Формирование коммуникативной компетентности учащихся на основе использования интернет ресурсов

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема организации таких ситуаций общения, которые моделируют диалог культур и помогают учащимся разобраться во всех тонкостях грамматики, фонетики, словоупотребления и т.п., не проживая в стране изучаемого языка, и не имея возможности реального общения с носителями языка, привела меня к использованию Интернет ресурсов на уроках английского языка.
Иконка файла материала Липай_7.docx
Е. В. Липай (г. Могилев. Беларусь) ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ  Основной   целью   обучения   иностранному   языку   учащихся   средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей,   желающих   и   способных   получать   самообразование.   Участие   в разнообразных международных проектах предполагает не только высокий уровень   владения   иностранным   языком,   но   и   определенные   особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного   этикета,   широкий   кругозор[1].     Для   достижения   всех перечисленных   целей,   безусловно,   эффективную   помощь   учителю оказывает использование компьютерных технологий и Интернет ресурсов в обучении английскому языку. По   мнению   Е.И.   Пассова,   автора   коммуникативного   метода, «коммуникативность»   предполагает   речевую   направленность   учебного процесса, которая заключается не столь в том, что преследуется речевая практическая цель (в сущности, все направления прошлого и современности ставят   такую   цель),   сколько   в   том,   что   путь   к   этой   цели   есть   само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность есть   не   только   цель,   но   и   средство,   где   и   то,   и   другое   диалектически взаимообусловлено» [5, с.223]. Коммуникативный   метод   (Communicative   Approach)   развивает   все языковые навыки – от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика   же   осваивается   в   процессе   общения   на   языке:   учащиеся сначала запоминают слова, выражения, языковые формулы и только потом начинают   разбираться,   что   они   собой   представляют   в   грамматическом смысле.   Цель   –   научить   учащегося   говорить   на   иностранном   языке   не только свободно, но и правильно [3, с. 4].  Проблема организации таких ситуаций общения, которые моделируют диалог   культур   и   помогают   учащимся   разобраться   во   всех   тонкостях грамматики,  фонетики,  словоупотребления   и   т.п.,  не   проживая   в   стране изучаемого языка, и не имея возможности реального общения с носителями языка,   привела   меня   к   использованию   Интернет   ресурсов   на   уроках английского языка.  Отсюда очевидна важность и актуальность изучения использования интернет   ресурсов   как   средства   совершенствования   коммуникативной компетенции   через   все   её   составляющие:   языковую,   речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно­познавательную компетенции.Работа   с   компьютером   и   Интернет­ресурсами   не   только   способствует повышению интереса к учебе, но и помогает регулировать предъявление учебных   задач   по   степени   трудности,   поощрение   правильных   решений. Кроме   того,   использование   Интернет­   ресурсов   позволяет   полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Работая   на   компьютере,   ученик   получает   возможность   довести   решение поставленной перед ним задачи до конца, опираясь на необходимую помощь [4, с. 18]. Таким   образом,   использование   Интернет   ресурсов   является актуальным   для   развития   коммуникативной   компетенции,   помогает создавать оптимальные возможности для речевого поведения учащихся в условиях   искусственно   создаваемой   в   учебных   целях   межъязыковой коммуникации   и   являются   важным   компонентом   подготовки   к межъязыковому межкультурному общению. Я рассматривала Интернет ресурсы с позиции активности учителя в создании учебного материала: • готовые ресурсы для работы на уроке; • ресурсы для создания собственных учебных материалов; • ресурсы для взаимодействия учителя и учащихся. Сначала рассмотрим готовые ресурсы, которые представляют из себя уже   готовые   задания   по   основным   видам   речевой   деятельности.   Они включают в себя аудио и видео ресурсы для формирования у учащихся навыков   аудирования   аутентичных   тестов,   сайты   страноведческого характера, ресурсы с он­лайн тестированием, а так же охватывают лексико­ грамматические разделы английского языка.  http://britishcouncil.org   http://elllo.org/    Я   использую   ресурсы   этих   сайтов   на   завершающих   уроках обучающего   модуля,   когда   учащиеся   уже   знакомы   с   лексикой.   Задания можно   найти   по   тематике,   а   так   же   и   по   уровню   сложности.   Все аудиотексты   сопровождаются   заданиями,   которые   проверяются автоматически, на втором сайте так же есть вопросы для обсуждения и тема для эссе, которые я задаю детям в качестве домашнего задания.   видеоклипов, добавленных пользователями по всему миру.  http://www.englishexercises.org/­  Данные http://www.englisch­hilfen.de/en/   ресурсы   позволяют   более   углубленно   проверить   знания   учащихся   по изучаемой теме. Учащиеся выполняют задания теста непосредственно на уроке, индивидуально, тест оценивается автоматически. http://www.youtube.com/­  Сайт   представляет   собой   коллекцию В   своей   работе   я   так   же   пользуюсь   веб­ресурсами,   при   помощи   презентации   и  создавать   свои которых   можно  онлайн­тесты,интерактивные упражнения. Целесообразность применения этой технологии обусловлена   тем,   что   не   все   уже   готовые   ресурсы   веб   соответствуют содержанию УМК, который я использую в преподавательской практике. http://www.listen­and­write.com/    http://www.eslvideo.com/index.php  ­   Это эффективный инструмент для создания диктантов онлайн, а также хорошая возможность практиковать навыки аудирования и письма. Использую как домашнее задание по аудированию. Выбираю подходящее по уровню и теме задание. Ресурс для составления интерактивных тестов на основе онлайн видео. Возможности сервиса позволяют создавать вопросы множественного выбора. Использую как домашнее задание или блиц­тест на заключительном этапе урока. http://crosswordlabs.com/         http://   www.puzzlemaker.com     ­   Ресурсы   для составления     лексических   игр   и   кроссвордов.   Учащиеся   в   группах   и индивидуально выполняют задания на закрепление изученного лексического материала. Ресурсы  для   взаимодействия  учителя   и   учащихся. http://www.podomatic.com   ­   Ресурс   представляет   собой   инструмент   для создания подкастов (аудиозаписей). Преимущество такого инструмента в том,  что   он   позволяет   практиковать   навыки   говорения   и   аудирования   в ситуации значимого общения за пределами урока, записанные образцы речи студентов, помогут отследить их прогресс в произношении. www.iearn.org.­  Использую вместе с учащимися этот сайт для участия в международных проектах. http://lk.videouroki.by  http://konkurs.infourok.ru  использоваться для проведения дистанционных олимпиад учащихся. ­   Эти   сайты   могут Вывод:   большинство   интернет   ресурсов,   используемых   мной   в педагогической деятельности, эффективны на разных этапах формирования познавательных ценностей учащихся и в зависимости от поставленной мной познавательной   цели   и   задач,   определяющих   деятельность   учащихся   на уроке,   могут   быть   сориентированы   в   направлении   формирования определенного метапредметного умения, а следовательно, соответствуют требованиям новых образовательных стандартов. Работа   с   Интернет­ресурсами   обычно   проходит   в   три   этапа.   На подготовительном этапе – введение в тему, снятие языковых трудностей, актуализация лексики, мотивация к работе с ресурсами. На   следующем   этапе   предусматривается   работа   в   сети   Интернет: чтение,   прослушивание,   просмотр   поиск   необходимой   информации, занесение её в бланки ответов и т. п. На этом этапе учащиеся должны четко представлять учебную задачу.На завершающем этапе учащиеся работают в классе вне сети Интернет. Они   обмениваются   информацией,   совершенствуют   навыки   устной   и письменной речи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Считаю,   что   применение   Интернет   технологий   на   уроках действительно   актвизирует   познавательную   деятельность   учащихся   и способствует формированию коммуникативной компетенции.  Анализируя   опыт   использования   Интернет­ресурсов   на   уроках, можно с уверенностью сказать, что их использование позволяет: 1.обеспечить положительную мотивацию обучения;  2.проводить   уроки   на   высоком   эстетическом   и   эмоциональном   уровне (музыка, анимация);  3.обеспечить высокую степень дифференциации обучения;  4.повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;  5.рационально   организовать   образовательный   процесс, эффективность; 6.обеспечить   доступ   к   различным   справочным   системам,   электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.    повысить Учащиеся   проявляют   устойчивый   интерес   к   изучению   английского языка,   участвуют   в   конкурсах   и   олимпиадах   и   показывают   хорошие результаты. В результате работы над темой: 1.Отмечена целесообразность использования ИР в процессе преподавания английского языка. 2.Проанализирована   эффективность   применения   ИР   для   повышения познавательной активности учащихся. 3.Описаны возможности применения ИР для преподавания.  4.Разработана система использования интернет материалов для уроков. 5.Результативность   участия   учащихся   в   дистанционных   конкурсах   и олимпиадах. Педагогу   использование   ИР   позволяет   организовать   в   интересной форме   любой   этап   урока.   Немаловажным   является   то,   что   процесс обучения   общению   для   учащихся   при   работе   с   Интернет­ресурсами становится интересным, активизируется их познавательная деятельность. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Альбрехт   К.Н.   Использование   ИКТ   на   уроках   английского   языка   // Электронный   научный   журнал   «Информационно­коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010. [Электронный ресурс]. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/ 2.Афанасьева,  Н.  А.  Информационно­коммуникационные   технологии   при обучении иностранному языку // Педагогические технологии. ­ 2009. ­ N 23.Концепция учебного предмета «Иностранные языки». ­ 2015,с.1­8 4.Мацько,Г.Р.   Урок   английского   языка   и   информационная   культура// Английский язык в школе. ­ 2009. ­ N 2. 5.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.