Формирование фонда оценочных средств (ФОС)как требование ФГОС СПО для оценки индивидуальных достижений обучающихся
Любовь Николаевна Харавинина, к.п.н., зав.КПО
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области
Институт развития образования
Что означают аббревиатуры : ФГОС, СПО, ОПОП, УД, МДК, ПМ, ГИА, ЗУН, ОК , ПК, ФОС
Чем отличается промежуточная аттестация от текущей, и какие есть еще виды
Что такое оценивание и каковы его функции, подходы
Какие методы и технологии позволяют оценить ОК и ПК
Я знаю – Хочу узнать
Центральное место в ЦПП – ожидаемые результаты обучения, которые определяют деятельность по их достижению и оцениванию
Процедуры оценивания должны позволять установить как образовательный уровень, так и сформированность компетенций и квалификации
Контроль и оценка результатов
Нормативная база: 273-ФЗ, Статья 2.
Образование – совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций …;
Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
Качество образования – комплексная характеристика, выражающая, в том числе, степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, а также оценочных и методических материалов
Трудовая функция Преподаватель | Трудовые действия (умения) |
3.1.1Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) | Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся |
3.1.2 Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы ПО, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации | Контроль и оценка результатов освоения УД, МДК (ПМ) в процессе промежуточной аттестации |
Оценка освоения образовательной программы при проведении ИГА |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ от «08»сентября 2015 № 608н Педагог профессионального обучения, СПО и ДПО
Необходимые знания | |
Педагогический контроль и оценка | Законодательство Российской Федерации и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам СПО и(или) профессионального обучения, и(или) ДПП |
Отечественный и зарубежный опыт, современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и профессионального обучения | |
Методика разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания | |
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий |
ПС № 608н
Трудовая функция | Трудовые действия (умения) |
3.2.1 Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ проф обучения и(или) программ ПО, ПКРС | Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся (Организовывать выполнение работ (услуг) и контроль их качества в соответствии с требованиями технической документации, Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, работу, выполняемую ими, оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии ) |
3.2.2Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся | Оценка полноты и своевременности выполнения обучающимися задания на практику и(или) результатов освоения компетенций |
Оценка освоения программы ПМ в части практической подготовки при проведении промежуточной аттестации | |
Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой государственной итоговой аттестации (Соблюдать процедуры оценивания, взаимодействовать с представителями организации, на базе которой проходит практика, и(или) представителями работодателей) |
ФГОС СПО (VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ)
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и ПМ разрабатываются ПОО самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
ФГОС СПО (VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ)
ФГОС по ТОП 50 (ППКРС)
2.4 В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
Фонды оценочных средств включают типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения, уровень приобретенных компетенций и квалификации.
Фонды оценочных средств по УД и МДК в разрабатываются и утверждаются ПОО самостоятельно, а для промежуточной аттестации по ПМ и для ГИА – утверждаются после предварительного положительного заключения работодателей.
ФОС должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.д.
Совокупность оценочных средств, используемых в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, является основой для проверки различных предметов оценивания, установленных образовательными стандартами среднего профессионального образования:
знаний, умений, практического опыта;
общих и профессиональных компетенций;
квалификации.
ФОС
Оценочные средства в составе ОПОП
.
В учебном плане указываются:
перечень аттестационных испытаний итоговой (государственной итоговой) аттестации, а также формы промежуточной аттестации.
Рабочая программа УД включает фонд оценочных средств для текущего оценивания и промежуточной аттестации по дисциплине.
Программа практики включает фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике.
Образовательная программа включает фонд оценочных средств для проведения итоговой (государственной) аттестации выпускников.
Разработка ФОС: проблемы и вопросы
Необходимые условия
процедуры и операции оценивания завершаются получением качественными и (или) количественными оценками;
подчиненность оценочных средств УД/ПМ (его назначения, состава, структуры и содержания) не только целям освоения данной УД\ПМ, но и конечной цели ОПОП;
сопровождение оценочных средств набором методических, нормативных и инструктивных материалов, определяющих процедуры оценивания;
возможность однозначной интерпретации результатов оценивания разными участниками образовательного процесса ;
обеспечения объективности и независимости оценивания;
использование образовательных технологий, адекватных задаче формирования профессиональных компетенций.
Оценивание – сопоставление актуального состояния объекта (процесса, явления, системы) с эталоном.
Оценка в образовательном процессе представляет собой сбор и анализ информации о том, какими ЗУК обладают обучающиеся.
Цели оценивания:
- выявление отклонения от нормы и принимать решения, направленные на устранение причин,
- принятие решений о поддержке конкретных обучающихся,
- формирование управленческих решений на разных уровнях системы образования
Функции: констатирующая, диагностическая,
мотивирующая, воспитательная
Методика разработки оценочных средств
Количественный подход используется для оценки экономической эффективности (КИМ)
Критериально - ориентированный подход основан на сопоставлении полученного результата с ожидаемым, верифицированным, описанным при помощи четких характеристик (дескрипторов)
Бенчмаркинг (метод эталонов) предполагает на первом этапе выявление лучшего варианта продукции или услуги, на втором – определение уровня качества оцениваемого образца по отношению к лучшему варианту.
Экспертный подход применяется тогда, когда оцениваемый результат неизмерим
3D-оценка была спроектирована в модели Национального чемпионата профессий
Самооценочно-рефлексивный – оценка человеком себя,
своих личных качеств, достоинств и недостатков, ЗУК
Подходы к оцениванию
Виды оценочных мероприятий
Внутреннее оценивание в классе (classroom assessment), встроено в образовательный процесс и позволяет определять достижения и трудности в обучении каждого обучающегося как на каждом занятии, так и на отдельных этапах освоения образовательной программы;
Внешнее оценивание - путем привлечения работодателей и экспертов ( государственные экзамены, которые используются для принятия решений по каждому учащемуся относительно завершения обучения по образовательной программе определенного уровня и возможности продолжения образования или трудоустройства.
Формы контроля (что используем и с какой целью выбираем?)
собеседование;
тест;
контрольная работа;
зачет;
экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый
государственный экзамен);
лабораторная, графическая и т.п. работа;
эссе и иные творческие работы;
реферат;
отчет (по практикам, и т.п.);
курсовая работа;
выпускная квалификационная работа
Традиционные методы контроля и оценивания (Ю.К. Бабанский)
устный опрос;
Письменные контрольные работы; тестирование;
расчетно-графические работы;
контроль с помощью технических средств и ИКТ.
Современные технологии контроля и оценивания
Ассесмент-центр (имитационная деловая игра);
Портфолио ; Кейс-стади (case-study);
Формирующее оценивание (Formative assessment)
проектная; рейтинг; чек-лист, отчеты с практик.
Термин был заимствован педагогом Бенджамином Блумом - автором знаменитой таксономии педагогических целей - у Майкла Скривена, который впервые в 1967 г. разграничил понятия активной оценки и суммирующей оценки.
В 1968 г. Бенджамин Блум в своей книге «Обучение для искусства» рассматривал активную оценку как инструмент для улучшения процессов преподавания и обучения
Формирующую оценку (Formative assessment) еще называют оценкой для обучения, активной оценкой.
Все большее количество педагогов на собственном опыте убедились, что активная оценка:
улучшает результаты обучения;
формирует общие компетенции - учить учиться;
помогает образованию учащихся, имеющих трудности в обучении;
выполняет мотивационную функцию;
меняет отношения между учителем и учеником.
К элементам активной оценки относятся:
цели урока
техника постановки вопросов
ключевой вопрос
критерии достижения цели — НА ЧТО БУДУ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ
самооценка
взаимооценка
обратная связь, рефлексия
Согласно таксономии Б. Блума,
различают 6 уровней обучения:
• знания( воспроизведение);
• глубокие знания (понимание);
• применение;
• анализ;
• синтез;
• оценка.
«Большинство учителей тратят время на вопросы, призванные установить, чего ученик не знает, а настоящее искусство постановки вопроса заключается в том, чтобы выяснить, что ученик знает или способен познать». Альберт Эйнштейн
Каждое оценочное средство (в ФОС) содержит:
Предмет оценивания (ЗУК),
Типовое задание (обобщенная формулировка для вариантов конкретных заданий),
Показатели и критерии оценки,
Инструктивные материалы (условия реализации, потребность во всех видах ресурсов, необходимых для выполнения задания)
Могут содержаться КЛЮЧИ – «модельные ответы»
КОС
Показатели проверки ЗНАНИЙ содержат описание действий, связанных с мыслительными операциями (воспроизведение, анализ, оценка)
Критерии уточняют показатели, и указывают на полноту , точность, измеримость, обоснованность и допустимость отклонения от эталона
Показатели оценки УМЕНИЙ содержат требования к выполнению практических операций (расчет, подготовка, разработка, построение )
Критерии оценки умений – правила оценки в сравнении с эталонными параметрами, диагностичность
Показатели и критерии
Приказ Минобрнауки России от 17 ноября 2017 г. № 1138 ГИА разъяснения.docx
Итоговая аттестация включает защиту ВКР и ГЭ (по решению ПОО).
Предмет оценивания - целостная квалификация, типовые задания должны позволять оценивать все ОК и ПК в совокупности
Виды ВРК
ППКРС | ППССЗ |
Выпускная практическая работа | Дипломный проект (работа) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.