Частицы и их разнообразие в нашем языке
Оценка 4.6

Частицы и их разнообразие в нашем языке

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
03.12.2017
Частицы и их  разнообразие в нашем языке
Представлен открытый урок для старшеклассников на основе образовательной технологии: блоковой подачи материала, он по типу проблемно-диалогового характера. Предполагается повторить с учащимися 10 либо 11 класса часть речи - частицы, их лексические и грамматические особенности, разряды и правила правописания частиц, а также - отличия частиц от приставок и союзов. Необходимо использовать на уроке из наглядности и оборудования слайды презентации, высказывание на доске, карточки, синквейн и.т.д.Открытый урок о разнообразных частицах с выходом на целеполагание, с различными приемами проверки ранее изученного материала и современными способами его закрепления, с решением проблемного вопроса и разноуровневого домашнего задания.
Частицы и их разнообразие в нашем языке.docx
Частицы и их  разнообразие в нашем языке Образовательная технология: технология блоковой подачи материала Тип урока: проблемно­диалоговый Тема: частицы                              Цели:  Познавательная ­ повторить с учащимися следующую часть речи­ частицы, их лексические и грамматические особенности; повторить разряды и правила правописания частиц, отличия от приставок и союзов; Развивающая ­ совершенствовать информационно­ коммуникативные навыки, развивать  умения учеников  развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов;  Воспитательная–формировать  потребности учащихся в речевом самосовершенствовании, развивать  качества  личности,  познавательные и созидательные способности.  Наглядность, оборудование: слайды презентации, высказывание на доске: Знать необходимо не  затем, чтобы только знать, но и для того, чтобы научиться    делать. (М. Горький) Ход урока                 ­чему   должны   научиться   на   уроке   сегодня?   (замечать   оттенки   значения, I  Приветствие, проверка готовности к уроку. ­ Запишите число, классная работа, оставьте место для темы. II  Выход на тему и цель урока ­ Прочитаем эпиграф к уроку на доске:  Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но и для того, чтобы научиться    делать. (М. Горький)          ­слитно или раздельно написали слово «чтобы»?          ­попытайтесь определить,к какой части речи относится данное слово и какой будет тема нашего урока?          ­что нужно вспомнить, чтобы грамотно написать слово? (лексические и грамматические особенности)          ­что необходимо узнать, чтобы успешно выполнять тестовые и другие задания к    ЕГЭ (разряды и правила правописания частиц)   вносимые каждой частицей в речь).           Таким образом мы  сами определили цели нашего занятия + (слайд по целям) III  Запишем тему, начнем работать ­ прочитаем эпиграф к уроку, согласны ли с этим утверждением?  IV  Повторение пройденного материала:         ­какие части речи известны вам?            ­вы повторили раздел «Служебные части речи, какие знаете? + слайд (группы.)           ­кто расскажет по схеме? (1 подготовленный ученик про служебные части речи) V  Закрепление изучаемого материала     1)  Блиц­опрос:           ­что общего между предлогами и союзами? –           ­в чем их отличие?         ­какие     предлоги являются производными, а какие ­    непроизводными?         ­чем отличаются составные предлоги и союзы от простых?          ­можете, например, отличить союз чтобы от местоимения что с частицей бы? 2) Лекция с использованием слайдов презентации:    2 и 3 слайд ­  наблюдение, анализ текстового материала, беседа по материалу. 3) Практическая работа с учебником: проанализируйте              1 группа совместно      расположение  материала по теме «Частица» в учебнике  по русскому языку под ред. Н.Г. Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищерина ( любого года);           2 группа  исследуйте параграфы № 61 – 63 и определите, какие включены теоретические материалы   про   частицы   (о   разрядах   частиц,   образец   морфологического   разбора   частицы, правила дефисного и раздельного написания частиц и др.)             3 группа – создайте блок словарных слов­исключений (едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, союзы не то ­ не то, не только – но, не то что не – а, не то чтобы не – а. пока не, фразеологизмы ни слуху ни духу, ни дать ни взять, ни жив ни мертв и т.д.)          4) в это время на доске индивидуальная работа: (вызвать по желанию)  запишите высказывание   А.М.Горького,   расставьте   знаки   препинания,   определите,   какие   из   слов являются частицами и сделайте  их морфологический разбор.             О настоящем писателе нельзя судить по одному произведению потому что как бы оно ни было   совершенно   его смысл раскрывается только в контексте книги, которая вмещает в себя все рассказы писателя.      5) Взаимопроверка заданий 3­х групп и задания на доске               ­где и почему мы ставим запятые в высказывании А.М. Горького?   4 и 5 слайд  – продолжение записи в тетрадь блока про разряды частиц + словаря по  теме: компонент устойчивых сочетаний.       6)  Выход на проблемный вопрос: когда НИ может быть частицей, в каких случаях ­ приставкой или союзом? Об этом будем думать в перспективе урока          7)  Мозговой штурм­практикум (с проверкой в парах устно) по слайдам 6,7,8,9,10 ­какие частицы пишутся раздельно, а  какие – через дефис?                      ­когда частица ТАКИ пишется раздельно? (после             существительных, прилагательных, личных местоимений, союзов и после частицы же);              ­ какие частицы выделяются в предложении запятыми? (мол, дескать)    8) Продолжите предложение: Всякое дело надо любить, чтобы…(хорошо его делать)     9) Из данных слов выберите только служебные части речи и распределите их по трем группам:                Пусть, слева, о, только, она, чтобы, неужели,  если, впоследствии, не, тот, несмотря на, давай,  да, бы, зато, для, ввиду; в связи с тем, что;  даже, едва ли, несомненно, в целях;  благодаря тому, что.       10) Устно образуйте предложения, вводя в них последовательно одну из частиц,  данных в  скобках. 1. Мой друг замолчал (даже, только, вот, разве). 2. Одноклассник возразил (неужели, лишь, ­ то). 3. Погода улучшилась (почти, как раз, ­ таки). 11)  Создадим синквейн про частицы Частицы Устаревшие и современные Помогают выражать оттенки чувств музыкальная пауза (песня Б.Ш.Окуджавы).            ­Удалось ли нам ответить на проблемный вопрос на уроке: когда НИ может быть  частицей, в каких случаях ­ приставкой или союзом?              12) 11 слайд ­  здоровьесбережение ­  Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова, Давайте жить, во всем друг другу потакая, ­ Тем более что жизнь короткая такая.               ­каким смыслом наполнены строки прекрасного произведения?             ­вспомните, кто на школьном мероприятии замечательно исполнил его.           13) 0цените разнообразие частиц в нашем языке    12,13 слайды Нигде не попадались  им деревья, все та же бесконечная степь. Пусть же стоит на вечные времена русская земля.  Да разве найдутся  на  свете такие огни, мука и такая сила, которая пересилила бы русскую силу. Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В. Гоголь)  Что за прелесть эти сказки!  Почти все почтовые тракты мне известны.  И впился комар как раз прямо тетке в правый глаз.  (А.С.Пушкин)  Как она пляшет! (М.Ю. Лермонтов)  Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не  снизошла. (А,А, Блок) VII Выводы по уроку      ­ Какую служебную часть речи изучали?      ­ На какие разряды делятся служебные частицы?      ­ Труден ли морфологический разбор частиц?      ­ Что нового узнали про частицы в 10 классе?      ­ Чем занимались на уроке?  (не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – примерный   опорный   сигнал   (схему,   набор   тезисов,   таблицу   и   т.п.),   который   будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. VI  Оценки:  за сочинение – 2­ум учащимся,                за практикум – 5,6­ти учащимся. VIII 15 слайд ­ Домашнее задание (разноуровневого характера)  1 уровень:  выполнить тест;  2 уровень: написать сочинение­миниатюру по  строкам из песни Б.Ш. Окуджава: разделяю ли я этот посыл поэта, адресованный свои слушателям  Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте. 3 уровень: составить текст­обращение к друзьям, используя частицы.   16 слайд ­ использованные ресурсы интернета http  http  http  http://ns1.pixelbrush.ru         .      yandex      .      ru           ://       fotki      .      synnegoria        ://       okudzhava      .      ru         ://       yoursmileys      .      com Литература Горбунова,   С.В.   Опыт   подготовки   учителей   к   введению   ФГОС   основного   общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.­ 2011.­№10.­С.24­28. 7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 8. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010. 11. Кузнецов, А. А. Стандарты второго   поколения:   замысел,   исполнение,   трудности,   риск,   внедрение   /А.   А.   Кузнецов //Стандарты и мониторинг.­ 2011.­№3.­С.6­14. 1.И.В.Никишина.   Инновационные   педагогические   технологии   и   организация   учебно­ воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008. 2.В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» № 8,2003. 3.И.К.Шаламов.   Мотивационное   программно­целевое   управление:   теория,   технология, практика. Барнаул, 2002. 4.В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.

Частицы и их разнообразие в нашем языке

Частицы и их  разнообразие в нашем языке

Частицы и их разнообразие в нашем языке

Частицы и их  разнообразие в нашем языке

Частицы и их разнообразие в нашем языке

Частицы и их  разнообразие в нашем языке

Частицы и их разнообразие в нашем языке

Частицы и их  разнообразие в нашем языке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2017