ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Архипова Антонина Петровна,
преподаватель физики
Приоритетное место среди ключевых компетентностей, обозначенных федеральной стратегией модернизации содержания общего образования, предоставлено компетентности в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Она является одной из основных составляющих образовательной компетентности, поэтому её формирование я считаю необходимым условием эффективности учебной деятельности обучающихся.
Физика как учебный предмет не может взять на себя целиком задачу формирования ключевых компетентностей. Формирование ключевых компетентностей учащихся может выступать как результат всего учебно-воспитательного процесса. Однако, физика объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного, образного мышления и творческих способностей учащихся. Используя средства физического образования, можно достичь положительной динамики в развитии учебно-познавательной компетентности учащихся:
· вызвать интерес к учебе;
· повысить мотивацию;
· добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала;
· обеспечить успешность каждого ученика в обучении;
· эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования.
В связи с переходом на профильное обучение, возникла необходимость разработки заданий, которые помогут раскрыть роль физики в избранной профессии. Профессии станочник, слесарь, электрик, сварщик наиболее тесно связаны с физикой. Без знаний физики невозможно осознанно проводить различные технологические операции на производстве. Знания по физике позволяют грамотно обращаться с производственными задачами. Учебный модуль «Физика в профессии» позволит систематизировать знания обучающихся и наглядно показать роль физики в будущей профессиональной деятельности.
Модульная система обучения предполагает следующие подходы к организации изучения физики: организация самостоятельной работы обучающихся на уроке и дома; использование разноуровневых заданий; различные способы самоконтроля и взаимоконтроля; сочетание групповых и индивидуальных способов работы; усиление политехнической направленности обучения физике. Развитию познавательной активности учащихся, а также формированию ключевых компетентностей во многом способствует правильно организованная проверка усвоенного материала. Отработка модуля ведется каждым обучающимся в индивидуальном темпе. Прохождение курса засчитывается лишь тогда, когда обучающихся усвоил и отчитался за каждый модуль курса.
Дробление модуля на большое количество учебных элементов способствует более глубокому анализу содержания учебного материала. Задания и виды деятельности делятся на инвариантные и вариативные. Инвариантные задания выполняют все обучающихся в обязательном порядке. К таким заданиям относятся: совместная классная работа, домашняя работа с информационной картой и учебником, решение задач, промежуточный и итоговый контроль, лабораторная работа, тест и др. Вариативные задания учащиеся выбирают сами и выполняют по желанию. Это может быть: реферат, доклад, сочинение, эссе, сообщение о новых открытиях в науке и технике, проект, презентация, кроссворд, физическая модель устройства или прибора, исследование на предложенную преподавателем тему, экспериментальные задачи, игра, занимательные опыты и задачи, интересные сообщения и т.п.
Таким образом, актуальность использования модулей обусловлена потребностью в активном, самостоятельном, мобильном, информационно- грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования, учебно-познавательной компетентности обучающихся.
Анализ научной литературы, опыт собственной практической деятельности свидетельствуют о том, что совершенствование процесса подготовки обучающихся учащихся по физике требует решения ряда проблем, связанных:
¥ с отсутствием опыта реализации компетентностного подхода в обучении физике;
¥ с низким образовательным уровнем многих родителей, их асоциальным поведением, что не может способствовать полноценному компетентностному развитию детей.
Данные проблемы влекут за собой следующие отрицательные последствия:
¥ невысокий уровень успеваемости;
¥ отсутствие у учащихся мотивации к обучению;
¥ невысокий уровень общекультурного развития многих учащихся;
¥ низкие показатели продуктивной учебной деятельности (исследования, проекты, олимпиады и др.).
Указанные выше проблемы, определившие актуальность, обусловили общую проблему, заключающуюся в наработке собственного опыта (содержания, методов и средств) эффективного формирования ключевых компетентностей обучающихся в процессе обучения физике.
Таким образом, выявлены новые методические подходы в решении проблемы формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения физике. Тем не менее, данная работа не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Так, предметом дальнейшего исследования может стать разработка новых технологий обучения физике с целью формирования учебно-познавательной компетентности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.