ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • docx
  • 23.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО.docx

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Архипова Антонина Петровна,

преподаватель физики

 

          Приоритетное место среди ключевых компетентностей, обозначенных  федеральной стратегией модернизации содержания общего образования, предоставлено компетентности в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, основанной  на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Она является одной из основных составляющих образовательной компетентности, поэтому её формирование я считаю  необходимым условием эффективности учебной деятельности обучающихся.

         Физика как учебный предмет не может взять на себя це­ликом задачу формирования ключевых компетентностей. Формирование ключевых компетентностей учащихся может выступать как результат всего учебно-воспитательного процесса. Однако,  физика  объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного, образного мышления и творческих способностей учащихся. Используя средства физического образования, можно достичь положительной динамики в развитии учебно-познавательной компетентности учащихся:

·                   вызвать интерес к учебе;

·                    повысить мотивацию;

·                    добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала;

·                   обеспечить успешность каждого ученика в обучении;

·                   эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования.

         В связи с переходом на профильное обучение, возникла необходимость разработки заданий, которые помогут раскрыть роль физики  в избранной профессии. Профессии станочник, слесарь, электрик, сварщик наиболее тесно связаны с  физикой. Без знаний физики невозможно осознанно проводить различные технологические операции на производстве. Знания по физике позволяют грамотно обращаться с производственными задачами. Учебный модуль «Физика в профессии» позволит систематизировать знания обучающихся и наглядно показать роль физики  в будущей профессиональной деятельности.

         Модульная система обучения предполагает следующие подходы к организации изучения физики: организация самостоятельной работы обучающихся на уроке и дома; использование разноуровневых заданий; различные способы самоконтроля и взаимоконтроля; сочетание групповых и индивидуальных способов работы; усиление политехнической направленности обучения физике. Развитию познавательной активности учащихся, а также формированию ключевых компетентностей во многом способствует правильно организованная проверка усвоенного материала. Отработка модуля ведется каждым обучающимся в индивидуальном темпе. Прохождение курса засчитывается лишь тогда, когда обучающихся усвоил и отчитался  за каждый модуль курса.

         Дробление модуля на большое количество учебных элементов способствует более глубокому анализу содержания учебного материала. Задания и виды деятельности делятся на инвариантные и вариативные. Инвариантные задания выполняют все обучающихся в обязательном порядке. К таким заданиям относятся: совместная классная работа, домашняя работа с информационной картой и учебником, решение задач, промежуточный и итоговый контроль, лабораторная работа, тест и др. Вариативные задания учащиеся выбирают сами и выполняют по желанию. Это может быть: реферат, доклад, сочинение, эссе, сообщение о новых открытиях в науке и технике, проект, презентация, кроссворд, физическая модель устройства или прибора, исследование на предложенную преподавателем тему, экспериментальные задачи, игра, занимательные опыты и задачи, интересные сообщения и т.п.

        Таким образом, актуальность использования модулей обусловлена потребностью  в активном, самостоятельном, мобильном, информационно- грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования,  учебно-познавательной  компетентности обучающихся.

Анализ научной литературы, опыт собственной практической деятельности свидетель­ствуют о том, что совершенствование процесса подготовки обучающихся учащихся по физике требует решения ряда проблем, связанных:

¥          с отсутствием опыта реализации компетентностного подхода в обучении физике; 

¥          с низким образовательным уровнем многих родителей, их асоциальным поведением, что не может способствовать  полноценному компетентностному развитию детей.

Данные проблемы влекут за собой следующие отрицательные последствия:

¥             невысокий уровень  успеваемости;

¥             отсутствие у учащихся мотивации к обучению;

¥             невысокий уровень общекультурного развития многих  учащихся;

¥             низкие показатели продуктивной учебной деятельности (исследования, проекты, олимпиады и др.).

Указанные выше проблемы, определившие актуальность,  обусловили общую проблему, заключающуюся в наработке  собственного опыта (содержания, методов и средств) эффективного формирования ключевых компетентностей обучающихся в процессе обучения физике.

         Таким образом, выявлены новые методические подходы в решении проблемы формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения физике. Тем не менее, данная работа не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Так, предметом дальнейшего исследования может стать разработка новых технологий обучения физике с целью формирования учебно-познавательной компетентности.

 


 

Посмотрите также