Формирование исследовательских умений
Оценка 4.8

Формирование исследовательских умений

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Детсад
14.02.2019
Формирование исследовательских умений
Магистрант 1-го курса группы М-СР-18 Финансово-экономического института «ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова» Расторгуева Виктория Васильевна Формирование исследовательских умений Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них общеучебных умений и навыков, компетентностей. Приоритетной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития личности обучающегося. Каждый ребенок наделен способностями, которые необходимо раскрывать и развивать. Поскольку все дети — по природе исследователи, любопытны и полны желания учиться и самосовершенствоваться, то одним из средств раскрытия и развития способностей ребенка, является исследовательская деятельность. А. С. Обухов исследовательскую деятельность рассматривает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения А. И. Савенков под исследовательской деятельностью понимает особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Но если исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в ситуации неопределенности, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое освоение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключены. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании. Ребенок – исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Именно это поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности ребенка не противодействовать, не пресекать ее многочисленными «нельзя», «не тронь», «тебе рано об этом знать», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией опыт творца-первооткрывателя. Исследовательские умения особенно ценны тем, что они создают надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие, что на современном этапе очень актуально. Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - одно из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, полученные в детски играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Не менее важно и другое обстоятельство – как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность ученого, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде». Что же такое исследовательские умения? Однозначного, удовлетворяющего всех определения исследовательских умений не существует, это естественно, так обычно и бывает со сложными психическими явлениями. Однако нельзя не отметить, что и разночтения не столь велики. Исследовательские умения рассматривают: • Как поиск информации; • Как умения, направленные на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью. Я, в данном контексте рассматриваю исследовательские умения как умения, направленные на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности, а исследовательское обучение – как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательских умений. Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли подлежит сомнению. Поэтому данная проблема традиционно не просто изучается педагогикой и педагогической психологией, а занимает в этих науках одно из центральных мест. Почему процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу? И для учителей и для родителей это также тяжкий, весьма обременительный труд. Ученые нашли простой ответ на этот вопрос: необходимо учитывать «природу» ребенка, она сама ориентирована на познание окружающего. Правильно построенное обучение должно осуществляться без принуждения. В младшем школьном возрасте важно сформировать инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые в решении исследовательских задач. К ним относятся умения: • Видеть проблемы; • Задавать вопросы; • Выдвигать гипотезы; • Давать определения понятиям; • Классифицировать; • Наблюдать; • Проводить эксперименты; • Делать выводы и умозаключения; • Структурировать материал; • Доказывать и защищать свои идеи.
РВВ.docx
Магистрант 1­го курса группы М­СР­18  Финансово­экономического института  «ФГАОУ ВО Северо­Восточного  Федерального университета  им. М. К. Аммосова»  Расторгуева Виктория Васильевна Формирование исследовательских умений Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время   происходит   смещение   акцентов   с задачи   вооружения   обучающихся знаниями   на   задачу   формирования   у них   общеучебных   умений   и навыков, компетентностей. Приоритетной задачей современного образования является создание   условий   для   всестороннего   развития   личности   обучающегося. Каждый   ребенок   наделен   способностями,   которые   необходимо   раскрывать и развивать. Поскольку  все  дети — по   природе  исследователи, любопытны и полны   желания   учиться   и самосовершенствоваться,   то   одним   из   средств раскрытия   и развития   способностей   ребенка,   является   исследовательская деятельность. А. С. Обухов   исследовательскую   деятельность   рассматривает   как творческий   процесс   совместной   деятельности   двух   субъектов   по   поиску решения   неизвестного,   в ходе   которого   осуществляется   трансляция культурных   ценностей,   результатом   которой   является   формирование мировоззрения  А. И. Савенков под исследовательской деятельностью понимает особый вид   интеллектуально­творческой   деятельности,   порождаемой   в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского   поведения.   Но   если   исследовательское   поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в ситуации   неопределенности, характеризует саму структуру этого функционирования    то   исследовательская   деятельность Под   исследовательской   деятельностью   понимается   обучающихся,   связанную   с решением   учащимися     деятельность творческой, решением исследовательской и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования неизвестным   с заранее   задачи     в научной   сфере,   нормированную   исходя   из   принятых   в науке   традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор   методик   исследования   и практическое   освоение   ими,   сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы  Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически   полностью   исключены.   Новое   время   диктует   новые   задачи, заставляет   на   деле   переходить   от   призывов   к   развитию   интеллектуально­ творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям. Одним из самых   действенных   шагов   в   этом   направлении   является   активное использование исследовательских методов в образовании. Ребенок – исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений,   любознательность,   постоянное   стремление   наблюдать   и экспериментировать,   самостоятельно   искать   новые   сведения   о   мире традиционно   рассматриваются   как   важнейшие   черты   детского   поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Именно это поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.         Стремление   ребенка   к   самостоятельному   исследованию   окружающего мира   предопределено   генетически.   Если   этой   активности   ребенка     не противодействовать, не пресекать ее многочисленными «нельзя», «не тронь», «тебе рано об этом знать», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует,   спектр   объектов   детских   исследований   существенно расширяется.         Ребенок,   склонный   к   исследовательскому   поведению,   не   будет полагаться   только   на   те   знания,   что   даются   ему   в   ходе   традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с   новой   для   себя   информацией   опыт   творца­первооткрывателя. Исследовательские умения особенно ценны тем, что они создают надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие, что на современном этапе очень актуально.         Собственную   исследовательскую   деятельность   ребенка   следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, ­   Умения   и   навыки   исследования, одно   из   самых   эффективных. самостоятельного   творческого   постижения   истины,   полученные   в   детски играх   и   на   специальных   занятиях,   легко   прививаются   и   переносятся   в дальнейшем во все виды деятельности.         Не менее важно и другое обстоятельство – как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены   путем   выучивания,   а   те,   что   добыты   самостоятельно,   в   ходе собственных   творческих   изысканий.   Специалисты   в   области   психологии мышления   давно   подметили   такую   особенность:   умственная   деятельность ученого,   делающего   эпохальное   открытие,   и   умственная   деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем­то знания в «готовом виде».         Что же такое исследовательские умения? Однозначного, удовлетворяющего всех определения исследовательских умений не существует, это естественно, так обычно и бывает со сложными психическими явлениями. Однако нельзя не отметить, что и разночтения не столь велики. Исследовательские умения рассматривают:   Как поиск информации; Как   умения,   направленные   на   уменьшение   возбуждения,   вызванного неопределенностью.   Я, в данном контексте рассматриваю   исследовательские умения как умения,   направленные   на   изучение   объекта,   имеющее   в   своей   основе психическую   потребность   в   поисковой   активности,   а   исследовательское обучение – как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательских умений. Мысль   о   том,   что   интерес   ребенка   к   учению   в   значительной   мере зависит от содержания образования, вряд ли подлежит сомнению. Поэтому данная   проблема   традиционно   не   просто   изучается   педагогикой   и педагогической психологией, а занимает в этих науках одно из центральных мест.   Почему   процесс   обучения   превращается   в   тяжелую   повинность, трудную, малопривлекательную работу? И для учителей и для родителей это также тяжкий, весьма обременительный труд. Ученые нашли простой ответ на этот   вопрос:   необходимо   учитывать   «природу»   ребенка,   она   сама ориентирована на познание окружающего. Правильно построенное обучение должно осуществляться без принуждения. В младшем школьном возрасте важно сформировать инструментальные навыки   и   умения   логического   и   творческого   мышления,   необходимые   в решении исследовательских задач. К ним относятся умения:  Видеть проблемы;          Задавать вопросы; Выдвигать гипотезы; Давать определения понятиям; Классифицировать; Наблюдать; Проводить эксперименты; Делать выводы и умозаключения; Структурировать материал; Доказывать и защищать свои идеи.

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений

Формирование исследовательских умений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019