Формирование УУД у младших школьников на уроках математики
с использованием УМК Школа России
Киреева Е.П.,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №2 р.п. Новая Майна»
Плохой учитель даёт истину, хороший учит ее находить.
А.Дистервег
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания,
умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е они формируются, применяются и сохраняются втесной связи с активными действиями самих уч-ся.
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова
Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход
Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно выделить четыре блока:
1. личностный;
2. регулятивный;
3. познавательный;
4. коммуникативный.
Формирование регулятивных УУД в УМК «Школа России»
Ученик, который может самостоятельно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и др, т.е организовать свою учебную деятельность, сможет сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные УУД.
Функция регулятивных УУД - организация учащимися своей учебной деятельности.Регулятивные УУД обеспечивают возможность учащимся самостоятельно действовать и оценивать свою деятельность.
К ним относятся:
• целеполагание
• планирование
• прогнозирование
• контроль
• коррекция
• оценка
• саморегуляция
Рассматривая описание этапов урока и УУД , которые формируются на данных этапах я заметила, что больше всего в течение урока мы формируем у детей регулятивные УУД. Я работаю пятый год по УМК «Школа России». Учебники по УМК «Школа России»: Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Русский язык . 1-4 классы»,М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. «Математика. 1-4 классы» Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, «Технология», под редакцией Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы.» Построение учебника нацеливает на организацию деятельности по формированию регулятивных УУД, которые происходят в течение всего урока. Рассмотрим особенности их формирования на примере посредством УМК «Школа России».
· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно.
Навыки постановки учебной цели закладываются у ученика уже с первых уроков обучения математике. Ученики проговаривают тему урока и формулируют цель по этой теме. Ученики определяют, на какие из вопросов они уже знают ответы, на какие смогут получить ответ на уроке. На основе вопросов формулируется цель урока.
Пример: Так в начале каждого раздела ,каждого учебника формируется целеполагание на целый раздел, а в начале урока на урок.
Тема урока "Деление суммы на число". На доске выражения: (11+13):3
(30+12):3 Уч-ль: « Какова тема урока?» Дети проговаривают. Формулировка вопросов учащимися: «Что мы знаем ?Как можно разделить?» Соотнесение того, что уже знаем, с тем, что еще не изучали: «Мы можем найти сумму чисел в скобках и разделить на 3,но мы не знаем, как 42 разделить на 3».Чтобы цель урока стала для каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?», «Для чего нам нужно изучить…»
1. Какую цель нам надо перед собой поставить?
Отсюда цель урока: «Нам необходимо научиться выполнять деление суммы на число новым способом».
· планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Умение планировать свою работу складывается путем повторения последовательности действий в ходе изучения похожих тем. Дети, опираясь на изученные ранее темы и цель урока определяют, каким образом будет раскрыта тема урока. В течение всего урока необходимо возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Умение планировать свои действия способствуют развитию осознанности выполняемой деятельности.
Пример: приведу пример с урока математики. После проговаривания темы и цели урока, прошу открыть страничку учебника и просмотреть задания. Ключевой вопрос: -Что необходимо сделать сначала? По теме урока идет закрепление №1. Дальнейший план урока ребята проговаривают или составляют, зная свои силы, способности. Или на доске дан план, его последовательность определяют сами дети, аза сверяют с номерами учебника.
Оределяем вид работы на уроке: письменно или устно; и формы работы: индивидуально, в паре, в группе.
· прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
Ориентируясь на цель и план, ученики предполагают, каких результатов они могут достигнуть, или пытаются предугадать действия главных героев.
Пример: : Ученики предугадывают результат на уроках русского языка и математики: «Мы можем освоить несколько способов нахождения значения деления суммы на число»
· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Учащиеся сами осуществляют контроль по готовому образцу. Возможен взаимоконтроль, проверка выполнения по устному объяснению учителя или учеников класса.
Пример: В учебниках М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. «Математика», задания для самостоятельной работы для усвоения темы находятся в конце каждого урока (под красной линией)
Ключевые вопросы:
· Что нужно было сделать в этом задании?
· Какая была цель, что нужно было получить?
· Удалось ли получить результат?
· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
На уроках мои ученики выполняют коррекцию учебных задач, плана, способов действий на основе учета сделанных ошибок, степени усвоения материала. При проверке они находят ошибки, и проводят обсуждение ошибок и способов их исправления.
Пример:
Найдите среди записей ошибку, и выполните их правильно.
· оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Учащиеся должны иметь четкие критерии, по которым ставится оценка. Формируется умение оценивать свою работу и работу соседа. Школьники дают оценку деятельности по своим результатам.
Пример: Самооценка в УМК «Школа России» происходит с помощью смайликов. Желтый- всё отлично получилось, зелёный- были небольшие ошибки, красный- что-то не получилось, не понял. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение..
· Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
· Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
· Как ты оцениваешь свою работу
Ребёнок у доски выполняет задание. Предлагаю оценить его работу. Согласны, кто-то не согласен. Приходим к общему выводу.
Предлагаю оценить свою работу на уроке. Насколько усвоили материал. Из того как усвоили материал строю пути коррекции на следующий урок.
· волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Я использую для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Заключение.
При формировании регулятивных УУ действий любая деятельность выполняется ребенком самостоятельно, а учитель лишь «помощник», он осуществляет поддержку учащихся: высказывает одобрение, замечания, задает вопросы, дает инструкции, просит доказать, объяснить.
Таким образом, правильно организованная обучающая среда и возможности УМК «Школа России» позволяют нам успешно формировать регулятивное УУД у учащихся начальной школы с учетом требований новых ФГОС.
Литература
· Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/ /
· Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
· Кудряшова М.Г.. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011
· Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
· Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
· Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.