ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»
ФИЛИАЛ ДОЛ «ОСТАШЕВО»
«Утверждаю»
Директор филиала «Осташево»
А.Я. Хорец_______________
«______»___________201___ г.
Программа дополнительного образования детей
Техническое моделирование и конструирование. Выжигание
Срок реализации программы – 19 дней
Возраст детей – 7 -17 лет
Московская область
Программа «Техническое моделирование и конструирование. Выжигание»
(возраст детей 7 -17)
Пояснительная записка.
Школьное образование призвано обеспечить функциональную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысла творчества. Главной целью школьного и дополнительного образования является развитие ребенка как компетентной творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Технология интеллектуальной деятельности - учебный курс, который раскрывает основные методы, приемы и способы умственного труда человека в процессе его творческой, познавательной и научно-исследовательской работы и направлен на формирование личностных интеллектуальных качеств и использование врожденных творческих возможностей каждого учащегося. Актуальность программы заключается в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовке в школе и в системе дополнительного образования. Вызвана постоянно растущей ролью информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.
В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание среднего школьного возраста через знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины.
Актуальность программы
Образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Данная программа рассчитана на 19 дней лагерной смены (без дней заезда и отьезда) и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".
Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам технике безопасности(далее ТБ)
Целью обучения по курсу "Моделирование. Выжигание." является - формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, а так же обеспечение развития творческой личности воспитанника.
Обучение предполагает решение следующих задач:
· Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства
· По программе кружковой деятельности, способствовать развитию творческой активности учащихся;
· Реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов;
Содержание программы
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами, с новыми формами проектной деятельности; В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов, готовят творческие проекты. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям. Программа ставит своей целью - развитие творческой активности воспитанников, развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов:
· материаловедение;
· технология обработки древесины;
· художественная обработка древесины;
· элементы моделирования;
· графика;
· техническое творчество;
· введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для чего в работе используются:
· учебники,справочники;
· дидактический материал;
· дополнительная литература;
Ожидаемые результаты реализации программы:
Должны знать:
· принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
· основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
· физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
· способы разметки по шаблону и чертежу;
· принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
· назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
· иметь понятие о конструировании и моделировании;
· способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
· основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
· историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
· основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
· основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
· технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
· разные виды резьбы и их особенности;
· способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
· правила безопасности труда, производственной санитарии,
пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
· рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
· уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
· определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
· производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
· применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
· использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
· выполнять простейшие столярные операции;
· производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
· выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
· выполнять и защищать творческие проекты;
· выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
· проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
· самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
· затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
· бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
· экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
· владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
· выполнения операции выпиливания и резьбы;
· владения основными элементами графической грамотности;
· выполнения плоскостной разметки;
· разработки и составление композиции для выжигания,
· выполнение декорирования изделий - выжиганием и выпиливанием;
Формы организации учебной деятельности:
· индивидуальная;
· коллективная (бригадная).
Учебно - тематический план
№ |
|
Количество часов |
||
п/п |
Темы |
Теория |
Практика |
Всего |
Художественное выжигание |
7 |
8 |
27 |
|
1 |
Введение. Инструктаж по технике безопасности при выжигании и моделировании. |
1 |
|
1 |
2 |
Декорирование изделий выжиганием. |
1 |
1 |
2 |
3 |
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. |
0,5 |
0,5 |
1 |
4 |
Основы композиции. |
1 |
1 |
2 |
5 |
Подготовка инструмента к работе. |
0,5 |
0,5 |
1 |
6 |
Технология декорирования художественных изделий выжиганием. |
1 |
1 |
2 |
7 |
Основные приёмы выжигания. |
1 |
1 |
2 |
8 |
Техника выполнения приёмов выжигания |
|
2 |
2 |
9 |
Отделка изделия. |
1 |
1 |
2 |
10 |
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. |
|
12 |
12 |
|
Календарно - тематическое планирование занятий
№ п/п. |
Тема раздела |
Запла ниров ано часов |
Основные вопросы рассматриваемые на занятии |
Формы и методы работы, виды контроля |
Художественное выжигание 27 часов |
||||
1. |
Вводное занятие. |
0,5 |
Правила: • поведения и техники безопасности; • пожарной и электробезопасности при производстве художественных изделий из дерева. |
Инструктирование. Беседа. |
2 |
Основы материаловед ения для художествен ных работ из дерева |
0,5 |
• Основные свойства и пороки древесины; • отделочные материалы; • нетрадиционные материалы. |
Беседа. Практическая работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами». |
3 |
Декорирован ие художествен ных изделий выжиганием. |
2 |
1. Подготовка материалов; 2. перевод рисунка; 3. приёмы выжигания. |
Практическая работа: «Подготовка материалов. Приёмы выжигания». |
4 |
Инструменты э приспособлен ия для выполнения работ. |
1 |
- Инструменты и приспособления для выжигания. |
Практическая работа: «Подготовка инструмента». |
5
|
Основы композиции. |
2 |
- Основные принципы композиции; - форма и конструкция изделия. |
Беседа Практическая работа: «Построение композиции. Разработка формы». |
6 |
Подготовка инструмента к работе. |
1 |
- Основные требования к инструменту; - уход за инструментом. |
Практическая работа. |
7 |
Технология декорировани |
2 |
- Подготовка материалов; |
Практическая работа: |
|
|
я художествен ных изделий выжиганием.
|
|
- перевод рисунка; - приёмы выжигания; - способы соединения деталей; - сборка изделия; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. |
«Подготовка материалов. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка и отделка .. изделий». |
8 |
Основные приёмы выжигания. |
2 |
- Освоение приёмов выжигания. |
Практическая работа. |
9 |
Техника выполнения выжигания различных изделий. |
2 |
- Совершенствование приёмов выжигания. |
Практическая работа. |
10 |
Отделка изделия. |
2 |
- Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. |
Практическая работа: «Отделка изделий». |
11 |
Изготовление художествен ного изделия и декорировани е его выжиганием. |
12 |
- Форма и конструкция изделия; - назначение и виды орнамента; - симметрия; - изделия со сложным орнаментом. |
Практическая работа: «Изготовление изделия». |
|
Литература
1. Абросимова А. А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба (альбом орнаментов).- М.: Народное творчество, 2001.
5. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
6. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
7. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
8. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.
9. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.
10. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.
11. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
12. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.
14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998
15. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.
16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
18. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
19. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.