Формирование читательской компетенции учащихся на уроках химии
Оценка 5

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках химии

Оценка 5
Семинары
docx
химия
8 кл
14.06.2019
Формирование читательской компетенции учащихся на уроках   химии
Статья в которой рассказывается какие приёмы работы с текстом способствуют формированию ключевых компетенций и критического мышления учащихся. В ходе познания у обучающихся формируются абстрактное мышление, логика, умения объяснять происходящие явления, применять теоретический материал в ходе выполнения эксперимента, в том числе, с точки зрения безопасности, использовать химический язык.
статья ТОВ.docx
Формирование читательской компетенции учащихся на уроках   химии. Тищенко Ольга Васильевна Учитель химии МБОУ «СОШ №2»НМР РТ Учитывая   требования   к     формированию   универсальных   учебных действий у   обучающихся по  химии  и общие требования ФГОС, я обратила внимание на тот факт, что многие дети, не имеют навыков беглого чтения, работы с текстом и как следствие ­ слабо усваивают учебный материал урока. Для того, чтобы решить эту проблему я поставила перед собой вопрос: какие приёмы   работы   с   текстом   способствуют   формированию   ключевых компетенций и критического мышления учащихся?            Позволю себе уточнить, что текст, в общем понимании (с точки зрения   семиотики   –   науки   о   знаках),   –   это   любая   последовательность знаковых   единиц,   несущих   информацию   (это   может   быть   и   картина).   А   с точки   зрения   лингвистики,   под   текстом   понимается   результат   речевой деятельности, который характеризуется такими признаками как:     Относительно законченное высказывание (есть начало и конец); Наличие заголовка, передающего тему; Смысловая цельность, логическая связанность; Членимость   текста,   т.е.   выделение   смысловых   частей,   абзацев, Последовательное   чередование   новой   информации   и   старой микротем;  информации.      По шкале трудности предмет химия находится на одном уровне с геометрией,   физикой   и   занимает   верхнюю   строку.   В   ходе   познания   у обучающихся   формируются   абстрактное   мышление,   логика,   умения объяснять происходящие явления, применять теоретический материал в ходе выполнения   эксперимента,   в   том   числе,   с   точки   зрения   безопасности, использовать   химический   язык.   Учитывая   все   особенности   предмета, определенное   время   основным   методом   считала   объяснение   и   составление подробных   конспектов   для   учащихся,   т.к.   содержание   учебника   не   всегда информативно.   Результатом   были,   с   одной   стороны,   хорошие   знания учащихся,   высокие   баллы   ЕГЭ,   с   другой   стороны,   я   столкнулась   с   такой проблемой, как слабое умение поиска необходимой информации из текста и ее   преобразование.   не   происходит   формирование читательской   грамотности   у   моих   учеников,   а   ведь   это   недопустимо! Пересмотрев   методы   и   приемы   обучения,   изучая   литературу,   работая   по темам самообразования «Развитие логического мышления учащихся на уроках химии», «Использование современных технологий на уроках химии», пришла к   выводу,   что   самостоятельный   поиск   необходимой   информации, преобразование   текста   учеником,   представление   своего   результата   более   Следовательно, ценно   для   формирования   предметных   и   метапредметных   умений   нежели «вкладывание»   готовой   информации.   Какие   технологии   использую   для формирования   читательской   грамотности   и   какую   динамику   наблюдаю?   В основу   закладываю   развитие   умения   работать   с   текстом   (печатным, графическим   и  т.д.)   в   урочное   время,  при   выполнении   домашних   заданий, подготовке к олимпиадам, конкурсам, итоговой аттестации:  А)  чтение   по  абзацам,  выделение  главной  мысли  абзаца, составление тезисов,   плана,   таблиц,   схем,   вопросов   к   тексту   (вопросы   изначально репродуктивного характера постепенно начинают усложняться);  Б) «нестандартные» приемы работы с текстом – преобразование текста в кластеры, составление кроссвордов, ребусов, игра «вопрос­ответ», «текст­ формула»,   прием   «объясни   другу»,   составление   дидактических   карточек обучающимися,   например,   «придумай»   текст   расчетной   задачи   и   реши   ее (составлен   банк   дидактических   карточек   с   задачами   по   теме   «Количество вещества», «Массовая доля вещества», составленными обучающимися); В)   поиск   информации   в   сети   Интернет   и   преобразование   ее   через составление   презентаций   PowerPaint   (создана   копилка   презентаций, выполненных   учащимися,  некоторые   представлены   в  конкурсных   уроках   и опубликованы на сайте 1сентября.рф (урок «Генетическая связь веществ», 8 класс), плагиаты не оцениваются;    озвучивается   проблема. Г) уроки – защиты проектов в группах. Деление на группы происходит на   уроке,   назначаются   либо   избираются   лидеры   групп   (зависит   от особенностей   классных   коллективов),   За определенное время учащиеся, используя текст учебника, выход в Интернет, оформляют   и   представляют   проект.   Такая   форма   позволяет   научиться планировать,   распределять   обязанности,   работать   с   информацией   и   уметь публично   ее   защитить.   В   соответствии   с   ФГОС,   эти   умения   показывает выпускник начальной школы. Наблюдая за учащимися 8­9 классов, идущими по БУП­2004, вижу, что подросткам сложен каждый этап, коммуникативные умения   не   сформированы,   возникает   сложность   при   отборе   необходимой информации. Однако, такая работа приводит к тому, что ребята постепенно начинают   осмысливать   свою   деятельность   и   приходит   понимание   при самостоятельном изучении теоретического материала (например: в 9 классе урок по теме «Фосфор»; в 10 классе защита проектов по теме «Биологически активные   вещества   –   ферменты,   гормоны,   витамины»).   В   перспективе планирую продолжить работу по данному направлению, постепенно включать комплексные работы с текстами, вызывающие особые сложности при работе у обучающихся.   Таким   образом,   используя   известные   приемы,   добиваюсь самостоятельности от ребят. Не только учитель – источник информации, но и ученик. Давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать,   делать   выводы,   мы   способствуем   развитию   логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем читательскую грамотность. Степень   “читаемости”   информационного   листа   проверяю   простым способом:   предлагаю   “дешифровать   информацию   автора”   ученикам­ читателям, составив устный рассказ. И становится информация или понятной или   же   не   понятной.   Затем   на   этапе   рефлексии   ученики–читатели   кратко характеризуют степень комфортности при работе с этим знаково­словесным текстом. 1. Формулировка темы урока как средство активизации мыслительной деятельности и актуализации знаний учащегося. 2. Тест как разновидность условного текста с ошибочными суждениями и требующий не только статистической фиксации ошибочных суждений, но и коррекции содержания (обоснования выбора правильного решения). 3. Поиск ошибочной информации в печатных изданиях (в том числе и в учебнике), рекламе, бытовых ситуациях. 4. Работа с текстом с позиций формирования критического мышления (приёмы   “Ключевые   термины”,   “Перепутанные   логические   цепи”,   “Знаю­ Узнал”,   позволяющие   критически   оценить   собственные   знания   по   теме   и сопоставить   их   с   научными;   составление   вопросов   к   тексту   по   его содержанию). 5. Работа с литературными источниками как носителями биологической и химической информации Мы   знаем,   что   компетентность   –   интегральная   характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие   в   реальных   жизненных   ситуациях,   в   различных   сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в   соответствии   с   усвоенной   системой   ценностей.   Таким   образом, компетентность,  в   отличие   от   навыка,  связана   с  осознанием   деятельности, формируется и проявляется исключительно в деятельности [4]. Следовательно,   одним   из   приёмов,   развивающим   читательскую компетентность   ученика  во   внеурочной   деятельности,   является   написание заметки, составление викторины, оформление стенгазеты, защита проекта. Во время этой деятельности учащиеся, как правило, работают парами, группами, а   это   значит,   что   мы    развиваем   информационную   и   коммуникативную компетентность, которые позволяют детям лучше общаться и понимать друг друга, что немаловажно в их будущей жизни. Хорошим   приемом   для   формирования   медиаграмотности   является обучение   поиску   ошибок   сообщений,   предлагаемых   средствами   массовой информации.   Одна   из   главных   заповедей   химика   с   первых   дней   изучения этого предмета ­ соблюдать точность во всем, в том числе в употреблении терминов, названий соединений, так как малейшая неточность зачастую может привести   к   тяжелейшим   последствиям.   Часто   информация,   которую учащиеся   получают   вне   школы,   содержит   научные   ошибки   и   неточности. Чтобы   не   было   противоречий   между   научными   знаниями,   предлагаемыми ученику в школе, и тем, что он услышал или прочитал в СМИ, необходимо уметь   видеть   эти   ошибки,   а   не   слепо   доверять   авторам   сообщений. Анализируя   образцы   ошибочных   сведений,   сравнивая   их   с   достоверной информацией, ребята  формируют  критическое   мышление, то  есть  высокий уровень осмысленности процесса обучения. Можно предлагать ученикам на уроках   или   в   качестве   домашних   заданий   прочитать   литературные произведения, информацию в СМИ, содержащие ошибки или неточности и установить, что в них неверно. Например, в девятом классе во время опроса по   разделу   «Неметаллы»   учащимся   можно   дать   следующие   задания: Прочитать выдержку из произведения А.П. Казанцева «Пылающий остров»: «Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха» и ответить на вопросы: Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он протекает в природе? Для особо увлеченных химией учеников можно использовать   литературные   произведения   с   более   сложными   заданиями.   В повести Д. Свифта «Путешествие Гулливера» ­ «в его распоряжении были две большие   комнаты,   наполненные   удивительными   диковинами,   и   пятьдесят помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру». Вопрос учащимся: Можно ли из воздуха получить селитру? По   теме   «Углеводы»   в   11   классе   можно   предложить   учащимся подискутировать по известному высказыванию «сахар — это  белая смерть» Учащимся   предлагается   ссылка   на   статью   и   вопрос:   Можно   ли   считать данную стать достоверной?   Например, при изучении темы «Промышленное значение металлов групп В и их соединений» в 11 классе при закреплении свойств   металлов   можно   предложить   ученикам   осмыслить   строку   Анны Ахматовой из сборника «Вечер» «... ­ На рукомойнике моѐм позеленела медь» и объяснить свойства меди. (В строке допущена неточность: медь сама по себе не может зеленеть, такой цвет дают соединения меди. Медь взаимодействует с кислородом   с  образованием   оксида,   а  затем   с   углекислым   газом   и   водой, превращаясь в основной карбонат меди ­ малахит зеленого цвета. ― Список литературы: 1. Вавилина, И.А. Разработка новых подходов в обучении химии через решение задач медиаграмотности / И.А. Вавилина // Химия изд. дом «Первое сентября»  2007.  № 17. 2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 32 с. 3.   Прохорова   И.А.   Формирование   читательской   компетенции учащихся на основе использования системы приемов работы с текстом [Электронный ресурс]//http://festival.1september.ru/articles/615862/ 4.  Сухова   Т.С.   Как   повысить   результаты   в   обучении:   Учителю биологии   и   природоведения/   Художник   В.   Храмов   –   М.:   АО “СТОЛЕТИЕ”, 1997.­ с. 89­96. 5.   Хуторской,   А.В.   Ключевые   компетенции   как   компонент личностно   –   ориентированной   парадигмы   образования   //   Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках химии

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках   химии

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках химии

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках   химии

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках химии

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках   химии

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках химии

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках   химии

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках химии

Формирование читательской компетенции учащихся на уроках   химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2019