Формирование исследовательской компетентности в сфере профессиональной деятельности
Оценка 4.9
Особые потребности
doc
администрации
Взрослым
22.01.2018
D настоящее время образовательная практика не способствует максимальному стимулированию исследовательской направленности педагогического труда учителя, вследствие чего возникает необходимость изучения теоретических аспектов такого феномена как «исследовательская компетентность». Педагог, занимающийся исследовательской работой, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпредметность исследовательской компетентности.
Курилова Е.В..doc
Курилова Елена Валериевна
директор МОУ «Школа № 94 г. Донецка»
Формирование исследовательской компетентности в сфере
профессиональной деятельности
Аннотация. В настоящее время наука располагает определенным объемом знаний,
использование которых в педагогической деятельности является важным условием
становления профессионально компетентного педагога, способного совершенствовать
учебновоспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления
и развития как учащихся, так и самого педагога. Но, несмотря на важность
характеризуемой проблемы, в науке и практике уделяется недостаточное внимание
управлению развитием профессиональной компетентности педагога в условиях
образовательных учреждений.
Ключевые слова:
исследовательская компетентность,
самореализация,
профессиональная образованность.
Сложившаяся в настоящее время образовательная практика не
стимулированию исследовательской
способствует максимальному
направленности педагогического труда учителя, вследствие чего возникает
необходимость изучения теоретических аспектов такого феномена как
«исследовательская компетентность».
В педагогических кругах возникает много споров по этой проблеме.
Компетенция рассматривается как «комплекс операций, действий, знаний,
способностей, активности, самостоятельности и других свойств личности в принятии решений» [6, с. 32], представляющая собой «наивысший уровень
владения способами развития профессиональной деятельности» [10, с. 56].
Основываясь на трехуровневой иерархии компетенций/компетентностей
А.В. Хуторского, можно выделить предметные, надпредметные и ключевые
компетентности. Под надпредметными компетентностями подразумеваются те
обобщенные знания, умения, навыки и способы деятельности, которые
относятся к метапредметному содержанию образования (например,
коммуникативная, организаторская, диагностическая, прогностическая и др.);
они связываются с успешностью личности в быстро меняющемся современном
мире; под ключевыми компетентностями понимают те надпредметные
компетентности, которые имеют ключевое значение для данной области
деятельности человека (в том числе профессиональной, например,
педагогической) [8, с. 48].
Исследовательскую компетентность можно определить как целостную,
интегральную характеристику личности учителя, проявляющуюся в его
готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к
своей деятельности и себе как ее субъекту с целью переноса смыслового
контекста деятельности от функционального к преобразующему.
Исследовательская компетентность учителя носит деятельностный характер и
не может проявляться или быть оценена вне педагогической деятельности.
Формирование исследовательской компетентности в сфере
профессиональной деятельности является одной из важнейших целей
самореализации педагога (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.Д.
Шадриков и др.) [5, с. 96].
Исследовательская компетентность в классификации А.В. Хуторского
рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая логической
включает «элементы методологической,
деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа,
надпредметной,
рефлексии». Она также служит компонентом компетентности личного
способов
самосовершенствования,
направленной на
освоение
интеллектуального и духовного саморазвития [8, с. 56].
Исследовательская компетентность включает в себя:
наличие необходимых знаний, сформированность умений, наличие
структурированного как
объективного представления о себе,
самоэффективность по решению задач в реальной среде образования,
мотивацию к научной деятельности;
набор личностных качеств, необходимых для проведения исследований
индивидуального и коллективного характера, обсуждения и представления их
результатов.
адаптироваться в условиях профессиональной деятельности;
характеризует
следующие
умения:
Она
личностно
строить межличностные, деловые, профессиональные, социальные связи и
самореализовываться;
профессионально
и
отношения;
продолжать свое образование на основе овладения оригинальными
источниками профессиональной информации; универсальными способами
практической и теоретической образовательной деятельности, способами
исследовательской деятельности [3, с. 123].
В нашем общеобразовательном учреждении вопрос исследовательской
деятельности педагога был рассмотрен на заседании Методического совета в
марте 2015 г. с целью обеспечения целостности и непрерывности повышения
научнометодического и профессионального мастерства педагогических
кадров, освоения ими обновленного содержания образования, повышения эффективности педагогического процесса и обеспечения высокого качества
образования обучающихся.
Таким образом,
осуществляя
исследовательскую деятельность, решает поставленные задачи через
в нашем учреждении педагог,
эвристические подходы, вырабатывая и используя не известные ранее
алгоритмы. В этом проявляется неалгоритмичность исследовательской
компетентности. Педагог, занимающийся исследовательской работой,
способен переносить исследовательский подход на разные сферы
деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает
надпредметность
полифункциональность,
универсальность
и
исследовательской компетентности.
На базе нашего учебного учреждения в марте 2017 года прошла районная
научнопрактическая конференция для учителей начальных классов «Влияние
основных тенденций развития современного образования на формирование
личности учащихся». На ней были представлены методические пособия
учителей, которые прошли апробацию в школах района, прорецензированы
специалистами отдела начального образования ГОУ ДПО ДРИДПО:
развивающая игра «Дидактичекая матрёшка»: развитие творческой
компетентности, интереса к чтению, функциональной грамотности обучащихся
(учитель начальных классов Горбань О.Ф.);
методические пособия «Дидактический материал по занимательной
грамматике в первом классе», «Развитие памяти и ассоциативного мышления
при работе со словарными словами» (учителя начальной школы Медведенко
Л.Г., Халимонова Е.Н.);
методическое пособие «Материалы для мониторинга на уроках окружающего
мира во 2ом классе» (учитель начальных классов Халимонова Е.Н.). Таким образом, педагогический коллектив нашего учреждения делает
первые шаги в развитии исследовательской компетентности педагога, которая
является «ключом», основанием для развития других более конкретных и
предметноориентированных компетентностей педагога.
В настоящее время меняются цели и задачи образования, так как
дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке обучащихся, и задача
учителя заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося
инструментом, который можно использовать для получения этих знаний
самостоятельно. С целью выявления, поддержки и развития детской
одаренности в учреждении, создания условий для их интеллектуальной и
творческой самореализации в МОУ «Школа № 94 г. Донецка» болем 10 лет
работает Летняя школа творчества. Летняя школа творчества – современная
организационная модель внеклассного образования учащихся, их родителей и
учителей.
Это наиболее прижившаяся в учреждении массовая форма внеклассной
работы, полюбившаяся детям и взрослым. Цель Летней школы творчества –
выявление и поддержка обучающихся, которые стремятся к саморазвитию,
любознательны, увлечены, неравнодушны. ЛШТ работает с мая по ноябрь, имеет
уже свою историю.Тут дети учатся создавать, защищать, презентовать
коллективные проекты, собственные исследования. Это ступени в МАН,
призовые места в конкурсах различного уровня. Это серьёзная работа по
подготовке будущих студентов, учёных, теоретиков, философов.
Однако, преследуя педагогическую задачу системного формирования
навыков исследовательской деятельности обучащихся, педагог должен сам в
значительной мере овладеть комплексом профессиональных компетенций, в
том числе исследовательской. Компоненты и критерии сформированности исследовательской
деятельности педагога:
1. Мотивационноценностный отражает готовность к проявлению
компетенции. Основные критерии – осознанность и мотивация к конкретному
содержанию исследовательской деятельности, обретение активной позиции
исследователя.
2. Когнитивный компонент (мировоззренческий) формирует систему
знаний – общих, научных и специальных. Критерий – комплексная картина
знаний.
3. Содержательный показывает владение содержанием компетенции, то
есть сформированность личностных качеств, образующих интегративную
характеристику личности. Критерии – готовность к исследовательской
деятельности.
4.
Поведенческий компонент отражает опыт проявления
исследовательской компетенции в разнообразных стандартных и
нестандартных ситуациях.
5.
Отношенческий компонент – отношение к содержанию
Основной критерий – степень
исследовательской компетенции.
сформированности рефлексивных умений. Рефлексия – специфическая
человеческая способность, которая позволяет сделать самого себя предметом
рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования.
Исследовательские умения учителя объединены в следующие группы:
1) операционные исследовательские умения (применять методы научного
познания, выдвигать гипотезу, намечать цели и задачи исследования, делать
выводы из полученных результатов и теоретического анализа концепций); 2) организаторские исследовательские умения (применять приемы
самоорганизации и исследовательской деятельности, планировать научно
исследовательскую работу,
регулировать свои действия в процессе работы);
проводить самоанализ и самоконтроль,
3) практические исследовательские навыки (работать с литературой,
проводить экспериментальное исследование, наблюдать факты и явления,
собирать и обрабатывать данные, внедрять полученные результаты в
практическую деятельность);
4) коммуникативные исследовательские умения (применять приемы
сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, участвовать в
обсуждении задания и распределении обязанностей при проведении
коллективного исследования, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль,
излагать результаты при их анализе в проблемной группе, научной
конференции).
Устойчиво мотивированные педагоги, способные к исследованию и
реализующих себя в нем, повышают уровень своей профессиональной
исследовательской компетентности через различные формы самообразования
(разработка методической темы, персональное или коллективное научное
исследование, дистанционное обучение и т.д.). В 20162017 учебном году в
нашем учреждении продолжили работу постоянно действующие семинары
«Путем совершенствования», «Творческий учительодаренный ребенок».
Современные преобразования учебных учреждений и общества требуют
от учителя переориентации его деятельности на новые педагогические
ценности, адекватные характеру научноисследовательской деятельности.
Таким образом, исследовательская компетентность специалиста
неотделима как от профессиональной, так и от полифункциональной компетентности учителя, и является, скорее, неким связующим звеном между
ними, обеспечивая преемственность, целостность, системность процесса
развития компетентного педагога.
Список литературы:
1. Биктагирова, Г.Ф. Дидактические условия развития педагогической
рефлексии учителя в процессе повышения квалификации: Автореф. дисс.канд.
пед. наук Текст. / Г.Ф. Биктагирова. Казань, 2004. 21 с.
2. Гончар, М. Непрерывное образование в педагогическом коллективе на
примере школы инновационного типа Текст. / М. Гончар //Народное
образование. 2000. — №9. — С.106115.
3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]: Доклад
Хуторского А.В. на отделении философии образования и теоретической
педагогики РАО 23 апреля 2002 года. – Центр «Эйдос». – С. 13.
4.
Компетентностный подход в педагогическом образовании:
коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. –
СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
5. Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и
образовании
Интернетпортал «Исследовательская деятельность
школьников» –http: // www. researcher. ru/methodics/development/ist_0003. html.
//
6. Молокова А.В. Реализация компетентностного подхода в условиях
информатизации образования / А.В. Молокова // Философия образования. –
2006. – № 1. – С. 239243.
7. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и
производство. – 2002. – № 1. – С. 1416. 8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно
ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное
образование. – 2003. – № 2. – С. 5561.
9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология
креативного обучения / А.В. Хуторской. – М.: Издво МГУ, 2003. – 416с.
10. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная
подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее
образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 27.
Формирование исследовательской компетентности в сфере профессиональной деятельности
Формирование исследовательской компетентности в сфере профессиональной деятельности
Формирование исследовательской компетентности в сфере профессиональной деятельности
Формирование исследовательской компетентности в сфере профессиональной деятельности
Формирование исследовательской компетентности в сфере профессиональной деятельности
Формирование исследовательской компетентности в сфере профессиональной деятельности
Формирование исследовательской компетентности в сфере профессиональной деятельности
Формирование исследовательской компетентности в сфере профессиональной деятельности
Формирование исследовательской компетентности в сфере профессиональной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.