Формирование взаимопонимания между родителями и подростками
У подростков по сравнению с детьми младшего школьного возраста, начинают появляется в отношении к родителям нечто новое. Подросток начинает более критически оценивать слова и поступки родителей, у него повышаются требования к поведению и отношению взрослого. На фоне подобных проявлений у родителей должна возрастать ответственность за свое собственное поведение и нравственные качества. Многие родители позволяют себе вести при своих детях неподобающим образом, кто - то употребляет нецензурные выражения, либо нарушает данные обещания, не серьезно относятся к своем здоровью или проявляют агрессию к ближним. Еще хуже если родители позволяют себе употреблять спиртные напитки или курить в присутствии детей. Требования, предъявляемые родителем к самому себе должны быть существенно выше уровня требований к нему подростка. Это одно из главных оснований родительского авторитета.
Не мало важное значение имеет, то как родитель знает своего ребенка. Чем занимается и увлекается любимое чадо, его друзей, характер взаимоотношений со сверстниками, его радости и обиды, душевные переживания. Только зная все это, можно своевременно прийти ему на помощь, когда она понадобится. Знание своего ребенка поможет родителю занять правильную позицию во взаимоотношениях с ним. При этом очень важно иметь в виду не только индивидуальные особенности, но и общие закономерности подросткового возраста, психологическую и физиологическую картину развития.
Поведение и характер подростка становится противоречивым, с одной стороны он стремится выйти из-под родительской опеки, контроля, недоверия, стать самостоятельными. С другой стороны, сталкиваясь с новыми для него проблемами и трудностями, испытывает тревогу и страх, у большинства подростков проявляется неуверенность в себе и в собственных возможностях, и в глубине души подросток ждет от родителей помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаться в этом родителям, а порой и самому себе.
Родитель должен стать другом для подростка, но другом особенным, отличающимся от друзей-сверстников. Взрослый - друг-руководитель. Основная задача которого - помочь подростку познать себя, оценить свои возможности и способности, найти себя и свое место в сложном мире взрослых.
Подростку нужна совместная деятельность с родителями, для этого необходимо найти с подростком общие интересы и увлечения. Подобное сотрудничество может быть самым различным. Увлечение путешествиями, совместное посещение кино и театра, обсуждение новых фильмов, вышедших в прокат, помощь при создании какого-либо нового кулинарного блюда, игра в аэрохоккей или вечерняя прогулка - это далеко не полный перечень тех сфер, в которых родитель может быть вместе с подростком. Хотелось бы заметить, что именно совместная деятельность подростка и родителя способствует рождению общих переживаний, чувств, настроений, облегчает контакт с подростком, рождает эмоциональную и духовную связь.
Если же подросток решился поделиться с родителями своими сокровенными вопросами или сомнениями, которые его беспокоят, не следует отвергать его, ссылаясь на занятость и отсутствие времени. Желание подростка поговорить с родителями по душам должно всячески поддерживаться и укрепляться. Неудовлетворенная потребность в общении с отцом или матерью своими сокровенными мыслями и переживаниями толкает подростка искать, того кто может его выслушать и понять, вне семьи. Им может оказаться случайный человек, с сомнительной репутацией, который поведет подростка по неверному пути. В подобных случаях задуматься над своими взаимоотношениями с сыном или дочерью заставляют родителей уже какие-либо серьезные проступки детей. Иногда это бывает уже слишком поздно.
Манифест подростка:
1. Никогда не сравнивайте нас с другими, это вызывает в нас чувство ненужности и бесполезности.
2. Если вы хотите, чтобы мы лучше учились, помогите нам с предметами, в которых мы плохо разбираемся.
3. Любите нас такими какие мы есть – так как мы отражение вас самих!
4. Спрашивайте нас о том, что нас беспокоит или волнует, мы хотим почувствовать ваше внимание и заботу.
5. Не рассказывайте наши проблемы или секреты, которыми мы с вами поделились своим подругам, друзьям, нам очень неприятно и больше уже не хочется с вами чем-то делиться.
6. Не обижайтесь на нас если мы иногда не хотим вам рассказывать, что происходит в нашей душе.
7. Не ругайтесь, не кричите на нас если мы натворили что-то плохое, просто объясните нам доступно, почему следовало сделать по-другому и как это сделать.
8. Не отвергайте нас, когда мы нуждаемся в общении с вами ссылаясь на постоянную занятость.
9. Нам нужна порой ваша строгость, но справедливая.
10. Постарайтесь пожалуйста не критиковать нашу внешность, от этого падает наша самооценка и нам неприятно слышать это от вас.
11. Если мы хотим развиваться в каком-то направлении (танцы, вокал, рисование и т.д.) и вам не нравится это направление, не запрещайте нам этим заниматься, дайте возможность нам самим принимать решения.
12. По чаще говорите нам, что вы нас любите и что мы вам нужны. Это вселяет в нас уверенность в себя и в будущее.
13. Когда мы спрашиваем у вас разрешение на что-то, и вы отвечаете нет, а на вопрос "Почему?" вы отвечаете "Потому что", нам это не нравится ведь мы хотим знать точную причину вашего отказа.
Для того чтобы лучше понять своего ребенка, и попытаться с ним договориться, попробуйте в выходной день, когда вся семья в сборе попить чай с любимыми сладостями. Во время чаепития предложите всем присутствующими за столом сыграть в необычную игру «Нравится - не нравится». Суть первой части игры заключается в том, чтобы каждый сидящий за столом мог сказать, что ему не нравится в поведении или отношении членов семьи и предложить решение как это можно исправить. Во второй же части, наоборот сказать каждому присутствующему то что нравится в нем. Закончить игру следует на позитивной ноте, не переводя все на взаимные претензии к друг другу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.