ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Оценка 5
Мероприятия
docx
окружающий мир
4 кл
06.11.2017
ФОРМИРОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ    У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Задача современного образования – формирование поискового стиля мышления, привитие интереса к интеллектуальной деятельности, познанию, исследованию окружающего пространства. Исследовательской, проектно-исследовательской деятельностью способны заниматься дети с раннего возраста. В результате учебной проектно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизирует собственную личностную позицию.
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ.docx
ФОРМИРОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ                    Задача современного образования – формирование поискового стиля мышления,   привитие   интереса   к   интеллектуальной   деятельности,   познанию, исследованию   окружающего   пространства.   Исследовательской,   проектно­ исследовательской деятельностью способны заниматься дети с раннего возраста. В   результате   учебной   проектно­исследовательской   деятельности   учащиеся приобретают   навыки   исследования   как   универсального   способа   освоения действительности,   развивают   способности   к   исследовательскому   типу мышления, активизирует собственную личностную позицию. Поэтому одна из главных   задач   современной   начальной   школы   –   создание   необходимых   и полноценных   условий   для   личностного   развития   каждого   ребенка   и формирование его активной позиции. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,   собственным   напряжением». (А.Дистервег)   собственными   силами, «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)       «Не существует сколько­нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех,  которые   проявляются   в   результате   активного   участия   хотя   бы   в   самой маленькой исследовательской работе». ( А.Н. Колмогоров) Высказывания известных людей убедительно показывают: цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во­первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во­вторых, сделать все необходимое,   чтобы   обучающийся   смог   осознанно   и   эффективно   применять полученные   знания   в   своей   жизни.   Такой   подход   диктует   необходимость принципиальных   изменений   ориентиров   и   задач   педагогики,   формирования нового   отношения  к  учащимся,  использование  в школе  современных  форм  и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.        Стараясь   выбрать   наиболее   эффективные   формы   и   методы   работы,   я столкнулась вопросами: ­ Как стимулировать природную потребность ребёнка к новизне?­ Как развивать способность   искать   новое?­   Как   научить   видеть   проблемы,   конструировать гипотезу,   делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям, классифицировать?­ Как научить правильно, излагать и защищать свои интересы?   экспериментировать, с   задавать   вопросы,   наблюдать, И   пришла   к   выводу,   что   одна   из   прогрессивных   форм   обучения   в современной   школе   –это   исследовательская   деятельность.   В     процессе   ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.           Давно   известно,   что   детская   потребность   в   исследовательском   поиске обусловлена   биологически.   Всякий   здоровый   ребёнок   рождается исследователем.   Неутолимая   жажда   новых   впечатлений,   любознательность, стремление   наблюдать   и   экспериментировать,   самостоятельно   искать   новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.   Постоянно   проявляемая   детская   активность   –   нормальное, естественное   состояние   ребёнка.   Он   настроен   на   познание   мира   и   хочет   его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает   исследовательское   поведение   и   создаёт   условия   для исследовательского обучения. Ребенок,   склонный   к   исследовательскому   поведению,   не   будет   полагаться только на ту базу  знаний, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией опыт творца­первооткрывателя. Исследовательские умения особенно ценны тем, что они создают надежный фундамент для постепенного преобразования   процессов   обучения   и   развития   в   процессы   более   высокого порядка   –   самообучение   и   саморазвитие,   что   на   современном   этапе   очень актуально. Основные умения и навыки исследовательского поведения:  видеть проблемы, выдвигать гипотезы  давать определение понятиям        классифицировать предметы и явления внешнего мира    наблюдать  поведение людей и животных, сходство и различие предметов    проводить эксперименты с реальными объектами    делать умозаключения и  выводы  по аналогии      объяснять, доказывать и защищать свои идеи                                                               Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность,   направленная   на   постижение   окружающего   мира,   открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития   их   ценностного,   интеллектуального   и   творческого   потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому   материалу,   позволяет   существенно   расширить   рамки   изучаемого материала,   формирует   предметные   и   общие   умения.   Не   столь   новой,   но востребованной   в   обучении   является   научно­исследовательская   деятельность учащихся,   которая   способствует   развитию   и   индивидуализации   личности,   а также   формированию   мотивации   к   получению   учащимися   знаний.   Это   не просто   один   из   методов   обучения,   это   путь   формирования   особого   стиля учебной   деятельности.   В   её   основе   исследовательский   подход,   позволяющий трансформировать обучение в самообучение. Этапы исследовательской деятельности:  Сформулировать проблему исследования  Выбор темы  Актуальность  Постановка цели и задач  Гипотеза исследования  Организация исследования  Подготовка к защите и защита работы Не   стоит   требовать   сразу   выполнения   исследовательских   проектов   без специальной   подготовки   школьников.   Исследовательские   умения   являются сложными по структуре, их развитие и формирование требует целенаправленной деятельности педагога и обучающихся.На первых порах их надо учить всему, а исследовать они будут только то, что им интересно. Поэтому первыми шагами должны   быть   тренировочные   игры.   В   игровой   форме   проще   пройти   путь   от простого к сложному.  В формировании у детей устойчивого интереса к сложным проблемам, дающего старт к исследовательской практике, существенную роль играют коллективные игры.   С   их   помощью   формируется   высокая   мотивация   исследовательской деятельности.  Самостоятельные   исследования     ­   это   конечная   цель   всего   пути исследовательского   развития   ребёнка.   Конечно,   у   ребёнка   не   всё   может получиться с первого раза. Нельзя ограничивать  его  фантазию, вмешиваться, критиковать, навязывать своё мнение. Нужно умело направлять, помогать искать источники   ответов   на   поставленные   вопросы.   А   для   этого   нужно   проводить специальные   занятия   по   обретению   обучающимися   специальных   знаний   и развитию у них умений  и навыков исследовательского поиска. Занятие: «Учимся видеть проблемы»  задание:  на сколько частей можно разделить лист бумаги тремя прямыми  линиями? (от 4 до 7)       работа в группах:  назовите предмет, про который можно сказать: а) белый, сладкий, твердый;                                                                                           б) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;в) желтый, продолговатый,  кислый. какой предмет обладает одновременно следующими признаками:                  а) пушистый, ходит, мяукает;                                                                                        б) гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает. кто или что может быть:                                                                                       а) высоким или низким;                                                                                                  б) большим или маленьким;                                                                                           в) холодным или горячим;                                                                                              г) коротким или длинным; задание «Назовите как можно больше признаков предметов»  задание «Загадки как определение понятий»  задание «Составление и разгадывание кроссвордов» Занятие: «Начинаем классифицировать»   задание «Продолжи закономерность»  задание «Фигуры», например, объединить фигуры разными способами, найти  лишнюю фигуру и тд. Занятие «В мире экспериментов» мысленный эксперимент. «Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел  забить мяч в ворота, но удар не получился, мяч сорвался с ноги и попал в окно     Занятие «Волшебство текста» задание «Расскажи другими словами» Выразить мысль другими  словами, не искажая смысла следующих фраз:        Вова вчера плохо работал на математике.    Мы скоро пойдём гулять на улицу.   Скоро мы будем отмечать праздник Новый год. квартиры на первом этаже. Окно разбилось...». Представь, что ты:                          ­ милиционер, идущий мимо;                ­ друг Димы;                                                   ­ его сестра;                                             ­ бабушка Димы;                                            ­ его папа (или мама) –  и продолжи этот рассказ  (возможно работа в группах) практический   эксперимент   (оборудование:   настольная   лампа (фонарик), чертежная бумага, тетрадный лист, цветная бумага для труда, полиэтилен, кусочки различной ткани).   задание: для начала проверь, пропускают ли свет:  чертежная  бумага;  обычный тетрадный лист;   цветная бумага для труда;   полиэтилен;  кусочки различной ткани.                                                              Подведи итоги, какие предметы из тех, что обследованы, хорошо  пропускают свет, а какие хуже пропускают или не пропускают вовсе?   Попробуй объяснить, почему так.  игра «Рассказ на заданную тему»Ученик объявляет тему игры,  например: «Зима», «Каникулы», «Школа». Занятие «Учимся делать умозаключения и выводы»  задание   «Правильное   суждение»   (проверяют   правильность суждений: верно или неверно)  задание   «Умозаключения   по   аналогии»   (сравнить,   чем   похожи облака на небе, морозные узоры на стекле, старые автомобили, новые кроссовки, цветные карандаши).                       В   заключении   хочется   отметить,   что     исследовательская   работа содействует   повышению   мотивации   к   учению,   развитию   интеллекта   и творческого мышления, позитивному восприятию мира, формированию навыков исследовательской деятельности, развитию речи.            Исследовательская компетентность младших школьников способствует становлению   экологического   стиля   жизни,   направлена   на   формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности,   обеспечивающих   ответственное   отношение   к   окружающей социально­природной среде и здоровью. Использованная литература   издательство 1. В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников:   рекомендации,   проекты»;   издательство   «Учитель»;   2009. Н.И.   Дереклеева   «Мастер­класс   по   развитию   творческих   способностей 2. учащихся»; 2007. Н.В.   Засоркина,   М.Ю.   Шатилова,   Н.Б.   Полянина   «Метод   проектов   в 3. начальной   школе.   Система   реализации»;   издательство   «Учитель»;   2009. Г.И.   Осипова   «Опыт   организации   исследовательской   деятельности 4. школьников»; 2007. 5. С.Г. Щербакова, Л.А.Выткалова, Н.В. Кобченко «Организация проектной деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008.                                        6.   М:   Поливанова   «Проектная   деятельность   школьников»; издательство «Учитель»;   «5   К.Н. за   знания»;         «Просвещение»; 2008.

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ    У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ    У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ    У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ    У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ    У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ    У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.