ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Оценка 5
Мероприятия
docx
окружающий мир
4 кл
06.11.2017
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Задача современного образования – формирование поискового стиля мышления, привитие интереса к интеллектуальной деятельности, познанию, исследованию окружающего пространства. Исследовательской, проектно-исследовательской деятельностью способны заниматься дети с раннего возраста. В результате учебной проектно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизирует собственную личностную позицию.
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Задача современного образования – формирование поискового стиля
мышления, привитие интереса к интеллектуальной деятельности, познанию,
исследованию окружающего пространства. Исследовательской, проектно
исследовательской деятельностью способны заниматься дети с раннего возраста.
В результате учебной проектноисследовательской деятельности учащиеся
приобретают навыки исследования как универсального способа освоения
действительности, развивают способности к исследовательскому типу
мышления, активизирует собственную личностную позицию. Поэтому одна из
главных задач современной начальной школы – создание необходимых и
полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и
формирование его активной позиции.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной
деятельностью,
собственным напряжением».
(А.Дистервег)
собственными силами,
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не
памятью». (Л.Н.Толстой)
«Не существует скольконибудь достоверных тестов на одарённость, кроме
тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе». ( А.Н. Колмогоров)
Высказывания известных людей убедительно показывают: цель образования – не
просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться,
вопервых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, вовторых, сделать все
необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять
полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость
принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования
нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и
методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.
Стараясь выбрать наиболее эффективные формы и методы работы, я
столкнулась
вопросами:
Как стимулировать природную потребность ребёнка к новизне? Как развивать
способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать
гипотезу,
делать
умозаключения и выводы, давать определения понятиям, классифицировать?
Как научить правильно, излагать и защищать свои интересы?
экспериментировать,
с
задавать вопросы,
наблюдать, И пришла к выводу, что одна из прогрессивных форм обучения в
современной школе –это исследовательская деятельность. В процессе ее
осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она
позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и
творческие способности детей.
Давно известно, что детская потребность в исследовательском поиске
обусловлена биологически.
Всякий здоровый ребёнок рождается
исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное,
естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его
познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование
порождает исследовательское поведение и создаёт условия для
исследовательского обучения.
Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться
только на ту базу знаний, что даются ему в ходе традиционного обучения, он
сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для
себя информацией опыт творцапервооткрывателя. Исследовательские умения
особенно ценны тем, что они создают надежный фундамент для постепенного
преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого
порядка – самообучение и саморазвитие, что на современном этапе очень
актуально.
Основные умения и навыки исследовательского поведения:
видеть проблемы, выдвигать гипотезы
давать определение понятиям
классифицировать предметы и явления внешнего мира
наблюдать поведение людей и животных, сходство и различие предметов
проводить эксперименты с реальными объектами
делать умозаключения и выводы по аналогии
объяснять, доказывать и защищать свои идеи
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая
деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие
детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного
развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала,
является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к
изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого
материала, формирует предметные и общие умения. Не столь новой, но востребованной в обучении является научноисследовательская деятельность
учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а
также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Это не
просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля
учебной деятельности. В её основе исследовательский подход, позволяющий
трансформировать обучение в самообучение.
Этапы исследовательской деятельности:
Сформулировать проблему исследования
Выбор темы
Актуальность
Постановка цели и задач
Гипотеза исследования
Организация исследования
Подготовка к защите и защита работы
Не стоит требовать сразу выполнения исследовательских проектов без
специальной подготовки школьников. Исследовательские умения являются
сложными по структуре, их развитие и формирование требует целенаправленной
деятельности педагога и обучающихся.На первых порах их надо учить всему, а
исследовать они будут только то, что им интересно. Поэтому первыми шагами
должны быть тренировочные игры. В игровой форме проще пройти путь от
простого к сложному.
В формировании у детей устойчивого интереса к сложным проблемам, дающего
старт к исследовательской практике, существенную роль играют коллективные
игры. С их помощью формируется высокая мотивация исследовательской
деятельности.
Самостоятельные исследования
это конечная цель всего пути
исследовательского развития ребёнка. Конечно, у ребёнка не всё может
получиться с первого раза. Нельзя ограничивать его фантазию, вмешиваться,
критиковать, навязывать своё мнение. Нужно умело направлять, помогать искать
источники ответов на поставленные вопросы. А для этого нужно проводить
специальные занятия по обретению обучающимися специальных знаний и
развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Занятие: «Учимся видеть проблемы»
задание: на сколько частей можно разделить лист бумаги тремя прямыми
линиями? (от 4 до 7)
работа в группах: назовите предмет, про который можно сказать:
а) белый, сладкий, твердый;
б) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;в) желтый, продолговатый,
кислый.
какой предмет обладает одновременно следующими признаками:
а) пушистый, ходит, мяукает;
б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
кто или что может быть:
а) высоким или низким;
б) большим или маленьким;
в) холодным или горячим;
г) коротким или длинным;
задание «Назовите как можно больше признаков предметов»
задание «Загадки как определение понятий»
задание «Составление и разгадывание кроссвордов»
Занятие: «Начинаем классифицировать»
задание «Продолжи закономерность»
задание «Фигуры», например, объединить фигуры разными способами, найти
лишнюю фигуру и тд.
Занятие «В мире экспериментов»
мысленный эксперимент. «Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел
забить мяч в ворота, но удар не получился, мяч сорвался с ноги и попал в окно
Занятие «Волшебство текста»
задание «Расскажи другими словами» Выразить мысль другими
словами, не искажая смысла следующих фраз:
Вова вчера плохо работал на математике.
Мы скоро пойдём гулять на улицу.
Скоро мы будем отмечать праздник Новый год.
квартиры на первом этаже. Окно разбилось...». Представь, что ты:
милиционер, идущий мимо; друг Димы;
его сестра; бабушка Димы;
его папа (или мама) – и продолжи этот рассказ (возможно работа в группах)
практический эксперимент (оборудование: настольная лампа
(фонарик), чертежная бумага, тетрадный лист, цветная бумага для труда,
полиэтилен, кусочки различной ткани).
задание: для начала проверь, пропускают ли свет: чертежная
бумага; обычный тетрадный лист; цветная бумага для труда;
полиэтилен; кусочки различной ткани.
Подведи итоги, какие предметы из тех, что обследованы, хорошо
пропускают свет, а какие хуже пропускают или не пропускают вовсе?
Попробуй объяснить, почему так.
игра «Рассказ на заданную тему»Ученик объявляет тему игры,
например: «Зима», «Каникулы», «Школа».
Занятие «Учимся делать умозаключения и выводы»
задание «Правильное суждение» (проверяют правильность
суждений: верно или неверно)
задание «Умозаключения по аналогии» (сравнить, чем похожи
облака на небе, морозные узоры на стекле, старые автомобили, новые кроссовки,
цветные карандаши).
В заключении хочется отметить, что исследовательская работа
содействует повышению мотивации к учению, развитию интеллекта и
творческого мышления, позитивному восприятию мира, формированию навыков
исследовательской деятельности, развитию речи.
Исследовательская компетентность младших школьников способствует
становлению экологического стиля жизни, направлена на формирование
системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и
деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей
социальноприродной среде и здоровью. Использованная литература
издательство
1.
В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших
школьников: рекомендации, проекты»; издательство «Учитель»; 2009.
Н.И. Дереклеева «Мастеркласс по развитию творческих способностей
2.
учащихся»;
2007.
Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина «Метод проектов в
3.
начальной школе. Система реализации»; издательство «Учитель»; 2009.
Г.И. Осипова «Опыт организации исследовательской деятельности
4.
школьников»;
2007.
5.
С.Г. Щербакова, Л.А.Выткалова, Н.В. Кобченко «Организация проектной
деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008. 6.
М:
Поливанова «Проектная деятельность школьников»;
издательство
«Учитель»;
«5
К.Н.
за
знания»;
«Просвещение»; 2008.
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.