Дополнительная общеобразовательная программа "Техническое моделирование"
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная программа "Техническое моделирование"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитание +2
7 кл—11 кл +1
26.02.2021
Дополнительная общеобразовательная программа "Техническое моделирование"
​Программа для детского оздоровительного лагеря, рассчитана на 1 лагерную смену в 21 день
Программа Техническое моделирование.doc

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СОЦИАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

«ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

 

ФИЛИАЛ ДОЛ «ОСТАШЕВО»

 

 

 

                                                                                                «Утверждаю»

                                                                                                 Директор филиала «Осташево»

                                                                                                     

                                                                                                 А.Я. Хорец_______________

                                                                                                 «______»___________201___ г.

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования детей

Техническое моделирование и конструирование. Выжигание

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Срок реализации программы – 19 дней

Возраст детей – 7 -17 лет

 

 

 

 

 

Московская область

Программа «Техническое моделирование и конструирование. Выжигание»

(возраст детей 7 -17)

 

Пояснительная записка.

Школьное образование призвано обеспечить функциональную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысла творчества. Главной целью школьного и дополнительного образования является развитие ребенка как компетентной творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Технология интеллектуальной деятельности - учебный курс, который раскрывает основные методы, приемы и способы умственного труда человека в процессе его творческой, познавательной и научно-исследовательской работы и направлен на формирование личностных интеллектуальных качеств и использование врожденных творческих возможностей каждого учащегося. Актуальность программы заключается в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовке в школе и в системе дополнительного образования. Вызвана постоянно растущей ролью информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.

В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-­эстетическое воспитание среднего школьного возраста через знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины.

Актуальность программы

 Образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Данная программа рассчитана на 19 дней лагерной смены (без дней заезда и отьезда)  и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Предусматривает групповые и индивидуальные занятия.  В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам технике безопасности(далее ТБ)

 

Целью обучения по курсу "Моделирование. Выжигание." является - формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, а так же обеспечение развития творческой личности воспитанника.

Обучение предполагает решение следующих задач:

·        Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства

·        По программе кружковой деятельности, способствовать развитию творческой активности учащихся;

·        Реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов;

Содержание программы

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами, с новыми формами проектной деятельности; В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов, готовят творческие проекты. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям. Программа ставит своей целью - развитие творческой активности воспитанников, развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов:

·        материаловедение;

·        технология обработки древесины;

·        художественная обработка древесины;

·        элементы моделирования;

·        графика;

·        техническое творчество;

·        введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для чего в работе используются:

·        учебники,справочники;

·        дидактический материал;

·        дополнительная литература;

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

 

Должны знать:

·        принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

·        основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

·        физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

·        способы разметки по шаблону и чертежу;

·        принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

·        назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

·        иметь понятие о конструировании и моделировании;

·        способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

·        основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

·        историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;   

·        основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

·        основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

·        технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

·        разные виды резьбы и их особенности;

·        способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

·        правила безопасности труда, производственной санитарии,

пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

·        рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

·        уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

·        определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

·        производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

·        применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

·        использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

·        выполнять простейшие столярные операции;

·        производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

·        выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

·        выполнять и защищать творческие проекты;

·        выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

·        проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

·        самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

·        затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

·        бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

·        экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

·        владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

·        выполнения операции выпиливания и резьбы;

·        владения основными элементами графической грамотности;

·        выполнения плоскостной разметки;

·        разработки и составление композиции для выжигания,

·        выполнение декорирования изделий - выжиганием и выпиливанием;

Формы организации учебной деятельности:

·        индивидуальная;

·        коллективная (бригадная).


 

 

Учебно - тематический план

 

Количество часов

п/п

Темы

Теория

Практика

Всего

Художественное выжигание

 

7

8

 

27

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности при выжигании и моделировании.

 

1

 

 

1

2

 

Декорирование изделий выжиганием.

1

1

2

3

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

 

0,5

 

0,5

 

1

4

 

Основы композиции.

1

1

2

5

 

Подготовка инструмента к работе.

 

0,5

 

0,5

1

6

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

 

1

 

1

 

2

7

Основные приёмы выжигания.

1

1

2

8

 

Техника выполнения приёмов выжигания

 

2

2

9

 

Отделка изделия.

1

1

2

10

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

 

 

12

 

12

 


 

Календарно - тематическое планирование занятий

п/п.

Тема

раздела

Запла

ниров

ано

часов

Основные вопросы рассматриваемые на занятии

Формы и методы работы, виды контроля

Художественное выжигание 27 часов

1.

Вводное

занятие.

0,5

Правила:

   поведения и техники безопасности;

   пожарной и электробезопасности при производстве художественных изделий из дерева.

Инструктирование.

Беседа.

2

Основы материаловед ения для художествен ных работ из дерева

0,5

   Основные свойства и пороки древесины;

   отделочные материалы;

   нетрадиционные материалы.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с

породами и

свойствами

древесины,

отделочными

материалами».

3

Декорирован

ие

художествен ных изделий выжиганием.

2

1.  Подготовка материалов;

2.  перевод рисунка;

3.  приёмы выжигания.

Практическая работа:

«Подготовка материалов. Приёмы выжигания».

4

Инструменты

э

приспособлен ия для выполнения работ.

1

- Инструменты и приспособления для выжигания.

Практическая работа:

«Подготовка

инструмента».

5

 

Основы

композиции.

2

-  Основные принципы композиции;

-  форма и конструкция изделия.

Беседа

Практическая работа:

«Построение композиции. Разработка формы».

6

Подготовка инструмента к работе.

1

-  Основные требования к инструменту;

-  уход за инструментом.

Практическая работа.

7

Технология

декорировани

2

- Подготовка материалов;

Практическая работа:

 


 

 

я

художествен ных изделий выжиганием.

 

 

-  перевод рисунка;

-  приёмы выжигания;

-  способы соединения деталей;

-  сборка изделия;

-  устранение дефектов;

-  прозрачная отделка.

«Подготовка материалов. Приёмы выжигания.

Способы соединения деталей.

Сборка и отделка ..

изделий».

8

Основные

приёмы

выжигания.

2

- Освоение приёмов выжигания.

Практическая работа.

9

Техника

выполнения

выжигания

различных

изделий.

2

- Совершенствование приёмов выжигания.

Практическая работа.

10

Отделка

изделия.

2

-  Отделочные материалы;

-  нетрадиционные материалы;

-  устранение дефектов;

-  прозрачная отделка.

Практическая работа:

«Отделка изделий».

11

Изготовление художествен ного изделия и

декорировани е его

выжиганием.

12

-  Форма и конструкция изделия;

-  назначение и виды орнамента;

-  симметрия;

-  изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:

«Изготовление

изделия».

 


 

 

 

 

 

 


 

Литература

1.     Абросимова А. А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.

2.     Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.

3.     Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4.     Афанасьев А.Ф. Домовая резьба (альбом орнаментов).- М.: Народное творчество, 2001.

5.     Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

6.     Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

7.     Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.

8.     Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

9.     Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.

10. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.

11. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

12. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.

14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998

15. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.

16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.

17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

18. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

19. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Программа «Техническое моделирование и конструирование

Программа «Техническое моделирование и конструирование

Целью обучения по курсу "Моделирование

Целью обучения по курсу "Моделирование

Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности

Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности

Должны уметь: · рационально организовывать рабочее место

Должны уметь: · рационально организовывать рабочее место

Должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки: · владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву; · выполнения операции выпиливания и…

Должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки: · владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву; · выполнения операции выпиливания и…

Учебно - тематический план №

Учебно - тематический план №

Календарно - тематическое планирование занятий № п/п

Календарно - тематическое планирование занятий № п/п

Подготовка материалов. Приёмы выжигания

Подготовка материалов. Приёмы выжигания

Литература 1. Абросимова

Литература 1. Абросимова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2021