Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа
Оценка 5

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
10 кл—11 кл
23.10.2018
Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа
Статья посвящена одному из аспектов реализации ФГОС - коммуникативным УУД в условиях урока русского языка в формате проблемного урока. Рассматриваются основные рабочие моменты в ходе урока, которые помогают более успешному формированию коммуникативных навыков учащихся. В статье приведены конкретные примеры уроков и прогнозируемые результаты, а также сделаны обобщающие выводы.
коммуникативные УУД проблемное обучение_.docx
Современный федеральный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирован на   формирование   современной   компетентной   разносторонней   личности,   и   на достижение этой цели ориентированы универсальные учебные действия (УУД), которые, в свою очередь, формируются в процессе обучения. В широком смысле УУД   можно   охарактеризовать   как   умение   учиться   и   взаимодействовать   с окружающим миром. Среди УУД выделяются такие, как: (самоопределение, смыслообразование, 1. Личностные   УУД     нравственно­этическое оценивание). 2. Регулятивные   УУД   (планирование,   прогнозирование,   контроль, коррекция, оценка). 3. Познавательные УУД (общеучебные, включая знаково­символические; логические, действия поиска и постановки проблем); 4. Коммуникативные   УУД   (планирование   сотрудничества,   постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка). Одним   из   важнейших   навыков   для   любого   человека   является   умение общаться и налаживать контакт с окружающими – коммуникативные навыки. Эти действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся   на   позиции   других   людей   (в   первую   очередь,   партнера   по коммуникации   или   деятельности),   умение   слушать   и   вступать   в   диалог, участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем,   интегрироваться   в   группу сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   и   сотрудничество   со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:  планирование   учебного   сотрудничества   с  учителем   и   сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  управление   поведением   партнёра:   контроль,   коррекция,   оценка действий партнёра;  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии   с   задачами   и   условиями   коммуникации;   владение монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Среди   наиболее   важных   и   широких   умений,   которые   должны   осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1. общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и   сообщать   в   письменной   и   устной   форме,   использовать   речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; 2. работа   в   группе   (команде),   т.   е.   умение   устанавливать   рабочие   эффективно   сотрудничать   и   способствовать отношения, продуктивной кооперации. Сотрудничество – это совокупность способностей, направленных не только на   обмен   информацией   и   действиями,   но   и   на   тонкую   ориентировку   в эмоционально­психологических   потребностях   партнёров   по   современной деятельности:  оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;  обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;  устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;  устраивать эффективные групповые обсуждения;  обеспечивать обмен знаниями   между членами группы для  принятия эффективных совместных решений;  чётко   формулировать   цели   группы   и   позволять   её   участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;  адекватно реагировать на нужды других. В   содержание   понятия   «коммуникативной   компетентности»   входят   и речевые действия:  владение языковым материалом для его использования в речи;  использование языковых единиц в соответствии с необходимостью;  способность понимать и достигать связности отдельных высказываний в рамках коммуникативно­значимых речевых образований  способность   понимать   текст   (чтение,   аудирование),   и   порождать речевое высказывание (говорение, письмо);  способность   ориентироваться   в   различных   источниках   информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности; знание социокультурного контекста функционирования языка;   способность   и   готовность   к   общению   (интерактивный   аспект обучения). Предмет   «Русский   язык»   как   никакой   другой   ориентирован   на формирование   коммуникативной   компетенции,   так   как   именно   на   уроках русского   языка   и   литературы   учащийся   осваивает   языковые   навыки,   учится соблюдать   грамматические,   фонетические,   акцентологические   нормы   языка   и, как   следствие,   имеет   возможность   приблизить   свою   речь   к   литературному эталону. В данной статье рассматривается формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка средствами технологии проблемного обучения. Проблемный урок направлен на развитие творческого начала у учащихся, на умение формировать проблему и находить ее решение. На данный момент это один   из   наиболее   продуктивных   и   интересных   типов.   Подобный   урок,   как правило, состоит из нескольких частей:  1. Постановка   проблемной   ситуации   –   введение   субъективно   новых знаний. В ходе урока вводится неизвестное (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). 2. Поиск   решения.   Необходимость   решения   заданной   ситуации   с помощью   имеющихся   знаний   и   способов   действия   рождает потребность в новом знании и творческом подходе. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации.  3. Формирование корпуса знаний, необходимых для решения проблемы. Мыслительная   деятельность   учащихся   стимулируется   постановкой вопросов.  Вопрос   учителя   должен   быть   сложным   настолько,  чтобы вызвать   затруднение   учащихся,   и   в   то   же   время   посильным   для самостоятельного нахождения ответа. 4. Освоение   новых   навыков   и   решение   проблемной   ситуации.   В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и   действий,   навыки   переноса   знаний,   развивается   внимание,   воля, творческое воображение. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий,   вопросов   учителя,   подчеркивающих   новизну,   важность,   красоту   и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться   на   всех   этапах   процесса   обучения:   при   объяснении,   закреплении, контроле. Этот выбор определяется содержанием обучения, психологическими особенностями   возраста   учащихся,   уровнем   подготовки   класса,   средствами, имеющимися в распоряжении учителя. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания,   системы   знаний,   но   и   самого   пути   процесса   получения   этих результатов,   формирования   познавательной   самостоятельной   деятельности ученика и развития его творческих способностей. В качестве примера возьмем урок, посвященный  знакам препинания при причастном   обороте.   В   ходе   урока   мы   можем   проследить   формирование коммуникативных УУД. 1.   На   этапе   постановки   проблемы   учитель   дает   учащимся   следующую пунктуационную задачу. «Однажды   богатый   путешественник   заблудился   и   стал   просить   бога   о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить   статую   золотую,   пику   держащую».   Путешественник   спасся,   но   ему стало жалко обещанного богу золота.  Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…»  ­ Как он это сделал?» 2.   Постановка   проблемного   вопроса   актуализирует   когнитивные способности   учащихся,   заставляет   их  размышлять,  обсуждать,  предлагать версии.   При   этом   происходит   построение  конструктивного   диалога  с товарищами, они стараются коллективно прийти к правильному ответу. Учитель при этом наводящими вопросами корректирует ход обсуждения. 3.  На   этапе   освоения   новой   информации   учитель   дает   материал   по   теме «Причастный   оборот»,   учащиеся  воспринимают   новую   информацию  от учителя и соотносят ее со своими результатами, при необходимости используют источники информации, предоставленные учителем (учебники, дидактический материал). 4. На завершающем этапе применения новых знаний учащиеся возвращаются к   исходному   заданию   с   использованием   освоенного   материала.   Поскольку сформирована ситуация успеха, учащиеся могут успешно справиться с заданием. Они  письменно фиксируют  выполненную работу в тетрадях,  комментируют  отвечают  учителю   на   сопутствующие   вопросы,   при выполнение   задания, необходимости  поясняют   товарищам  выполнение   задания   и   проводят взаимопроверку. 5. На всех этапах учащиеся осуществляют коммуникацию в соответствии с нормами русского литературного языка. В   случае   использования   урока   проблемной   технологии   возможно использование   раздаточного   материала.   Рассмотрим,   как   может   быть использована проблемная ситуация на уроке «деепричастный оборот». 1. На   этапе   постановки   проблемы   учитель   делит   учащихся   на   команды, раздает   несколько   разрезанных   карточек,   на   которых   записаны предложения и деепричастные обороты, и предлагает учащимся собрать правильные предложения. Учащиеся слушают задание, анализируют его. Широко   вокруг   разлилась   весенняя вода, Деревца на берегу стоят, прижавшись друг к другу. затопив березовую рощу. Отражаясь в воде, тонкие   деревья   кажутся   длинными­ длинными. Легкие светлые облака тихо плывут по небу, Разлившись вокруг, придавая   пейзажу   еще   больше прелести, воздушности и поэтичности. «большая»     о начинающейся работе природы. говорит вода   2. На втором этапе учащиеся  обсуждают задание  и  сообща делают  его, формируя   коммуникативно   активную   среду.   Результаты   обсуждения учащиеся фиксируют письменно и затем озвучивают учителю. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, аргументируя свое решение. 3. На этапе ввода новой информации учитель объясняет, что такое омонимы и дает учебный материал по теме. Учащиеся имеют возможность задать вопросы по теме и соотнести полученную информацию с имеющимися у них примерами. 1. Учащимся   предлагается   при   помощи   опорных   слов­деепричастий самостоятельно сочинить предложение с использованием деепричастных оборотов, возможно, сочинить небольшой текст. Это задание мобилизует творческие   силы  учащихся,   позволяет,   привлекая   уже   имеющиеся   и новые знания из лексики,  порождать высказывания,  обогащать свой словарный запас и повышать общекультурный уровень.  Однако, как уже было сказано, любой урок проблемного типа по русскому языку   служит   этой   же   цели   –   обогащению   лексикона   и   формированию коммуникативных УУД.  Таким   образом,   можем   сделать   вывод,   что   коммуникативные   УУД, напрямую   связанные   с   речевой,   когнитивной   и   социальной   деятельностью учащегося, наиболее полно и неизбежно формируются именно на уроках русского языка, а, в свою очередь, наиболее творческий подход к освоению универсальных учебных действий дает технология проблемного урока. Список источников: 1. Александрова   О.А.   Проблема   воспитания   речевой   (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. ­ №3. 2. Батаршев,   А.   В.   Психодиагностика   способности   к   общению,   или   как определить организаторские и коммуникативные качества личности/ А. В. Батаршев. – М.: Издательский центр «Владос» [Текст]/ 2001. – 176 с. 3. Ладыженская   Т.А.,  Ладыженская   Н.В.  Урок   риторики  //  Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский  Дом РАО, 2003. 4. Львов М.Р. Основы теории речи. ­ М.: Педагогика, 2000. 5. Русский   язык.   8   класс.   Учебник.   ФГОС.   ­   Автор/составитель: Тростенцова Л.А. ­ Издательство: Просвещение.   УМК   Русский   язык.   8 класс. Ладыженская Т.А. 6. Универсальные   учебные   действия./Википедия/.   Режим   доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные_учебные_действия  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Текст]/ с изм. И доп. на 2011г./ М­во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 10­15

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа

Формирование коммуникативных УУД на уроках проблемного типа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2018