Формирование УУД у младших школьников на уроках математики с использованием УМК Школа России
Оценка 4.9

Формирование УУД у младших школьников на уроках математики с использованием УМК Школа России

Оценка 4.9
Документация
docx
математика
1 кл—4 кл
23.01.2021
Формирование УУД у младших школьников на уроках математики  с использованием УМК Школа России
Ученик, который может самостоятельно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и др, т.е организовать свою учебную деятельность, сможет сам успешно подготовиться к экзаменам.
Формирование УУД у младших школьников на уроках математики с использованием УМК Школа России.docx

Формирование УУД у младших школьников на уроках математики

с использованием УМК Школа России

Киреева Е.П.,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №2 р.п. Новая Майна»

 

                             Плохой учитель даёт истину, хороший учит ее находить.

А.Дистервег

 

          Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания,

умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е они формируются, применяются и сохраняются втесной связи с активными действиями самих уч-ся.

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова

Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход

Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно выделить четыре блока:

1. личностный;

2. регулятивный;

3. познавательный;

4. коммуникативный.

 

Формирование регулятивных УУД в УМК «Школа России»

       Ученик, который может самостоятельно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и др, т.е организовать свою учебную деятельность, сможет сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные УУД.

Функция регулятивных УУД - организация учащимися своей учебной деятельности.Регулятивные УУД обеспечивают возможность учащимся самостоятельно действовать и оценивать свою деятельность.

К ним относятся:

• целеполагание

• планирование

• прогнозирование

• контроль

• коррекция

• оценка

• саморегуляция

Рассматривая описание этапов урока и УУД , которые формируются на данных этапах я заметила, что больше всего в течение урока мы формируем у детей регулятивные УУД. Я работаю пятый год по УМК «Школа России». Учебники по УМК «Школа России»: Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Русский язык . 1-4 классы»,М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. «Математика. 1-4 классы» Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, «Технология», под редакцией Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы.» Построение учебника нацеливает на организацию деятельности по формированию регулятивных УУД, которые происходят в течение всего урока. Рассмотрим особенности их формирования на примере посредством УМК «Школа России».

·         целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно.

Навыки постановки учебной цели закладываются у ученика уже с первых уроков обучения математике. Ученики проговаривают тему урока и формулируют цель по этой теме. Ученики определяют, на какие из вопросов они уже знают ответы, на какие смогут получить ответ на уроке. На основе вопросов формулируется цель урока.

Пример: Так в начале каждого раздела ,каждого учебника формируется целеполагание на целый раздел, а в начале урока на урок.

Тема урока "Деление суммы на число". На доске выражения: (11+13):3

(30+12):3 Уч-ль: « Какова тема урока?» Дети проговаривают. Формулировка вопросов учащимися: «Что мы знаем ?Как можно разделить?» Соотнесение того, что уже знаем, с тем, что еще не изучали: «Мы можем найти сумму чисел в скобках и разделить на 3,но мы не знаем, как 42 разделить на 3».Чтобы цель урока стала для каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?», «Для чего нам нужно изучить…»

1.     Какую цель нам надо перед собой поставить?

Отсюда цель урока: «Нам необходимо научиться выполнять деление суммы на число новым способом».

·         планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Умение планировать свою работу складывается путем повторения последовательности действий в ходе изучения похожих тем. Дети, опираясь на изученные ранее темы и цель урока определяют, каким образом будет раскрыта тема урока. В течение всего урока необходимо возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Умение планировать свои действия способствуют развитию осознанности выполняемой деятельности.

 

Пример: приведу пример с урока математики. После проговаривания темы и цели урока, прошу открыть страничку учебника и просмотреть задания. Ключевой вопрос: -Что необходимо сделать сначала? По теме урока идет закрепление №1. Дальнейший план урока ребята проговаривают или составляют, зная свои силы, способности. Или на доске дан план, его последовательность определяют сами дети, аза сверяют с номерами учебника.

Оределяем вид работы на уроке: письменно или устно; и формы работы: индивидуально, в паре, в группе.

·         прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Ориентируясь на цель и план, ученики предполагают, каких результатов они могут достигнуть, или пытаются предугадать действия главных героев.

Пример: : Ученики предугадывают результат на уроках русского языка и математики: «Мы можем освоить несколько способов нахождения значения деления суммы на число»

·         контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Учащиеся сами осуществляют контроль по готовому образцу. Возможен взаимоконтроль, проверка выполнения по устному объяснению учителя или учеников класса.

Пример: В учебниках М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. «Математика», задания для самостоятельной работы для усвоения темы находятся в конце каждого урока (под красной линией)

Ключевые вопросы:

·         Что нужно было сделать в этом задании?

·         Какая была цель, что нужно было получить?

·         Удалось ли получить результат?

 

·         коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

На уроках мои ученики выполняют коррекцию учебных задач, плана, способов действий на основе учета сделанных ошибок, степени усвоения материала. При проверке они находят ошибки, и проводят обсуждение ошибок и способов их исправления.

Пример:

Найдите среди записей ошибку, и выполните их правильно.

·         оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Учащиеся должны иметь четкие критерии, по которым ставится оценка. Формируется умение оценивать свою работу и работу соседа. Школьники дают оценку деятельности по своим результатам.

Пример: Самооценка в УМК «Школа России» происходит с помощью смайликов. Желтый- всё отлично получилось, зелёный- были небольшие ошибки, красный- что-то не получилось, не понял. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение..

·         Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?

·         Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?

·         Как ты оцениваешь свою работу

Ребёнок у доски выполняет задание. Предлагаю оценить его работу. Согласны, кто-то не согласен. Приходим к общему выводу.

Предлагаю оценить свою работу на уроке. Насколько усвоили материал. Из того как усвоили материал строю пути коррекции на следующий урок.

·         волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Я использую для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

2) положительный эмоциональный настрой;

3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Заключение.

      При формировании регулятивных УУ действий любая деятельность выполняется ребенком самостоятельно, а учитель лишь «помощник», он осуществляет поддержку учащихся: высказывает одобрение, замечания, задает вопросы, дает инструкции, просит доказать, объяснить.

     Таким образом, правильно организованная обучающая среда и возможности УМК «Школа России» позволяют нам успешно формировать регулятивное УУД у учащихся начальной школы с учетом требований новых ФГОС.

 

 

 

 

 

Литература

·         Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/ /

·         Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010

·         Кудряшова М.Г.. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011

·         Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011

·         Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/

·         Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование УУД у младших школьников на уроках математики с использованием

Формирование УУД у младших школьников на уроках математики с использованием

Рассматривая описание этапов урока и

Рассматривая описание этапов урока и

Умение планировать свои действия способствуют развитию осознанности выполняемой деятельности

Умение планировать свои действия способствуют развитию осознанности выполняемой деятельности

Учащиеся должны иметь четкие критерии, по которым ставится оценка

Учащиеся должны иметь четкие критерии, по которым ставится оценка

Литература · Бобровникова

Литература · Бобровникова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2021