Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
Оценка 4.8

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
06.02.2017
Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
ФГОС выполняет важную задачу в обучении, это задачу формирования универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Поэтому учитель должен научить ученика самостоятельно мыслить и привить ему навыки практических действий.
Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике .docx
Оглавление Введение..........................................................................................................................................2 Глава 1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД)............3 1.1.Виды универсальных учебных действий.......................................................3 1.2. Характеристика групп коммуникативных универсальных учебных  действий................................................................................................................8 2.2. Задания для формирования коммуникативных УУД..............................15 Заключение...................................................................................................................................19 Список литературы......................................................................................................................20 Введение ФГОС выполняет важную задачу в обучении, это задачу формирования универсальных учебных действий (УУД) – совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к   самостоятельному   усвоению   новых   знаний   и   умений,   так   же   включая организацию процесса обучения.  Овладение   учащимися   универсальными   учебными   действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность   умений   и самостоятельного   успешного   усвоения   новых   знаний, компетентностей,  включая   организацию   усвоения,  то   есть   умения   учиться. Поэтому учитель должен научить ученика самостоятельно мыслить и привить ему   навыки   практических   действий.   Для   того   чтобы   получить   нужный результат,   учитель   должен   быть   компетентен   в   своём   деле,   должен   знать индивидуальные особенности своих учащихся. Цель   исследования:   изучить   индивидуальные   особенности   учащихся, направленные на формирование коммуникативных УУД. Объект   исследования:   способы   организации   индивидуальных особенностей учащихся. Предмет   исследования:   индивидуальные   особенности   как   средство формирования коммуникативных УУД. Задачи исследования: 1. Изучить виды универсальных учебных действий  2.Выявить особенности школьников подросткового возраста             3. Рассмотреть индивидуальные особенности учащихся 4.Разработать задачи для формирования коммуникативных УУД  2 Глава 1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) 1.1.Виды  универсальных учебных действий Универсальные   учебные   действия   (УУД)   –   способность   субъекта   к саморазвитию   и   самосовершенствованию   путем   сознательного   и   активного присвоения нового социального опыта;    совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность,   социальную   компетентность,   толерантность,   способность   к самостоятельному усвоению  новых знаний и  умений,  включая  организацию этого процесса.  В основе компетенции УУД лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает следующие умения: ­   формирование   готовности   к   саморазвитию   и   непрерывному образованию; ­   конструирование   и   проектирование   социальной   среды   развития учащихся в системе образования; ­ активную учебно–познавательную деятельность учащихся; ­   проектирование   образовательного   процесса   обучения   с   учетом индивидуальных   возрастных, особенностей учащихся;   физиологических   и   психологических Универсальные учебные действия разделяю на четыре основных вида: 1. личностные; 2. коммуникативные  3. познавательные   ­ общеучебные   ­ логические 4. регулятивные.  Рассмотрим каждый вид и дадим им определение. 3 Личностные   УУД   –   обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно   к   учебной   деятельности   следует   выделить три   вида личностных действий: — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; — смыслообразование,   т.   е.   установление   учащимися   связи   между целью   учебной   деятельности   и   ее   мотивом,   другими   словами,   между результатом   учения   и   тем,   что   побуждает   деятельность,   ради   чего   она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; — нравственно­этическая   ориентация,   в   том   числе   и   оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать   и   вступать   в   диалог;   участвовать   в   коллективном   обсуждении проблем;   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К этим действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 4 — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; —   разрешение   конфликтов   –   выявление,   идентификация   проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии   с   задачами   и   условиями   коммуникации;   владение монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные   универсальные   действия ­  это   система   способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования   и   закономерности   операций   по   обработке,   систематизации, обобщению и использованию полученной информации.  Они включают в себя: Общеучебные универсальные действия: — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний; —   осознанное   и   произвольное   построение   речевого   высказывания   в устной и письменной форме; 5 — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; — смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов   различных   жанров;   определение   основной   и   второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,   публицистического   и   официально­делового   стилей;   понимание   и адекватная оценка языка средств массовой информации; — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов   деятельности   при   решении   проблем   творческого   и   поискового характера. Особую   группу   общеучебных   универсальных   действий   составляют знаково­символические действия: — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в   где   выделены   существенные   характеристики   объекта модель, пространственно­ графическая или знаково­символическая); —   преобразование   модели   с   целью   выявления   общих   законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия    : —   анализ   объектов   с   целью   выделения   признаков   (существенных,   и несущественных); 6 — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; —   выбор   оснований   и   критериев   для   сравнения,   сериации, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; — установление причинно­следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство; — выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД ­ обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; — планирование —   определение   последовательности   промежуточных целей   с   учетом   конечного   результата; последовательности действий;   составление   плана   и — прогнозирование — предвосхищение результата  и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; — контроль в   форме   сличения   способа   действия   и   его   результата   с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 7 — коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; — оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; — саморегуляция как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии,   к волевому   усилию   (к   выбору   в   ситуации   мотивационного   конфликта)   и   к преодолению препятствий.1 Для   того   чтобы   сформировать   у   учащихся   УУД   в   образовательной системе предоставлен следующий путь, который проходит каждый ученик: ­ при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный   опыт   выполнения   УУД   и   мотивация   к   его   самостоятельному выполнению; ­   основываясь   на   имеющемся   опыте,   учащийся   осваивает   знания   об общем способе выполнения этого УУД; ­   далее   изученное   УУД   включается   в   практику   учения   на   уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения; ­ в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД   и   его   системное   практическое   использование   в   образовательной практике. 1.2.  Характеристика   групп   коммуникативных   универсальных учебных действий 1.2.1.  Коммуникация как взаимодействие. 1 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных  учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для  учителя. М., 2010 8 Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника   либо   партнера   по   деятельности   (смысловой   аспект коммуникации): ­ Понимание возможности различных позиций и точек зрения. ­ Уважение к иной точке зрения. ­ Понимание относительности оценок. ­ Обмен информацией, установление взаимопонимания. ­ Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая   совпадает   с   их   собственной(Пиаже,   1997).   При   этом   детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Поэтому одной из важных задач при формировании   коммуникативных   учебных   действий   на   данном   этапе является преодоление эгоцентрической   позиции   в   межличностных   и пространственных отношениях. В   подростковом   возрасте,   который   приходится   на   среднюю   ступень школьного   образования,   процесс   преодоления   эгоцентризма   продолжается, распространяясь главным образом на его личностно­аффективные аспекты. Как показывают исследования (Рябова, 2002, Цукерман, 1998 и др.), в этом возрасте   имеет   место   своеобразный   «новый   виток   эгоцентризма»,   когда подростки, уже способные видеть себя глазами других, но еще не способные к подлинной обратимости отношений, как бы впадают в другую крайность ­ начинают чувствовать себя объектами постоянного пристального внимания и оценивания   со   стороны   других,   жить   как   бы   на   сцене,   действуя   перед 9 воображаемой аудиторией  и постоянно пытаясь предугадать  ее возможные реакции (Цукерман, 1998). Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть   разные   возможные   мнения   других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. Общение  с партнерами   по   совместной   деятельности   или   обмену информацией опирается на: ­ умение слушать и слышать друг друга; ­ умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ­   умение   представлять   информацию,   сообщать   в   письменной   и устной форме; ­ готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, ­   умение   вступать   в   диалог,   а   также   участвовать   в   коллективном обсуждении   проблем,   владение   монологической   и   диалогической   формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 1.2.2. Коммуникация как условие интериоризации Вторую   большую   группу   коммуникативных   универсальных   учебных действий образуют коммуникативно­речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям: ­ Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации   другим   людям,   способствующие   осознанию   и   усвоению содержания. ­ Способность строить понятные для партнера высказывания. 10 ­   Умение   с   помощью   вопросов   получать   необходимые   сведения   от партнера по деятельности. ­ Речевое планирование и регулирование своих действий. ­ Рефлексия своих действий. В   основной   школе   дети   должны   уметь   строить   понятные   для партнера высказывания,   учитывающие,   что   он   знает   и   видит,   а   что   нет; уметь задавать   вопросы,   чтобы   с   их   помощью   получить   необходимые сведения   от   партнера   по   деятельности.   В   10­11  лет   дети   должны   уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру. Важнейшим   критерием   усвоения   коммуникативных   универсальных учебных   действий   является   процесс   интериоризации   (последовательное преобразование   действия   от   внешней   формы   к   внутренней   через   речевые формы).   Чем   больше   возможности   у   ребенка   в   ходе   урока   проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутреннее личностное   понимание.   Особое   значение   здесь   приобретает   регулирующая речь   (осмысленное   высказывание   на   основе   собственного   произвольного решения). Для развития регулирующей речи должны быть: ­   организованы   формы   совместной   учебной   деятельности:   работа   в парах,   группах.   Речь   направлена   конкретному   адресату   (для   того   чтобы обеспечить переход к речи коммуникативной); ­   в   речи   говорящего   ученика   должна   быть   адекватно   отражена   цель учебной задачи; ­ речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся); ­   речь   должна   быть   произвольной   и   осознанной,   что   найдет   свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.   1.2.3. Коммуникация как кооперация 11 Третью   большую   группу   коммуникативных   универсальных   учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество: ­ Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению   общей   цели;   на   организацию   и   осуществление   совместной деятельности. ­ Умение договариваться, находить общее решение. ­ Умение аргументировать, убеждать и уступать. ­ Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. ­ Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Содержательным ядром этой   группы   коммуникативных   действий является согласование   усилий по   достижению   общей   цели,   организации   и осуществлению совместной деятельности. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. В   учебного   условиях сотрудничества (Рубцов,   1993)формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.   1998;   Цукерман,     1987, специально   организуемого   Между тем в настоящее время становление данной способности часто   и   многие   дети   обнаруживают   ярко   выраженные запаздывает, индивидуалистические,   склонность работать, не обращая внимания на партнера. Поэтому приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.   «антикооперативные»   тенденции, Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения   строится   как   групповое,   и   именно   совместная   деятельность обучающего   и   обучаемых   обеспечивает   усвоение   обобщенных   способов решения   задач.   География   –   предмет,   на   котором   можно   успешно организовывать   групповое   сотрудничество   учащихся.   От   навыков конструктивного общения, приобретенных в школьном возрасте, во многом зависит благополучие  личностного развития подростка. Естественно, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование 12 коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре. Коммуникативные   универсальные  учебные  действия,   отражающие умения работать в группе: ­   умение   договариваться, находить   общее   решение   практической задачи (приходить   к   компромиссному   решению)   даже   в   неоднозначных   и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); ­ способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу   умение   с в   ситуации   спора   и   противоречия   интересов, помощью вопросов выяснять недостающую информацию; ­   умение   не   просто высказывать,   но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; ­   способность брать   на   себя   инициативу в   организации взаимный совместного действия, также осуществлять контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.     а   Организация   групповых,   парных   форм   работы   помогает   осмыслить учебные   действия,   распределить   нагрузку,   дает   эмоциональную   и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.  13 Глава 2. Формирование коммуникативных УУД средствами предмета «Математика»   2.1. Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД средствами предмета «Математика» Рассмотрев коммуникативные универсальные учебные действия можно  сказать о том что, для их формирования школьникам нужно давать такие  задания как:  на учёт позиции партнёра;  на организацию и осуществление сотрудничества;  на   передачу   информации   и   отображению   предметного содержания;  тренинги коммуникативных навыков;  ролевые игры;  групповые игры. Например, такие задания можно использовать на уроках математики:  Работа в парах или группах. 14  Задать вопрос по учебному материалу и ответить на него.  Дискуссия.  Обоснование этапов решения задачи (или этапов доказательства суждения).  Прочитать   суждение,   записанное   с   помощью   символов,   и, наоборот, записать с помощью символов какое­нибудь суждение. 2.2. Задания для формирования коммуникативных УУД На учет позиции партнера. Содержательным ядром в развитии  коммуникативной деятельности служит способность к согласованным  действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у  детей – длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем  детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.  Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию  коммуникативной компетентности. В своей развитой  форме коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать  многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и  поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели  коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы  коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации,  готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д. ЗАДАНИЕ   1:   Составить   кроссворд   по   теме   «Прямоугольный параллелепипед» Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки   одного   и   того   же   предмета,   учитывать   разные   мнения   и   уметь обосновывать собственное. 15 Возраст: 12–13 лет. Учебные дисциплины: естественнонаучные (математика). Форма выполнения задания: работа в группах. Описание   задания: класс   делится   на   группы.   Задание   –   составить кроссворд по теме «Прямоугольный параллелепипед». Группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы. Материал: листы бумаги, карандаши, линейка, фломастеры. Инструкция: учащимся   предлагается   составить   кроссворд   по   теме «Прямоугольный параллелепипед». Критерии оценивания: ­ продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа; ­   умение   договариваться,   приходить   к   общему   решению,   убеждать, аргументировать и т. д.; ­ отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос   с   интересом   к   мнению   друг   друга),   нейтральное   (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют). После выполнения задания заслушиваются ответы разных пар. Ответы сравниваются   по   полноте   и   обоснованности   аргументации.   Обсуждаются разные   точки   зрения   и   аргументы,   вырабатывается   общее   мнение.   В заключение учащиеся делятся впечатлениями. Тренинг коммуникативных навыков. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения:   учащиеся   учатся   высказывать   суждения   с   использованием математических   терминов   и   понятий,   формулировать   вопросы   и   ответы   в ходе   выполнения   задания,   доказательства   верности   или   неверности 16 выполненного   действия,   обосновывают   этапы   решения   учебной   задачи. Работая   в   соответствии   с   инструкциями   к   заданиям,   школьники   учатся работать в парах и малых группах. Таким образом, происходит формирование коммуникативных УУД.  Пример.  Задание на знание математического языка. Цена хризантемы – а   р.   за   один   цветок,   а   цена   одной   розы   –   на   30   р.   больше.   Запишите   на математическом языке: цену розы; стоимость пяти хризантем; стоимость трех роз; стоимость букета из пяти хризантем и трех роз.  Развиваются   базовые   умения   различных   видов   речевой   деятельности: говорения,   слушания.   На   уроках,   помимо   фронтальной,   используется групповая   форма   организации   учебной   деятельности   детей,   которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных   умений   учеников   к   концу   начальной   школы   начинает осуществляться   и   через   самостоятельное   использование   учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.  Пример. Очень полезно на уроках математики устраивать дискуссии. Можно, например, разделить класс на четыре группы. Первой и второй группе дается первая задача и решение второй задачи, третьей и четвертой группе дается решение первой задачи и вторая задача. Каждая группа независимо от других решает свою задачу. Затем первой и второй группам задается вопрос, и тот, кто из них ответит быстрее, будет выбирать, кому показывать решение первой   задачи,   а   кому   быть   оппонентом.   Итак,   один   учащийся   у   доски показывает   полное   решение   задачи   со   всеми   обоснованиями,   а   другой учащийся  –  его   оппонент  –  внимательно   слушает,   а  затем   или   оспаривает решение, или соглашается с ним, также обосновывая свои действия. Третья и четвертая группы при этом являются экспертами, которые затем высказывают свое мнение о ходе дискуссии, опираясь на готовое решение задачи. После 17 этого группы меняются ролями и приступают к обсуждению решения второй задачи. Одновременно можно рассмотреть и другие способы решения данных задач.   Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. Таким   образом,   мы   убедились,   что   формирование   универсальных учебных действий успешно реализуется в процессе обучения математике в школе. И любое задание по математике должно рассматриваться учителем как основание для формирования универсального учебного действия. 18 Заключение В результате проделанной работы изучены виды универсальных учебных  действий, рассмотрены характеристики групп коммуникативных УУД. Так   же   имеются   рекомендации   по   организации   методов   обучения   и разработан   пример   исследовательского   метода   обучения   на   формирование коммуникативных УУД.  Таким   образом,   можно   сделать   следующие   выводы:   Знание индивидуальных и возрастных особенностей, на уроках может способствовать формированию   коммуникативных   универсальных   учебных   действий.  Они формируют умение действовать в соответствии  с поставленной целью, т.е. объяснять, выбирать, сравнивать, наблюдать, делать выводы. Таким образом, в процессе написания курсовой работы цель и задачи исследования выполнены. 19 Список литературы 1. Асмолов   А.Г.,   Бурменская   Г.В.,   Володарская   И.А.   Формирование универсальных   учебных   действий   в   основной   школе:   от   действия   к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. М., 2010 2. Гальперин   П.Я.   О   методе   поэтапного   формирования   умственных действий // «Вопросы психологии». М., 1969, № 1 3. Каменская   Е.   Н.   Психология   развития   и   возрастная   психология: конспект лекций / Е. Н. Каменская. ­ Изд. 2­е, перераб. и доп. ­ Ростов н/Д: Феникс, 2007. ­ 251 с. 4. Крутецкий   В.А.   Психология   обучения   и   воспитания   школьников.   М., 1976. 5. Овчинникова   С.И.  Педтехнологии   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: Электронный   журнал.   –   2014. http://osis.us1.ru/art.php?rids=ped&ids=rech_com   /(12.06.2016) 6. Федеральный   Государственный   Образовательный   Стандарт   Основного   утвержденный   приказом   Министерства Общего   Образования, образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.   –   URL:   http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588   –   [Дата обращения 12.06.2016] 7. Якиманская И.С.; Возрастные и индивидуальные особенности мышления учащихся. М 1989. 20

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017