Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО
Оценка 4.8

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
воспитательная работа
Детсад
09.06.2018
Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО
Одним из средств формирования положительных взаимоотношений в группе современных дошкольников является совместная деятельность и, в частности, трудовая деятельность, где дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда. Но, к сожалению, сегодня многими образовательными организациями трудовая деятельность отодвигается на второй план, уступая место познанию и игре.
2 Халаим, Сабирова Статья Дружеские взаимоотношения.doc
Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в процессе организации трудовой деятельности в образовательном учреждении  Халаим Е.В., воспитатель Сабирова А.Ф., воспитатель пгт.Фёдоровский  ХМАО ­Югра,   МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка» e­mail: kondrashovdenis@mail.ru, тел.: 89124150176 Современные преобразования, происходящие в дошкольном образовании, требуют   кардинальных   изменений   в   системе   педагогического   процесса,   в развитии субкультуры взрослых и детей. Одной из сфер субкультуры является сфера дружбы и взаимоотношений. Как утверждается в работах отечественных педагогов, одним из средств воспитания у детей   внимательного, заботливого отношения к сверстникам  является  трудовая деятельность.  Идеи, лежащие в основе современных представлений о детских взаимоотношениях и  совместном труде, были сформированы ещё педагогами­классиками А.В.Луначарским, А.С. Макаренко,   Важность   формирования   положительных взаимоотношений   у   детей   в   совместной   деятельности     отмечалась   в   трудах А.В.Петровского,   Я.Л.Коломинского.   Исследования   последнего   десятилетия были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации труда, факторов развития межличностных отношений (Т.Е.Иконникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, О.С.Богданов),  развитие воспитательных функций  детского сообщества  (В.М.Коротов, Э.С.Кузнецова, Н.Е. Шуркова) [3, стр.9].    Н.К.Крупской. Взаимоотношения   детей   в   процессе   трудовой   деятельности   оказывают огромное   влияние   на   развитие   ребёнка,   формирование   его   личности, способности   жить   в   обществе   и   развиваться.   Детское   общество   обладает способностью   поддерживать   и   развивать   духовно­нравственные   ценности   в личности,   противостоять   негативным   явлениям,   формировать   всестороннее развитие   личности.   Что   в   конечном   итоге   приводит   к   формированию   таких качеств,   как   гражданственность,   гуманизм,   инициативность,   ответственность, справедливость.   По   утверждению   ряда   исследователей,   дети,   лишённые совместной     деятельности   со   сверстниками,   вырастают     с   низким   уровнем самооценки,   притязания   и   самоуважения.   Поэтому   перед   педагогами   стоит задача  организовать   работу  с  детьми  так, чтобы    детские    взаимоотношения складывались положительно.  Практический   опыт   педагогической   деятельности   показывает,   что   для воспитания ребёнка как личности, педагоги должны целенаправленно работать над   формированием   детских   взаимоотношений,   но   большинство   не задумываются   об   эффективности   используемых   методов   и   средств.   Как трудовая   деятельность,   игровая   обучающая   ситуация, правило, это словесные методы, такие как беседа, указание, чтение и анализ литературы.   Педагоги   дошкольных   учреждений   часто   не   владеют диагностическими методиками исследования взаимоотношений детей в группе, или   не   применяют   их   в   работе   с   дошкольниками,   не   применяют   в   работе современные   формы   организации   образовательной   деятельности   (ситуативная беседа,   детское   экспериментирование, практическое   решение   игровой   проблемной   ситуации).   В   исследованиях последних   лет   практически   не   затрагиваются   проблемы   формирования положительных   взаимоотношений   в   процессе   трудовой   деятельности.   Как утверждает Ю.Н. Карандашев, одним из средств формирования положительных взаимоотношений в группе дошкольников является совместная деятельность и, в частности,   где   дети   активно   общаются, взаимодействуют   в   процессе   распределения   обязанностей,   выполнения   самих трудовых действий, обсуждения результатов труда. Собственные наблюдения показывают,   что   дети   старшего   дошкольного   возраста   часто   вступают   в конфликты   со   сверстниками   в   процессе   трудовой   деятельности,   не   могут самостоятельно   спланировать   свою   деятельность,   распределить   обязанности. Это оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения детей друг с другом. Задача педагога ­ выбрать наиболее эффективные методы и приемы руководства трудовой   деятельностью   дошкольников,   которые   позволили   бы   максимально использовать   влиятельное   положение   лидеров,   создать   ситуацию   успеха   для каждого   ребенка.   Создание   условий   самореализации   ребенка   во взаимоотношениях со сверстниками в совместной, увлекательной  деятельности, должны   выступать   эффективным     средством   выражения     индивидуальности каждого ребенка. И.В. Дубровина утверждает, что когда средством организации положительных взаимоотношений между детьми становится труд, осознаваемый с   помощью   мотивов,   результат   такой   деятельности   всегда   внутренне содержателен, это становится высоким стимулом для  личностного роста. Как показывает   практика,   во   многих     детских   садах   работа   по   формированию дружеских   отношений   среди   дошкольников   через   трудовую   деятельность осуществляется   изредка,   труд   детей   не   рассматривается   как   средство воспитания и сплочения детей в группе. Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях   обращается   внимание   на   повышенную   потребность   многих родителей   в хорошо  воспитанном, дружелюбном, доброжелательном   ребенке, трудовая   деятельность   в   этом   отношении   не   оказывает   воздействия   на формирование положительных взаимоотношений между детьми [2, стр.18].        Как показывает опыт, для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно, возможны два пути: организация совместной предметной деятельности детей   и   формирование   их   субъектного   взаимодействия.   При   развитии субъектного взаимодействия взрослый помогет сформировать отношения между детьми,   привлекает   их   внимание   к   субъектным   качествам   друг   друга: демонстрирует достоинство сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнёра по игре, предлагает повторить его действия. В результате возрастает интерес   детей   друг   к   другу,   возникает   эмоционально­практическое   общение, появляются   эмоционально   окрашенные   действия,   адресованные   сверстнику. Благодаря педагогу, который помогает ребёнку открыть сверстника и увидеть в нём такое же существо, как и он сам, становится возможным переход детей к собственно коммуникативному взаимодействию. Структурными компонентами дружеских   коллективных   взаимоотношений   являются   взаимопомощь, проявляющаяся   в   действиях,   направленных   на   пользу   другому   человеку   и дружба,   как   чувство,   а   так   же   содержательные   взаимосвязи   на   основе эмоциональных   привязанностей.   Особенностями   их   являются   такие нравственные характеристики, как сочувствие и сопереживание. Теоретически существуя   отдельными,   само­стоятельными   нравственными   образованиями,   в практической   жизни   они   выступают   единым   целым,   развивая   и   обогащая дружеские  взаимоотношения.  К сожалению, в последнее десятилетие трудовое воспитание   дошкольников   редко   являлось   предметом   исследования,   что, безусловно,   ограничивает   действенную   возможность   влияния   данного   вида деятельности   на   формирующуюся   личность   ребёнка.   Выполняя   трудовое задание, дети часто переключаются на игру, именно близость труда к игре и является   ещё   одной   особенностью   детской   трудовой   деятельности.   Труд дошкольников   не   имеет   материального   вознаграждения,   носит   ситуативный, необязательный   характер.   В   процессе   труда   дети   приобретают   не профессиональные   навыки,   помогающие   им   становиться самостоятельными [1, ст.18].                 Более сложная  форма организации  труда  детей ­ общий,  совместный  и коллективный   труд     способствует   решению   задач   нравственного   воспитания. При такой форме организации трудовой деятельности создаются благоприятные условия для формирования у детей умений согласовать свои действия, помогать друг   другу,   устанавливать   единый   темп   работы,   объединять     общественно направленную цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда   является   общая   польза   для   всех   членов   группы. Руководя коллективным   трудом   детей,    воспитатель   фактически   решает   две   основные задачи: направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели, своевременное   окончание   работы,   более   качественное   выполнение,  то   есть   – руководит   самим   процессом   трудовой   деятельности.   В   то   же   время   педагог осуществляет   большую   воспитательную   работу:   способствует   проявлению   у детей   внимания   друг   к   другу   в   процессе   труда,   организует   взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения.             Трудовая деятельность дошкольников планируется и организуется с учётом Федеральных   государственных   требований,   на   основе   принципов систематичности, участия каждого ребёнка, учёта индивидуальных интересов, эмоциональной   окраски   трудовой   деятельности,   сочетания   разных   видов трудовой деятельности с другими видами деятельности детей.   а   навыки, Список используемой литературы 1.   Буре Р.С. Учите детей трудиться.­ М: Академия, 2008.­144 с. 2.   Иващенко   Ф.   И.   Труд   и   развитие   личности   дошкольника.   ­ М.:Просвещение, 2009. ­236 с. 3.     Козлова   С.А.   Теория   и   методика   ознакомления   дошкольников   с социальной действительностью.­ М.: Дрофа, 2009.­148 с.

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в ДОО
Скачать файл