«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
Оценка 4.9

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
чтение
1 кл—4 кл
27.01.2019
«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
Содержание образования сегодня – это педагогически адаптированный социальный опыт человечества, состоящий из четырёх структурных элементов: опыта познавательной деятельности , опыта осуществления известных способов деятельности , опыта творческой деятельности ,опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений.В докладе представлены основные направления работы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников.
doklad_kompetentnostnyy_podhod.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №11 им. А.В. Преснякова  г. Феодосия Республика Крым Доклад  «Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно­ориентированного подхода» Подготовила:  Кимирчук Е.М., учитель высшей квалификационной категории, старший учитель  . Феодосия 2018г. «Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов» Обоснование необходимости формирования ключевых образовательных компетенций  младших школьников Компетентностный   подход   –   это   совокупность   общих   принципов   определения   целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.). Компетентностный подход не является новым в отечественной педагогике. К принципам компетентностного подхода относятся следующие: ­ диагностичность, т.е. ориентацию на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении; ­   комплексность,   междисциплинарность   ­   учет   как   образовательных,   так   и   внешних,   средовых факторов и влияний; ­ многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач. В   рамках   компетентностного   подхода   содержание   образования   рассматривается   как социальный опыт  (культура) человечества в процессе превращения в собственный опыт личности, проходящий в специально организованной образовательной среде.  Результатом усвоения такого содержания   образования   является   система   ключевых   компетенций   в   сферах,   обусловленных компетентным составом содержания начального образования. Очевидно, что целью и результатом такого образования является формирование ключевых компетенций   младшего   школьника,   под   которым   подразумевается   система   универсальных общеучебных   качеств   и   способностей   ученика   в   различных   учебно­воспитательных   областях,   а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике. Содержание   образования   –   это   педагогически   адаптированный   социальный   опыт человечества, состоящий из четырёх структурных элементов: опыта познавательной деятельности (знаний), опыта осуществления известных способов деятельности (умений действовать по образцу), опыта   творческой   деятельности   (умений   принимать   эффективные   решения   в   проблемных ситуациях),опыта осуществления эмоционально­ценностных отношений (личностных ориентаций). Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении: ­   отражать   социальную   востребованность   на   молодых   граждан,   подготовленных   к   участию   в повседневной жизни; ­ быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования; ­   задавать   реальные   объекты   окружающей   действительности   для   целевого   комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности; ­   задавать   опыт   предметной   деятельности   ученика,   необходимый   для   формирования   у   него способности   и   практической   подготовленности   в   отношении   к   реальным   объектам действительности; ­ быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования; ­ соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; ­   представлять   собой   интегральные   характеристики   качества   подготовки   учащихся   и   служить средствами   организации   комплексного   личностно   и   социально   значимого   образовательного контроля. Этапы формирования ключевых компетенций Первый  этап формирования общих компетенций – это планирование на основе диагностики уровня сформированности общеучебных умений.  В   начале   определенного   периода   (например,   в   начале   учебного   года)   педагоги,   заполняя соответствующую таблицу, оценивают уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого учащегося и группы в целом . Вторым   этапом   является   корректировка   планов.   В   соответствии   с   выявленными особенностями каждой группы, преподаватель вносит изменение в тематическое планирование по части развития общих компетенций, особое внимание, уделяя тем умениям, которые по какой­то причине не соответствуют возрастным нормам. Третий этап – организация учебной деятельности учащихся, направленной на формирование тех или иных общих компетенций. Портрет выпускника начальной школы любознательный, проявляющий исследовательский интерес активно познающий мир доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения умеющий учиться, способный к самоорганизации готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой навыки самоорганизации и здорового образа жизни ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Практика   показывает,   что   ключевые   компетенции   формируются   лишь   в   опыте   собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса. Основные направления работы по формированию ключевых образовательных компетенций младших  школьников Направления В образовательном процессе В системе дополни­ тельного образования Во взаимодействии с ближайшим социальным окружением Адаптация обучающихся к современным   требованиям образования   повышенного статуса  Организация   разнообразного плодотворного досуга, направленного   на   развитие творческого потенциала обучающихся      Определение гимназического образования    миссии     и Отбор   форм   и   методов работы, развивающих общеучебные   умения   и навыки  Дифференциация индивидуализация обучения   в   системе гимназического образования Учет способностей обучающихся, их родителей   в   выборе содержания   и   технологии учебно­воспитательной  интересов и       Система   мер   по   воспитанию здорового образа жизни  Оценка и организация проектной деятельности   по   достижению необходимых изменений      Воспитание инициативы, самостоятельности,   умения делать выбор   через организацию   занятий   по интересам  Воспитание норм и ценностей развитие коллектива,   общественной   активности обучающихся    Адаптация современным условиям жизни  учащихся   к Привлечение   родителей   и общественности   к   учебно­ воспитательному процессу работы  Пути реализации по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся По   основным   видам   деятельности   с   целью   формирования   ключевых   образовательных компетенций младших школьников использую следующие формы: Основные виды деятельности по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников урочная внеурочная – Урок «Праздник  знаний» –Урок ­ экскурсия ­ Уроки­конкурс ­ Урок­игра ­ Урок­викторина ­ Урок ­ аукцион ­ Турнир знатоков ­ Защита  рефератов и  исследовательских работ ­ Групповая форма ­ Подготовка  сообщений и   рефератов Блиц­турнир ­ Уроки с  использованием  видеоматериалов ­ Классные часы,  тематические  линейки ­Праздники  ­Турниры  ­Викторины ­Выставки ­Игры ­Диспуты, ­Практикум­ обсуждение  ситуаций, ­Беседа – диалог, Консультация, ­Конкурсы, ­Игры­ путешествия Литературно­ музыкальные  композиции, Театрализовано­ игровая  программа ­КВН ­ Защита  рефератов и  исследовательских работ внешкольная семейная Общественно полезная Городской музей, городская детская библиотека, ­Час общения, ­Экскурсии ­Военно­ патриотические  мероприятия «Невыдуманные рассказы»  (встречи с  ветеранами  войны, труда,  деятелями  культуры,  спорта),  патриотические  игры, ­«У нас в  гостях…» МДОУ, ­Семейный  праздник ­КТД «Каждое  дело с пользой» ­«Мама, папа, я –  спортивная  семья», ­конкурс рисунков ­ агитбригада  по ПДД  ­ конкурс  агитплакатов, ­Задушевный  разговор, ­«Экспедиция в …», ­ ­игра «Дорогами  дедов», «Энциклопедия добрых дел», ­операция  «Пусть  здорова, книжка», ­творческая  «издательская» деятельность исследовательска я работа  ­Посиделки, ­Вечёрки, ­Литературная  гостиная, ­Мини­спектакли, ­Открытые уроки Отдельно выделяю проведение предметных недель, которое включает все основные виды деятельности,   помогая   вовлекать   обучающихся   в   самостоятельную   творческую   деятельность, повышая их интерес к изучаемым учебным дисциплинам. Важное место занимает выбор методов и приёмов. Методы развития ключевых образовательных компетенций Методы учебно­ организационные  Содержание методов Проблемно­диалогическая технология  Проектная   деятельность   (предусматривает   как   коллективную,   так   и индивидуальную   работу   по   самостоятельно   выбранной   теме).   Решение жизненно   практических   (часто   межпредметных)   задач   (проблем),   в   ходе которого   ученики   используют   присвоенный   ими   алгоритм   постановки   и решения проблемы. Учитель – консультант. Исследовательская   деятельность   по   выбранной   теме,   которая   ведется учебно­ интеллектуальные учебно­ коммуникативные учебно­ информационные параллельно с традиционными формами работы. Учитель – консультант. Частично поисковые методы  Проблемно­сообщающие методы Исследовательские методы Технология формирования типа правильной читательской деятельности  Самостоятельное   использование   учениками   системы   приемов   устного   и письменного текста Технология развивающего обучения Изложение текстов различными способами  Составление простого плана планов Формулирование проблемных вопросов Качественное и количественное описание объекта Составление на основании текста таблицы, схемы Создание модели изучаемого объекта Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования Поиск информации в литературе и Интернете Самостоятельный   отбор   источников   информации   для   решения   учебных   и жизненных задач  Представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата Приёмы формирования ключевых образовательных компетенций Компетенции Ценностно­смысловые Учебно­познавательные Социокультурные Коммуникативные Информационные Природоведческие  и здоровьесберегающие Приёмы «Верные – неверные утверждения» «Неоконченные предложения»  «Наш день подошёл к концу и я хочу сказать…», «Сегодня на уроке  я…»,  « Своей работой на уроке я…»  «Я выбрал эти задания на уроке, потому что…» «Хочу, потому что  смогу»,«Полезно­вредно», «Мудрые советы» «Мы с тобой», «Меняются те, кто…» «Многоступенчатый выбор» «Метод пяти пальцев»  «Огонёк общения»  «Кто больше»  игра «Волшебная палочка»  «Соседи»  «Да или нет» «Волшебная корзинка» идей, понятий, имён …   «Мозговой штурм» «Выбор партнёра», «Я умею, а мой …»  «Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи» «Что было бы, если  бы…»,«Акция – проект», «Тренинг» «Копилка хороших поступков» «Огонёк общения»,«Словесный мяч»,«Биография слов» игра «Лото», «Дальние коммуникации», «Синквейн»,  «Сочини сказку по ключевым словам»  «Вопрос – ответ», «Если бы я был…», «Снежный ком» «Вопросы для любознательных», «Интересные факты»  «Вопросы для умников и умниц», «Это интересно»  «Схематическое конспектирование», «Правда ли это?» «Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Пометки на полях» «Состояние моей души»  «Что полезно, а что вредно»  «Хорошо или плохо» → → → → Использование методов и приёмов позволяет вести работу системно с учётом возрастных  и функциональных возможностей младших школьников. Системно­деятельностный подход  как основа реализации ФГОС → →  деятельность   обучение.   естественное развитие = зона актуального развития            В основе наиболее распространенного традиционного обучения (ТО) лежит идея о  независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы  развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории можно представить так:   обучение  В   30­х   годах   прошлого   столетия   известный   отечественный   исследователь   Лев   Семенович Выготский   разработал   новую   инновационную   модель   обучения,   которая   опережает   развитие. Соотношение   их   можно   представить   следующим   образом:  развитие     обучение   =   зона ближайшего развития.  Важный   этап   разработки   теории   РО   и   внедрения   ее   на   уроках   связан   с   исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Основой технологии РО, по В.В. Давыдову, является теория УД. Между   обучением   и   развитием   человека   всегда   находится   его   деятельность.   Таким   образом, формула Л.С. Выготского (развитие   обучение) дополнилась третьим звеном – «деятельность» и приобрела следующую структуру:  развитие  В   начальной   школе   программы   ориентированы   преимущественно   на   усвоение   элементарных практических умений и навыков, то в средней школе – на изучение основ наук. В таких условиях деятельностный принцип, ограниченный в начальных классах преимущественно предметной   (практической)   деятельностью,   потребовалось   преобразовать   в   личностно­ ориентированный. Он базируется на единстве сознания, деятельности и личности. В свернутой форме новая методическая система РО выстраивается в триединой формуле: системы  Объединение   их   позволило   определить   подход,   составляющий   ее   основу   как   системно­ деятельностный.     Системно­деятельностный   подход   (СДП)   выступает   как   интегральный,   т.к. является   междисциплинарным   и   позволяет   осуществить   интеграцию   школьных   дисциплин.   В соответствии   с   новыми   ФГОС  обеспечение   субъектной   позиции   ученика   и   СДП   возможно   при переходе с традиционного   обучения на технологию РО. УД становится источником внутреннего развития   школьника,   формирования   его   творческих   способностей   и   личностных   качеств. Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.   РО,   основанное   на   СДП,   выступает   как   полноценное   инновационное.   Оно действительно преобразует ТО в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении.  системный подход  →  деятельность. Традиционное обучение  1) базируется на принципе доступности;  2) учащийся выступает в роли объекта ПД;  3) ориентировано на усвоение определенной  суммы знаний;  4) развивает обыденное мышление,  эмпириический способ познания  5) решая конкретно­практические задачи,  учащиеся усваивают частные способы;  Инновационное Развивающее обучение  1) опирается на зону ближайшего развития;  2) учащийся действует как субъект  собственной УД;  3) нацелено на усвоение способов познания как  конечной цели учения;  4) развивает теоретическое мышление и  теоретический способ познания;  5) на первый план выступают учебные задачи,  решая их учащиеся, усваивают общие способы  умственной деятельности 6) в результате формируется индивид –  человек, способный к исполнительской  деятельности. Системно­деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей  парадигмы образования, которая находит отражение в переходе ­к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции,  обеспечивающей овладение новыми компетенциями; 6) формируется личность, способная к  самостоятельной творческой деятельности. ­от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания  обучения в контекст решения жизненных задач; ­от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и  планомерного формирования; ­от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества  в достижении целей обучения. Формы деятельности следующие: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная. Существует ни один вид деятельности: игровая, исследовательская, проектная Рефлексивная, контрольно­оценочная,  творческая ,практическая  На уроке математики будут применены элементы исследовательской деятельности, На уроке письма будет организована контрольно­оценочная деятельность, На уроке обучения грамоте обеспечена рефлексивная деятельность, На занятии Краеведение предусмотрена практическая деятельность, На занятии Шахматы продемонстрирует педагог игровую деятельность уч­ся Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть  прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование   УУД в начальной школе.  Личностные  Регулятивные  Познавательные  Коммуникативные

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»

«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019