Формирование универсальных учебных действий в группе продлённого дня
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1. Личностный (формирование интереса)
2. Познавательный (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
3. Регулятивный (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)
4.Коммуникативный (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?
Первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.
Второе условие для успешного формирования УУД – включение учащихся в активную учебную деятельность,
Как же это нужно делать?
- не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовывать, процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
- учитывать возрастные психологические особенности развития детей;
- создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
- создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
Также эффективный метод формирования УУД - групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.Здесь особенно приемлемы сингапурские структуры обучения.
Почему именно этот метод я считаю эффективным. Работу в группах я начала с выработки основных правил.
Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Виды заданий:
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка события, происшествия;
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- "найди отличия" (можно задать их количество);
- "на что похоже?";
- поиск лишнего;
- "лабиринты";
- "цепочки";
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- "преднамеренные ошибки";
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- "ищу ошибки"
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- "отгадай, о ком говорим";
- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
Основными направлениями внеурочная деятельности являются:
· Спортивно-оздоровительная деятельность
· Художественно – эстетическая деятельность
· Познавательная деятельность
· Общественно-полезная деятельность
· Проектная деятельность
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей школе, реализующей стандарт нового поколения.
Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.
В своей работе я использую:
- художественно – эстетическую деятельность
Занятия способствуют формированию у учащихся художественной культуры,
эстетического отношения к труду, учат ценить красоту, развивают творческие способности, воспитывают уважение к труду, учат работать в коллективе, уважать друг друга. Учащиеся учатся пользоваться приспособлениями и инструментами, проявляют эрудицию и фантазию;
Необходимо развивать способности детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Занятия способствуют расширению кругозора, развивают мотивацию к познанию и творчеству, формируют логическое и творческое мышление, развивают речь учащихся, обучают младших школьников работе с различными источниками информации, развивают коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
Учащиеся обучаются различным приемам работы с бумагой. Применяются знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивается внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазия детей. Расширяются коммуникативные способности детей. Совершенствуются трудовые навыки.
В условиях правильной организации внеурочной и исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т. е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся. Выполняя работу в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Формирование универсальных учебных действий в группе продлённого дня
Доклад подготовила
Воспитатель группы продлённого дня
МБОУ «СОШ №5»
Егорова В.В.
2021-2022 уч.г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.