Формирование читательской компетенции учащихся на уроках химии

  • Семинары
  • docx
  • 14.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья в которой рассказывается какие приёмы работы с текстом способствуют формированию ключевых компетенций и критического мышления учащихся. В ходе познания у обучающихся формируются абстрактное мышление, логика, умения объяснять происходящие явления, применять теоретический материал в ходе выполнения эксперимента, в том числе, с точки зрения безопасности, использовать химический язык.
Иконка файла материала статья ТОВ.docx
Формирование читательской компетенции учащихся на уроках   химии. Тищенко Ольга Васильевна Учитель химии МБОУ «СОШ №2»НМР РТ Учитывая   требования   к     формированию   универсальных   учебных действий у   обучающихся по  химии  и общие требования ФГОС, я обратила внимание на тот факт, что многие дети, не имеют навыков беглого чтения, работы с текстом и как следствие ­ слабо усваивают учебный материал урока. Для того, чтобы решить эту проблему я поставила перед собой вопрос: какие приёмы   работы   с   текстом   способствуют   формированию   ключевых компетенций и критического мышления учащихся?            Позволю себе уточнить, что текст, в общем понимании (с точки зрения   семиотики   –   науки   о   знаках),   –   это   любая   последовательность знаковых   единиц,   несущих   информацию   (это   может   быть   и   картина).   А   с точки   зрения   лингвистики,   под   текстом   понимается   результат   речевой деятельности, который характеризуется такими признаками как:     Относительно законченное высказывание (есть начало и конец); Наличие заголовка, передающего тему; Смысловая цельность, логическая связанность; Членимость   текста,   т.е.   выделение   смысловых   частей,   абзацев, Последовательное   чередование   новой   информации   и   старой микротем;  информации.      По шкале трудности предмет химия находится на одном уровне с геометрией,   физикой   и   занимает   верхнюю   строку.   В   ходе   познания   у обучающихся   формируются   абстрактное   мышление,   логика,   умения объяснять происходящие явления, применять теоретический материал в ходе выполнения   эксперимента,   в   том   числе,   с   точки   зрения   безопасности, использовать   химический   язык.   Учитывая   все   особенности   предмета, определенное   время   основным   методом   считала   объяснение   и   составление подробных   конспектов   для   учащихся,   т.к.   содержание   учебника   не   всегда информативно.   Результатом   были,   с   одной   стороны,   хорошие   знания учащихся,   высокие   баллы   ЕГЭ,   с   другой   стороны,   я   столкнулась   с   такой проблемой, как слабое умение поиска необходимой информации из текста и ее   преобразование.   не   происходит   формирование читательской   грамотности   у   моих   учеников,   а   ведь   это   недопустимо! Пересмотрев   методы   и   приемы   обучения,   изучая   литературу,   работая   по темам самообразования «Развитие логического мышления учащихся на уроках химии», «Использование современных технологий на уроках химии», пришла к   выводу,   что   самостоятельный   поиск   необходимой   информации, преобразование   текста   учеником,   представление   своего   результата   более   Следовательно,ценно   для   формирования   предметных   и   метапредметных   умений   нежели «вкладывание»   готовой   информации.   Какие   технологии   использую   для формирования   читательской   грамотности   и   какую   динамику   наблюдаю?   В основу   закладываю   развитие   умения   работать   с   текстом   (печатным, графическим   и  т.д.)   в   урочное   время,  при   выполнении   домашних   заданий, подготовке к олимпиадам, конкурсам, итоговой аттестации:  А)  чтение   по  абзацам,  выделение  главной  мысли  абзаца, составление тезисов,   плана,   таблиц,   схем,   вопросов   к   тексту   (вопросы   изначально репродуктивного характера постепенно начинают усложняться);  Б) «нестандартные» приемы работы с текстом – преобразование текста в кластеры, составление кроссвордов, ребусов, игра «вопрос­ответ», «текст­ формула»,   прием   «объясни   другу»,   составление   дидактических   карточек обучающимися,   например,   «придумай»   текст   расчетной   задачи   и   реши   ее (составлен   банк   дидактических   карточек   с   задачами   по   теме   «Количество вещества», «Массовая доля вещества», составленными обучающимися); В)   поиск   информации   в   сети   Интернет   и   преобразование   ее   через составление   презентаций   PowerPaint   (создана   копилка   презентаций, выполненных   учащимися,  некоторые   представлены   в  конкурсных   уроках   и опубликованы на сайте 1сентября.рф (урок «Генетическая связь веществ», 8 класс), плагиаты не оцениваются;    озвучивается   проблема. Г) уроки – защиты проектов в группах. Деление на группы происходит на   уроке,   назначаются   либо   избираются   лидеры   групп   (зависит   от особенностей   классных   коллективов),   За определенное время учащиеся, используя текст учебника, выход в Интернет, оформляют   и   представляют   проект.   Такая   форма   позволяет   научиться планировать,   распределять   обязанности,   работать   с   информацией   и   уметь публично   ее   защитить.   В   соответствии   с   ФГОС,   эти   умения   показывает выпускник начальной школы. Наблюдая за учащимися 8­9 классов, идущими по БУП­2004, вижу, что подросткам сложен каждый этап, коммуникативные умения   не   сформированы,   возникает   сложность   при   отборе   необходимой информации. Однако, такая работа приводит к тому, что ребята постепенно начинают   осмысливать   свою   деятельность   и   приходит   понимание   при самостоятельном изучении теоретического материала (например: в 9 классе урок по теме «Фосфор»; в 10 классе защита проектов по теме «Биологически активные   вещества   –   ферменты,   гормоны,   витамины»).   В   перспективе планирую продолжить работу по данному направлению, постепенно включать комплексные работы с текстами, вызывающие особые сложности при работе у обучающихся.   Таким   образом,   используя   известные   приемы,   добиваюсь самостоятельности от ребят. Не только учитель – источник информации, но и ученик. Давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать,   делать   выводы,   мы   способствуем   развитию   логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем читательскую грамотность.Степень   “читаемости”   информационного   листа   проверяю   простым способом:   предлагаю   “дешифровать   информацию   автора”   ученикам­ читателям, составив устный рассказ. И становится информация или понятной или   же   не   понятной.   Затем   на   этапе   рефлексии   ученики–читатели   кратко характеризуют степень комфортности при работе с этим знаково­словесным текстом. 1. Формулировка темы урока как средство активизации мыслительной деятельности и актуализации знаний учащегося. 2. Тест как разновидность условного текста с ошибочными суждениями и требующий не только статистической фиксации ошибочных суждений, но и коррекции содержания (обоснования выбора правильного решения). 3. Поиск ошибочной информации в печатных изданиях (в том числе и в учебнике), рекламе, бытовых ситуациях. 4. Работа с текстом с позиций формирования критического мышления (приёмы   “Ключевые   термины”,   “Перепутанные   логические   цепи”,   “Знаю­ Узнал”,   позволяющие   критически   оценить   собственные   знания   по   теме   и сопоставить   их   с   научными;   составление   вопросов   к   тексту   по   его содержанию). 5. Работа с литературными источниками как носителями биологической и химической информации Мы   знаем,   что   компетентность   –   интегральная   характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие   в   реальных   жизненных   ситуациях,   в   различных   сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в   соответствии   с   усвоенной   системой   ценностей.   Таким   образом, компетентность,  в   отличие   от   навыка,  связана   с  осознанием   деятельности, формируется и проявляется исключительно в деятельности [4]. Следовательно,   одним   из   приёмов,   развивающим   читательскую компетентность   ученика  во   внеурочной   деятельности,   является   написание заметки, составление викторины, оформление стенгазеты, защита проекта. Во время этой деятельности учащиеся, как правило, работают парами, группами, а   это   значит,   что   мы    развиваем   информационную   и   коммуникативную компетентность, которые позволяют детям лучше общаться и понимать друг друга, что немаловажно в их будущей жизни. Хорошим   приемом   для   формирования   медиаграмотности   является обучение   поиску   ошибок   сообщений,   предлагаемых   средствами   массовой информации.   Одна   из   главных   заповедей   химика   с   первых   дней   изучения этого предмета ­ соблюдать точность во всем, в том числе в употреблении терминов, названий соединений, так как малейшая неточность зачастую может привести   к   тяжелейшим   последствиям.   Часто   информация,   которую учащиеся   получают   вне   школы,   содержит   научные   ошибки   и   неточности. Чтобы   не   было   противоречий   между   научными   знаниями,   предлагаемыми ученику в школе, и тем, что он услышал или прочитал в СМИ, необходимоуметь   видеть   эти   ошибки,   а   не   слепо   доверять   авторам   сообщений. Анализируя   образцы   ошибочных   сведений,   сравнивая   их   с   достоверной информацией, ребята  формируют  критическое   мышление, то  есть  высокий уровень осмысленности процесса обучения. Можно предлагать ученикам на уроках   или   в   качестве   домашних   заданий   прочитать   литературные произведения, информацию в СМИ, содержащие ошибки или неточности и установить, что в них неверно. Например, в девятом классе во время опроса по   разделу   «Неметаллы»   учащимся   можно   дать   следующие   задания: Прочитать выдержку из произведения А.П. Казанцева «Пылающий остров»: «Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха» и ответить на вопросы: Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он протекает в природе? Для особо увлеченных химией учеников можно использовать   литературные   произведения   с   более   сложными   заданиями.   В повести Д. Свифта «Путешествие Гулливера» ­ «в его распоряжении были две большие   комнаты,   наполненные   удивительными   диковинами,   и   пятьдесят помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру». Вопрос учащимся: Можно ли из воздуха получить селитру? По   теме   «Углеводы»   в   11   классе   можно   предложить   учащимся подискутировать по известному высказыванию «сахар — это  белая смерть» Учащимся   предлагается   ссылка   на   статью   и   вопрос:   Можно   ли   считать данную стать достоверной?   Например, при изучении темы «Промышленное значение металлов групп В и их соединений» в 11 классе при закреплении свойств   металлов   можно   предложить   ученикам   осмыслить   строку   Анны Ахматовой из сборника «Вечер» «... ­ На рукомойнике моѐм позеленела медь» и объяснить свойства меди. (В строке допущена неточность: медь сама по себе не может зеленеть, такой цвет дают соединения меди. Медь взаимодействует с кислородом   с  образованием   оксида,   а  затем   с   углекислым   газом   и   водой, превращаясь в основной карбонат меди ­ малахит зеленого цвета. ― Список литературы: 1. Вавилина, И.А. Разработка новых подходов в обучении химии через решение задач медиаграмотности / И.А. Вавилина // Химия изд. дом «Первое сентября»  2007.  № 17. 2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 32 с. 3.   Прохорова   И.А.   Формирование   читательской   компетенции учащихся на основе использования системы приемов работы с текстом [Электронный ресурс]//http://festival.1september.ru/articles/615862/4.  Сухова   Т.С.   Как   повысить   результаты   в   обучении:   Учителю биологии   и   природоведения/   Художник   В.   Храмов   –   М.:   АО “СТОЛЕТИЕ”, 1997.­ с. 89­96. 5.   Хуторской,   А.В.   Ключевые   компетенции   как   компонент личностно   –   ориентированной   парадигмы   образования   //   Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.

Посмотрите также