ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
doc
русская литература
1 кл—4 кл
16.09.2018
ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации
В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода. Методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов, работающих над формированием читательской грамотности младших школьников, и призваны оказать помощь в выборе педагогических технологий и приёмов работы, а также способов диагностики показателей достижения результатов. Данный материал может быть использован для организации уроков литературного чтения и внеурочной деятельности по предмету.В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе системно-деятельностного подхода. Методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов, работающих над формированием читательской грамотности младших школьников, и призваны оказать помощь в выборе педагогических технологий и приёмов работы, а также способов диагностики показателей достижения результатов. Данный материал может быть использован для организации уроков литературного чтения и внеурочной деятельности по предмету.
Отпр.на ЗНАНИО.doc
ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО ­ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации 1 2018 В   данных   методических   рекомендациях   представлен   опыт   работы     по формированию   читательской   грамотности   на   уроках   литературного   чтения   на   основе системно­деятельностного подхода. Методические   рекомендации   предназначены   для   педагогов   начальных   классов, работающих   над   формированием   читательской   грамотности   младших   школьников,   и призваны оказать помощь в выборе педагогических технологий и приёмов работы, а также способов диагностики показателей достижения результатов.  Данный материал может быть использован для организации уроков литературного чтения и внеурочной деятельности по предмету. Сведения об авторе:  Корнейчук   Светлана   Анатольевна   ­   учитель   начальных   классов   МБОУ “Нижнесортымская СОШ” 2 СОДЕРЖАНИЕ  1. 2. 3.       Пояснительная записка       1.   Понятие «читательская грамотность»       2.   Приёмы формирования читательской грамотности  2.1   Технология критического мышления 2.2  Технология проблемного обучения 2.3  Проектная технология 2.4  Игровая технология 2.5  Информационно­коммуникационная технология 2.6   Здоровьесберегающая  технология 2.7 Личностно­ориентированная технология        3.   Оценка уровня сформированности читательской грамотности        Заключение        Список рекомендуемой литературы Приложение 1. «Своя игра» (итоговый урок по теме «Поэтическая  тетрадь 2», 3 класс).  Приложение 3. Диагностические материалы 4 5 6 6 – 8  8 – 9  9 10 10 10 10 – 11  12 13 14 15 16– 21    3 Пояснительная записка «Люди перестают мыслить,  когда перестают читать». Д.Дидро В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   в качестве   результата   рассматривается   формирование   у   обучающихся   универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает     чтение   и   работа   с   информацией.   В   Федеральном   государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника,   осознание   себя   как  грамотного   читателя,   способного   к  использованию читательской деятельности как средства самообразования». Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению   стала   «падать».   Дети   предпочитают   книге   телевидение,   видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению   уровня   читательской   компетенции   в   рамках   Национальной   программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила: «Широкое распространение видео­ и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».  Базовым  гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются   уроки   литературного   чтения,   на   которых   можно   решать   не   только узкопредметные  задачи,   но   и   общие   для   всех   предметов   задачи   развития   младшего школьника. Методические   рекомендации   предназначены   для   педагогов   начальных   классов   и призваны оказать помощь в работе над формированием читательской грамотности младших школьников.  В методических рекомендациях раскрывается понятие «читательская грамотность», предлагаются апробированные на практике методы и приёмы работы по формированию читательской грамотности младших школьников. В качестве примеров приведены задания к произведениям, которые входят в программу литературного чтения для 3­4   классов (УМК   «Школа   России»).   Целостное   представление   об   уроке   с   использованием предложенных форм работы дают представленные разработки уроков. Они построены на основе   коммуникативно­деятельностного   подхода,   что  соответствует   современным требованиям к уроку и способствует формированию не только познавательных мотивов, но и   ряда   важных   качеств   личности   –   самостоятельности,   инициативности,   деловитости, ответственности, готовности к дальнейшему образованию.  Важной   частью   работы   учителя   по   данному   направлению   является   определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности. Поэтому один   из   разделов   методических   рекомендаций   посвящен   способам    диагностики показателей достижения результатов. Надеюсь,   что   представленный   в   методических   рекомендациях   материал   вызывет интерес   у   педагогов   начальных   классов   и   будет   использован   на   уроках   литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников. 4 I. II. 1. Понятие «читательская грамотность» Словосочетание  «читательская   грамотность»  появилось   в   контексте  В   исследовании  PISA  «читательская международного   тестирования   в   1991   г. грамотность  —   способность   человека   понимать   и   использовать   письменные   тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».   Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что  для того, чтобы   опереться   на   чтение   как   на   основной   вид   учебной   деятельности   в   школе,   у выпускников   школы   должны   быть   сформированы   специальные   читательские   умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.  У развитого  читателя должны быть сформированы обе группы умений: умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения: –   умения   находить   информацию   и   формулировать   простые   непосредственные выводы:  – найти в тексте информацию, представленную в явном виде;  – основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения,   основанные   на   собственных   размышления   о   прочитанном:   интегрировать, интерпретировать   и   оценивать   информацию   текста  в   контексте   собственных  знаний читателя»: – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;  – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;  –  реконструировать   авторский   замысел,   опираясь   не   только   на   содержащуюся   в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).  Уровни   читательской   грамотности  связаны   с   качественной   характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы. Высокий   уровень  читательской   грамотности   говорит   о   готовности   учащегося   к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не   нуждаются   в   помощи,   чтобы   понять   и   оценить   сообщения   художественных   и информационных  текстов, не выходящих  далеко  за пределы их  речевого и житейского опыта   и   знаний.   Читатели   высокого   уровня   готовы   (при   должном   педагогическом руководстве)   осваивать   те   составляющие   чтения,   которые   позволят   им   расширять   и преобразовывать   собственный   опыт   и   знания   с   помощью   новых   сведений,   мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.  Средний   уровень  понимания   текстов   характерен   для   читателей,   еще   не   полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.  Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.  5 2. Приёмы формирования читательской грамотности  Представление   о   читательской   грамотности     как   об   одном   из   планируемых результатов     начального   образования     ставит   задачу   выбора   способа   формирования читательских умений в образовательной практике. В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения   в   ребенке   произошли   изменения,   которые   определяются   не   только приобретенным   жизненным   опытом,   не   только   теми   знаниями,   которые   он   усвоил   в процессе   обучения,   но   и   характером   его   деятельности,   отношением   к   ней,   уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно   необходимо   позитивное   общение   со   стороны   окружающих.   В   связи   с   этим становится актуальным коммуникативно­деятельностный подход,  предполагающий такую организацию  учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и  между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. В 3–4­м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы.  Реализация коммуникативно­деятельностного   подхода   обеспечивается   наполнением   урока специфическим   содержанием,   выбором   адекватных   поставленной   задаче   технологий   и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения  В   данном   разделе   познакомимся   с   наиболее   эффективными,   на   мой   взгляд, приёмами работы в рамках современных педагогических технологий. 2.1   Технология критического мышления (РКМЧП) Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).  Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап ­ «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап ­ «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап ­ «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:  Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения  служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям.   После   чтения   каждого   фрагмента   ученики   высказывают   предположения   о дальнейшем   развитии   сюжета.   Данная   стратегия   способствует   выработке   у   учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.  Приём «Синквейн».  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня   осмысления   текста.   Этот   приём   предусматривает   не   только   индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.  Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на  6 этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.  ВОПРОСНИК  Л.Н. Толстой «Лев и собачка» 1. Назовите главных героев произведения. 2. Где происходят события? 3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста. 4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней? 5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы. 6. Что однажды произошло? 7. Что случилось с собачкой через год? 8. Перечитайте   описание   поведения   льва   после   смерти   собачки.   Подберите   слова­ ассоциации. 9. Чем заканчивается быль? 10. Вспомните   начало   рассказа   и   подумайте,   кого   противопоставляет   автор?   Ответ обоснуйте. 11. Каково ваше впечатление от рассказа?  Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».  Применяется   как  на   стадии     объяснения нового  материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит   за   рамки   одного   урока.   Графа   «Хочу   узнать»   дает   повод   к   поиску   новой информации, работе с дополнительной литературой.  Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,  помочь   разрешить   проблему,   формирует   нестандартное   мышление.   Такая   методика   не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.  Так,   например,   после   чтения   первой   части   сказки   В.Ф.   Одоевского   «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.  Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при  составлении   характеристики   героев   какого­либо   произведения.   Класс   делится   на   две группы.   Одна   группа   готовит   доказательства   положительных   качеств   героя,   используя текст и свой жизненный опыт, другая ­ отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.   Данный   прием   используется   после   чтения   всего   произведения.   В   конце   урока делается совместный вывод.  Такой  приём  можно использовать,  работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова». Среди   положительных качеств главных героев (Лёльки и Миньки) дети назвали послушание,   Из   дисциплинированность,   исполнительность,   ответственность. 7 отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и поступках,   необдуманное   выполнение   требований   родителей.   Этот   прием   учит   детей диалогу, культуре общения.  Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе  закрепления   изученной   темы.   Например,   детям   предлагается   написать   продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.  Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети  самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются   в   группы,   и   проводят   соревнование.   Можно   предложить   каждой   группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).  Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается  построить   события   в   логической   последовательности.   Данная   стратегия   помогает   при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.  Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся  различать те вопросы, на  которые   можно   дать   однозначный   ответ   (тонкие   вопросы),   и   те,   на   которые   ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.  Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов Толстые вопросы Тонкие вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Кто…?               Что…? Почему Вы считаете (думаете) …? Когда…?           Может…? В чем различие…? Будет…?           Мог ли …? Предположите, что будет, если…? Верно ли …?     Было ли …? Что, если…? Как звали …? Согласны ли Вы…? Данная  работа способствует  развитию  мышления и внимания учащихся,  а также развивает   умение   задавать   ''умные''   вопросы.   Классификация   вопросов   заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. 2.2   Технология проблемного обучения Она   основана   на   создании   проблемных   ситуаций,   активной   познавательной деятельности учащихся, состоящей  в поиске  и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.  Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций: Тип  противоречия Приемы создания проблемной ситуации I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением” Между двумя  ­   Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки 8 (или более)  положениями Между  житейским  представлением  обучающихся и  научным фактом зрения.  ­     «Столкнуть»   разные   мнения   учеников   с   помощью   вопроса   или практического задания. 1) Проблемный вопрос перед чтением рассказа И. Соколова­Микитова «Листопадничек»: ­ Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе? 2) Проблемное задание после работы над стихотворением А. Блока «Ветхая избушка»: ­ Прочитайте стихотворение с грустью (1 вариант) и с радостью (2 вариант).  ­ Какое чтение правильно отражает настроение автора? Почему? ­ Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". А затем предъявить  научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности. Ответить   на   вопрос   заглавия   к   рассказу   Л.Н.   Толстого   «Куда девается   вода   из   моря?»   до   чтения   текста.   Затем   сообщение учащегося о научном объяснении явления и вывод. Для  создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить  тему урока или  автора, а также выяснить  уровень  понимания произведения.                          2.3   Проектная технология Это   совместная   учебно­познавательная,   творческая   или   игровая   деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет   решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.  Так, работая над баснями И.А. Крылова, на уроках (произведения, предложенные для изучения в учебнике) и дома (басни, прочитанные дополнительно) ученики заполняли проектные   листы   (задание   1,   2).   После   изучения   темы   в   качестве   домашнего   задания выполнили №3 и №4. Эти творческие работы (кроссворды, ребусы) впоследствии можно включить в обобщающий урок по разделу.                                                                 Проект по литературному чтению «Уроки дедушки Крылова»                              уч­ся 3 класса _______________________________________ Задание 1. Отметь слова или словосочетания, которые характеризуют басню как литературный жанр:            олицетворение                                                  волшебство            чаще стихотворное произведение                   мораль            повествование о событиях, близких к реальности 9 Задание 2. Работая с баснями, заполни таблицу. Название басни Главные герои Мораль  Знаком «+» отметь те басни, которые тебе особенно понравились. Задание 3. Напиши сочинение­рассуждение на тему «Чему учат басни И.А. Крылова?» Задание 4. Выполни творческую работу: иллюстрация к басне, викторина или кроссворд по  прочитанным басням, сочини свою басню.  2.4   Игровая технология Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального   и   рационального   в   обучении.    Здесь   происходит   получение   и   обмен информацией,   формируются   навыки   общения   и   взаимодействия.   Включение   в   урок игровых   моментов   делает   обучение   более   интересным,   создает   у   учащихся     хорошее настроение,   облегчает   процесс   преодоления     трудностей   в   обучении.   Их   можно использовать   на   разных   этапах   урока.   С   целью   активизации   знаний,   развития познавательного   интереса   и   творческой   активности   в   начале   урока   эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:  «Мим­театр» ­ изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.   «Крестики­нолики» ­ работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего   задания   ученики   задают   друг   другу   вопросы.   В   случае   правильного   ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот,   кто   первым   выстроит   полный   ряд   своих   знаков   (по   горизонтали   или   вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.    «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем  каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву   (на   доске).   Далее   по   очереди   каждый   подходит   к  дереву,   “срывает”   записку   и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева   листочки­вопросы,   дети   еще   раз   прочитывают   заданный   текст.   В   конце определяются лучшие знатоки. Данная технология предусматривает проведение  тематического урока в форме игры. Так при обобщении раздела «Поэтическая тетрадь 2» в 3 классе можно провести «Свою игру». (Приложение 1) 2.5   Информационно­коммуникационная технология В   рамках   работы   по   формированию   читательской   грамотности     эта   технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной   работе   для   объяснения   незнакомых   слов   и   понятий   актуальны   толковый   и энциклопедический словари. Важным преимуществом технологии является наглядность, так   как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается  с помощью зрительной памяти,   и воздействие  на неё   очень важно в   обучении. Наиболее популярным здесь 10 является   использование   возможностей   мультимедийной   презентации   (программа  Power Point).   Но   здесь   важно   не   увлекаться.   Презентация   не   самоцель,   она   должна   выделять основные моменты темы (при необходимости!).   2.6   Здоровьесберегающая  технология Неотъемлемой частью работы учителя является применение  здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением   гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить   важность   смены   видов     деятельности     на     уроке,   позволяющие   преодолеть усталость,  уныние,  неудовлетворительность. 2.7   Личностно­ориентированная технология На личностно­ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются   знания,   но   и   раскрываются,   формируются   и   реализуются   личностные особенности   учащихся.   Здесь   важно   создать   эмоционально   положительный   настрой учащихся на работу.          Особенностями этой технологии являются:  Продумывание   учителем   возможностей   для   самостоятельного   проявления учеников;   предоставления   им   возможности   задавать   вопросы,   высказывать оригинальные идеи и гипотезы.   Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.   Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.   Побуждение   учащихся   к   поиску   альтернативной   информации   при   подготовке   к уроку.  Один   из   приемов   работы   –   вариативные   домашние   задания,   что   даёт   возможность  проявить   себя,   свои   сильные   стороны,   тем   самым   делая   более каждому   ученику   позитивным отношение ребят к обучению в школе. Сочетание   рассмотренных   приёмов   работы   с   текстом,   используя   коммуникативно­   позволяет   эффективно   построить   работу   на   уроке   по деятельностный   подход,   формированию читательских умений (читательской грамотности).  (Приложение 2) 11 3. Оценка уровня сформированности читательской грамотности Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для   успешного   обучения   выпускника   начальной   школы.   Важно   научить   младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.    нужной   информации,   овладеть алгоритмами     основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение   средств   художественной   выразительности   и   др.),   направленных   на формирование читательской грамотности. Учащиеся   должны   освоить   приёмы   поиска   Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников   представляют собой:      1) личностные результаты ­ сформированность ценностного отношения к    чтению;  совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование  развивающего круга чтения;      2) метапредметные результаты ­ умение эффективно использовать различные   источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;      3) предметные результаты ­  уровень усвоения материала, достаточный для  продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в  социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах  деятельности ­ в олимпиадах, конкурсах и др. Для оценки уровня сформированности читательской грамотности  предлагаю  использовать следующие методики (Приложение 3): ­ «Тест на оценку сформированности навыков чтения»  (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3­6 классах» Л.А. Ясюковой); ­     «Тест   грамотности   чтения   художественных   текстов»,   цель   которой   выявить начальный   уровень   сформированности   аналитических   читательских   умений   младших школьников; 12 ­   анкету   «Хороший   ли   я   читатель?»   позволяющую   увидеть   уровень   самооценки учащихся.  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».  В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы  прежде  всего зависит от   педагога,   задача   которого,   выступая   организатором   учебной   деятельности,   стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци). 13 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования – М.: Просвещение, 2010. 2. Орлова   Э.А.   Рекомендации   по   повышению   уровня   читательской   компетенции   в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008. 3. Дусавицкий А.К.  Урок в начальной школе: Реализация системно­деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4­е изд. – М. : Вита­пресс, 2012. 4. Лавлинский   С.П.  Технология   литературного   образования:   Коммуникативно­ деятельностный подход. – М.: Процесс – Традиция, 2003. 5. Матвеева   Е.И.  Деятельностный   подход   к   обучению   в   начальной   школе   :   урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3­е изд. – М. : Вита­пресс, 2012. 6. Сосновская   О.В.  Концептуальные   основы   литературоведческий   подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004. 7. Круглова Т.А. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 8. Анащенкова   С.В.,   Бойкина   М.Д.,   Виноградская   Л.А.   Оценка   достижений планируемых   результатов   в   начальной   школе.   Система   заданий.   В   3­х   чч.   Ч.   3. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012. 9. Селевко.   Г.К.     Компетенция   и   компетентность:   сколько   их   у   российского школьника? // Народное образование, 2004. – № 4. 10. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.­ред. совета Ю.С. Оспипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. 11. Цукерман   Г.А.,   Ковалёва   Г.С.,   Кузнецова   М.И.  Хорошо   ли   читают   российские школьники? // Вопросы образования. –  2007. – №4.  14 12. Диагностика   учебной   успешности   в   начальной   школе/Под   ред.   П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина. – М.: Открытытй институт «Развивающее образование», 2009. 13. Интернет – ресурсы: ­ http://mcbs.ru/chtenie/ ­ http://www.openclass.ru/  ­ http://school­collection.edu.ru/ ­ http://pedsovet.su/ ­ http://www.o­detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/1320.html http://www.school2100.ru/upload/iblock/234/23417d35027c6e951eaa656deb230e8d.pdf    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Своя игра»  (итоговый урок по теме «Поэтическая тетрадь 2», 3 класс, УМК «Школа России»).  «Умей говорить, умей и слушать». «Один за всех, и все за одного». Игра может быть оформлена в виде мультимедийной презентации с гиперссылками  или в виде съёмных карточек, которые крепятся на доске (на одной стороне записано число ­ баллы, на другой – вопрос). Правила игры: 1. Участвуют 2­4 команды. 2. По   очереди   команды   выбирают   тему   и   «цену»   вопроса.   Ведущий   открывает названную карточку и зачитывает вопрос. Время обсуждения  30 с. 3. За правильный ответ команда получает баллы, соответствующие «цене» вопроса. При неправильном ответе может ответить другая команда, получив за верный ответ 5 баллов. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Задания карточек: 20  –   Кто   автор стихотворения «Разлука»? Поэты 10  –   К   какому жанру относятся литературные произведения, написанные поэтами? 30  –   Назовите фамилия,   имя, отчество поэта.  15 ­ 40   Назовите фамилии поэтесс, произведения которых читали в разделе «Поэтическая тетрадь 2». 50  ­  Кто из поэтов «Поэтической тетради 2»   является   автором гимна   Российской Федерации? Времена  года   10 ­ Узнай  рисунку по произведение   и автора. Праздник 10  ­  Что смотрела  девочка театре?     ­ [р]  В   каком 20  стихотворении повторяющийся звук способствует более   яркому восприятию явления? 20  ­  Что   стало причиной в неправильного поведения девочек  в театре? ­  Какое 30  произведение можно   назвать стихотворением­ фантазией? 30  ­  Кто   автор стихотворения «В театре»?   Какое ещё стихотворение этого автора читали в разделе?   ­  Каким   Маршак 40  одинаковым прилагательным С.Я. характеризует дождь   и   голос кукушки? Почему? 40  ­  Назови   два праздника,   на которых   уместно было   бы прочитать стихотворение «Разлука»? 50 ­ Почему  «в Москве из тучи – дождик, А в Чите из тучи – снег»? ­ 50   Назови   и объясни   значение слова,   которое печально звучит «в нашей комнате без мамы». Животны е 10  ­   Кто   автор стихотворения «Котёнок»? ­ 20   О   каком животном   шла речь   в   двух разных стихотворения? ­ ­  С   чем  О   каком 40  30  животном сравнивается упоминается   в шерсть   и   хвост в котёнка   стихотворении одноимённом «Если»?   Что   о нём говорится? стихотворении? 50  ­  Голос   какого животного «звучит, как   вопрос   и ответ»?  Подберите 5 характеризующих его прилагательных? ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диагностические материалы Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные   УУД)   из     методического   комплекса   «Прогноз   и   профилактика проблем обучения в 3­6 классах» Л.А. Ясюковой) Цель:  изучение   сформированности   навыков   чтения   как   одной   из   составляющих познавательных УУД. Регистрация данных: групповая форма проведения. Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка. Инструкция для учащихся:  «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо   в   пустые   места   вписать   подходящие   слова   (одно   или   несколько).   Сказку отгадывать не надо. Если в каком­то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть 16 разные,   но   они   должны   подходить   по   смыслу,   и   чтобы   предложения   получались правильные.  (Если   спросят,   можно   ли   зачеркивать   и   исправлять,   то   сказать,   что можно.)  Не разговаривайте,  не списывайте,  работайте самостоятельно. Когда  все сделаете, поднимите руку». БЛАНК ОТВЕТОВ к тесту «Сформированность навыка чтения» Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________  не залетала сюда,   ни   единый   ____________________   не   проникал   сквозь   ___________________ ветви.  Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены.  Кругом было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги.  Никогда еще Элиза   _______________________________     в такой глуши. Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил   работу,   скажите,   что   уже   надо   заканчивать.   По   истечении   7   минут   соберите ответные бланки у всех. Обработка  осуществляется   посредством   сравнения   слов,   вставленных   ребенком,   со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным. Ключ к тесту навыка чтения: 1 – леса 2 – птица, птичка 3 – луч света, лучик, луч, звук 4 – густые 5 – стояли, деревьев стояли, встали 6 – тихо   7 – слышала 8 – листа, листочка, листика 9 – под 10 – не бывала, не была, не ходила За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся 5 класса для определения уровня (зоны) развития навыка чтения. Содержание  показателя Зоны 1 2 3 4 5 17 уровень патологии слабый уровень средний уровень хороший уровень высокий уровень Навык чтения 0–4 5–7 8–9 10 Интерпритация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении   и   тем   самым   сформированность   самого   навыка.   Зона   патологии   по   чтению   не выделяется.   Если   ребенок   ошибается   при   подборе   слов   только   в   1,   3,   и   4   случаях (вписывая,   например:   «и   заблудилась»,   «зверь»,   «переплетенные»),   то   это   может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития,   но   само   чтение,   понимание   смысла   текстов   при   этом   может   быть   вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне). Тест грамотности чтения художественных текстов Использован текст рассказа А.П. Гайдара «Совесть». Цель – выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников. Для   определения   уровня   развития   читательских   умений   младших   школьников   в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений: 1) умение воспринимать изобразительно­выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; 2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем; 3) умение устанавливать причинно­следственные связи; 4) умение воспринимать и оценивать образ­персонаж; 5) умение видеть авторскую позицию; 6) умение осознавать идею произведения. Каждый   ребёнок   читает   текст   А.П.Гайдара   «Совесть».   Задание:   прочитай   текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя. Ребенок должен проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения). Вопросы для анализа текста: 1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно­выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. 2. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа – проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем. 3.   Кратко   перескажи   последовательность   событий   рассказа   –   проверка   умения устанавливать причинно­следственные связи. 4.   Объясни   поступки   Нины   и   вырази   к   ним   свое   отношение   –   проверка   умения воспринимать и оценивать образ­персонаж. 5. Определи авторское отношение к главной героине рассказа – проверка умения видеть авторскую позицию. 18 6.   Сформулируй   идею   (основную   мысль)   рассказа   –   проверка   умения   осознавать   идею произведения. Ответы   на   каждый   вопрос   тестового   задания   в   зависимости   от   правильности   и полноты   оценивались   по   трехбалльной   шкале,   и   в   зависимости   от   набранных   баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения: высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень – 1 балл.    Показатели уровня сформированности читательских умений  младших школьников Аналитические умения Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии   с их функцией.   в Умение воссоздать воображении картины   жизни, созданные писателем. Умение устанавливать причинно­ следственные связи. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень   слова Находит   в   тексте образные   и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др.     Находит   в   тексте образные   слова   и выражения,   но   не понимает их роли.   Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя.   в   описание Воссоздает Находит героя   (внешний   вид, воображении  картины на основе   прочитанного речь)   и   окружающей его обстановки (описание героя, картины (интерьер),   описание природы,   ситуации)   и рассказывает об этом. картин природы.     При словесном рисовании   картины   по воображению   упускает существенные   детали. Воссоздание образа подменяет   подробным перечислением отдельных деталей.   Устанавливает последовательность   и причинность   событий; объясняет причину поступка   героя   и   дает ему свою оценку   Понимает   предметное содержание прочитанного,   но   не осознает   причинность событий. Понимает   предметное содержание прочитанного,   но   не осознает   причинность событий. Умение воспринимать образ персонаж.   Выражает   свое   личное отношение   к   героям, событиям,   мотивируя ответ. – Дает оценку поступка без   указания   личного отношения   к   нему; определяет   чувства, состояние героя. Не обращает внимание на чувства,   переживания героев. Умение   видеть авторскую позицию. Определяет отношение к герою   писателя   (по метким словам, прямому и косвенному   Определяет отношение писателя к и героям   их поступкам,   но   не 19   Нуждается   в   помощи учителя   при   осмыслении аналитических   вопросов, выполнении высказыванию); определяет   авторскую позицию. мотивирует ответ.   практических заданий. Умение   осознать идею произведения. Самостоятельно определяет мысль произведения.   основную   При основной требуется учителя. определении мысли     помощь Способен самостоятельно идею уяснить   произведения,   если композиция   его   не осложнена   и   ранее обсуждалось произведение похожей структуры. В 4 классе использовался текст рассказа Н. Артюховой «Трусиха»  с аналогичными  заданиями. Анкета для читателя.  Хороший ли я читатель? Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА. 1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______ 2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______ 3.   Разные   тексты   я   читаю   по­разному.   Если   это   повествовательный   текст,   то   я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______ 4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______ 5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______ 6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______ 7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______ 8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______ 8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______ 9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______ 10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____ 20 11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______ 12.  Я   веду   Дневник   Чтения   (Портфель   читателя),   где   записываю   ответы   на   все вопросы. ______ Подсчёт результатов: Да – 1 балл; Нет – 0 баллов; Иногда – 0,5 балла. Анализ результатов: 12 баллов – очень хороший читатель; 6 баллов – средний уровень; Менее 6 – надо улучшать умения читать. 21

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  МЛАДШТИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ  СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Методические рекомендации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2018