ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Оценка 4.9
Педсоветы +2
doc
биология
5 кл—9 кл
22.04.2019
Автор делиться опытом работы по формированию ключевых компетенций через реализацию проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии. Раскрывает причины кризиса компетенций в современной школе. В статье даются ответы на вопросы: какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС по биологии? Какие УУД необходимо сформировать у учащихся посредством проектной деятельности? Учитель делится опытом по организации проектной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
статья - Рачко С.Н..doc
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ
ПОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ
Автор статьи: Рачко Светлана Николаевна, учитель биологии МБОУ
«СШ№29» г. Нижневартовска ХМАОЮгры.
«Ребенок должен осознавать свое движение по траектории
собственного развития. В России система образования
должна быть такой, чтобы дети занимались
деятельностью, чтобы у них было понимание
своих образовательных траекторий».
Марат Зиганов
научный руководитель, учредитель Холдинга
«Ломоносовская школа», «Президентская школа», д.п.н.
Уважаемые коллеги, мое выступление по заданной теме предваряют слова
научного руководителя Ломоносовской школы, доктора педагогических наук,
Марата Александровича Зиганова. Модель обучения образовательной
организации Марата Зиганова основана на грамотном сочетании авторской
образовательной технологии «Интеллект», которая способствует качественному
усвоению знаний, развитию творческих способностей, и психологической
технологии «Развитие», непосредственной целью которой является развитие
эмоциональноволевой сферы, навыков самоанализа и коммуникативной
компетенции учащихся. Идеальная модель, не правда ли? Педагогноватор не
просто размышляет о траектории собственного развития обучающегося, но
активно претворяет ее в деятельность. И это осуществляет руководитель двух
образовательных организаций. А что мешает нам, учителям, организовать эту
деятельность на своем уроке?
Я не сделаю открытия, сказав, что сегодня кризис компетенций.
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта
определена, а вникать в ее суть консервативный учитель не желает, тем самым
лишая ученика возможности ставить собственные учебные цели, планировать их
достижение, отвечать за собственные результаты, критически мыслить,
сотрудничать, проявлять гибкость и креативность. Все, что я перечислила, не
просто перечень, набор фраз, это критерии, согласно которым сегодня жизненно
важно выстраивать педагогический процесс на уроке. Объясню почему.
В настоящее время высок рейтинг интернетиздания «Мел», на страницах
которого не так давно была опубликована статья Ивана Сурвилло «От даты
надо отступать две клеточки – бесит!» Школьник озвучивает три причины,
почему он не хочет ходить в школу. Приведу критические рассуждения юного
1 журналиста: «Я понимаю, что не хочу ходить в школу. Я не вижу смысла
просиживать сотни часов на химии или биологии только для того, чтобы
получить сомнительный критерий моих знаний — оценку. И не надо
рассказывать мне про некую «базу». Ценят практиков, а не теоретиков. Еще
один аргумент: «без школы ты будешь целыми днями ничего не делать».
Но выходит наоборот: как раз в школе я ничего не делаю, а вот вне — делаю то,
что интересно и чем самому хочется заниматься. Так почему я должен тратить
самое дорогое мое время на устаревшую школьную программу и нудные
разъяснения биологички? Автор данной статьи сформулировал для себя три
основных тезиса о бесполезности школы». Я их просто перечислю: «школа
убивает креативность», «школа не интересна», «школа больше не источник
информации» [4].
Если быть честными с самими собой, то это мы слышим сегодня настолько
часто, что становится страшно. Преимущество ФГОС как раз и заключается в
том, чтобы не «убить» креативность в детях, а уроки сделать интересными.
Согласитесь, когда мы проходим курсы повышения квалификации, нам тоже
скучно, если лекция не практикоориентированная, если мы пассивные
слушатели. Как биолог Вам скажу, что если аудитория не вовлечена в процесс,
то коэффициент запоминания поступающей информации равен нулю.
Уважаемые коллеги, меньше всего мне хочется придать своему
выступление теоретический окрас. Все педагоги, работающие по ФГОС
проходили специализированную курсовую подготовку по формированию
ключевых компетенций через реализацию проектноисследовательской
деятельности на уроках. И если даже ваши курсы имели иное название, то
данная тема – неотъемлемая часть Стандартов. Поэтому далее представлю свой
опыт.
Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС по
биологии? Какие УУД необходимо сформировать у учащихся посредством
проектной деятельности?
Вопервых, требования, регламентированные индивидуальными,
общественными и государственными потребностями, в рамках освоения
действующего ФГОС могут быть удовлетворены качественной реализацией
учебного процесса посредством метода проектов, овладение которым
способствует формированию
исследовательской компетентности.
Особенностью курса биологии является деятельностный подход к обучению, а
именно: активное развитие практических умений и навыков исследовательской
деятельности. В настоящее время согласно концепции ФГОС по биологии
организация познавательной деятельности обучающихся посредством
качественного применения проектной технологии
способствует решению
творческих (написание научноисследовательских проектов), социально
значимых задач (активная гражданская позиция при осмыслении состояния
экологической среды).
2 Вовторых, метод проектов – один из эффективных методов
формирования УУД (ключевых компетенций) в рамках освоения школьного
курса биологии. Так, с 20142015 учебного года по 20182019 учебный мною
разработаны и апробированы в рамках урочной и внеурочной деятельности 59
учебных проектов, 8 научноисследовательских работ, из числа которых 7
являются победителями и призерами научнопрактических конференций и
конкурсов муниципального, регионального и международного (дистанционного в
данном случае) уровней.
Каким образом, используя метод проектов, я выстраиваю
педагогический процесс в рамках одного урока биологии? Сразу скажу, что
опыт работы в данном направлении сориентировал меня на применение в
урочной деятельности минипроектов, темы которых должны быть созвучны
содержанию учебного занятия. Первый этап работы включает: определение темы
проекта, формулировку проблемы, формирование групп из состава учащихся,
назначение командира группы, распределение ролей между членами группы
(командир группы, журналист, дизайнер, докладчик). На уроках биологии
каждая группа получает инструктивную карточку, инструкция которая
информирует группу об этапах выполнения проекта. Работа с литературными
источниками проводится самостоятельно дома, экспериментальная часть в
кабинете биологии. Заключительный этап – оформление и публичная
презентация, защита проекта, диалог с оппонентами (ответы на вопросы).
Приведу пример. В текущем учебном году учащиеся 5ых классов
проводили исследование «Плесневые грибы и дрожжи». Гипотеза данного
исследования была сформулирована в рамках урока, а именно: плесневые грибы
живут везде, имеют особое строение, приносят как пользу, так и наносят вред.
Проверка, подтверждение правдивости выдвинутой гипотезы осуществлялось в
процессе наблюдения за развитием плесени на хлебе, лимоне, компоте и прочих
продуктах. На уроке же была организована работа в группах, которая
базировалась на изучении теоретического материала (изучение параграфа
учебника), чтении дополнительной литературы, выполнении лабораторной
работы по определению строения плесневых грибов. Итогом явилась публичная
презентация (защита) проекта и разработка памятки для хранения продуктов.
За 20172018 учебный год учащимися 5ых классов разработаны
учебные проекты: «Многообразие растений», «Путешествие по природным
зонам России», «Путешествие по материкам».
С целью оценки сформированности УУД в рамках оценивания
проектной деятельности на уроках биологии, разработаны специальные
уровневые критерии и оценочные бланки. Предполагается, что первый
уровень осваивается учащимся ещё в начальной школе, второй – в 56 классах,
третий – в 79 классах, четвертый – на старшей ступени [1].
В 56 классе нас интересует второй уровень. При решении проблем
учащийся описывает желаемую и реальную ситуацию, формулирует цель и
3 задачи деятельности по решению проблемы, планирует свою деятельность,
формулирует детальное представление об ожидаемом результате
деятельности, оценивает результат и процесс деятельности.
При работе с информацией осознает, какой информацией по вопросу он
обладает, а какой – нет, применяет предложенный учителем способ получать
информацию из нескольких источников, интерпретирует полученную
информацию в контексте своей деятельности, приводит аргументы.
Коммуникация обеспечивает соблюдение норм речи в сложном
высказывании, норм изложения сложного текста, работу с вопросами на
понимание, организацию взаимодействия с членами группы не только по
вопросам исследования, но и презентации проекта[2].
Что учитывается при оценке результата исследования? Как педагог,
так и командиры групп ориентируются на степень участия в исследовании:
активность каждого участника в соответствии с его возможностями;
совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников
проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять
последствия этого выбора, оценивать результаты собственной деятельности;
выполнение исследования: объем освоенной информации; ее применение для
достижения поставленной цели; корректность применяемых методов
исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в
проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления
исследования [2].
Таким образом, мы видим, что формирование ключевых компетенций
через реализацию проектноисследовательской деятельности на уроках
биологии
обеспечивает высокую степень самостоятельности,
инициативности, способствует развитию социальных навыков в процессе
совместной деятельности с одноклассниками. Следует отметить и тот факт,
что согласно требованиям ФГОС основной процедурой итоговой оценки
достижения метапредметных результатов является защита итогового
индивидуального проекта. Выполнение индивидуального итогового проекта
обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно
получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
Большинство обучающихся 5х классов нашей школы были вовлечены в
проектную деятельность. Но этот показатель не составляет 100%. Самый
больший процент выполнения проектных работ на уроках технологии,
биологии, информатики. 85% проектов было выполнено в рамках урока и
только 11% детей защищали свои работы на конференциях различного
уровня.
Не могу оставить без внимания и вопрос о так называемых рисках, иным
словом, трудностях, с которыми сталкиваюсь при осуществлении проектно
исследовательской деятельности на уроках биологии. К таковым отнесу
недостаточное количество урочных часов, предусмотренных учебным планом,
4 так как за один академический час не предоставляется объективная
возможность всем группам защитить проект, организовать практическую
деятельность на должном уровне. Опыт преподавания говорит о том, что на
уроке невозможно уделить все время практической составляющей.
Единственным решением проблемы, на мой взгляд, может стать организация
внеурочной деятельности по биологии.
Список литературы
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология
формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
2. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в
технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред.
Сасовой. М.: Вентана – Граф, 2003. 296 с.: ил.
3. Л. Н. Морозова, Н. Г. Кравченко, О.В. Павлова. Технология. 511
классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград:Учитель, 2007. – 204с.
4. https://mel.fm/
5
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.