Формирование УУД младших школьников
Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен ФГОС второго поколения. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
В 2017 году я набирала первый класс. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, приняла участие в разработке ООП НОО, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Я работаю по программе «Школа России». Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Важное место в моей педагогической деятельности занимает формирование универсальных учебных действий. Этому полностью соответствует УМК «Школа России». Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Главная цель работы над темой:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.
Задачи:
2. Проанализировать УМК «Школа России» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.
Предполагаемые результаты:
1. Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
2. Повышение уровня профессионализма учителя
3. Повышение качества преподавания предметов.
Направления работы:
Профессиональное
1. Изучение новых образовательных стандартов новых программ и учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить программе формирования УУД.
2. Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и методики.
3. Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей начальных классов.
Методическое
1. Применение на уроках новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.
2. Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
4. Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучение опыта работы лучших учителей школы, района, участие в обмене опытом (используя интернет ресурсы).
6. Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности.
7. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, и создание папки лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.
Я изучила сущность и особенности новых ФГОС, материалы и документы по теме, особое внимание уделила программе формирования УУД, педагогическую и методическую литературу. На школьном МО учителей начальных классов выступила с докладом «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе», изучала в сети Интернет материалы творческих учителей.
Вот к какому заключению я пришла:
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
Личностные УУД (Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Сделала вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.
Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми разрабатываю алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания. Ни в коем случае не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Обучаю детей приемам работы в группах, дети вместе со мной исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.
Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации.
Помогаю ребенку делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Общаюсь с учениками с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учу детей планировать свою работу и свой досуг.
Стихийность формирования универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.
Исследование уровней сформированности УУД.
В ходе работы над темой я отслеживаю результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:
Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова.
Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: выявление нравственных представлений учеников.
Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений».
Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.
Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».
Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления.
Коммуникативные УУД – методика «Рукавички».
Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Мои задачи:
1. Продолжить работу по формированию и развитию у первоклассников универсальных учебных действий:
- для развития личностных УУД необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;
- для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
- для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
- для развития коммуникативных навыков у учащихся формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.
2. разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.