В статье даётся определение экологической культуры, на примерах показываются пути воспитания у подрастающего поколения экологической культуры.Прописаны цели, основные направления деятельности, планируемый результат. Также приводится пример экологического тренинга, применяемого мною на занятиях кружка "Экологический бумеранг". Статья будет полезна учителям биологии и преподавателям дополнительного образования.Формирование экологической культуры учащихся
Формирование экологической культуры учащихся
Учительница биологии Смоляк Татьяна Владимировна
КГУ СОШ №65 г. Караганды
Экологическая культура, экологическое мышление должны стать
На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в
воспитании гражданина, знающего общие закономерности развития природы и
общества, понимающего, что история общества неразрывно связана с историей
природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям
рационального природопользования.
Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала
экологическая проблема. В тревожной, а подчас и угрожающей экологической
ситуации первостепенной воспитательной целью учреждений образования
должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня
экологической культуры.
приоритетными ценностями каждой личности.
При этом необходимо использовать комплексный подход к решению
проблемы экологического воспитания: следует не только вооружить
учащихся научно – теоретическими знаниями о природной среде и законах ее
развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом и
отдельным ее компонентам. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с
практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды
и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного
гражданина.
Экологическая культура человека – это утверждение в сознании и
деятельности принципов рационального природопользования, овладение
навыками решения социально – экономических задач без ущерба для
окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать
режиму экономии как общенародному делу.
Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодоление
негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб
природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей
деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об
улучшении состояния окружающей среды, не допускает ее загрязнения.Средствами экологического воспитания можно формировать следующие
ключевые компетентности:
в области общественнополитической деятельности;
в профессиональной сфере;
в учебнопознавательной деятельности;
компетентность в экологопрактической деятельности.
Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений
моей воспитательной работы с учащимися.
Целью данного направления работы является:
Воспитание потребностей к расширению знаний, ответственности за
состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности
по ее охране.
Разнообразие
форм работы с учащимися с привлечением их к
исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий
вмешательства человека в природу, ознакомление с методами и
приемами научных исследований, эксперимента.
Стимулирование экологических инициатив учащихся через участие в
социальнозначимых экологических проектах.
Воспитание навыков экологической безопасности поведения в природе,
выполнения правил безопасного труда в природе.
Воспитание экологического стиля жизни.
Воспитание чувства сопереживания и желания помочь нуждающимся
объектам природы: растениям, животным, птицам и др.
Основные направления деятельности:
внедрение системы воспитательных мероприятий экологической
направленности;
исследовательская деятельность учащихся в системе экологического
воспитания;
работа экокоманд;
участие в экологических акциях и экологических проектах
Планируемый результат высокий уровень экологической культуры
молодых людей, их активная жизненная позиция, выработка навыков
экологического стиля жизни.Формирование экологической культуры подростка веду в двух
направлениях: экологизация содержания образования и
проведение
внеурочных мероприятий. Первое направление реализую в процессе обучения
на уроках химии и биологии, т. к. эти знания неотъемлемая часть знаний о
природе, рационального использования естественных ресурсов и разумном
воздействии человека на природу.
Второе направление: экологическая культура, сознательное отношение к
природе, активная гражданская позиция формируются в процессе активной
деятельности самих учащихся в воспитательных мероприятиях,
исследовательской деятельности, создании социальнозначимых проектов.
Большое внимание уделяю организации
работы кружка «Юный
натуралист», программа которого направлена на раскрытие творческих
способностей учащихся на основе взаимодействия с природой, активизации их
познавательной деятельности, на развитие коммуникативных способностей и
навыков практической и исследовательской деятельности, изучение природы
родного края. Нами создан банк видеофильмов и презентаций по проблемам
охраны окружающей среды, ЗОЖ, ребята активно участвуют в передаче
знаний в рамках программы «Равный обучает равного».
Проводится работа по программе ООН «Образование для устойчивого
развития». Согласно этой программе разработаны планы занятий экокоманд
«Домашняя экология».
Формированию экологической культуры способствуют и тренинги,
проводимые с учащимися с целью наиболее полного понимания
экологических проблем и путей их решения. Тренинги включают в себя
различные формы, средства и методы организации экологопедагогического
процесса, основанные на практике интерактивного социальнопедагогического
взаимодействия.
занятиях кружка:
Приведу пример экологического тренинга, применяемого мною на
Тема: Экологический бумеранг
Ход занятия Учащиеся делятся на две команды. Представители 1 команды
называют пример влияния человека на окружающую среду
(причина), а представители 2 команды выявляют
экологические последствия, при этом «экологический
бумеранг» передается из рук в руки.
Например:
использование фреона (причина) приводит к истощению
озонового слоя Земли (следствие); вырубка экваториальных лесов Земли (причина),
следствие – уменьшение запаса кислорода на Земле и т.п.
Экологический бумеранг передается по кругу, при этом
следствие первой причины, само становится причиной для
следующего следствия.
Например, использование фреона (причина) приводит к
истощению озонового слоя (следствие); истощение озонового
слоя (причина) приводит к увеличению заболеваний растений,
животных, а также раковых заболеваний кожи у человека и т.д.
Комментарий Игра доступна при наличии определенных экологических
знаний. Участник, не назвавший следствие, выбывает из игры
(получает штрафное очко).
Учащиеся активно участвуют в мероприятиях экологической
направленности, благодаря чему расширяется их общий кругозор и эрудиция.
Они приобретают такие качества, как сострадание, отзывчивость, активность,
учатся понимать экологические проблемы, пропагандировать экологические
знания.