«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
чтение
1 кл—4 кл
27.01.2019
Содержание образования сегодня – это педагогически адаптированный социальный опыт человечества, состоящий из четырёх структурных элементов: опыта познавательной деятельности , опыта осуществления известных способов деятельности , опыта творческой деятельности ,опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений.В докладе представлены основные направления работы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников.
doklad_kompetentnostnyy_podhod.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №11 им. А.В. Преснякова
г. Феодосия Республика Крым
Доклад
«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на
основе личностноориентированного подхода»
Подготовила: Кимирчук Е.М.,
учитель высшей квалификационной
категории, старший учитель
. Феодосия 2018г.
«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих
личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа
новых образовательных стандартов»
Обоснование необходимости формирования
ключевых образовательных компетенций младших школьников
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей
образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов (Лебедев О.Е.).
Компетентностный подход не является новым в отечественной педагогике.
К принципам компетентностного подхода относятся следующие:
диагностичность, т.е. ориентацию на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в
поведении и мышлении;
комплексность, междисциплинарность учет как образовательных, так и внешних, средовых
факторов и влияний;
многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или
свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач.
В рамках компетентностного подхода содержание образования рассматривается как
социальный опыт (культура) человечества в процессе превращения в собственный опыт личности,
проходящий в специально организованной образовательной среде. Результатом усвоения такого
содержания образования является система ключевых компетенций в сферах, обусловленных
компетентным составом содержания начального образования.
Очевидно, что целью и результатом такого образования является формирование ключевых
компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных
общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебновоспитательных областях, а
также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.
Содержание образования – это педагогически адаптированный социальный опыт
человечества, состоящий из четырёх структурных элементов: опыта познавательной деятельности
(знаний), опыта осуществления известных способов деятельности (умений действовать по образцу),
опыта творческой деятельности (умений принимать эффективные решения в проблемных
ситуациях),опыта осуществления эмоциональноценностных отношений (личностных ориентаций).
Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и
места в обучении:
отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в
повседневной жизни;
быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его
отчуждения от образования;
задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного
приложения знаний, умений и способов деятельности;
задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него
способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам
действительности;
быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве
метапредметных элементов содержания образования;
соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных
задач; представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить
средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного
контроля.
Этапы формирования ключевых компетенций
Первый этап формирования общих компетенций – это планирование на основе диагностики
уровня сформированности общеучебных умений.
В начале определенного периода (например, в начале учебного года) педагоги, заполняя
соответствующую таблицу, оценивают уровень сформированности общеучебных умений и навыков
каждого учащегося и группы в целом .
Вторым этапом является корректировка планов. В соответствии с выявленными
особенностями каждой группы, преподаватель вносит изменение в тематическое планирование по
части развития общих компетенций, особое внимание, уделяя тем умениям, которые по какойто
причине не соответствуют возрастным нормам.
Третий этап – организация учебной деятельности учащихся, направленной на формирование
тех или иных общих компетенций.
Портрет выпускника начальной школы
любознательный, проявляющий исследовательский интерес
активно познающий мир
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера
уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
умеющий учиться, способный к самоорганизации
готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной
деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок
оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных
курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
Основные направления работы по формированию ключевых образовательных
компетенций младших школьников
Направления
В образовательном
процессе
В системе дополни
тельного образования
Во взаимодействии с
ближайшим социальным
окружением
Адаптация обучающихся к
современным требованиям
образования повышенного
статуса
Организация разнообразного
плодотворного
досуга,
направленного на развитие
творческого
потенциала
обучающихся
Определение
гимназического образования
миссии
и
Отбор форм и методов
работы,
развивающих
общеучебные умения и
навыки
Дифференциация
индивидуализация
обучения в системе
гимназического
образования
Учет
способностей
обучающихся,
их
родителей в выборе
содержания и технологии
учебновоспитательной
интересов
и
Система мер по воспитанию
здорового образа жизни
Оценка и организация проектной
деятельности по достижению
необходимых изменений
Воспитание
инициативы,
самостоятельности,
умения
делать
выбор
через
организацию занятий по
интересам
Воспитание норм и ценностей
развитие
коллектива,
общественной
активности
обучающихся
Адаптация
современным условиям жизни
учащихся
к
Привлечение родителей и
общественности к учебно
воспитательному процессу работы
Пути реализации по формированию
ключевых образовательных компетенций учащихся
По основным видам деятельности с целью формирования ключевых образовательных
компетенций младших школьников использую следующие формы:
Основные виды деятельности по формированию
ключевых образовательных компетенций младших школьников
урочная
внеурочная
– Урок «Праздник
знаний»
–Урок экскурсия
Урокиконкурс
Урокигра
Уроквикторина
Урок аукцион
Турнир знатоков
Защита
рефератов и
исследовательских
работ
Групповая форма
Подготовка
сообщений и
рефератов
Блицтурнир
Уроки с
использованием
видеоматериалов
Классные часы,
тематические
линейки
Праздники
Турниры
Викторины
Выставки
Игры
Диспуты,
Практикум
обсуждение
ситуаций,
Беседа – диалог,
Консультация,
Конкурсы,
Игры
путешествия
Литературно
музыкальные
композиции,
Театрализовано
игровая
программа
КВН
Защита
рефератов и
исследовательских
работ
внешкольная
семейная
Общественно
полезная
Городской музей, городская детская библиотека,
Час общения,
Экскурсии
Военно
патриотические
мероприятия
«Невыдуманные
рассказы»
(встречи с
ветеранами
войны, труда,
деятелями
культуры,
спорта),
патриотические
игры,
«У нас в
гостях…»
МДОУ,
Семейный
праздник
КТД «Каждое
дело с пользой»
«Мама, папа, я –
спортивная
семья»,
конкурс рисунков
агитбригада
по ПДД
конкурс
агитплакатов,
Задушевный
разговор,
«Экспедиция в
…»,
игра «Дорогами
дедов»,
«Энциклопедия
добрых дел»,
операция
«Пусть
здорова,
книжка»,
творческая
«издательская»
деятельность
исследовательска
я работа
Посиделки,
Вечёрки,
Литературная
гостиная,
Миниспектакли,
Открытые уроки
Отдельно выделяю проведение предметных недель, которое включает все основные виды
деятельности, помогая вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность,
повышая их интерес к изучаемым учебным дисциплинам. Важное место занимает выбор методов и
приёмов.
Методы развития ключевых образовательных компетенций
Методы
учебно
организационные
Содержание методов
Проблемнодиалогическая технология
Проектная деятельность (предусматривает как коллективную, так и
индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме). Решение
жизненно практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе
которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и
решения проблемы. Учитель – консультант.
Исследовательская деятельность по выбранной теме, которая ведется учебно
интеллектуальные
учебно
коммуникативные
учебно
информационные
параллельно с традиционными формами работы. Учитель – консультант.
Частично поисковые методы
Проблемносообщающие методы
Исследовательские методы
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Самостоятельное использование учениками системы приемов устного и
письменного текста
Технология развивающего обучения
Изложение текстов различными способами
Составление простого плана планов
Формулирование проблемных вопросов
Качественное и количественное описание объекта
Составление на основании текста таблицы, схемы
Создание модели изучаемого объекта
Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования
Поиск информации в литературе и Интернете
Самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и
жизненных задач
Представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата
Приёмы формирования ключевых образовательных компетенций
Компетенции
Ценностносмысловые
Учебнопознавательные
Социокультурные
Коммуникативные
Информационные
Природоведческие
и здоровьесберегающие
Приёмы
«Верные – неверные утверждения» «Неоконченные предложения»
«Наш день подошёл к концу и я хочу сказать…», «Сегодня на уроке
я…»,
« Своей работой на уроке я…»
«Я выбрал эти задания на уроке, потому что…» «Хочу, потому что
смогу»,«Полезновредно», «Мудрые советы»
«Мы с тобой», «Меняются те, кто…»
«Многоступенчатый выбор»
«Метод пяти пальцев»
«Огонёк общения»
«Кто больше»
игра «Волшебная палочка»
«Соседи»
«Да или нет»
«Волшебная корзинка» идей, понятий, имён …
«Мозговой штурм»
«Выбор партнёра», «Я умею, а мой …»
«Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи» «Что было бы, если
бы…»,«Акция – проект», «Тренинг»
«Копилка хороших поступков»
«Огонёк общения»,«Словесный мяч»,«Биография слов»
игра «Лото», «Дальние коммуникации», «Синквейн»,
«Сочини сказку по ключевым словам»
«Вопрос – ответ», «Если бы я был…», «Снежный ком»
«Вопросы для любознательных», «Интересные факты»
«Вопросы для умников и умниц», «Это интересно»
«Схематическое конспектирование», «Правда ли это?»
«Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Пометки на полях»
«Состояние моей души»
«Что полезно, а что вредно»
«Хорошо или плохо» →
→
→
→
Использование методов и приёмов позволяет вести работу системно с учётом возрастных и
функциональных возможностей младших школьников.
Системнодеятельностный подход как основа реализации ФГОС
→
→
деятельность
обучение.
естественное развитие = зона актуального развития
В основе наиболее распространенного традиционного обучения (ТО) лежит идея о
независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы
развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории можно представить так:
обучение
В 30х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович
Выготский разработал новую инновационную модель обучения, которая опережает развитие.
Соотношение их можно представить следующим образом: развитие
обучение = зона
ближайшего развития.
Важный этап разработки теории РО и внедрения ее на уроках связан с исследованиями
Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Основой технологии РО, по В.В. Давыдову, является теория УД.
Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом,
формула Л.С. Выготского (развитие
обучение) дополнилась третьим звеном – «деятельность» и
приобрела следующую структуру: развитие
В начальной школе программы ориентированы преимущественно на усвоение элементарных
практических умений и навыков, то в средней школе – на изучение основ наук.
В таких условиях деятельностный принцип, ограниченный в начальных классах преимущественно
предметной (практической) деятельностью, потребовалось преобразовать в личностно
ориентированный. Он базируется на единстве сознания, деятельности и личности.
В свернутой форме новая методическая система РО выстраивается в триединой формуле:
системы
Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно
деятельностный. Системнодеятельностный подход (СДП) выступает как интегральный, т.к.
является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин. В
соответствии с новыми ФГОС обеспечение субъектной позиции ученика и СДП возможно при
переходе с традиционного обучения на технологию РО. УД становится источником внутреннего
развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать
обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного
мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие
способности. РО, основанное на СДП, выступает как полноценное инновационное. Оно
действительно преобразует ТО в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении.
системный подход
→
деятельность.
Традиционное обучение
1) базируется на принципе доступности;
2) учащийся выступает в роли объекта ПД;
3) ориентировано на усвоение определенной
суммы знаний;
4) развивает обыденное мышление,
эмпириический способ познания
5) решая конкретнопрактические задачи,
учащиеся усваивают частные способы;
Инновационное
Развивающее обучение
1) опирается на зону ближайшего развития;
2) учащийся действует как субъект
собственной УД;
3) нацелено на усвоение способов познания как
конечной цели учения;
4) развивает теоретическое мышление и
теоретический способ познания;
5) на первый план выступают учебные задачи,
решая их учащиеся, усваивают общие способы
умственной деятельности
6) в результате формируется индивид –
человек, способный к исполнительской
деятельности.
Системнодеятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей
парадигмы образования, которая находит отражение в переходе
к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции,
обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
6) формируется личность, способная к
самостоятельной творческой деятельности. от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания
обучения в контекст решения жизненных задач;
от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и
планомерного формирования;
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества
в достижении целей обучения.
Формы деятельности следующие: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Существует ни один вид деятельности: игровая, исследовательская, проектная
Рефлексивная, контрольнооценочная, творческая ,практическая
На уроке математики будут применены элементы исследовательской деятельности,
На уроке письма будет организована контрольнооценочная деятельность,
На уроке обучения грамоте обеспечена рефлексивная деятельность,
На занятии Краеведение предусмотрена практическая деятельность,
На занятии Шахматы продемонстрирует педагог игровую деятельность учся
Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть
прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.
В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование УУД в начальной
школе.
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
«Формирование ключевых компетенций обучающихся, на основе личностно-ориентированного подхода»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.