Доклад на тему: Православная этика и культура в развитии детей дошкольного возраста
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Доклад на тему: Православная этика и культура в развитии детей дошкольного возраста

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
02.03.2018
В данном материале рассматриваются особенности и содержание духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; формулируется актуальность данной проблемы на этапе перехода к новым образовательным стандартам. Особое внимание уделяется нравственной составляющей познавательного цикла занятий по ознакомлению с православной культуре. Кроме того, выделены основные направления работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ православной культуры и этики .

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Православная этика и культура.docx
«Православная этика и культура в развитии детей дошкольного возраста» В отечественной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно­ нравственной   сферы,   ставило   перед   собой   основную   цель   –   воспитать   ребенка мыслящим   и   сопереживающим,   верящим   в   возможность   совершенствования   мира   и людей. Ведущее   значение   в   содержании   духовно­нравственного   образования   и воспитания детей должны иметь общенациональные  ценности православной этики и культуры, что способствует развитию:   нравственных чувств ребенка: совести, долга, надежды, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;   нравственной   позиции:   способности   к   различению   добра   и   зла,   проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;  нравственного облика: милосердия, терпения, доброжелательности, способности прощать обиды, проявлять выдержку и мужество;   нравственного   поведения:   готовности   служения   семье,   людям   и   Отечеству, проявлению духовного рассуждения, послушания и доброй воли.  Основы православной этики и культуры для детей дошкольного возраста – не просто   определенный   цикл   познавательных   занятий,   а,   прежде   всего,   нравственное содержание,   задающее   смысл   разнообразной   детской   деятельности   в   разных   видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор  сказок  и  художественных  произведений   для  душеполезного чтения  с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр­драматизаций, труд и праздничные   утренники   подчинены   достижению   основной   цели   –   духовно­ нравственному развитию личности ребенка­ дошкольника.          Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных православными   культурно­этическими   нормами, воссоздает   духовно­нравственный уклад   детской   жизни,   определяет   духовное   содержание   и   нравственный   характер общения   ребенка   с   миром   и   окружающими   людьми,   близкими,   детьми,   взрослыми. Научить   быть   отзывчивыми   к   сверстникам   и   старшим,   развивать   способность   к 1 сопереживанию, умению мирно решать конфликты в соответствии с идеальной нормой и нравственным абсолютом – значит исправить и предупредить негативные проявления и порочные наклонности ребенка в будущем.           В процессе освоения материала создаются условия для духовно­нравственного развития личности ребенка путем формирования представлений (эталонов) о духовно­ нравственных нормах в отношениях и поведении человека, обеспечивается позитивная социализация   дошкольников.   Главным   средством   духовно­нравственного   развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию через воспроизведение   годового   цикла   праздников,   труда,   игр,   использование   специально отобранных   народных   сказок   и   малых   фольклорных   форм   (пословиц,   поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на духовно­нравственные сюжеты. Одним из основных направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста по   формированию   основ   православной   культуры   и   этики   является   ознакомление   с Библией   как   источником   мировой   культуры,  искусства,   этических   и   моральных принципов существования общества. О доступности и необходимости изучения Библии детьми говорит Л.Н. Толстой: «Как все понятно и ясно, особенно для ребенка, и вместе с тем как строго и серьезно! Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой книги…Библия, как по форме, так и по содержанию, должна служить образцом всех детских руководств и книг для чтения». При изучении библейских историй детям открываются такие понятия, как преданность, сострадание, послушание, милосердие, доброжелательность, трудолюбие.  Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках православия, можно и нужно увязать воедино духовное   и   материальное,   нравственно   умозрительное   и   практическое.  Библейские сказания   отозвались   в   творчестве   выдающихся   живописцев,   скульпторов, архитекторов,   писателей,   поэтов,   музыкантов.   Их   произведения   не   могут   быть 2 постигнуты   во   всей   глубине   смысла   и   художественной   выразительности,   если   не опираться на библейскую основу как первоисточник. При   методически   взвешенном   подходе   библейские   истории   могут   стать эффективным   средством   усвоения   детьми   общечеловеческих   норм   нравственности, помогут глубже понять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки, овладеть основами речевой культуры. Помимо этого, неиссякаемым источником не только традиций и обрядов церкви, но   и   этических   норм   являются   православные   праздники.  «Пусть   каждый,   –   пишет К.Д. Ушинский, – припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства». Знакомство   детей   с   православными   праздниками   предполагает   синтез разнообразной деятельности (художественно­речевая, изобразительная, музыкальная и др.). Формы и способы передачи информации о православных праздниках могут быть различными. Большое эмоциональное влияние на детей оказывает слушание церковной и классической музыки, разучивание стихотворений и изготовление поделок, особенно для   подарка   окружающим.   После   праздника   целесообразно   провести   с   детьми обсуждение,   необходимо   подвести   ребенка   к   выводу   о   том,   что   традиционные православные праздники радуют сердце своим единением, общностью людей, зажигают в людях желание помогать ближнему, дарить ему радость и любовь. Особое   значение   для   формирования   у   дошкольников   основ   православной культуры   и   этики   имеет   непосредственное   ознакомление   детей   с   храмами:   их архитектурой, внутренним убранством, настенной росписью и иконами. Православные храмы   –   это   настоящие   музеи   произведений   искусств,   мозаики,   резьбы   по   камню, скульптуры.   Известнейшие   живописцы,   архитекторы   и   скульпторы   разных   эпох 3 создавали   Православные   храмы,   которые   гармонично   вписались   в   архитектурные ансамбли городов и сел.          Знакомство с храмом будет более широким и полным, если посетить его, когда в нем нет службы, и в праздники, в дни торжеств, а само посещение заранее подготовить. Иконы   в   православии   имеет   огромное   воспитательное   значение.   Иконы изображают   Иисуса   Христа,   Богоматерь,   образы   Святых,   и   представляют   собой величайшую художественную ценность. В то же время являются значимым элементом духовно­нравственного   воспитания,   помогают   знакомить   дошкольников   с   канонами православной этики.                     Столь   же   важно   познакомить   детей   с   произведениями   литературы   и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно­нравственных образов,   в   эмоционально   привлекательной,  понятной   форме   передающими   сведения эстетического, духовно­нравственного и поучительного характера.          Особенность организации занятий по духовно­нравственному воспитанию детей заключается в том, что все занятия проходят в деятельности. Именно в ней дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной,   словесной   форме.   Обязательным   фрагментом   почти   каждого   занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще, стихотворения) и тематическая беседа на   диалоговой   основе.   И   почти   каждое   занятие   предполагает   использование   в практической   части   различных   видов   художественной   деятельности:   рисования, аппликации,   лепки.   Продуктивная   деятельность   развивает   мелкую   моторику   рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Художественно­продуктивная   деятельность,   разыгрывание   детьми   ключевых сюжетных сцен способствует психическому развитию детей: желанию и потребности выразить   свои   чувства,   отношения   и   представления,   создают   реальную   основу   для формирования   нравственных   умений   и   навыков   поведения,   устойчивых   позитивных межличностных   отношений   и   духовно­нравственных   качеств   личности.   Благодаря 4 деятельности   обеспечивается   не   формальное   усвоение   духовно­нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом во внутреннюю реальную жизнь ребенка и во взаимоотношения с близкими и сверстниками.                    Роль народных сказок в воспитании ребенка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются самые важные вопросы: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки сообщают ребенку видение жизни, основанное на духовно­нравственных народных воззрениях. Строятся они   по   определенному   ритму,   тому   самому,   который   организовывал   жизнь   людей сезонными   сельскохозяйственными   работами,   сезонными   изменениями   в   природе   и годовым церковным кругом. Многие   сказки   давно   используются   в   православном   воспитании   для   освоения нравственных ценностей христианства, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, например, «доброму Бог помогает», ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и   взаимоотношениях   с   близкими   людьми,   превращаясь   в   нравственные   эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.                   Для   содействия   образному   восприятию   евангельских   сюжетов   и   сказок используются книжные иллюстрации И. Билибина, репродукции картин В.М. Васнецова и т.д., которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, произведения декоративно­ прикладного искусства, иконы.                  Воспитание христианских добродетелей создает реальные психологические условия   для   формирования   социальной   адаптации:   развития   социальных   умений   и навыков   поведения,   устойчивых   позитивных   межличностных   нравственных   качеств   личности   ребенка,      отношений     и которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка.                  В деле духовно­нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая церковь. Но в 5 большинстве   современных   семей   уклад   жизни   в   соответствии   с   православными традициями утрачен.  Поэтому   формирование   позиции   сотрудничества   актуально   для   большинства родителей. Постепенное включение семьи в активное воспитание своих детей идет от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско­родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях. Важно предупредить воспитателей и родителей о типичных ошибках духовно­ нравственного воспитания:  отсутствие специального внимания к этой сфере детской жизни;  ранняя интеллектуализация духовных и нравственных переживаний ребенка, подмена духовных образов нравственными идеями (морализирование);  примитивность детских духовно­нравственных представлений;  ограничение естественной творческой активности ребенка в духовной сфере. Итак, мы рассмотрели лишь некоторые составляющие богатейшей православной этики и культуры, которые могут быть доступны и интересны дошкольникам, но и на их примере видно, насколько велик ее потенциал в раскрытии духовно­нравственных возможностей ребенка, в формировании детской личности.  Именно   поэтому   православная   этика   и   культура,   по   мнению   Д.С.   Лихачева, должны стать частью души ребенка, началом, порождающим личность. 6
скачать по прямой ссылке