Формирование исследовательской позиции учащихся
Оценка 4.8

Формирование исследовательской позиции учащихся

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
10 кл
06.09.2018
Формирование исследовательской позиции учащихся
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Исследование может быть организованно на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Формирование исследовательской позиции учащихся.docx
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. К поисковой   деятельности   учащихся   необходимо   подготавливать   годами, всегда  помня,  что  в стенах  школы  «не  мыслям  надобно  учить, а  учить мыслить».   Выделяют основные этапы учебного исследования: 1. Мотивация   исследовательской   деятельности.  Предъявление учащимся   фактов,   противоречивой,   привлекательной   информации, создание   проблемной   ситуации.   Одним   из   способов   осуществления мотивации   может   служить   мотивирующая   задача,   которая   должна показать   учащимся   более   общие   проблемы,   нежели   та,   которая отражена в условии задачи. 2. Формулирование   проблемы.   Инициирование   постановки   вопросов учащимися, поощрение поиска, помощь в самоопределении в отношении объекта исследования. В реальной школьной практике такое случается редко:   многие   школьники   не   могут   самостоятельно   определить проблемы; предлагаемые ими формулировки могут быть ошибочными. Необходимо постоянное внимание со стороны учителя. 3. Сбор,   систематизация   и   анализ   фактического   материала. Необходимо  предложить  учащимся  различные  методы  решения  задач исследования.   Оказать   помощь   в   анализе   различных   точек   зрения   в литературе   на   исследуемую   проблему,   в   обобщении   данных,   в формулировке   собственного   взгляда   на   проблему.   Рассмотреть различные   подходы,   схемы,   шаблоны   для   обобщения   информации   и фиксации   результатов   теоретического   или   экспериментального исследования. 4. Выдвижение   гипотез.  Важно   прививать   учащимся   стремление записывать   гипотезы   на   математическом   языке,   что   придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез. 5. Проверка   гипотез  позволяет   укрепить   веру   или   усомниться   в истинности   предложений,   а   может   внести   изменения   в   их формулировки.   Если   результаты   испытаний   совпадают,   то   гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же   результатов   служит   основанием   для   отклонения   гипотезы   или уточнения условий ее справедливости. 6. Доказательство   или   опровержение   гипотез  получивших   ранее подтверждений.   Ложность   же   гипотез   может   быть   определена   с помощью   контрпримеров.   Поиск   необходимых   доказательств   часто представляет   большую   трудность, предусмотреть всевозможные подсказки.   поэтому   учителю   важно Исследование   может   быть   организованно   на   всех   этапах   обучения. Учитель   выступает   как   организатор   формы   и   условия   исследовательской деятельности,   благодаря   которой   у   учащихся   формируется   внутренняя мотивация   подходить   к   любой   возникающей   перед   ним   научной   или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.  Педагог должен смотреть на себя только как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы их «шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное».  В   зависимости   от   индивидуальных   качеств   мышления   учащихся   на разных возрастных этапах учащихся, можно использовать различные приемы:   индуктивное умозаключение, которое связано с наблюдением, анализом, сравнением, выявлением общих закономерностей и их обобщением. При этом   развиваются   логические   приемы   мышления,   активизируется познавательная деятельность учащихся;  прием проблемного изложения, где педагог сам ставит проблему, сам показывает   путь   решения.   Учащиеся   следят   за   ходом   мыслей   и включаются в поиск решения;  частично – поисковый прием, при котором учащиеся получают вопросы, на   которые   необходимо   найти   ответы   или   небольшие   задания поискового характера;  исследовательская деятельность учащихся, которая может выполняться в виде отдельных элементов исследовательской деятельности и в виде исследований по заданной теме на специальных занятиях. Цель   и   назначение   исследовательско­поискового   метода   обучения   – преодолеть   элементы   механического   усвоения   знаний,   активизировать мыслительную   деятельность   учащихся   и   познакомить   их   с   методами исследования.   Проблемная   ситуация   служит   толчком   к   продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода их созданной учителем ситуации затруднения,   на   поиск   решения   поставленной   проблемы,   в   роли   которой может   выступать   проблемное   задание,   проблемная   задача,   проблемный вопрос. Во  время  поиска   ответов  на  поставленные  вопросы   учащиеся   учатся самостоятельно   рассуждать,   анализировать,   сравнивать,   делать   выводы,   в результате чего происходит формирование прочных навыков самостоятельной работы.  Наряду   с   приемами   организации   исследовательской   деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения. 1) Учитель   ставит   проблему   и   намечает   метод   ее   решения,   ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее. 2) Ученик   ставит  проблему,  педагог   помогает   ее  решить.  Здесь  возможен групповой, коллективный поиск. 3)   Ученик   ставит   и   решает   проблему   самостоятельно.   Это   формирует   у учащихся   способность   самостоятельно   формулировать   проблему   и самостоятельно решать пути ее решения. В исследовательском обучении учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем в процессе познания, направляемого в той или иной степени учителем.  Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к «открытиям» учеников.  Учителю   необходимо создать   такие   условия,   при   которых   учащиеся   не   будут   бояться   сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено.   Это   способствует   развитию   логического   мышления,   росту интеллектуальных   возможностей   и   творческой   активности   учащихся, повышается   качество   знаний.   Детям   нравятся   такие   уроки,   им   нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету. Многие   методические   инновации   учитывают   применение   активных форм и методов обучения. При правильной организации учебной работы все учащиеся   оказываются   вовлеченными   в   процесс   познания,   в   активную познавательную деятельность.  Это стало возможно при использовании новых образовательных   технологий   в   условиях   новой   парадигмы   образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно­информационная среда – учитель. Таким   образом,   привлечение   учащихся   к   исследовательской деятельности   позволяет   вооружить   их   методами   познания,   сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания   и   овладевая   конкретными   умениями,   учатся   оценивать   себя, осмысливать мир и себя в этом мире. Ребенок   рождается   исследователем.   Неутолимая   жажда   новых   постоянное   стремление   наблюдать   и   любопытство, впечатлений, экспериментировать,   самостоятельно   искать   новые   сведения   о   мире, традиционно   рассматриваются   как   важнейшие   черты   детского   поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он   настроен   на   освоение   окружающего   мира,  он   хочет   его   познавать.  Это внутреннее   стремление   к   исследованию   порождает   исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально   разворачивалось   как   процесс   саморазвития.   Задача   школы   ­ сохранить и приумножить это естественное состояние ребёнка.

Формирование исследовательской позиции учащихся

Формирование исследовательской позиции учащихся

Формирование исследовательской позиции учащихся

Формирование исследовательской позиции учащихся

Формирование исследовательской позиции учащихся

Формирование исследовательской позиции учащихся

Формирование исследовательской позиции учащихся

Формирование исследовательской позиции учащихся

Формирование исследовательской позиции учащихся

Формирование исследовательской позиции учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2018