Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.
Оценка 5

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Оценка 5
Лекции
docx
дефектология
Детсад
02.03.2018
Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.
В предложенном материале анализируются теоретико-методологические основы специальной педагогики и психологии, исследуется специальная педагогика и психология как наука; рассматривается современная система специальных образовательных услуг. Особое внимание уделено современным образовательным технологиям в специальном (коррекционном) образовании. Предназначена для воспитателей и специалистов (логопедов, дефектологов) системы дошкольного коррекционного образования.
Актуальные проблемы теории образовательной деятельности.docx
ЛЕКЦИЯ Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии. 1 План Введение …………………………………………………………………………3 1. Теоретико­методологические основы специальной педагогики и психологии ……………………………………………………………………....4 2.  Специальная педагогика и психология как наука ………………………….8 3.   Современная система специальных образовательных услуг ……………13 4. Современные образовательные технологии в специальном (коррекционном) образовании …………………………………………………16 Заключение ………………………………………………………………………18 Литература 2 Введение Состояние системы специального образования, как и всего образования в целом, в период 90­х годов принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки.   В   последние   годы   были   разомкнуты   рамки   изолированной   системы обучения   аномальных   детей,   устранены   социально­политические   и идеологические   барьеры,   сдерживающие   развитие   системы   специального образования как системы помощи и развивающегося образования. Многие специалисты соглашаются с тем, что термин «дефектология» достаточно   некорректен   сегодня   и   применительно   к   названию соответствующей сферы знания, и применительно к системе соответствующих фактов   и   явлений   педагогической   действительности.   Уходят   в   прошлое термины   «дефективные   дети»,   «аномальные   дети».   «Дети   с   особыми образовательными   потребностями»   –   это   выражение   в   большей   степени отражает   сущность   обозначаемого   явления,   как   и   выражение   «дети   с ограниченными возможностями здоровья». Появление   терминов   «специальная   психология»   и   «коррекционная педагогика»   –   очевидный   факт   гуманизации   педагогического   образования. Педагог   будет   ориентирован   на   детей   с   нарушенным   развитием,   имеющих вследствие этого ограниченные возможности жизнедеятельности, проблемы в обучении,   общении,   социальном   взаимодействии.     Значимость   этой   сферы возрастет   в   ближайшем   будущем   в   связи   с   интенсификацией   процесса интеграции / инклюзивности образования.  3 Примером   условиях общеобразовательного   учреждения   является   открытие   специальных интегрированного   обучения   в   дошкольных   групп   или   классов:   выравнивания   для   детей   с   задержкой психического развития и компенсирующего обучения для детей группы риска, дошкольных групп и классов для детей с ослабленным здоровьем, групп и классов педагогической поддержки. 1.  Теоретико­методологические основы специальной педагогики  и психологии На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения   в   развитии   психики   в   дефектологических   исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций. С 90­х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии. Понятие   «специальная   педагогика»   –   общепринятый   педагогический термин,   который   является   составной   частью   педагогики.   Содержанием специальной   педагогики   являются   теория   и   практика   образования   лиц   с ограниченными возможностями здоровья, имеющими особые образовательные потребности. Как составная часть педагогики специальная педагогика имеет общие с ней теоретические основы и базу общепедагогических терминов. Однако за продолжительное время существования у специальной педагогики появилась собственная   терминология   и   свой   понятийный   аппарат.   В   самом   начале   в специальной   педагогике   как   науке   использовались   медицинские   термины, обозначающие анатомо­физиологические проявления патологии (этиологии и симптоматики). Понятийную базу специальной педагогики составляли также психологические термины, связанные с таким психологическим явлением, как 4 диагностика, которая в специальной педагогике приобретает более широкий социокультурный аспект.  Таким   образом,   педагогические,   медицинские,   психологические понятия   послужили   научной   основой   такой   динамичной   системы,   как специальная педагогика, которая, развиваясь, увеличивала и создавала новые научные знания в содружестве с другими науками: медициной, психологией, культурологией. Современная теория отечественной специальной педагогики обрела как собственные   понятия,   так   и   термины,   позволяющие   включиться   в международные   интеграционные   процессы   в   области   образования.   Задачей современной специальной педагогики в этом аспекте является продолжение поиска собственных педагогических понятий, отражающих специфику своего образовательного содержания, оказания педагогической помощи, специальных образовательных   услуг,   которые   человек   с   ограниченными   возможностями здоровья может выбирать и принимать совместно с медицинским и социально­ педагогическим сопровождением. В   основе   социокультурной   концепции   специальной   педагогики   лежат научные воззрения, основывающиеся на положении о том, что о нарушенном развитии   (отклонении   в   развитии)   можно   говорить   тогда,   когда   имеется несоответствие   возможностей   ребенка   образовательному   нормативу   и общепринятым   нормам   поведения   в   обществе,   т.е.   об   ограниченных психофизических   и   социальных   возможностях.   Специальная   педагогика использует   такие   понятия,   как   «лица   с   ограниченными   возможностями здоровья» и, применительно к обучаемым, «лица с особыми образовательными   Последнее   напрямую   связано   с   ограничениями потребностями». возможностей   ребенка   с   отклонениями   в   развитии   в   общеобразовательном процессе,   что   вызывает   у   него   особые   потребности   в   специальной 5 (специализированной)   педагогической   помощи,   позволяющей   преодолевать возникающие затруднения. Специальное   образование   –   дошкольное,   общее   и   профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия. Специальные   условия   для   получения   образования   (специальные образовательные   условия)   –   условия   обучения   (воспитания),   в   том   числе специальные   образовательные   программы   и   методы   обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных   программ   лицами   с   ограниченными   возможностями здоровья. Специальное   (коррекционное)   образовательное   учреждение   – образовательное   учреждение,   созданное   для   лиц   с   ограниченными возможностями здоровья. Методологической   основой   специальной   педагогики   является диалектический   метод   познания.   Определяя   общее   направление   научного исследования   –   от   описания   явлений   к   проникновению   в   их   сущность,   – диалектика   рассматривает   явления   всесторонне,   в   их   взаимосвязи   и   единстве   и   борьбе взаимообусловленности; противоположностей. Опора на диалектический метод позволяет продуктивно   в   их   развитии, разрабатывать общенаучную и конкретно­научную методологию. При   изучении   и   коррекции   выявленных   нарушений   специальная педагогика   опирается   на   учение   о   взаимодействии   речи   и   мышления,   на теоретические   положения   о   соотношении   общих   и   специфических закономерностей в развитии аномального ребенка, о связи развития речи с 6 деятельностью, о взаимодействии внешних и внутренних факторов в процессе психического и речевого развития, о движущих силах психического развития. В   целях   решения   важнейших   проблем   выявленных   нарушений   и   их коррекций   в   специальной   педагогике   используются   принципы   и   методы, базирующиеся на диалектической методологии. Исходя из этого, специальная педагогика   опирается   на   следующие   основные   принципы:   системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический   принцип,   принцип   учета   этиологии   и   механизмов (этиопатогенетический принцип), учет симптоматики нарушения и структуры дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы. Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические   принципы:   наглядность, индивидуальный подход и др.    доступность,   сознательность, Теоретико­методологическая   концепция,   разработанная   Л.С. Выготским,   явилась   научной   основой   специальной   психологии.   Предметом исследований   Л.   С.   Выготского   в   области   специальной   психологии   были вопросы   природы,   сущности   и   компенсации   дефекта,   а   также   вопросы обучения и воспитания различных категорий аномальных детей. Принципиально   важными   в   методологическом   плане   являются выдвинутые   ученым   идеи   о   компенсаторных   возможностях   аномального ребенка, положение о ведущей роли обучения в развитии, вывод о значении коллективных   форм   деятельности   (учебной,   игровой,   трудовой)   в становлении личности, проблема соотношения аффекта и интеллекта. Понимание Л. С. Выготским природы и сущности аномального развития отличалось   от   широко   распространенного   в   то   время   биологизаторского подхода к дефекту. В структуре дефекта Л. С. Выготский выделил первичный (биологический   по   природе)   дефект   и   вторичный,   социальный,   вызванный 7 изменением   отношений   ребенка   со   средой.   Вторичный   дефект   и   является предметом психологической коррекции.  Уже   в   двадцатые   годы   прошлого   века   Л.С.   Выготский   выдвинул   и обосновал   необходимость   социальной   компенсации   как   задачу первостепенной значимости. Важным положением в теории компенсации было положение   о   создании   обходных   путей   развития   аномального   ребенка.   По мнению Л. С. Выготского, создание обходных путей развития есть «альфа и омега» специальной педагогики.  Идеи Л. С. Выготского сохраняют свое теоретическое и практическое значение, продолжают разрабатываться в рамках специальной психологии и в настоящее время. 2.  Специальная педагогика и психология как наука Специальная педагогика, как и специальная психология, входят в состав дефектологии   –   комплексной   научной   дисциплины,   изучающей   специфику развития   детей   с   особенностями   физического   и   психического   развития   и закономерности их воспитания и обучения. Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, выполненное   Малофеевым, Н.Н. разграничивающие пять периодов эволюции:   позволило   выделить   переломные   моменты, 1. Первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии (18 в. В России); 2.   Второй   период   –   от   осознания   необходимости   призрения   лиц   с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (нач. 19 в.); 8 3. Третий период – от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения   трех   категорий   детей:   с   нарушениями   слуха,   зрения,   умственно отсталых (30­е годы 20 в.); 4.   Четвертый   период   –   от   осознания   необходимости   обучения   части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех  аномальных детей (50­90 годы); 5. Пятый период – от изоляции к интеграции (с 90­х годов, наше время). Специальная   педагогика   –   это   наука,   изучающая   сущность, тенденции   управления   процессом   развития закономерности, индивидуальности   и   личности   ребенка   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   нуждающегося   в   специализированных   индивидуальных   методах воспитания и обучения.  Объект   специальной   педагогики   –   специальное   образование   лиц   с особыми   образовательными   потребностями   как   социокультурный, педагогический феномен. Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья   и   жизнедеятельности,   имеющий   вследствие   этого   особые образовательные потребности. Предмет   специальной   педагогики   –   теория   и   практика   специального образования,   включающие   в   себя   изучение   особенностей   развития   и возможности образования   человека,   имеющего   ограниченные   жизнедеятельности,   особенностей   его   становления   и   социализации   как личности,   использование   этого   знания   для   нахождения   наилучших   путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков,   компенсацию   деятельности   нарушенных   органов   и   систем организма,   а   также   образование   такого   человека   в   целях   его   социальной 9 адаптации   и   интеграции   в   общество   и   обеспечения   для   него   возможности максимально независимой жизни. Имея   с   общей   педагогикой   единую   конечную   цель   –   достижение развивающейся   личностью   социализации   и   самореализации,   –   специальная педагогика   подчеркивает   в   этой   цели   сущностный   для   человека   с ограниченными   возможностями   жизнедеятельности   смысл:   достижение   им максимально   возможной   самостоятельности   и   независимой   жизни   как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Специальная педагогика имеет систему целей, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся коррекция недостатка,   его   компенсация   педагогическими   средствами;   абилитации (применительно   к   младенческому   и   раннему   возрасту)   и   реабилитация,   в первую   очередь   социальная   и   личностная.   К   специфическим   конкретным целям можно отнести и компоненты личностной реабилитации: воспитание чувства   собственного   достоинства,   преодоление   чувства   малоценности, маргинальности   или   завышенной   самооценки,   формирование   адекватных форм социального поведения и некоторые другие. Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую систему задач: –   изучает   педагогические   закономерности   развития   личности   в   условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; –   в   соответствии   со   структурой   нарушения   и   социально­личностными условиями   его   проявления   определяет   коррекционные   и   компенсаторные возможности конкретного человека с конкретным нарушением; – определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; 10 –   изучает   закономерности   специального   образования,   существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями, прогнозирует возникновение и развитие новых педагогических систем; – разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального образования; – разрабатывает и реализует образовательные коррекционно­педагогические, компенсационные   и   реабилитационные   программы   образования   лиц   с ограниченными возможностями; – изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека; –   разрабатывает   и   реализует   программы   профориентации, профконсультирования,   профессиональной   подготовки,   социально­трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью; – взаимодействует с социальной педагогикой но проблемам, относящимся к людям,   имеющим   ограниченные   возможности   жизнедеятельности   и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта; – исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития; –   совместно   с   общей   педагогикой   разрабатывает   и   реализует   концепцию интеграции   в   образовании   и   социокультурной   сфере,   осуществляет психолого­педагогическую   подготовку   родителей,   имеющих   детей   с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Цели и задачи педагогического процесса должны опираться на основные правила,   ведущие   идеи,   основополагающие   требования   к   деятельности   и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, т.е. на педагогические   принципы.   Принципы   способствуют   интеграции   различных средств,   форм,   методов   и   приемов   в   целостную   систему,   определяют 11 стратегическое   направление   целостного   подхода   к   решению   задач специальной педагогики. Специальная   психология   –   область   психологии   развития,   изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте   под   влиянием   различных   групп   факторов   (органической   или функциональной   природы),   проявляющихся   в   замедлении   или   выраженном своеобразии   психосоциального   развития   ребенка,   затрудняющих   его социально­психологическую   адаптацию,   включение   в   образовательное пространство и дальнейшее самоопределение. Специальная   психология   может   быть   охарактеризована   как   одна   из   Термин старейших   прикладных   отраслей   психологической   науки. «прикладная   психология»   следует   понимать   буквально,   как   систему использования   психологических   знаний   в   решении   конкретных   проблем практической   деятельности   человека.   Прикладной   характер   специальной психологии, как и ее название, раскрывается через ее исторические связи со специальной (коррекционной) педагогикой. Именно возникновение и развитие системы   специального   (коррекционного)   образования   стало   одним   из определяющих, хотя далеко и не единственным фактором в возникновении специальной психологии.  Объектом   изучения   специальной   психологии   являются психофизические особенности детей с проблемами в развитии.  Предметом   специальной   психологии   являются   теоретические   и практические вопросы изучения детей этой категории. Современная   специальная   психология   представлена   несколькими отраслями,   формировавшимися   в   разное   время.   В   состав   специальной психологии   входят:   психология   лиц   с   нарушением   зрения,   слуха,   речи, опорно­двигательного аппарата (ОДА), интеллекта, эмоционально­волевой и поведенческой   сфер,  а  также   психология   детей  с  задержкой   психического 12 развития (ЗПР) и психология лиц со сложными (коморбидными) недостатками в развитии. Современная   специальная   психология   видит   свои   главные   задачи   в следующем: ­   в   выявлении   общих   и   специфических   закономерностей   психического развития ребенка с проблемами в сравнении с нормально развивающимся; ­   в   изучении   особенностей   развития   отдельных   видов   познавательной деятельности людей с различными типами нарушений; ­ в изучении закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; ­   в   разработке   диагностических   методик   и   способов   психологической коррекции различных типов нарушений психического развития; ­   в   изучении   психологических   проблем   интеграции   и   интегрированного (совместного со здоровыми сверстниками) обучения; ­ в психологическом обосновании наиболее эффективных путей и методов педагогического   воздействия   на   психическое   развитие   детей   и   взрослых   с различными нарушениями. Таким   образом,   в   центре   внимания   специальной   педагогики   и психологии как науки находятся теперь уже  не особенности психического развития детей с теми или иными аномалиями, а потребности конкретного ребенка   с   особенностями   в   развитии   в   создании   оптимального индивидуального   образовательного   маршрута,   позволяющего   сохранить ребенка   в   семье,   максимально   интегрировать   в   сообщество   обычных сверстников   и   обеспечить   ему   адекватную   специальную   психолого­ педагогическую поддержку. 3.   Современная система специальных образовательных услуг 13 Организация   специального   образования   в   настоящее   время осуществляется   в   учреждениях,   обеспечивающих   получение   специального образования; на дому; в условиях организаций здравоохранения; в условиях учреждений социального обслуживания.  Современная система специальных образовательных услуг включает: Медико­социально­педагогический патронаж, под которым понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных   восстановительным   лечением, проблем,   связанных   с   выживанием, специальным   обучением   и   воспитанием,   социализацией,   со   становлением подрастающего   человека   как   личности.   Медико­социально­педагогический патронаж   предполагает   широкий   спектр   долгосрочных   мер   комплексной реабилитационной   помощи,   ориентированных   на   семью   ребенка   с отклонениями   в   развитии.   Он   представляет   собой   единство   диагностики, информационного   поиска   и   помощи   в   выборе   образовательного   маршрута, проектирования   индивидуальных   реабилитационных   программ,   первичной помощи   в   реализации   планов.   Осуществляется   медико­социальными учреждениями и службами.  Ранняя   диагностика   и   ранняя   педагогическая   помощь   являются актуальными   проблемами   современной   коррекционной   педагогики   как   в России, так и во всем мире. Известные в мировой практике программы ранней помощи:   Коннектикутский   тест   «Обследование   развития   новорожденных   и детей до З лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет. В России также имеется ряд методических разработок (Е.М.Матюковой, Е.А. Стребелевой,   К.Л.Печора,   Г.В   .Пантюхиной,   Э.Л.   Фрухт   и   др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого­педагогической помощи   детям   с   отклонениями   в   развитии   и   являющихся   основой   для практического   применения   в   психолого­медико­социальных   центрах, психолого­медико­педагогических консультациях (ПМПК). 14 Система государственного специального образования включает в себя дошкольные   образовательные   учреждения   специального   назначения:   ясли­ сады;   детские   сады;   дошкольные   детские   дома;   дошкольные   группы   при яслях­садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных   школах   и   школах­интернатах.   Комплектование   учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии.  Система   специального   образования   имеет   как   вертикальную,   так   и горизонтальную структуру. Вертикальная   структура   основывается   на   возрастных   особенностях учащихся и ступенях общеобразовательных программ и состоит из 5 уровней: 1. Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет). 2. Дошкольный период (от 3 до 6—7 лет). 3. Период обязательного обучения (от 6—7 до 16 лет). 4. Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет   и   вплоть   до   21   года   —   для   незрячих,   глухих,   с   нарушением   опорно­ двигательного аппарата). 5. Период обучения и переподготовки взрослых­инвалидов. Горизонтальная   структура   учитывает   уровень   психофизического развития ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения.   Варианты   обучения   в   системе   специального   образования определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития и познавательными возможностями учащегося. Система специального (коррекционного) образования Приднестровской Молдавской   Республики   обеспечивает   лицам   с   ограниченными возможностями   здоровья   получение   образования   в   соответствии   с   их способностями и возможностями и в адекватной их здоровью среде обучения. В организациях специального (коррекционного) образования обучаются дети с нарушением   слуха,   зрения,   опорно­двигательного   аппарата,   интеллекта,   с 15 тяжелыми нарушениями речи. В организациях общего образования работают специальные   (коррекционные)   классы,   в   организациях   дошкольного образования – специальные (коррекционные) группы. В   Республике   функционирует   13   специальных   (коррекционных) организаций   образования   различных   видов   (3   государственных,   10 муниципальных): ­ 9 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений:            6 школ­интернатов   (3   государственных,   3   муниципальных),   3   комплекса «Общеобразовательная школа – детский сад»; ­ 3 организации дошкольного образования компенсирующего вида; ­ 1 специальный (коррекционный) детский сад. (коррекционных) 12   специальных     организаций   образования расположены в городской местности и 1 в сельской. Для детей с тяжелыми сложными нарушениями развития в республике функционирует   Центр   реабилитации   дневного   пребывания:   МУ   «Центр социально­психологической   реабилитации   детей   с   особыми   потребностями жизнедеятельности»   г.   Дубоссары,   ГУ   «Центр   реабилитации   детей   с ограниченными возможностями» г. Бендеры. В   организациях   общего   образования   республики   функционирует   5 классов компенсирующего обучения для детей, испытывающих затруднения в освоении   общеобразовательных   программ,   в   них   обучается   86   учащихся.   с   каждым   годом Количество   классов   компенсирующего   обучения   сокращается. В   организациях   дошкольного   образования   комбинированного   вида действует   92   специальные   (коррекционные)   группы   с   общим   количеством 1177   детей.   Это   дети   с   нарушениями   речи,   зрения,   интеллекта,   опорно­ двигательного аппарата и задержкой психического развития. 16 В организациях общего образования функционирует 30 логопедических пунктов,  в  которых  оказывается  логопедическая  помощь 1045 учащимся с различными речевыми нарушениями. 4.  Современные образовательные технологии в специальном (коррекционном) образовании В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической   технологии.   Технология   –   это   совокупность   приемов, применяемых   в   каком­либо   деле,   мастерстве,   искусстве.   Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К   числу   современных   образовательных   технологий   в   коррекционном образовании можно отнести: ­ личностно ориентированное обучение;  ­ коллективную систему обучения; ­ проблемное обучение; ­ исследовательские методы в обучении; ­ проектные методы обучения; ­ технологию использования в обучении игровых методов; ­ обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); ­ информационно­коммуникационные технологии; ­ здоровьесберегающие технологии; ­ развивающее обучение. Личностно   –   ориентированные   технологии   ставят   в   центр   всей образовательной   системы   личность   обучаемого.   Обеспечение   комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Обучающийся   в   этой   технологии   не   просто   субъект,   но   субъект приоритетный; он  ­ цель образовательной системы.  17 Технология разноуровнего обучения – если каждому ученику отводить необходимое   ему   время,   соответствующее   личным   способностям   и возможностям,   то   можно   обеспечить   гарантированное   освоение   базисного ядра учебной программы.  Технология   коллективного   взаимообучения   –   при   работе   по   этой технологии используют  два вида пар: статическую и динамическую. Технология сотрудничества – предполагает обучение в малых группах. Главная   идея   обучения   в   сотрудничестве   –   учиться   вместе,   а   не   просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Технология   перспективно   ­   опережающего   обучения   –   ее   основными концептуальными   положениями   можно   назвать   личностный   подход; нацеленность   на   успех   как   главное   условие   развития   детей   в   обучении; предупреждение   ошибок,   а   не   работа   над   уже   совершенными   ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого. Игра   наряду   с   трудом   и   учением   –   один   из   видов   деятельности   не только   ребенка,   но   и   взрослого.   В   игре   воссоздаются   условия   ситуаций, какой­то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и   совершенствуется   самоуправление   своим   поведением.   В   современной специальной   (коррекционной)   школе,   делающей   ставку   на   активизацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих случаях: ­ в качестве самостоятельной технологии; ­ как элемент педагогической технологии; ­ в качестве формы урока или его части; ­ во внеклассной работе. Технологии   проблемного   обучения   –   основаны   на   получении обучающимися   новых   знаний   при   решении   теоретических   и   практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.  18 Методика   развивающего   обучения   –   это   принципиально   иное построение   учебной'   деятельности,   ничего   общего   не   имеющей   с репродуктивным   обучением,   основанным   на   натаскивании   и   зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на  всестороннее развитие ребенка, в том числе – с особыми образовательными потребностями. Заключение Состояние   системы   специального   образования   в   период   1990­х   гг. принято   определять   как   кризис   государственной   системы   специального образования   и   кризис   коррекционной   педагогики   как   науки,   для   которого характерны следующие явления: –   социальная   маркировка   ребенка   с   особыми   нуждами   как   ребенка   с дефектом; – охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, «выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в развитии; –   отсутствие   специализированной   помощи   детям   со   слабо   выраженными нарушениями; – жесткость и безвариативность форм получения образования; – преобладание образовательного стандарта над развитием личности ребенка; В   результате   обучения   специалистам   становится   видимым   дисбаланс между обучением и развитием. В последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства, в экстремально   короткий   исторический   срок   были   разомкнуты   рамки изолированной   системы  обучения  аномальных  детей,  устранены  социально­ политические   и   идеологические   барьеры,   сдерживающие   развитие   системы 19 специального образования как системы помощи и развивающего образования: были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными детьми. В Законе «Об образовании» провозглашена свобода выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение новых форм образовательных структур. Таким образом, принципиально изменился социальный заказ, возникла необходимость научно­методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах социальной (коррекционной) педагогики и психологии как науки. Литература 1. Актуальные   проблемы   обучения,   адаптации   и   интеграции   детей   с нарушениями развития. – СПб.: Образование, 2005. 2. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. / Л.С.  3. Выготский. – М.: Наука, 1983. 4. Ивлева   И.Д.   Психолого­педагогическое   сопровождение   как   базовый   //   Коррекционная инструмент   работы   с   особенными   детьми.   педагогика. –  2004. – № 12.  5. Маклаков   М.И.   Специфика   коррекционного   образования   в   России: сравнительный анализ. // Вопросы образования. –  2002. – № 4.  6. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. – Спб.: Речь, 2009.  7. Малофеев   Н.Н.  Современный   этап  в   развитии   системы   специального образования   в   России:   результаты   исследования   как   основа   для построения   программы   развития.   –   М.:   Изд­во   Института коррекционной педагогики РАО, 2006. 20 8. Основы   специальной   педагогики   и   психологии:   учебное   пособие.   / Трофимова   Н.М.,   Трофимова   Н.Б.,   Дуванова   С.П.,   Пушкина   Т.Ф.   – СПб.: Питер, 2011. 9. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2005. 10.  Специальная педагогика: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев, Д.И. Чемоданова,  Л.В.  Кузнецова,  Е.А.  Орлова, Л.В.  Соловьева;  под ред. Л.В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – М.: Юрайт, 2014.  21

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории образовательной деятельности. Современные образовательные технологии.

Лекция на тему: Актуальные проблемы теории  образовательной деятельности.  Современные образовательные технологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018