Формирование исследовательских умений

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 14.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Магистрант 1-го курса группы М-СР-18 Финансово-экономического института «ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова» Расторгуева Виктория Васильевна Формирование исследовательских умений Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них общеучебных умений и навыков, компетентностей. Приоритетной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития личности обучающегося. Каждый ребенок наделен способностями, которые необходимо раскрывать и развивать. Поскольку все дети — по природе исследователи, любопытны и полны желания учиться и самосовершенствоваться, то одним из средств раскрытия и развития способностей ребенка, является исследовательская деятельность. А. С. Обухов исследовательскую деятельность рассматривает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения А. И. Савенков под исследовательской деятельностью понимает особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Но если исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в ситуации неопределенности, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое освоение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключены. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании. Ребенок – исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Именно это поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности ребенка не противодействовать, не пресекать ее многочисленными «нельзя», «не тронь», «тебе рано об этом знать», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией опыт творца-первооткрывателя. Исследовательские умения особенно ценны тем, что они создают надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие, что на современном этапе очень актуально. Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - одно из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, полученные в детски играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Не менее важно и другое обстоятельство – как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность ученого, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде». Что же такое исследовательские умения? Однозначного, удовлетворяющего всех определения исследовательских умений не существует, это естественно, так обычно и бывает со сложными психическими явлениями. Однако нельзя не отметить, что и разночтения не столь велики. Исследовательские умения рассматривают: • Как поиск информации; • Как умения, направленные на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью. Я, в данном контексте рассматриваю исследовательские умения как умения, направленные на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности, а исследовательское обучение – как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательских умений. Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли подлежит сомнению. Поэтому данная проблема традиционно не просто изучается педагогикой и педагогической психологией, а занимает в этих науках одно из центральных мест. Почему процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу? И для учителей и для родителей это также тяжкий, весьма обременительный труд. Ученые нашли простой ответ на этот вопрос: необходимо учитывать «природу» ребенка, она сама ориентирована на познание окружающего. Правильно построенное обучение должно осуществляться без принуждения. В младшем школьном возрасте важно сформировать инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые в решении исследовательских задач. К ним относятся умения: • Видеть проблемы; • Задавать вопросы; • Выдвигать гипотезы; • Давать определения понятиям; • Классифицировать; • Наблюдать; • Проводить эксперименты; • Делать выводы и умозаключения; • Структурировать материал; • Доказывать и защищать свои идеи.
Иконка файла материала РВВ.docx
Магистрант 1­го курса группы М­СР­18  Финансово­экономического института  «ФГАОУ ВО Северо­Восточного  Федерального университета  им. М. К. Аммосова»  Расторгуева Виктория Васильевна Формирование исследовательских умений Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время   происходит   смещение   акцентов   с задачи   вооружения   обучающихся знаниями   на   задачу   формирования   у них   общеучебных   умений   и навыков, компетентностей. Приоритетной задачей современного образования является создание   условий   для   всестороннего   развития   личности   обучающегося. Каждый   ребенок   наделен   способностями,   которые   необходимо   раскрывать и развивать. Поскольку  все  дети — по   природе  исследователи, любопытны и полны   желания   учиться   и самосовершенствоваться,   то   одним   из   средств раскрытия   и развития   способностей   ребенка,   является   исследовательская деятельность. А. С. Обухов   исследовательскую   деятельность   рассматривает   как творческий   процесс   совместной   деятельности   двух   субъектов   по   поиску решения   неизвестного,   в ходе   которого   осуществляется   трансляция культурных   ценностей,   результатом   которой   является   формирование мировоззрения  А. И. Савенков под исследовательской деятельностью понимает особый вид   интеллектуально­творческой   деятельности,   порождаемой   в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базеисследовательского   поведения.   Но   если   исследовательское   поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в ситуации   неопределенности, характеризует саму структуру этого функционирования    то   исследовательская   деятельность Под   исследовательской   деятельностью   понимается   обучающихся,   связанную   с решением   учащимися     деятельность творческой, решением исследовательской и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования неизвестным   с заранее   задачи     в научной   сфере,   нормированную   исходя   из   принятых   в науке   традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор   методик   исследования   и практическое   освоение   ими,   сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы  Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически   полностью   исключены.   Новое   время   диктует   новые   задачи, заставляет   на   деле   переходить   от   призывов   к   развитию   интеллектуально­ творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям. Одним из самых   действенных   шагов   в   этом   направлении   является   активное использование исследовательских методов в образовании. Ребенок – исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений,   любознательность,   постоянное   стремление   наблюдать   и экспериментировать,   самостоятельно   искать   новые   сведения   о   мире традиционно   рассматриваются   как   важнейшие   черты   детского   поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Именно это поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.         Стремление   ребенка   к   самостоятельному   исследованию   окружающего мира   предопределено   генетически.   Если   этой   активности   ребенка     непротиводействовать, не пресекать ее многочисленными «нельзя», «не тронь», «тебе рано об этом знать», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует,   спектр   объектов   детских   исследований   существенно расширяется.         Ребенок,   склонный   к   исследовательскому   поведению,   не   будет полагаться   только   на   те   знания,   что   даются   ему   в   ходе   традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с   новой   для   себя   информацией   опыт   творца­первооткрывателя. Исследовательские умения особенно ценны тем, что они создают надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие, что на современном этапе очень актуально.         Собственную   исследовательскую   деятельность   ребенка   следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, ­   Умения   и   навыки   исследования, одно   из   самых   эффективных. самостоятельного   творческого   постижения   истины,   полученные   в   детски играх   и   на   специальных   занятиях,   легко   прививаются   и   переносятся   в дальнейшем во все виды деятельности.         Не менее важно и другое обстоятельство – как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены   путем   выучивания,   а   те,   что   добыты   самостоятельно,   в   ходе собственных   творческих   изысканий.   Специалисты   в   области   психологии мышления   давно   подметили   такую   особенность:   умственная   деятельность ученого,   делающего   эпохальное   открытие,   и   умственная   деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать новое, действуя подобноученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем­то знания в «готовом виде».         Что же такое исследовательские умения? Однозначного, удовлетворяющего всех определения исследовательских умений не существует, это естественно, так обычно и бывает со сложными психическими явлениями. Однако нельзя не отметить, что и разночтения не столь велики. Исследовательские умения рассматривают:   Как поиск информации; Как   умения,   направленные   на   уменьшение   возбуждения,   вызванного неопределенностью.   Я, в данном контексте рассматриваю   исследовательские умения как умения,   направленные   на   изучение   объекта,   имеющее   в   своей   основе психическую   потребность   в   поисковой   активности,   а   исследовательское обучение – как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательских умений. Мысль   о   том,   что   интерес   ребенка   к   учению   в   значительной   мере зависит от содержания образования, вряд ли подлежит сомнению. Поэтому данная   проблема   традиционно   не   просто   изучается   педагогикой   и педагогической психологией, а занимает в этих науках одно из центральных мест.   Почему   процесс   обучения   превращается   в   тяжелую   повинность, трудную, малопривлекательную работу? И для учителей и для родителей это также тяжкий, весьма обременительный труд. Ученые нашли простой ответ на этот   вопрос:   необходимо   учитывать   «природу»   ребенка,   она   сама ориентирована на познание окружающего. Правильно построенное обучение должно осуществляться без принуждения. В младшем школьном возрасте важно сформировать инструментальные навыки   и   умения   логического   и   творческого   мышления,   необходимые   в решении исследовательских задач. К ним относятся умения:  Видеть проблемы;         Задавать вопросы; Выдвигать гипотезы; Давать определения понятиям; Классифицировать; Наблюдать; Проводить эксперименты; Делать выводы и умозаключения; Структурировать материал; Доказывать и защищать свои идеи.