ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»
ФИЛИАЛ ДОЛ «ОСТАШЕВО»
«Утверждаю»
Директор филиала «Осташево»
А.Я. Хорец_______________
«______»___________201___ г.
Программа дополнительного образования детей
Студии прикладного творчества «Творческая мастерская «Рукодельница»
Художественная направленность
Срок реализации программы – 19 дней
Возраст детей – 7 -16 лет
Московская область
Программа студии прикладного творчества «Творческая мастерская «Рукодельница».
( возраст 7-16)
Основные направления деятельности:
· Фелтинг – мокрое валяние из шерсти;
· Декупаж – украшение предметов с использованием элементов вырезания и наклеивания.
Актуальность программы.
Организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся – одно из условий успешности в формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить себя и свой быт, воспитывать уважение к народным традициям.
Изучение традиций, особенностей русского народа при роботе с различными художественными материалами, приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Особенно, сейчас, когда снова в моду вошли вещи ручной работы, изделия из войлока – валяной шерсти, шкатулки, бусы и браслеты с удивительными узорами из вырезанных фрагментов.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие художественно-творческих умений и навыков.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
· побуждение интереса к культуре своего народа;
· приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию его истоков;
· формирование художественного вкуса, эстетического вкуса, цветовой гармонии;
· развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества;
· воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.
Задачи программы:
Образовательные:
- изучить приемы и технологии изготовления различных изделий;
- изучить основы композиции и аранжировки;
- обучить приемам самостоятельной разработки изделия;
- ознакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- закрепить и расширить знания и умения в области: изобразительного искусства, истории, физики, химии, черчения, геометрия;
- приобрести навыки учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- возвести базис личностной культуры;
- сформировать гуманистический стиль взаимоотношений с товарищами;
- экологическое воспитание обучающихся, воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда;
- воспитать привычки к сознательному выполнению заданий;
- воспитать привычки к чистоте;
- соблюдать технику безопасности на практических занятиях;
- воспитать уважение к народным обычаям и традициям разных стран;
Развивающие:
- мотивировать творческую деятельность учащихся;
- развить художественную инициативу и вкус;
- развить у детей творческое мышление;
- развить смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- познакомить с различными направлениями народного творчества разных стран.
Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приемов при обработке различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Вся практическая работа, связанная непосредственно с изготовлением изделия будет проходить на занятии.
Общим итогом занятий является отчетная выставка работ.
Прогнозируемый результат. Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия. Через это раскрываются и скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем Природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности.
Знания |
Умения |
· правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, красками, клеями, лаками; · виды основных материалов для работы в техниках: «декупаж» и «Мокрое валяние из шерсти» · принадлежности и инструменты для обеих техник; · цвета круга; · хроматические и ахроматические цвета; · выразительные средства – цвет, линия, объем, колорит, композиция; · жанры живописи; · приемы изготовления изделий |
· пользоваться инструментами для работы в обеих техниках; · различать виды основных материалов для техники «Декупаж» - салфетки, бумага, клеи, лаки, краски; для техники «Мокрое валяние из шерсти» -шерсть, нитки, сетки и плёнки, мыльный раствор. · составлять из материалов образцы различных цветовых гармоний; · различать жанры живописи; · самостоятельно нарисовать эскиз изделия, пользоваться доступными материалами – краски для детского творчества, простой и цветной карандаш, бумага цветная и белая; · умение самостоятельно воплощать свои идеи по памяти и представлению |
Возраст обучающихся – 7-16 лет.
Поскольку оба вида деятельности требуют, практически, индивидуальной работы с каждым воспитанником, внимания и помощи со стороны педагога, то оптимальная наполняемость группы – 10-12 человек.
Режим занятий – ежедневно, по 2 часа по каждой программе.
«Фелтинг» (валяние шерсти, валка, фильцевание, фильц, набивание) – особая техника создания рисунка на ткани или войлоке. Данный вид рукоделия позволяет изготавливать игрушки, панно, различные декоративные элементы, предметы одежды и аксессуаров.
Валяние – самая древняя
техника производства текстиля на Земле. Это процесс изготовления шерстяных
изделий (войлока, обуви, фетра, сукна), путём сцепления и переплетения между
собой волокон шерсти.
Валяние войлока — изобретение кочевников, вошедшее в общемировую культуру.
Изделия из этого материала (шапки, сумки и многое другое) получили широкое
распространение за пределами кочевой скотоводческой среды у оседлого земледельческого
населения.
Способность шерсти сваливаться была обнаружена около 8000 лет назад. Изначально для валяния использовались найденные остатки шерсти животных. Со временем, после одомашнивания мелкого рогатого скота, у людей появился постоянно доступный источник материала для валяния. Стали использовать состриженную шерсть.
Старейшие образцы изделий из войлока, сохранившиеся до наших дней, – ковры и чепраки скифских племен VI—V вв. до н. э.
Первые мастерские по изготовлению войлока возникли в XVI веке. Механизация валяльных процессов началась в XIX веке после изобретения специальных прессов и машин для валяния.
Кочевники Евразии изготовляли из войлока все виды покрытия для юрты, одежду, предметы интерьера, утварь, скотоводческое снаряжение. Скотоводы Кавказа, Средней Азии, Карпат и Балкан делали войлочные ковры, бурки и мужские головные уборы. Войлок активно использовался в военном деле: как заменитель кольчуги, подкладка под шлем. Из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне города. Войлок был полезен и в кузнечном деле, в медицине (например, при лечении переломов костей).
На сегодняшний день валяние из шерсти является очень популярным хобби, которое подходит абсолютно всем. Шерсть – мягкий, пластичный материал. Работать с ней несложно и интересно, так как фелтинг дает простор воображению и возможность создания множества красивых и даже полезных в быту вещей. Занятия художественным валянием развивают вкус, учат мыслить творчески. А материалы для валяния сегодня легко доступны всем.
Для реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и оборудование:
столы, стулья, доска, ножницы, иглы для фильцевания (№32-№90), карандаши, ручкаи, мел, цветные карандаши, полиэтилен (с пузырьками воздуха), сетка, махровое полотенце, раковина с водой, чайник, нити для вышивания, стеклярус, бисер, бусины, перья, кружева.
Материалы, обязательные для занятий:
Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В Европу эта интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток». Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос, и началось производство подделок. И техника декупажа распространилась по всей Европе. Развившееся течение ничем не уступало китайской технике. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо.
В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника.
· Декупаж это еще один способ добавить вашего творческого индивидуального стиля в вашем доме.
· Декупаж может заставить пердметы ваше интерьера выглядеть так как-будто ни созданы настоящим художником.
· Декупаж требует относительно небольших капитальных затрат.
· Декупаж можно сделать дома и может быть сделан людьми всех возрастов.
· Декупаж можно сделать на чем угодно.
· Декупаж можно сделать с помощью практически любой салфекти, картинки, кусочка ткани.
· Декупаж делает ваш подарок, предмет, интерьер действительно оригинальным и он будет в единственном экземпляре с частичкой вашей души.
Материалы:
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Фелтинг.
№ |
Тема занятия |
Теория мин. |
Практика мин. |
Всего час |
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе. |
60 60 |
|
2 |
2 |
Приёмы валяния. Сухое и мокрое валяние. Раскладка шерсти для работы. |
30 |
90 |
2 |
3 |
Ознакомление с техникой мокрого валяния на примере валяния цельно- валяного цветка. а) Правильное раскладывание шерсти б) Приваливание элементов декора |
30 |
90 |
2 |
4 |
Виды шерсти. Принадлежности. Украшение, отделка изделия. |
45 |
75 |
2 |
5 |
Работа над эскизом бус. Виды бусин – цельные и разрезные.. |
45 |
75 |
2 |
6 |
Цвет. Цветовой круг. Валяние бусин по схеме.
|
45 |
75 |
2 |
7 |
Валяние бусин по схеме. Просушка деталей. |
|
2 |
2 |
8 |
Сборка и декорирование работы по схеме. |
|
2 |
2 |
9 |
Сборка и декорирование работы по схеме. Подготовка к выставке. |
|
2 |
2 |
10 |
Оформление выставки. |
|
|
1 |
ИТОГО |
19 часов |
Учебный план
Декупаж.
№ |
Тема занятия |
Теория мин. |
Практика мин. |
Всего час. |
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе. |
60 60 |
|
2 |
2 |
Техники декупажных работ – салфетки и карты. Подготовка заготовки к декорированию доски. |
45 |
75 |
2 |
3 |
Колористика. Цветоведение. |
45 |
75 |
2 |
4 |
Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка) |
|
120 |
2 |
5 |
Украшение работы. Декорирование шкатулки. |
|
120 |
2 |
6 |
Техника кракле. Покрытие лаком. |
30 |
90 |
2 |
7 |
Украшение готовой работы. Покрытие лаком. |
|
120 |
2 |
8 |
Создание коллективной работы. Часы. |
30 |
90 |
2 |
9 |
Создание коллективной работы. |
|
120 |
2 |
10 |
Подготовка к выставке. |
|
120 |
2 |
ИТОГО |
20 часов |
Всего по программе: 39 часов.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей на основе собеседований.
Результативность деятельности детей в объединении дополнительного образования оценивается также методом личной диагностики и экспресс – опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с воспитанниками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в экспресс-выставках во время смены и итоговой выставке творческих работ.
В результате обучения в объединении дополнительного образования в течение смены по программе обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
- расширение кругозора в области изобразительного искусства, истории, физики, химия, черчение, геометрия;
- основные приемы техник мокрого валяния и декупажа;
- усовершенствуют умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий;
- научатся самостоятельно разрабатывать изделия;
- освоят основные понятия в композиции и составлении композиции;
- изготовят изделия по собственному творческому замыслу;
- научатся самостоятельно оценивать свои склонности и способности.
Литература:
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.