Формирование информационных умений и эрудиции
Оценка 4.6

Формирование информационных умений и эрудиции

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям +1
Взрослым
04.03.2018
Формирование информационных умений и эрудиции
Формирование информационных умений и эрудиции. Характеристика информационных умений дается в виде инструкции, рекомендации или правила. На ранней стадии овладения информационными умениями учащиеся выполняют действия по образцу. Учащиеся выполняют систему заданий по анализу различных текстов. Информационные умения можно применять при выполнении новых учебных задач по анализу текстов, при работе с разной информацией.Характеристика информационных умений
Формирование информационных умений и эрудиции.docx
Формирование информационных умений и эрудиции Первый этап­ введение умения. Цель данного этапа – знакомство учащихся с  конкретными информационными умениями, объяснение их  значений.  Характеристика информационных умений дается  в виде инструкции,  рекомендации или правила. На ранней стадии овладения информационными  умениями учащиеся выполняют действия по образцу. Второй этап ­ усвоение умения. На этом этапе учащиеся выполняют систему  заданий по анализу различных текстов.  Третий этап ­ применение умения. На третьем этапе обучения информационные  умения можно применять при выполнении новых учебных задач по анализу  текстов, при работе с разной информацией. На данном этапе овладение   информационными умениями идет по пути от действий по образцу к усвоению и  самостоятельному выполнению задания. Следует заметить, что не все учащиеся за  одинаковое время могут добиться требуемого уровня самостоятельности.                Информационно­познавательные  умения Остановимся на описании того как формировалось умение выделять главную  мысль в тексте, умение составлять  план  информационного  сообщения. Так на  этапе введения умения выделять главную мысль в тексте для понимания  значимости данного умения, формирования интереса к нему эффективно   использовать игровые ситуации. Покажем, как может  быть  организована эта  работа на примере .   В начале урока детям предлагалась игровая ситуация. ­Учитель: «Ребята, я хочу прочитать вам письмо Незнайки, в котором он просит  совета у вас»  «Здравствуйте! Я с друзьями собирался в поход. У нас погода теплая, светит  солнце, все зелено вокруг. Для этого, на собрании Знайка  сказал всем, чтобы мы  собрали все самое главное в рюкзаки и в 14:00 были на нашей площади им. Цветика ­ Семицветика. Я побежал домой, чтобы успеть. Достал со шкафа рюкзак и начал собирать его.  Я положил в него: книги(вдруг почитаю), подушку, спички, мою  любимую игрушку, кастрюлю, поварешку, одеяло, кнопки, носки, игрушки,  фонари, что­нибудь поесть: бутерброд, миску каши, хлеб, колбасу, помидоры и  другие вещи. Но когда я все упаковал, я не смог поднять свой рюкзак, пришлось  брать тележку. Мне было тяжело, неудобно идти на площадь. Когда я пришел, все  стояли такие радостные, у всех были маленькие рюкзаки. Я спросил: «Вам не  тяжело?». «Нет не тяжело», ­ ответил Шпунтик. Мы же взяли самое главное.  Когда мы приехали домой, Знайка подошел ко мне и спросил: «Тебе  понравилось?» «Нет, конечно, мне было тяжело с рюкзаком»,­ сказал Незнайка. «Я ведь говорил взять самое главное с собой, а ты взял все подряд», ­ сказала Знайка.  Дайте совет, как в следующий раз получить удовольствие от подхода? Задается   вопрос учащимся: « Прав ли Незнайка и почему ему было тяжело?» Вот некоторые ответы детей: «Он взял все подряд.», «Он взял не главное, а все; надо было взять  самое важное, необходимое» и так далее. У .­Ребята теперь вы понимаете, как важно уметь выделять главное. Важно уметь  выделять самое существенное, самое важное в рассказе, в математической задаче,  в упражнении. Для чего? Как вы думаете? Д .­Это поможет при выполнении задания. Д .­Если много читаешь, то запоминаешь главное. Поэтому надо учиться выделять  самое существенное. Вместе с детьми нужно сделать  вывод: «Выделять главное в тексте очень важно и  этому надо учиться». Важно научить задавать два вопроса к тексту  информационного источника: «О чем здесь говориться?» и « Что об этом  говорится?» В конце анализа текста задается вопрос: « Какой заголовок можно  придумать к этому рассказу, чтобы он выражал главную мысль  Также на этапе введения, важно было подчеркнуть значимость данного умения на  содержании различных предметов, например на уроке математики, при решении  задач мы составляем краткую запись, для облегчения выбора способа решения, а  на уроке окр мира, мы выделяем главную мысль, чтобы облегчить усвоение темы. На этапе усвоения эффективно было использование памятки по выделению  главной мысли, работа по  усвоению  умения проводилась на различных уроках.  Важно, чтобы  формирование данного информационного умения происходило на  основе содержания текстов изучаемых предметов, без дополнительной работы по  подбору материала, поэтому работе с текстовым компонентом  учебника  уделялось много внимания.  На этапе применения для контроля над формированием умения выделять  главную мысль регулярно проводились  самостоятельные работы. Эффективно  также предлагать  учащимся список «главных мыслей».  На этапе введения,  работа была построена таким образом, чтобы учащиеся  осознали значимость такой работы. С этой целью, была проведена беседа: У. –Нужно ли уметь составлять план, как вы думаете? Д. ­Нужно, это поможет при пересказе. Д. ­Мы с помощью плана поймем важные в тексте мысли. Д. ­Помогает запомнить текст и другие ответы. У. ­Вы хотите научиться составлять план? Д. –Да.  Далее происходило знакомство с данным умением, давалось понятие «план»  вообще, а затем выделялось понятие «план текста» анализировались, обобщались,  дополнялись  знания учащихся о плане.   Далее дети узнали о требованиях, которые предъявляются к плану. Вот эти  требования: - - - Они должны быть связаны между собой по смыслу; План должен содержать только главные мысли; Пункты плана должны быть чётко сформулированы. На этапе применения, важным было осознанное, самостоятельное  составление плана. Умение составлять план наиболее сложное в овладении  учащимися. В течение всего периода формирования информационных умений проводились  самостоятельные работы по выявлению главной мысли, выяснению  значения непонятного слова по словарю, использование справочной литературы,  составлению плана. Обязательно, организуя данную работу, надо давать  возможность проявлять самостоятельность. Только на своих ошибках и  достижениях, анализируя и исправляя их, они придут к правильному решению,  осознанию ценности данной работы.

Формирование информационных умений и эрудиции

Формирование информационных умений и эрудиции

Формирование информационных умений и эрудиции

Формирование информационных умений и эрудиции

Формирование информационных умений и эрудиции

Формирование информационных умений и эрудиции

Формирование информационных умений и эрудиции

Формирование информационных умений и эрудиции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018