ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
19.01.2017
Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ"
Переход на новый федеральный образовательный стандарт начальной школы, идеологической основой которого является концепция духовно-нравственного воспитания, требует кардинальных изменений в системе начального образования с учётом интересов этнокультурных потребностей субъектов образовательного процесса. Пересмотра содержания предметных областей, совершенствования методов и приёмов организации учебной деятельности младших школьников, выстраивания системы взаимодействия с внешкольными организациями, определения базовых духовно-нравственных ценностей, разработки технологий поликультурного воспитания
В наши дни в сельской местности школа является центром социокультуры, основным учреждением воспитания и развития учащихся, молодёжи. Существование на селе малокомплектной школы с коллективом талантливых, активных учителей – дорогая находка, огромное счастье для учащихся, их родителей, сельчан. Именно к таким школам можно отнести нашу Бишнинскую начальную школу-детский сад Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Материалы_Гарифуллина.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ
МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
МБОУ «Бишнинская начальная школадетский сад Зеленодольского муниципального района
Гарифуллина Гульсина Юнусовна, учитель начальных классов
РТ»
«Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу
Наша страна является полиэтническим государством, ее можно представить в
виде мозаики, которая состоит из множества народов. При этом каждый народ
отличается друг от друга по разным признакам, в частности по
многочисленности этнического состава,
по социальноэкономическим
характеристикам, а так же по языку и культуре, духовному складу и
национальному характеру. Кроме того, для полиэтнических регионов нашей
страны характерно смешивание и переплетение культур, что выдвигает перед
педагогами задачу реализации поликультурного образования, которое
направлено на формирование этнокультурной компетентности школьников. В
этой связи возникла потребность в воспитании социально ответственного
подрастающего поколения,
которое может успешно действовать в
полиэтническом пространстве, способствовать возрождению культуры разных
этносов, сохранению их культурного своеобразия. Общемировой опыт
показывает, что оптимальной моделью аккультурации является интеграция,
сохранение своей культуры и овладение культурой других этносов. Отсюда возникает необходимость воспитать и подготовить высококультурных и
образованных членов общества, которые могут жить и работать в
полиэтнической среде, способных сочетать национальные и интернациональные
интересы.
Этнокультурная компетентность — это свойство личности, выражающееся в
наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной
культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения,
способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и
взаимодействию. Этнокультурная компетентность предполагает готовность
школьника к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и
опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных
на его участие в учебнопознавательном процессе, а также направленных на его
успешную адаптацию в полиэтнической среде. Этнокультурная компетентность,
прежде всего, предполагает поликультурную направленность образования,
овладение учащимися поликультурными знаниями, опытом, нормами поведения.
Вопросы поликультурной направленности образования, проблемы овладения
учащимися поликультурными знаниями, опытом, нормами поведения в
последние годы особо выделяются в педагогической науке и практике. Феномен
поликультурного воспитания стал предметом особых исследований в мировой
педагогике с 60х гг. XX в. Однако, теоретические основы современной
концепции поликультурного воспитания были заложены педагогами и
мыслителями прошлого, таким как Я.А. Коменским.
В реализации целей и задач поликультурного воспитания особого внимания
заслуживает начальная ступень общего образования, так как она является,
важнейшей ступенью формирования гражданской идентичности личности,
именно она закладывает основы всестороннего развития детей; именно здесь
начинается работа по воспитанию культуры, формированию сознательного
отношения к людям, развитию коммуникативных навыков. По мнению Л.И.
Божович, младший школьный возраст — это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования
его национального характера, норм поведения, вкусов и культурных традиций
своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими
народами, легко усваивают их языки и национальные особенности. Задача школы
закрепить эти природные качества ребенка и создать прочную основу для их
дальнейшего развития
Воспитание младших школьников в поликультурной среде должно
осуществляться на принципах толерантности, идентификации, осведомлённости,
на основах познания других культур в творческой деятельности и мотивации к
познанию и взаимодействию с другими культурами. Образовательный процесс в
поликультурной начальной школе преследует цель воспитания, обучения и
развития личности, способной жить и быть успешной в быстроменяющемся мире
в условиях многообразия культур.
Переход на новый федеральный образовательный стандарт начальной школы,
идеологической основой которого является концепция духовнонравственного
воспитания, требует кардинальных изменений в системе начального образования
с учётом интересов этнокультурных потребностей субъектов образовательного
процесса. Пересмотра содержания предметных областей, совершенствования
методов и приёмов организации учебной деятельности младших школьников,
выстраивания системы взаимодействия с внешкольными организациями,
определения базовых духовнонравственных ценностей, разработки технологий
поликультурного воспитания
В наши дни в сельской местности школа является центром социокультуры,
основным учреждением воспитания и развития учащихся, молодёжи.
Существование на селе малокомплектной школы с коллективом талантливых,
активных учителей – дорогая находка, огромное счастье для учащихся, их
родителей, сельчан. Именно к таким школам можно отнести нашу Бишнинскую
начальную школудетский сад Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан. В нашей школе созданы благоприятные условия для успешной организации
образовательного процесса. Коллектив учителей и воспитателей школы – сада
считается одним из опытных и уважаемых педагогических коллективов района.
Коллективом школы создана образовательная система, способствующая
самореализации и самовыражению, как учителей, так и учащихся.
Каждый год в нашу школу приходит все большее количество детей разных
национальностей. Прежде всего, это дети, родители которых нашли в нашем
селе жильё, а также эмигранты из других стран. В классе могут быть дети 23
национальностей. Это татары, русские, узбеки, марийцы. Дети часто
испытывают трудности в общении друг с другом, с учителями, причина которых
– культурные, религиозные особенности и различия.
Перед нашими учителями и воспитателями, где обучение и воспитание
ведется на двух государственных языках, стоит множество проблем:
формирование поликультурной компетенции младших школьников,
поликультурное образование в деятельности классного руководителя,
диалоговое обучение,
сопоставительное изучение грамматики русского, татарского и английского
языков;
формирование межличностного общения у младших школьников;
Крайне важно, чтобы наши дети понимали: ценность в том, что мы разные.
К нам приходят ученики с начальными представлениями о природе; они
умеют небольшой опыт социальных норм поведения во всех сферах жизни
человека, полученный в учреждениях дошкольного воспитания и в семье.
Именно в стенах нашей школы учителя и воспитатели помогают нашим детям
сформироваться как человек, личность, способная к активной и эффективной
жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной» среде, понимающей
и уважающей другие культуры.
Если личность не сформировалась в своей культурной национальной традиции,
если не является носителем родной культуры, то такая личность, как мне кажется, не способна уважительно относиться к другой культуре, видеть в ней
интересное, ценное, чувствовать и понимать её, быть открытой для восприятия
культуры других людей. И, более того, быть готовым и открытым для
приобщения к ценностям родной культуры других людей, представителей иной
национальной культуры.
Поэтому первая составляющая в формуле поликультурного образования —
воспитание человека как носителя родной культуры, понимающего, знающего,
ценящего и культуры соседних народов. Ведь ребёнок начинает познание мира с
того, что есть в семье, на его родной улице, в его родном городе, посёлке, крае.
Наша начальная школадетский сад работает с 2011 года. Коллектив у нас хотя
и небольшой, но мы прилагаем все усилия на получение хорошего воспитания и
образования ребенка. Условия для этого у нас имеются. В группах и кабинетах
начальных классов имеются современное оборудование. В связи с переходом на
обучение по ФГОС педагоги прошли курсы повышения квалификации. Учащиеся
кроме уроков посещают кружки дополнительного образования. В школе работает
группа продленного дня. Ребенок находится в школе целый день. Он здесь
получает не только образование, он получает воспитание в широком смысле:
культурное, экологическое, трудовое,физическое. Учитель работает с каждым
отдельно. Наши воспитанники и школьники принимают участие в конкурсах,
олимпиадах, конференциях, смотрах и занимают призовые места. Не смотря на
то, как ребенок учится, учитель учит его общаться со сверстниками, выступать
перед аудиторией, доказывать свое мнение, основываясь на изученных
материалах. Ребенка мы готовим к адаптированию в дальнейшей жизни. Мы
делимся опытом с нашими коллегами. В марте 2014 года прошел
межмуниципальный семинар по теме «Преемственность во всестороннем
гармоническом развитии ребенка в системе дошкольного воспитания и в
начальном звене обучения в условиях ФГОС»; в ноябре 2014года прошел
региональный научнопрактический семинар воспитателей ДОУ и учителей
младших классов общеобразовательных учебных заведений по теме «Воспитание экологической культуры дошкольников и младших школьников в условиях
ФГОС»
С 2014 года на базе нашей школы начал проходить конкурс проектных и
творческих работ старших дошкольников, учащихся начальных и 56 классов по
теме «Край родной, навек любимый» совместно с преподавателями КФУ. А в этом
году мы согласовали положение с кафедрой дошкольного и начального образования
Института Развития Образования Республики Татарстан. Наши воспитанники и
учащиеся начальных классов подготовили материал: проектную работу и выступали
перед комиссией и участниками. Им это очень понравилось. Многие из них заняли
призовые места. Участников с каждым годом становится больше.
В конкурсе принимают участие воспитанники и учащиеся многих районов нашей
республики, школ Республики Марий Эл, Ульяновской области. На своих секциях
они выступают со своими проектными и творческими работами. Знакомятся друг с
другом, рассказывают о традициях соей местности, жизнью и бытом сельчан,
обмениваются опытом. Из работ и выступлений выпускаем сборник. Да, это очень
большая работа, которая требует от коллектива школы большую ответственность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. N 373).
2. Нуржанова Т. Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных
классов // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 596601.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.