ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл—11 кл
21.01.2018
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ключевые вопросы: Что такое финансовая грамотность? Что нужно делать на уроках математики, чтобы сформировать финансовую грамотность у школьников? В статье приводится описание основных направлений работы гимназии №2 г. Сургута по формированию финансовой грамотности учащихся. Именно на уроках математики поэтапно формируется умение рационально распоряжаться финансами.Ключевые вопросы: Что такое финансовая грамотность? Что нужно делать на уроках математики, чтобы сформировать финансовую грамотность у школьников?
Формирование финансовой грамотности на уроках математики.doc
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Тулапина Е.Н. Финансовое образование и финансовая грамотность являются одними из самых важных   факторов   экономического   роста   страны   и   повышения   уровня   доходов населения. Ежедневно   в   нашем   обществе   рядовым   гражданам   приходиться сталкиваться с финансовыми вопросами, которые обусловлены процессом прямого или косвенного   взаимодействия   с   финансовой   системой   страны.   Такое   взаимодействие начинается   ещё   с   начальной   школы,   и   по   мере   взросления   постоянно   повышается уровень и сложность решаемых задач. Отсутствие экономического воспитания — причина множества проблем нашего общества. У детей отсутствие включенности в финансовую сферу жизни выражается всего лишь в небрежном отношении к вещам. У взрослых последствия экономической безграмотности   более  серьезны:   безответственное  отношение   к  кредитам,  участие  в финансовых   пирамидах,   неумение   планировать   бюджет   семьи.   Массовое   неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить всё и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить. Всё это делает   актуальным   введение   в   программы   различных   школьных   предметов   задачи формирования экономической грамотности выпускников школ, как важного элемента воспитания подрастающего поколения. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами. Надо понимать, что у учителя не стоит цели вырастить из ученика банковского работника или инвестиционного аналитика. В нашем случае финансовая грамотность —   это   совокупность   базовых   знании   в   области   финансов,   банковского   дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку (рисунок 1) правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег. Рисунок 1. Финансово грамотный человек Математике же отводится особое место в повышении финансовой грамотности — создание математического аппарата для решения основных финансовых «задач». Так,   большая   часть   экономических   моделей   основывается   на   традиционном материале   школьного   курса   математики   –   на   уравнениях,   функциях,   графиках, неравенствах   и   т.д.   Стоит   обратить   внимание   на   то,   что   это   должно   стать дополнительным стимулом для изучения предмета: теперь есть очень четкий ответ на вечный вопрос ученика «Как мне эти знания пригодятся в жизни? Зачем мне заучивать формулы?».   Не   лишним   будет   напомнить   ученикам,   что   такие   задачи   будут встречаться   в   ЕГЭ,   это   привлечет   внимание   тех,   кто   заранее   замотивирован   на успешную сдачу государственной аттестации. Для   решения   задач   повышения   финансовой   грамотности   учащихся   в   МБОУ гимназии №2 проводится следующая работа: Первое   направление.   В   соответствии   с   Методическими   рекомендациями Департамент   образования   Администрации   города   по   преподаванию   отдельных предметов   (курсов)   учебного   плана   общеобразовательной   организации   в   2016­2017 учебном году (ДО №2550/16 от 16.06.2016) В рабочих программах предметной области «Математика и информатика» выделены темы, направленные на развитие финансовой грамотности,   согласно   таблице.   В   таблице   1   приведен   пример   планирования   по предмету «Математика» в 5 классе. Таблица 1 Фрагмент тематического планирования по математике, 5 класс Предмет Класс математика 5 Название темы (раздела, модуля) Значение выражений Работа с  математическими  моделями № урока с КТП 5 12 Краткое содержание Составление   выражения   для   решения задач практического характера связанных с   покупкой/продажей   и   нахождение   его значения Составление   математических   моделей финансовых ситуаций. Введение  обозначений Сложение и  вычитание дробных  чисел Совместные  действия со  смешанными числами Приближённые  равенства.  Округление чисел Задачи по теме:  Десятичные дроби. 29 79   Присвоение Обозначения   в   задачах   финансового содержания. элементу некоторого имени. Способы ведения учета личных финансов. Методы   статистической     обработки данных.    112 Ведение учета личных финансов. 138 174 Ведение учета личных финансов. Решение  задач практического характера, связанных  с покупкой/продажей Решение задач практического характера,  связанных с покупкой/продажей Обучение   детей   финансовой   грамотности   в   гимназии   ведется   по   трем направлениям:   непосредственно   в   рамках   изучения   предмета,   при   организации проектной и внеклассной деятельности. Второе   направление.   Интенсивно   вводятся   экономические   задачи,   формируя финансовую   грамотность,   начиная   с   пятого   класса.   Применение   практико­ ориентированной контекстной задачи – один из эффективных способов формирования финансовой   грамотности   учащихся.   Во   время   урочной   деятельности   для   решения практических задач широко используются задания с финансовой составляющей КИМ ОГЭ и ЕГЭ по математике. Основу   большей   части   финансово­ориентированных   задач,   необходимых   для выполнения простейших экономических расчетов в повседневной жизни, составляют задачи на проценты. Анализ учебников по математике за 5 – 9 классы, а также анализ учебно­методической литературы позволяет выделить следующую типологию задач на проценты, изучаемых в школьном курсе математики: нахождение процента от числа; нахождение числа по проценту; нахождение процентного выражения одного числа от другого; нахождение числа на заданный процент больше (меньше) исходного числа; простые и сложные проценты. Третье направление. Решение задач – это одна из составляющих экономического образования,   без   математических   расчетов   невозможно   осуществлять   финансовое   и бизнес­планирование, без понимания графиков теряют смысл финансовые прогнозы. Но при решении этих задач у детей появляются вопросы, связанные с терминологией и с экономическими   ситуациями,   встречающимися   в   них.   Сопутствующая   информация, полученная от учителя на уроке математики в ходе решения задач, в силу ряда причин является   минимальной,   поэтому   возникает   потребность   создания   образовательной среды   для   формирования   экономической   культуры   учащихся.   Решение   данной проблемы мы видим в интеграции уроков.   Так,   например,   совместно   с   учителями   географии   и   обществознания   для учащихся 7­х классов во время Неделя Науки и Высоких технологий (Нано­неделя) «Читаю   слово   –   читаю   мир»   проведено   Метапредметное   погружение   «Сургут туристический». Учащиеся изучили Социально­экономическое положение Сургутского района, понятия: бизнес­план, производственный план, реклама, формула кредита. По   своим   интересам   участники   погружения   разделились   на   группы,   выбрав создание   туристического   продукта   по   одному   из   следующих   направлений: исторический,   культурно­познавательный, активный, спортивный туризм.   этнографический   туризм,   деловой, Каждой   группе   необходимо   было   рассчитать   среднюю   стоимость   аренды офисного помещения, используя предоставленные данные. Затем  заполнить сводную таблицу затрат на создание компании: затраты на заработную плату персоналу, затраты на топливо и т.д. Конечным продуктом стал рекламный плакат  туристического маршрута и его презентация с кратким описанием бизнес­плана туристического агентства.  Для   учащихся  5­   х  классов   учителями   математики   и   экономики  совместно проведен Аукцион профессий «Я­финансист».  Взаимодействие   математики   и   обществознания   приносит   обоюдную   пользу: математика   получает   широчайшее   поле   для   многообразных   приложений,   а обществознание могучий инструмент для получения новых знаний. Четвертое   направление.   Помимо   работы   на   уроках,   обучение   финансовой  С   этой   целью   в   гимназии грамотности   продолжается   и   во   внеурочное   время. проводятся деловые и ролевые игры, квесты, практикумы.  При сотрудничестве с РОСНАНО в рамках Дней межпредметной интеграции в 9 классе   проводилась   деловая   игра   «Выбираем   выгодный   вклад».   Основная   цель: формирование   основ   финансовой   грамотности   учащихся,   способности   принимать эффективное решение по управлению собственными средствами. Учащимся   было   предложено   решить   ситуационную   задачу   открытого   типа: «Некий   банк   предлагает   потребителям   3   вклада:   «Капитальный»,   «Доходный», «Накопительный». Необходимо сделать выбор наиболее выгодного вклада». Деловая   игра   проводилась   с   привлечение   менеджера   по   работе   с   клиентами «Почта банка» г. Сургута, который дал краткую информацию о вкладах, предлагаемых банком потребителям: «Капитальный», «Доходный», «Накопительный». Обратим внимание, что на условие задачи влияют некоторые случайные факторы, следовательно,   решение   принимается   в   условиях   неопределенности.   Происходит установление связей между информационными данными и формулировка прикладной задачи. Рассмотрим на примере. «Допустим, имеется первоначальный капитал 10 000 рублей. Вам необходимо их сохранить и приумножить к выпускному вечеру, т.е. срок вклада   будет   составлять   7   месяцев».   Проводится   экспертиза   каждого   из   вкладов, производятся расчеты, осуществляется выбор наиболее выгодного вложения.  Итогом игры стало обсуждение условий для принятия эффективного решения по управлению   собственными   средствами:   предложения   банка,   внешние   экономические условия,   в   том   числе   и   инфляция.   В   качестве   домашнего   задания   учащимся   было предложено,   пользуясь   полученными   знаниями,   провести   исследование   по   теме «Лучший   вклад   на   сегодня».   Рассмотреть   предложения   действующих   банков   г. Сургута. Результатом   проводимой   работы   является   активное   и   результативное   участие учащихся гимназии в олимпиадах по финансовой грамотности и предпринимательству. Важно   повышать   финансовую   грамотность   уже   с   раннего   возраста,   ведь   впереди   в жизни   будет   много   важнейших   финансовых   решений,   ошибка   в   принятии   которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить важные финансовые цели.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018