Представлен открытый урок для старшеклассников на основе образовательной технологии: блоковой подачи материала, он по типу проблемно-диалогового характера. Предполагается повторить с учащимися 10 либо 11 класса часть речи - частицы, их лексические и грамматические особенности, разряды и правила правописания частиц, а также - отличия частиц от приставок и союзов. Необходимо использовать на уроке из наглядности и оборудования слайды презентации, высказывание на доске, карточки, синквейн и.т.д.Открытый урок о разнообразных частицах с выходом на целеполагание, с различными приемами проверки ранее изученного материала и современными способами его закрепления, с решением проблемного вопроса и разноуровневого домашнего задания.
Частицы и их разнообразие в нашем языке.docx
Частицы и их разнообразие в нашем языке
Образовательная технология: технология блоковой подачи материала
Тип урока: проблемнодиалоговый
Тема: частицы
Цели:
Познавательная повторить с учащимися следующую часть речи частицы, их лексические
и грамматические особенности; повторить разряды и правила правописания частиц, отличия от
приставок и союзов;
Развивающая совершенствовать информационно коммуникативные навыки, развивать
умения учеников развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов;
Воспитательная–формировать потребности учащихся в речевом самосовершенствовании, развивать
качества личности, познавательные и созидательные способности.
Наглядность, оборудование: слайды презентации, высказывание на доске: Знать необходимо не
затем, чтобы только знать, но и для того, чтобы научиться делать. (М. Горький)
Ход урока
чему должны научиться на уроке сегодня? (замечать оттенки значения,
I Приветствие, проверка готовности к уроку.
Запишите число, классная работа, оставьте место для темы.
II Выход на тему и цель урока
Прочитаем эпиграф к уроку на доске: Знать необходимо не затем, чтобы только
знать, но и для того, чтобы научиться делать. (М. Горький)
слитно или раздельно написали слово «чтобы»?
попытайтесь определить,к какой части речи относится данное слово и какой будет
тема нашего урока?
что нужно вспомнить, чтобы грамотно написать слово? (лексические и грамматические
особенности)
что необходимо узнать, чтобы успешно выполнять тестовые и другие задания к ЕГЭ
(разряды и правила правописания частиц)
вносимые каждой частицей в речь).
Таким образом мы сами определили цели нашего занятия + (слайд по целям)
III Запишем тему, начнем работать прочитаем эпиграф к уроку, согласны ли с этим утверждением?
IV Повторение пройденного материала:
какие части речи известны вам?
вы повторили раздел «Служебные части речи, какие знаете? + слайд (группы.)
кто расскажет по схеме? (1 подготовленный ученик про служебные части речи)
V Закрепление изучаемого материала
1) Блицопрос:
что общего между предлогами и союзами? –
в чем их отличие?
какие предлоги являются производными, а какие непроизводными?
чем отличаются составные предлоги и союзы от простых?
можете, например, отличить союз чтобы от местоимения что с частицей бы?
2) Лекция с использованием слайдов презентации: 2 и 3 слайд наблюдение, анализ
текстового материала, беседа по материалу.
3) Практическая работа с учебником: проанализируйте
1 группа совместно
расположение материала по теме «Частица» в
учебнике по русскому языку под ред. Н.Г. Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищерина ( любого
года);
2 группа исследуйте параграфы № 61 – 63 и определите, какие включены теоретические
материалы про частицы (о разрядах частиц, образец морфологического разбора частицы,
правила дефисного и раздельного написания частиц и др.)
3 группа – создайте блок словарных словисключений (едва ли не, чуть ли не, вряд ли
не, союзы не то не то, не только – но, не то что не – а, не то чтобы не – а. пока не,
фразеологизмы ни слуху ни духу, ни дать ни взять, ни жив ни мертв и т.д.)
4) в это время на доске индивидуальная работа: (вызвать по желанию) запишите
высказывание А.М.Горького, расставьте знаки препинания, определите, какие из слов
являются частицами и сделайте их морфологический разбор.
О настоящем писателе нельзя судить по одному произведению потому что
как бы оно ни было совершенно его смысл раскрывается только в контексте
книги, которая вмещает в себя все рассказы писателя.
5) Взаимопроверка заданий 3х групп и задания на доске
где и почему мы ставим запятые в высказывании А.М. Горького?
4 и 5 слайд – продолжение записи в тетрадь блока про разряды частиц + словаря по теме:
компонент устойчивых сочетаний.
6) Выход на проблемный вопрос: когда НИ может быть частицей, в каких случаях
приставкой или союзом? Об этом будем думать в перспективе урока
7) Мозговой штурмпрактикум (с проверкой в парах устно) по слайдам 6,7,8,9,10
какие частицы пишутся раздельно, а какие – через дефис?
когда частица ТАКИ пишется раздельно? (после существительных,
прилагательных, личных местоимений, союзов и после частицы же);
какие частицы выделяются в предложении запятыми? (мол, дескать)
8) Продолжите предложение: Всякое дело надо любить, чтобы…(хорошо его
делать)
9) Из данных слов выберите только служебные части речи и распределите их
по трем группам:
Пусть, слева, о, только, она, чтобы, неужели, если, впоследствии, не,
тот, несмотря на, давай, да, бы, зато, для, ввиду; в связи с тем, что; даже,
едва ли, несомненно, в целях; благодаря тому, что.
10) Устно образуйте предложения, вводя в них последовательно одну из частиц, данных в
скобках.
1. Мой друг замолчал (даже, только, вот, разве).
2. Одноклассник возразил (неужели, лишь, то).
3. Погода улучшилась (почти, как раз, таки).
11) Создадим синквейн про частицы
Частицы
Устаревшие и современные
Помогают выражать оттенки чувств музыкальная пауза (песня Б.Ш.Окуджавы).
Удалось ли нам ответить на проблемный вопрос на уроке: когда НИ может быть
частицей, в каких случаях приставкой или союзом?
12) 11 слайд здоровьесбережение
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.
каким смыслом наполнены строки прекрасного произведения?
вспомните, кто на школьном мероприятии замечательно исполнил его.
13) 0цените разнообразие частиц в нашем языке 12,13 слайды Нигде не попадались
им деревья, все та же бесконечная степь. Пусть же стоит на вечные времена русская земля. Да разве найдутся на
свете такие огни, мука и такая сила, которая пересилила бы русскую силу. Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В. Гоголь)
Что за прелесть эти сказки! Почти все почтовые тракты мне известны. И впился комар как раз прямо тетке в правый глаз.
(А.С.Пушкин) Как она пляшет! (М.Ю. Лермонтов) Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не
снизошла. (А,А, Блок)
VII Выводы по уроку
Какую служебную часть речи изучали?
На какие разряды делятся служебные частицы?
Труден ли морфологический разбор частиц?
Что нового узнали про частицы в 10 классе?
Чем занимались на уроке? (не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –
примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет
появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов.
VI Оценки: за сочинение – 2ум учащимся,
за практикум – 5,6ти учащимся.
VIII 15 слайд Домашнее задание (разноуровневого характера)
1 уровень: выполнить тест;
2 уровень: написать сочинениеминиатюру по строкам из песни Б.Ш. Окуджава: разделяю
ли я этот посыл поэта, адресованный свои слушателям
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
3 уровень: составить текстобращение к друзьям, используя частицы.
16 слайд использованные ресурсы интернета
http
http
http
http://ns1.pixelbrush.ru
. yandex
. ru
:// fotki
. synnegoria
:// okudzhava
. ru
:// yoursmileys
. com Литература
Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего
образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист. 2011.№10.С.2428.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
8. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе
«Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010. 11. Кузнецов, А. А. Стандарты
второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов
//Стандарты и мониторинг. 2011.№3.С.614.
1.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно
воспитательного и методического процессов в школе.
Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
2.В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных
интересов школьника. Журнал «Завуч» № 8,2003.
3.И.К.Шаламов. Мотивационное программноцелевое управление: теория, технология,
практика. Барнаул, 2002.
4.В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.
Частицы и их разнообразие в нашем языке
Частицы и их разнообразие в нашем языке
Частицы и их разнообразие в нашем языке
Частицы и их разнообразие в нашем языке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.