«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»
Оценка 5

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
география
Детсад
09.12.2018
«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»
В данной статье описывается разработка и апробация педагогического проекта по формированию географических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Представлены методы и приёмы для успешного и увлекательного овладения материалом детьми и применение его в повседневной жизни. Описана работа по взаимодействию с семьями воспитанников в данном направлении.
Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста.docx
«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)» Е. С. Курпусева, А. Н. Дятлова, воспитатели д/с № 86 Кировского района В данной статье описывается разработка и апробация педагогического проекта по формированию географических представлений у детей старшего дошкольного   возраста.   Представлены   методы   и   приёмы   для   успешного   и увлекательного   овладения   материалом   детьми   и   применение   его   в повседневной   жизни.   Описана   работа   по   взаимодействию   с   семьями воспитанников в данном направлении. Ключевые   слова:   географическое   образование,   географические представление   у   детей   старшего   дошкольного   возраста,   экологическое воспитание, знания краеведческого характера.   В   педагогической   науке   и   практике   достаточно   полно   разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды (И.   Д.   Зверев,   С.   Н.   Глазачев,   А.  Н.   Захлебный,  И.   Т.   Суравегина,   Н.  М. Мамедов и др.).   Необходимость   формирования   географических   представлений   уже   в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей ­ объём информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с младшего возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире. Создан   целый   ряд   как   комплексных,   направленных   на   всестороннее развитие   детей,   так   и   парциальных   авторских   программ,   обеспечивающих экологическое развитие дошкольника. К числу комплексных программ, где знания   о   природе   являются   частью,   одним   из   направлений   в   воспитании дошкольника, относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и т. д. Ряд   парциальных   экологических   программ:   «Семицветик»,   «Наш   дом   – природа», «Юный эколог» и т. д. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно­ориентированная   модель   воспитания,   индивидуальный   подход   к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребёнка через применение системно­деятельного подхода.  Однако минусом этих программ является   недостаточность   использования   географических   представлений,   в том числе и краеведческих, в воспитании дошкольника.  На основе анализа научно­педагогической литературы и существующих практик можно сделать вывод, что процесс формирования географических представлений у дошкольников через изучение природы Родного края ­ один из   менее   рассмотренных   вопросов.   На   фоне   существующего   противоречия между   необходимостью   реализации   экологического   воспитания   на   основе получения   географических   знаний   детьми   этого   возраста   и   недостаточным научным   и   организационно­методическим   обеспечением   этого   процесса обусловило   определения   актуальности   данного   проекта:   при   каких педагогических   условиях   формирование   географических   представлений дошкольников будет эффективным? Цель   проекта  –   выявление   возможности   формирования географических   представлений   старших   дошкольников   в   процессе ознакомления с природой Родного края. На основании изученных материалов мы выдвигаем гипотезу, что при формировании   географических   знаний   у   детей   старшего   дошкольного возраста, на примере изучения природы Родного края, будет способствовать качественному   овладению   географических   знаний   и   формированию универсальных учебных действий   для дальнейшего изучения   окружающего мира в начальной школе. Задачи проекта:   Выявить   роль   географических   представлений   в   экологическом   и краеведческом воспитании детей старшего дошкольного возраста.  Подобрать   и   охарактеризовать   формы   и   методы   формирования географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения природы окружающей его среды.  Подобрать адекватные методы исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть выдвинутую в данном проекте гипотезу.  Составить   диагностический   материал   для   выявления   и   коррекции качества полученных знаний.  Разработать  рабочую программу  «География  природы  Родного  края» для   организации   получения   географических   представлений   у   детей старшего дошкольного возраста.  Проанализировать результаты  и на их основании сделать выводы. Следуя задачам проекта, мы планируем получить такие результаты:  выделение   и   установление   связей   географических   представлений   в экологическом и краеведческом воспитании детей;   составление   сборника   форм   и   методов   работы   с   детьми   и   семьями воспитанников;  подтверждение   и   доказательство   выдвинутой   в   данном   проекте гипотезы;  выпуск   сборника   диагностического   материала   (вводного, промежуточного,   итогового)   для   выявления   и   коррекции     качества полученных знаний;  разработка и апробация рабочей программы «География родного края»;  написание статьи и доклада на основе полученных результатов. При   разработке   модели   проекта   сделан   упор   на   системно­ системно­деятельностного деятельностный   подход. подхода проявляется в формировании личности воспитанника и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».   Сущность   Одним   из   основных   методов   системно­деятельностного   подхода является решение ситуационных задач.  Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико­ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в её решении ребёнок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а   с   другой   –   совершая   поисково­практические   действия,   самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.  В период 2017/2018 учебного года проходила работа над первым этапом педагогического проекта. № Мероприятия по направлениям Ответственные 1. Мониторинг по данной теме. 2.   Программы Разработка «География родного края».  Повышение   компетентности педагогических   работников   по данной теме. Индивидуальная   работа   с педагогами и родителями.  Создание   среды   общения, самореализации.  Привлечение общественности.  Участие   педагогов,   детей   и   конкурсах родителей   в   различных уровней краеведческого характера.  Создание   базы   данных   по методическому обеспечению.  внимания 3. 4. 5. 6. 7. 8.     Педагоги группы. Заведующий д/с, педагоги ДОУ. Дятлова А. Н., Корпусева Е. С. Дятлова А. Н., Корпусева Е. С. Дятлова А. Н., Корпусева Е. С. Заведующий   д/с, комитет.  Дятлова А. Н., Корпусева Е. С.   родительский Дятлова А. Н., Корпусева Е. С. Разработана анкета, целью которой было выявить заинтересованность, уровень   знания   родителей   воспитанников   по   данной   теме,   определение построения   маршрута   взаимодействия   с   семьями   воспитанников   детского сада.   Своим   ответом   на   вопрос­утверждение:   «Мы   считаем   важным пропедевтику географического образования у ДОУ (которое подразумевает под  собой  экологическое,  патриотическое, краеведческое, гуманистическое воспитание   детей)»,   родители   показали   заинтересованность   в   разработке данного проекта.  20% 80% совершенно согласен не согласен согласен совершенно не согласен трудно сказать На протяжении первого этапа, совместно с родителями, разнообразили наполняемость   игровых   зон   группы.   Оформлены   тематические   уголки   для родителей в приёмной.  Для педагогов МКДОУ д/с № 86:   разработаны   консультации   «Кладезь   Родного   края»,   «Интересное вокруг нас», «Природа – наш помощник».  Проведён   мастер­класс:   «Географический   компонент   в   развивающей предметно­пространственной среде МКДОУ № 86».  Составлены брошюры: «Растения  нашего  детского  сада», «Ребёнок и окружающий мир», «Родной край».  Создан  сайт «География  в  детском  саду»,  где  педагоги могут найти интересующие   материалы   по   данной   теме.   (https://dyatlova­a­ n.jimdo.com/а­н­дятлова/).  В апреле­мае 2018 года  были проведены мероприятия с детьми группы заполнялась «Золотая   рыбка»   (5­7   лет), диагностическая   карта.   Деятельность   проводилась   со   всеми   детьми, предварительно   поделив   их   на   подгруппы,   с   учётом   возрастных особенностей детей.     в   ходе   которых   Для выявления уровня знаний и заинтересованности детей по данной теме   была   разработана   диагностическая   карта.   Для   объективного заполнения   диагностической   карты   был   подобран   и   разработан различный диагностический инструментарий. Создан сборник бесед с демонстрационным   материалом,   картотеки:   игр   (дидактических, ситуационных, сюжетно­ролевых), тематических прогулок, экскурсий, тематические альбомы, сборники, журналы, сформирована библиотека, природные коллекции. Формы работы с детьми Беседы Загадывание загадок Чтение произведений Рассматривание картин и иллюстраций Словотворчество Дидактические игры Пальчиковые игры Игры на развитие дыхания Игры на развитие координации слова с движением Игровые упражнения Наблюдения в природе Тематические прогулки Экскурсии Труд в природе Театральная деятельность Подвижные игры Творческая деятельность Экспериментальная деятельность 58% 33% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 9% высокий уровень средний уровень низкий уровень За   этот   период   дети   нашего   детского   сада   принимали   участие   в мероприятиях   различных   уровней:   внутрисадовских,   всероссийских   и международных викторинах и олимпиадах для дошкольников. Становились призёрами интерактивных конкурсов: «Знание», «Открытое образование».  На основе полученных данных можно сделать вывод, что в результате проведённой   предварительной   работы   есть  положительная   тенденция   в формировании географических представлений у детей старшего дошкольного возраста  на   примере   изучения   природы   Родного   края.   Результаты   первого этапа проекта представлены на педагогическом совете МКДОУ д/с № 86.  Мы   считаем,   что   в   процессе   апробации   программы   дети   станут внимательнее   относиться   к   природе,   замечать   даже   небольшие   изменения объектов наблюдения, смогут анализировать, контролировать, оценивать своё поведение в природе, разрешать возникшие проблемы.            Наблюдения в природных условиях помогут нам решить в комплексе ряд   задач:   формировать   у   детей   знания   о   природе,   развивать   умение наблюдать, размышлять. Овладение   способами   практического   взаимодействия   с   окружающей средой обеспечит становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, активизирует у него познавательную активность. Человек   будущего   –   это   всесторонне   развитая   личность,   живущая   в гармонии с окружающим миром и самим собой.

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»

«Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста (на примере изучения природы Родного края)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2018