Формирование экологической культуры учащихся

  • Педсоветы
  • docx
  • 14.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье даётся определение экологической культуры, на примерах показываются пути воспитания у подрастающего поколения экологической культуры.Прописаны цели, основные направления деятельности, планируемый результат. Также приводится пример экологического тренинга, применяемого мною на занятиях кружка "Экологический бумеранг". Статья будет полезна учителям биологии и преподавателям дополнительного образования.Формирование экологической культуры учащихся
Иконка файла материала Формирование экологической культуры.docx
Формирование экологической культуры учащихся Учительница биологии Смоляк Татьяна Владимировна КГУ СОШ №65 г. Караганды     Экологическая   культура,   экологическое   мышление   должны   стать     На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в воспитании гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества неразрывно связана с историей природы,   умеющего   все   виды   своей   деятельности   подчинить   требованиям рационального природопользования.      Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема. В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации   первостепенной   воспитательной   целью   учреждений   образования должно   быть   формирование   у   подрастающего   поколения   высокого   уровня экологической культуры.   приоритетными ценностями каждой личности.     При   этом   необходимо   использовать   комплексный   подход   к   решению   проблемы   экологического   воспитания:   следует   не   только   вооружить учащихся научно – теоретическими знаниями о природной среде и законах ее развития,   но   и   формировать   бережное   отношение   к   природе   в   целом   и отдельным ее компонентам. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и   оказанию   помощи   природе   позволит   воспитать   экологически   грамотного гражданина.       Экологическая   культура   человека   –   это   утверждение   в   сознании   и   деятельности   принципов   рационального   природопользования,   овладение навыками   решения   социально   –   экономических   задач   без   ущерба   для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу.        Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране.      Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении состояния окружающей среды, не допускает ее загрязнения.Средствами экологического воспитания можно формировать следующие ключевые компетентности:  ­в области общественно­политической деятельности;  ­в профессиональной сфере;  ­в учебно­познавательной деятельности; ­компетентность в эколого­практической деятельности.  Экологическое   воспитание   является   одним   из   приоритетных   направлений моей воспитательной работы с учащимися.   Целью данного направления работы является: ­ Воспитание   потребностей   к   расширению   знаний,   ответственности   за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее охране. ­ Разнообразие     форм   работы   с   учащимися   с   привлечением   их   к исследовательской   деятельности,   к   прогнозированию   последствий вмешательства   человека   в   природу,   ознакомление   с   методами   и приемами научных исследований, эксперимента. ­ Стимулирование   экологических   инициатив   учащихся   через   участие   в социально­значимых экологических проектах. ­ Воспитание навыков экологической безопасности поведения в природе, выполнения правил безопасного труда в природе. ­ Воспитание экологического стиля жизни. ­ Воспитание   чувства   сопереживания   и   желания   помочь   нуждающимся объектам природы: растениям, животным, птицам и др. Основные направления деятельности: ­внедрение   системы   воспитательных   мероприятий   экологической направленности; ­исследовательская деятельность учащихся в системе экологического воспитания; ­работа экокоманд;       ­ участие в экологических акциях и экологических проектах Планируемый   результат  ­   высокий   уровень   экологической   культуры молодых   людей,   их   активная   жизненная   позиция,   выработка   навыков экологического стиля жизни.Формирование   экологической   культуры   подростка   веду   в   двух   направлениях:   экологизация   содержания   образования   и     проведение внеурочных мероприятий.  Первое направление реализую в процессе обучения на уроках химии и биологии, т. к. эти знания ­ неотъемлемая часть знаний о природе,   рационального   использования   естественных   ресурсов   и   разумном воздействии человека на природу.      Второе   направление:   экологическая   культура,   сознательное   отношение   к природе, активная гражданская позиция формируются в процессе активной деятельности   самих   учащихся   в   воспитательных   мероприятиях, исследовательской деятельности, создании социально­значимых проектов. Большое   внимание   уделяю   организации     работы   кружка   «Юный натуралист»,   программа   которого   направлена   на   раскрытие   творческих способностей учащихся на основе взаимодействия с природой, активизации их познавательной деятельности,  на развитие коммуникативных способностей и навыков практической и исследовательской деятельности, изучение природы родного края. Нами создан банк видеофильмов и презентаций по проблемам охраны   окружающей   среды,   ЗОЖ,   ребята   активно   участвуют   в   передаче знаний в рамках программы «Равный обучает равного». Проводится   работа   по   программе   ООН   «Образование   для   устойчивого развития». Согласно этой программе разработаны планы занятий экокоманд «Домашняя экология».         Формированию   экологической   культуры   способствуют   и   тренинги,   проводимые   с   учащимися   с   целью   наиболее   полного   понимания экологических   проблем   и   путей   их   решения.   Тренинги   включают   в   себя различные формы, средства и методы организации эколого­педагогического процесса, основанные на практике интерактивного социально­педагогического взаимодействия.   занятиях кружка:         Приведу   пример   экологического   тренинга,   применяемого   мною   на Тема: Экологический бумеранг Ход занятия Учащиеся делятся на две команды. Представители 1 команды  называют пример влияния человека на окружающую среду  (причина), а представители 2 команды выявляют  экологические последствия, при этом «экологический  бумеранг» передается из рук в руки. Например:  использование фреона (причина) приводит к истощению  озонового слоя Земли (следствие); вырубка экваториальных лесов Земли (причина),  следствие – уменьшение запаса кислорода на Земле и т.п. Экологический бумеранг передается по кругу, при этом  следствие первой причины, само становится причиной для  следующего следствия. Например, использование фреона (причина) приводит к  истощению озонового слоя (следствие); истощение озонового  слоя (причина) приводит  к увеличению заболеваний растений,  животных, а также раковых заболеваний кожи у человека и т.д. Комментарий Игра доступна при наличии определенных экологических  знаний. Участник, не назвавший следствие, выбывает из игры  (получает штрафное очко).           Учащиеся   активно   участвуют   в   мероприятиях   экологической направленности, благодаря чему расширяется их общий кругозор и эрудиция. Они приобретают такие качества, как сострадание, отзывчивость, активность, учатся понимать экологические проблемы, пропагандировать экологические знания.