В статье даётся определение экологической культуры, на примерах показываются пути воспитания у подрастающего поколения экологической культуры.Прописаны цели, основные направления деятельности, планируемый результат. Также приводится пример экологического тренинга, применяемого мною на занятиях кружка "Экологический бумеранг". Статья будет полезна учителям биологии и преподавателям дополнительного образования.Формирование экологической культуры учащихся
Формирование экологической культуры.docx
Формирование экологической культуры учащихся
Учительница биологии Смоляк Татьяна Владимировна
КГУ СОШ №65 г. Караганды
Экологическая культура, экологическое мышление должны стать
На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в
воспитании гражданина, знающего общие закономерности развития природы и
общества, понимающего, что история общества неразрывно связана с историей
природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям
рационального природопользования.
Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала
экологическая проблема. В тревожной, а подчас и угрожающей экологической
ситуации первостепенной воспитательной целью учреждений образования
должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня
экологической культуры.
приоритетными ценностями каждой личности.
При этом необходимо использовать комплексный подход к решению
проблемы экологического воспитания: следует не только вооружить
учащихся научно – теоретическими знаниями о природной среде и законах ее
развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом и
отдельным ее компонентам. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с
практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды
и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного
гражданина.
Экологическая культура человека – это утверждение в сознании и
деятельности принципов рационального природопользования, овладение
навыками решения социально – экономических задач без ущерба для
окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать
режиму экономии как общенародному делу.
Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодоление
негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб
природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей
деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об
улучшении состояния окружающей среды, не допускает ее загрязнения. Средствами экологического воспитания можно формировать следующие
ключевые компетентности:
в области общественнополитической деятельности;
в профессиональной сфере;
в учебнопознавательной деятельности;
компетентность в экологопрактической деятельности.
Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений
моей воспитательной работы с учащимися.
Целью данного направления работы является:
Воспитание потребностей к расширению знаний, ответственности за
состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности
по ее охране.
Разнообразие
форм работы с учащимися с привлечением их к
исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий
вмешательства человека в природу, ознакомление с методами и
приемами научных исследований, эксперимента.
Стимулирование экологических инициатив учащихся через участие в
социальнозначимых экологических проектах.
Воспитание навыков экологической безопасности поведения в природе,
выполнения правил безопасного труда в природе.
Воспитание экологического стиля жизни.
Воспитание чувства сопереживания и желания помочь нуждающимся
объектам природы: растениям, животным, птицам и др.
Основные направления деятельности:
внедрение системы воспитательных мероприятий экологической
направленности;
исследовательская деятельность учащихся в системе экологического
воспитания;
работа экокоманд;
участие в экологических акциях и экологических проектах
Планируемый результат высокий уровень экологической культуры
молодых людей, их активная жизненная позиция, выработка навыков
экологического стиля жизни. Формирование экологической культуры подростка веду в двух
направлениях: экологизация содержания образования и
проведение
внеурочных мероприятий. Первое направление реализую в процессе обучения
на уроках химии и биологии, т. к. эти знания неотъемлемая часть знаний о
природе, рационального использования естественных ресурсов и разумном
воздействии человека на природу.
Второе направление: экологическая культура, сознательное отношение к
природе, активная гражданская позиция формируются в процессе активной
деятельности самих учащихся в воспитательных мероприятиях,
исследовательской деятельности, создании социальнозначимых проектов.
Большое внимание уделяю организации
работы кружка «Юный
натуралист», программа которого направлена на раскрытие творческих
способностей учащихся на основе взаимодействия с природой, активизации их
познавательной деятельности, на развитие коммуникативных способностей и
навыков практической и исследовательской деятельности, изучение природы
родного края. Нами создан банк видеофильмов и презентаций по проблемам
охраны окружающей среды, ЗОЖ, ребята активно участвуют в передаче
знаний в рамках программы «Равный обучает равного».
Проводится работа по программе ООН «Образование для устойчивого
развития». Согласно этой программе разработаны планы занятий экокоманд
«Домашняя экология».
Формированию экологической культуры способствуют и тренинги,
проводимые с учащимися с целью наиболее полного понимания
экологических проблем и путей их решения. Тренинги включают в себя
различные формы, средства и методы организации экологопедагогического
процесса, основанные на практике интерактивного социальнопедагогического
взаимодействия.
занятиях кружка:
Приведу пример экологического тренинга, применяемого мною на
Тема: Экологический бумеранг
Ход занятия Учащиеся делятся на две команды. Представители 1 команды
называют пример влияния человека на окружающую среду
(причина), а представители 2 команды выявляют
экологические последствия, при этом «экологический
бумеранг» передается из рук в руки.
Например:
использование фреона (причина) приводит к истощению
озонового слоя Земли (следствие); вырубка экваториальных лесов Земли (причина),
следствие – уменьшение запаса кислорода на Земле и т.п.
Экологический бумеранг передается по кругу, при этом
следствие первой причины, само становится причиной для
следующего следствия.
Например, использование фреона (причина) приводит к
истощению озонового слоя (следствие); истощение озонового
слоя (причина) приводит к увеличению заболеваний растений,
животных, а также раковых заболеваний кожи у человека и т.д.
Комментарий Игра доступна при наличии определенных экологических
знаний. Участник, не назвавший следствие, выбывает из игры
(получает штрафное очко).
Учащиеся активно участвуют в мероприятиях экологической
направленности, благодаря чему расширяется их общий кругозор и эрудиция.
Они приобретают такие качества, как сострадание, отзывчивость, активность,
учатся понимать экологические проблемы, пропагандировать экологические
знания.
Формирование экологической культуры учащихся
Формирование экологической культуры учащихся
Формирование экологической культуры учащихся
Формирование экологической культуры учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.