«Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС» (творческий отчёт)

  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 29.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная брошюра является хорошим наглядно-теоретическим материалом для знакомства с особенностями технологии "Педагогическая мастерская".
Иконка файла материала Буклет по технологии педагогическая мастерская автор -Куксина А.В..pdf

Технология «Педагогическая мастерская»

 

Истоки и развитие

Создана во Франции в 20-е годы XX века. В 1984 году была признана Министерством образования Франции. В России о технологии узнали в 90-е годы благодаря группе сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, изучивших и  начавших адаптацию технологии в практике российского школьного образования.

 

Понятие «Мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества (с фр. «atelier» – «ателье»), изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее. 

 

Педагогическая мастерская это форма обучения детей и взрослых, создающая  условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

 

Отличие проблемно-поискового метода урочной системы и мастерской  заключается:

1.Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного творчества и последующего его осознания.

2.Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися.   

 

Принципы технологии:

- «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю»; - «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».

 

Методы:   

диалоговый, исследовательский, проблемно-поисковый.

 

Типология мастерских:

1. Мастерская построения знаний   

2. Мастерская ценностно-смысловой ориентации  

3. Мастерская творческого письма  

4. Мастерская пластики (креативная) 

5. Мастерская педагогического взаимодействия

Алгоритм построения мастерской  1. Индукция – наведение.

• мотивация на процесс познания;  • индуктор – ассоциации, образ, представление.

2. Самоактуализация индивидуальная работа по информации  

творческий процесс; 

разрыв между старыми и новыми знаниями - новое видение предмета («озарение», «прозрение»).   

3. Социоконструкцияработа в группе. 

4. Социализацияработа между группами,  созданного продукта всем участникам.   

5. Рефлексияпроцесс осмысления всего происходящего за период проведения мастерской.  

 

Рекомендации:

-     для мотивации к процессу изучения темы хорошо продумать коллекцию индукторов (слово, звук, музыка, цвет, интонация и др.; 

-     текстовую информацию             необходимо   давать            в

распечатках дозированно, согласно возрасту учеников;

-     для детей 1-х, 2-х классов с отсутствием беглости чтения текстов информацию можно предложить в фотографиях и картинках;

-     конкретные вопросы не ставить, а перефразировать их в утверждение или просьбу («Расскажите о своих ощущениях», «Поделитесь…», «Уточните…» и др.; - для удобства работы группы создавать по 5-6 человек; - при отказе ребѐнка работать в группе, быть готовым к определению его индивидуального места и  объѐму работы выполняемой им; - заранее определить  командира подгруппы; - ознакомление и обсуждение информации в подгруппах четко регламентировать временем. 

-     результаты творческих мастерских (рисунки, стихи, мини-сочинения…) с разрешения ребят, можно

разместить на стенде школы или кабинета музыки; - в заключение работы мастерской обязательно подвести общий позитивный итог работы обучающихся («Вы были сегодня активны…»,«Я поняла, что вы творческие…», …).

 

 Желаю творческих успехов в освоении технологии

Готова к сотрудничеству:          aleks-vlad68@mail.ru     

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 17»

 

Творческий отчѐт

«Формирование универсальных учебных действий обучающихся

на уроках музыки в рамках

реализации ФГОС»

 

 

 

Автор-составитель: 

 

Куксина Александра Владимировна 

 

     учитель музыки,

I квалификационная категория

 

г. Усть-Илимск, 2020


«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;     эмоциональной отзывчивости, сопереживания они будут открывать это новое сами. чувствам других людей;

                                                                                                                                      формирование мотивации к                                                                                          музыкальному

Моя главная задача – помочь им раскрыться, творчеству,         целеустремленности             и

развить собственные идеи» настойчивости в достижении цели в процессе И. Г. Песталоцци создания ситуации успешности музыкально-

творческой деятельности учащихся.

       Музыка – является самым тонким                    

чудодейственным средством привлечения к   Регулятивные действия  обеспечивают                               организацию

учащимся своей учебной деятельности. В изучении добру, красоте, человечности.                                                                       

предмета «Музыка» учащимся важно понимать, что

Сухомлинский В.А.

     Перед школой остро встала и в настоящее время остаѐтся        актуальной    проблема             самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций,             включая         умение           учиться.             Большие возможности         для      этого             предоставляет          освоение универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия:

     1) личностные;                 2) регулятивные;       

     3) познавательные;         4) коммуникативные.

  

  Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовнонравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. 

 

Они обеспечивают:   

       осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

       формирование уважительного отношения к  культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;

       формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и

музыкальное произведение – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовнонравственные ценности человечества. 

 

Они обеспечивают  учащимся возможность научиться:  

   

 принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;  договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;  осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 

 прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;  предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;  мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. 

 Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие  музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов,

подготовка своего выступления; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний  в области музыкального искусства. 

 

Они обеспечивают учащимся умение:

       слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

       приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

       создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

  

  Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

    

 Они обеспечивают:   

       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

       постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

       управление поведением партнѐра — контроль, коррекция, оценка его действий;  

       умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

       возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым.