» – очевидный факт гуманизации педагогического образования.
Педагог будет ориентирован на детей с нарушенным развитием, имеющих
вследствие этого ограниченные возможности жизнедеятельности, проблемы в
обучении, общении, социальном взаимодействии. Значимость этой сферы
возрастет в ближайшем будущем в связи с интенсификацией процесса
интеграции / инклюзивности образования.
3Примером
условиях
общеобразовательного учреждения является открытие специальных
интегрированного
обучения
в
дошкольных групп или классов: выравнивания для детей с задержкой
психического развития и компенсирующего обучения для детей группы риска,
дошкольных групп и классов для детей с ослабленным здоровьем, групп и
классов педагогической поддержки.
1. Теоретикометодологические основы специальной педагогики
и психологии
На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания
детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии.
Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях
изучались с клинических, психологических и педагогических позиций.
С 90х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных
направлений: специальной педагогики и специальной психологии.
Понятие «специальная педагогика» – общепринятый педагогический
термин, который является составной частью педагогики. Содержанием
специальной педагогики являются теория и практика образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья, имеющими особые образовательные
потребности.
Как составная часть педагогики специальная педагогика имеет общие с
ней теоретические основы и базу общепедагогических терминов. Однако за
продолжительное время существования у специальной педагогики появилась
собственная терминология и свой понятийный аппарат. В самом начале в
специальной педагогике как науке использовались медицинские термины,
обозначающие анатомофизиологические проявления патологии (этиологии и
симптоматики). Понятийную базу специальной педагогики составляли также
психологические термины, связанные с таким психологическим явлением, как
4диагностика, которая в специальной педагогике приобретает более широкий
социокультурный аспект.
Таким образом, педагогические, медицинские, психологические
понятия послужили научной основой такой динамичной системы, как
специальная педагогика, которая, развиваясь, увеличивала и создавала новые
научные знания в содружестве с другими науками: медициной, психологией,
культурологией.
Современная теория отечественной специальной педагогики обрела как
собственные понятия, так и термины, позволяющие включиться в
международные интеграционные процессы в области образования. Задачей
современной специальной педагогики в этом аспекте является продолжение
поиска собственных педагогических понятий, отражающих специфику своего
образовательного содержания, оказания педагогической помощи, специальных
образовательных услуг, которые человек с ограниченными возможностями
здоровья может выбирать и принимать совместно с медицинским и социально
педагогическим сопровождением.
В основе социокультурной концепции специальной педагогики лежат
научные воззрения, основывающиеся на положении о том, что о нарушенном
развитии (отклонении в развитии) можно говорить тогда, когда имеется
несоответствие возможностей ребенка образовательному нормативу и
общепринятым нормам поведения в обществе, т.е. об ограниченных
психофизических и социальных возможностях. Специальная педагогика
использует такие понятия, как «лица с ограниченными возможностями
здоровья» и, применительно к обучаемым, «лица с особыми образовательными
Последнее напрямую связано с ограничениями
потребностями».
возможностей ребенка с отклонениями в развитии в общеобразовательном
процессе, что вызывает у него особые потребности в специальной
5(специализированной) педагогической помощи, позволяющей преодолевать
возникающие затруднения.
Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное
образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями
здоровья создаются специальные условия.
Специальные условия для получения образования (специальные
образовательные условия) – условия обучения (воспитания), в том числе
специальные образовательные программы и методы обучения,
индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а
также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых
невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных
образовательных программ лицами с ограниченными возможностями
здоровья.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение –
образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Методологической основой специальной педагогики является
диалектический метод познания. Определяя общее направление научного
исследования – от описания явлений к проникновению в их сущность, –
диалектика рассматривает явления всесторонне, в их взаимосвязи и
единстве и борьбе
взаимообусловленности;
противоположностей. Опора на диалектический метод позволяет продуктивно
в их развитии,
разрабатывать общенаучную и конкретнонаучную методологию.
При изучении и коррекции выявленных нарушений специальная
педагогика опирается на учение о взаимодействии речи и мышления, на
теоретические положения о соотношении общих и специфических
закономерностей в развитии аномального ребенка, о связи развития речи с
6деятельностью, о взаимодействии внешних и внутренних факторов в процессе
психического и речевого развития, о движущих силах психического развития.
В целях решения важнейших проблем выявленных нарушений и их
коррекций в специальной педагогике используются принципы и методы,
базирующиеся на диалектической методологии. Исходя из этого, специальная
педагогика опирается на следующие основные принципы: системность,
комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений во взаимосвязи с
другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход,
онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов
(этиопатогенетический принцип), учет симптоматики нарушения и структуры
дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают
дидактические принципы: наглядность,
индивидуальный подход и др.
доступность,
сознательность,
Теоретикометодологическая концепция,
разработанная Л.С.
Выготским, явилась научной основой специальной психологии. Предметом
исследований Л. С. Выготского в области специальной психологии были
вопросы природы, сущности и компенсации дефекта, а также вопросы
обучения и воспитания различных категорий аномальных детей.
Принципиально важными в методологическом плане являются
выдвинутые ученым идеи о компенсаторных возможностях аномального
ребенка, положение о ведущей роли обучения в развитии, вывод о значении
коллективных форм деятельности (учебной, игровой, трудовой) в
становлении личности, проблема соотношения аффекта и интеллекта.
Понимание Л. С. Выготским природы и сущности аномального развития
отличалось от широко распространенного в то время биологизаторского
подхода к дефекту. В структуре дефекта Л. С. Выготский выделил первичный
(биологический по природе) дефект и вторичный, социальный, вызванный
7изменением отношений ребенка со средой. Вторичный дефект и является
предметом психологической коррекции.
Уже в двадцатые годы прошлого века Л.С. Выготский выдвинул и
обосновал необходимость социальной компенсации как задачу
первостепенной значимости. Важным положением в теории компенсации было
положение о создании обходных путей развития аномального ребенка. По
мнению Л. С. Выготского, создание обходных путей развития есть «альфа и
омега» специальной педагогики.
Идеи Л. С. Выготского сохраняют свое теоретическое и практическое
значение, продолжают разрабатываться в рамках специальной психологии и в
настоящее время.
2. Специальная педагогика и психология как наука
Специальная педагогика, как и специальная психология, входят в состав
дефектологии – комплексной научной дисциплины, изучающей специфику
развития детей с особенностями физического и психического развития и
закономерности их воспитания и обучения.
Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с
отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, выполненное
Малофеевым,
Н.Н.
разграничивающие пять периодов эволюции:
позволило выделить переломные моменты,
1. Первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости
заботиться о людях с отклонениями в развитии (18 в. В России);
2. Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с
отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части
из них (нач. 19 в.);
83. Третий период – от осознания возможности к осознанию целесообразности
обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно
отсталых (30е годы 20 в.);
4. Четвертый период – от осознания необходимости обучения части
аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных
детей (5090 годы);
5. Пятый период – от изоляции к интеграции (с 90х годов, наше время).
Специальная педагогика – это наука, изучающая сущность,
тенденции управления процессом развития
закономерности,
индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями
здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах
воспитания и обучения.
Объект специальной педагогики – специальное образование лиц с
особыми образовательными потребностями как социокультурный,
педагогический феномен.
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе
специального образования, является человек с ограниченными возможностями
здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые
образовательные потребности.
Предмет специальной педагогики – теория и практика специального
образования, включающие в себя изучение особенностей развития и
возможности
образования человека,
имеющего ограниченные
жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как
личности, использование этого знания для нахождения наилучших путей,
средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических
недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем
организма, а также образование такого человека в целях его социальной
9адаптации и интеграции в общество и обеспечения для него возможности
максимально независимой жизни.
Имея с общей педагогикой единую конечную цель – достижение
развивающейся личностью социализации и самореализации, – специальная
педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с
ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им
максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как
высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
Специальная педагогика имеет систему целей, без достижения которых
невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными
возможностями. К числу целей более общего уровня относятся коррекция
недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитации
(применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, в
первую очередь социальная и личностная. К специфическим конкретным
целям можно отнести и компоненты личностной реабилитации: воспитание
чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности,
маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных
форм социального поведения и некоторые другие.
Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую
систему задач:
– изучает педагогические закономерности развития личности в условиях
ограниченных возможностей жизнедеятельности;
– в соответствии со структурой нарушения и социальноличностными
условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные
возможности конкретного человека с конкретным нарушением;
– определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц
с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;
10– изучает закономерности специального образования, существующие
педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями,
прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем;
– разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы,
технологии, организационные условия специального образования;
– разрабатывает и реализует образовательные коррекционнопедагогические,
компенсационные и реабилитационные программы образования лиц с
ограниченными возможностями;
– изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования,
абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями
на различных ступенях жизненного цикла человека;
– разрабатывает и реализует программы профориентации,
профконсультирования, профессиональной подготовки, социальнотрудовой
адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью;
– взаимодействует с социальной педагогикой но проблемам, относящимся к
людям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и
выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта;
– исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы
профилактики возникновения нарушений развития;
– совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию
интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет
психологопедагогическую подготовку родителей, имеющих детей с
ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Цели и задачи педагогического процесса должны опираться на основные
правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и
поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, т.е. на
педагогические принципы. Принципы способствуют интеграции различных
средств, форм, методов и приемов в целостную систему, определяют
11стратегическое направление целостного подхода к решению задач
специальной педагогики.
Специальная психология – область психологии развития, изучающая
особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом
возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или
функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном
своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его
социальнопсихологическую адаптацию, включение в образовательное
пространство и дальнейшее самоопределение.
Специальная психология может быть охарактеризована как одна из
Термин
старейших прикладных отраслей психологической науки.
«прикладная психология» следует понимать буквально, как систему
использования психологических знаний в решении конкретных проблем
практической деятельности человека. Прикладной характер специальной
психологии, как и ее название, раскрывается через ее исторические связи со
специальной (коррекционной) педагогикой. Именно возникновение и развитие
системы специального (коррекционного) образования стало одним из
определяющих, хотя далеко и не единственным фактором в возникновении
специальной психологии.
Объектом изучения
специальной психологии являются
психофизические особенности детей с проблемами в развитии.
Предметом специальной психологии являются теоретические и
практические вопросы изучения детей этой категории.
Современная специальная психология представлена несколькими
отраслями, формировавшимися в разное время. В состав специальной
психологии входят: психология лиц с нарушением зрения, слуха, речи,
опорнодвигательного аппарата (ОДА), интеллекта, эмоциональноволевой и
поведенческой сфер, а также психология детей с задержкой психического
12развития (ЗПР) и психология лиц со сложными (коморбидными) недостатками
в развитии.
Современная специальная психология видит свои главные задачи в
следующем:
в выявлении общих и специфических закономерностей психического
развития ребенка с проблемами в сравнении с нормально развивающимся;
в изучении особенностей развития отдельных видов познавательной
деятельности людей с различными типами нарушений;
в изучении закономерностей развития личности человека с ограниченными
возможностями жизнедеятельности;
в разработке диагностических методик и способов психологической
коррекции различных типов нарушений психического развития;
в изучении психологических проблем интеграции и интегрированного
(совместного со здоровыми сверстниками) обучения;
в психологическом обосновании наиболее эффективных путей и методов
педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с
различными нарушениями.
Таким образом, в центре внимания специальной педагогики и
психологии как науки находятся теперь уже не особенности психического
развития детей с теми или иными аномалиями, а потребности конкретного
ребенка с особенностями в развитии в создании оптимального
индивидуального образовательного маршрута, позволяющего сохранить
ребенка в семье, максимально интегрировать в сообщество обычных
сверстников и обеспечить ему адекватную специальную психолого
педагогическую поддержку.
3. Современная система специальных образовательных услуг
13Организация специального образования в настоящее время
осуществляется в учреждениях, обеспечивающих получение специального
образования; на дому; в условиях организаций здравоохранения; в условиях
учреждений социального обслуживания.
Современная система специальных образовательных услуг включает:
Медикосоциальнопедагогический патронаж, под которым понимается
особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных
восстановительным лечением,
проблем,
связанных с выживанием,
специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением
подрастающего человека как личности. Медикосоциальнопедагогический
патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной
реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с
отклонениями в развитии. Он представляет собой единство диагностики,
информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута,
проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной
помощи в реализации планов. Осуществляется медикосоциальными
учреждениями и службами.
Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются
актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как в
России, так и во всем мире. Известные в мировой практике программы ранней
помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и
детей до З лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет.
В России также имеется ряд методических разработок (Е.М.Матюковой, Е.А.
Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В .Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.),
представляющих программы ранней диагностики и психологопедагогической
помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для
практического применения в психологомедикосоциальных центрах,
психологомедикопедагогических консультациях (ПМПК).
14Система государственного специального образования включает в себя
дошкольные образовательные учреждения специального назначения: ясли
сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при
ясляхсадах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при
специальных школах и школахинтернатах. Комплектование учреждений
происходит по принципу ведущего отклонения в развитии.
Система специального образования имеет как вертикальную, так и
горизонтальную структуру.
Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях
учащихся и ступенях общеобразовательных программ и состоит из 5 уровней:
1. Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет).
2. Дошкольный период (от 3 до 6—7 лет).
3. Период обязательного обучения (от 6—7 до 16 лет).
4. Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18
лет и вплоть до 21 года — для незрячих, глухих, с нарушением опорно
двигательного аппарата).
5. Период обучения и переподготовки взрослыхинвалидов.
Горизонтальная структура учитывает уровень психофизического
развития ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер
нарушения. Варианты обучения в системе специального образования
определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития
и познавательными возможностями учащегося.
Система специального (коррекционного) образования Приднестровской
Молдавской Республики обеспечивает лицам с ограниченными
возможностями здоровья получение образования в соответствии с их
способностями и возможностями и в адекватной их здоровью среде обучения.
В организациях специального (коррекционного) образования обучаются дети с
нарушением слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с
15тяжелыми нарушениями речи. В организациях общего образования работают
специальные (коррекционные) классы, в организациях дошкольного
образования – специальные (коррекционные) группы.
В Республике функционирует 13 специальных (коррекционных)
организаций образования различных видов (3 государственных, 10
муниципальных):
9 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений: 6
школинтернатов (3 государственных, 3 муниципальных), 3 комплекса
«Общеобразовательная школа – детский сад»;
3 организации дошкольного образования компенсирующего вида;
1 специальный (коррекционный) детский сад.
(коррекционных)
12 специальных
организаций образования
расположены в городской местности и 1 в сельской.
Для детей с тяжелыми сложными нарушениями развития в республике
функционирует Центр реабилитации дневного пребывания: МУ «Центр
социальнопсихологической реабилитации детей с особыми потребностями
жизнедеятельности» г. Дубоссары, ГУ «Центр реабилитации детей с
ограниченными возможностями» г. Бендеры.
В организациях общего образования республики функционирует 5
классов компенсирующего обучения для детей, испытывающих затруднения в
освоении общеобразовательных программ, в них обучается 86 учащихся.
с каждым годом
Количество классов компенсирующего обучения
сокращается.
В организациях дошкольного образования комбинированного вида
действует 92 специальные (коррекционные) группы с общим количеством
1177 детей. Это дети с нарушениями речи, зрения, интеллекта, опорно
двигательного аппарата и задержкой психического развития.
16В организациях общего образования функционирует 30 логопедических
пунктов, в которых оказывается логопедическая помощь 1045 учащимся с
различными речевыми нарушениями.
4. Современные образовательные технологии в специальном
(коррекционном) образовании
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие
педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов,
применяемых в какомлибо деле, мастерстве, искусстве. Сегодня
насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий в коррекционном
образовании можно отнести:
личностно ориентированное обучение;
коллективную систему обучения;
проблемное обучение;
исследовательские методы в обучении;
проектные методы обучения;
технологию использования в обучении игровых методов;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационнокоммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
развивающее обучение.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей
образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных,
бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.
Обучающийся в этой технологии не просто субъект, но субъект
приоритетный; он цель образовательной системы.
17Технология разноуровнего обучения – если каждому ученику отводить
необходимое ему время, соответствующее личным способностям и
возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного
ядра учебной программы.
Технология коллективного взаимообучения – при работе по этой
технологии используют два вида пар: статическую и динамическую.
Технология сотрудничества – предполагает обучение в малых группах.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто
помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Технология перспективно опережающего обучения – ее основными
концептуальными положениями можно назвать личностный подход;
нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении;
предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками;
дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого.
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не
только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций,
какойто вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается
и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной
специальной (коррекционной) школе, делающей ставку на активизацию
учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельной технологии;
как элемент педагогической технологии;
в качестве формы урока или его части;
во внеклассной работе.
Технологии проблемного обучения – основаны на получении
обучающимися новых знаний при решении теоретических и практических
задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
18Методика развивающего обучения – это принципиально иное
построение учебной' деятельности, ничего общего не имеющей с
репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании.
Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка
превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика.
Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения
ориентированы на всестороннее развитие ребенка, в том числе – с особыми
образовательными потребностями.
Заключение
Состояние системы специального образования в период 1990х гг.
принято определять как кризис государственной системы специального
образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого
характерны следующие явления:
– социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с
дефектом;
– охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей,
«выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в развитии;
– отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными
нарушениями;
– жесткость и безвариативность форм получения образования;
– преобладание образовательного стандарта над развитием личности ребенка;
В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс
между обучением и развитием.
В последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства, в
экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки
изолированной системы обучения аномальных детей, устранены социально
политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы
19специального образования как системы помощи и развивающего образования:
были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви
над аномальными детьми. В Законе «Об образовании» провозглашена свобода
выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение
новых форм образовательных структур.
Таким образом, принципиально изменился социальный заказ, возникла
необходимость научнометодически обеспечить новые социальные установки
на всех уровнях, во всех аспектах социальной (коррекционной) педагогики и
психологии как науки.
Литература
1. Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с
нарушениями развития. – СПб.: Образование, 2005.
2. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. /
Л.С.
3. Выготский. – М.: Наука, 1983.
4. Ивлева И.Д. Психологопедагогическое сопровождение как базовый
// Коррекционная
инструмент работы с особенными детьми.
педагогика. – 2004. – № 12.
5. Маклаков М.И. Специфика коррекционного образования в России:
сравнительный анализ. // Вопросы образования. – 2002. – № 4.
6. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и
поведения умственно отсталого школьника. – Спб.: Речь, 2009.
7. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального
образования в России: результаты исследования как основа для
построения программы развития.
– М.: Издво Института
коррекционной педагогики РАО, 2006.
208. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие. /
Трофимова Н.М., Трофимова Н.Б., Дуванова С.П., Пушкина Т.Ф. –
СПб.: Питер, 2011.
9. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. – М.:
Сфера, 2005.
10. Специальная педагогика: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев,
Д.И. Чемоданова, Л.В. Кузнецова, Е.А. Орлова, Л.В. Соловьева; под
ред. Л.В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – М.: Юрайт, 2014.
21