Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
физическая культура
Взрослым
02.07.2017
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это не что иное, как личностные результаты обучения, которые прописаны в стандартах нового поколения. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Все это создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
в условиях реализации ФГОС
опыт работы Алла.docx
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
в условиях реализации ФГОС
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить
выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и
желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к
самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Это не что иное, как личностные результаты обучения, которые прописаны в
стандартах нового поколения. Основной из главных задач учителя является
организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся
сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования
учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская
мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я
усваиваю”. Для того чтобы знания учащихся были результатом их
собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять
учащимися, развивать их познавательную деятельность. Все это создает все
условия для достижения цели современного образования, а именно
предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Считаю, одна из основных целей преподавания физической культуры –
достижение высоких показателей качества обучения при условии сохранения
собственного здоровья. Уверена, здоровье человека – залог его личного
успеха. Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать,
ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении».
Учащийся –
это ребенок, который имеет определенный набор
индивидуальных особенностей, склонностей и устремлений; он личность,
которая требует к себе уважения, понимания.
Убеждена, что компетентностный подход в образовании основа
мастерства учителя. Применяю компетентностный подход в практике
преподавания физической культуры через следующие его компоненты: 1) информационный компонент – изучение культурноисторических основ
знаний, медикобиологических, психологосоциальных основ и основ
безопасности жизнедеятельности. Данный компонент способствует развитию
ценностносмысловой и учебнопознавательной компетенций.
2) операциональный компонент – включает в себя двигательные умения и
навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и
практические умения. Этот компонент позволяет формировать у учащихся
коммуникативную компетенцию и компетенцию личностного
самосовершенствования.
3) мотивационный компонент – отражает требования к учащимся (что они
должны знать, уметь, демонстрировать).
В моей педагогической практике как учителя физической культуры
актуальным путем построения учебновоспитательного процесса стал путь
создания методической системы обучения, основанной на мотивационной
основе. В числе общих целей, обозначенных для преподавания, важной считаю
выработку устойчивого интереса к предмету физическая культура. Это
помогает реально обеспечить рост учебной успешности у значительного числа
учащихся, в конечном счете, повысить качество образования. С целью
достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого
школьника мною используются методы и приемы активизации познавательной
деятельности и двигательной активности учащихся, такие как спортивно
познавательные игры, урокипутешествия, урокиэкскурсии, проектная и
исследовательская деятельность в рамках научного школьного общества
«Логос», информационнокоммуникативные и личностноориентированные
технологии.
Специфика организации мною учебных и внеучебных
занятий
заключается: в большой доле самостоятельной работы, решении творческих
задач; в интенсификации обучения за счет усиления индивидуальной работы;
в создании самостимулирующей умственной деятельности, перенос центра тяжести с обучения на учение, на самостоятельную переработку и усвоение
информации. Моя роль как учителя помочь детям научиться управлять
процессом приобретения и усвоения знаний, научить их адекватно оценивать
свои способности и в большей степени свои возможности, используя
самоанализ и самооценку. Все это позволяет моим ученикам поверить в свои
силы и способствует развитию интереса к физической культуре, стремлению к
познанию и качеству обученности.
Для создания оптимальных условий развития способностей и
возможностей каждого ученика и качества обученности мною проводится
системная диагностика индивидуальных интеллектуальных и физических
способностей. Мониторинговые исследования, проводимые мною, позволяют
выбрать оптимальные методы обучения, а также скорректировать учебные
затруднения учащихся. В рамках этой работы мною была разработана «Карта
индивидуального развития школьника», в которую своевременно заносятся
показатели физической подготовленности и физического развития учащегося
начиная с 1го класса и по 11 класс (включительно). На основании полученных
результатов выстраиваю индивидуальный маршрут развития каждого своего
ученика.
Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться,
самоопределиться в жизни, стать успешным. В стенах школы ребенок
проводит много времени, и поэтому ценностное отношение к здоровью не
может формироваться без участия учителя и использования им личностно
ориентированных технологий (Е.А. Ямбург), в частности лично
ориентированной двигательной активности.
Приведу пример использования данной технологии на учащихся 7а
класса, у которых я начала преподавать физическую культуру с 1 класса. При
проведении мониторинговых исследований физического развития учащихся,
было выявлено большое количество детей, имеющих нарушения осанки (22%),
снижения зрения (20%), плоскостопие (28%). Для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, передо мной возникла необходимость
формирования личных устойчивых мотивов и потребностей в бережном
отношении к своему здоровью. Эту задачу позволят выполнить технология
личностно ориентированного обучения, так как дает возможность получить
оптимальный развивающий личность результат по заданным параметрам.
Осмотр учащихся школьным врачом:
клас
год
нарушения
снижения
плоскостопие
с
1г
2г
3г
200
5
201
6
201
7
осанки
19%
зрения
12%
11%
11%
27%
31%
38%
19%
12%
При проведении уроков с использованием технологии лично
ориентированной двигательной активности для его эффективности всегда
учитываю следующее:
гигиенические требования к проведению уроков в спортивном, тренажерном
залах, игровой комнате;
индивидуальный уровень подготовки школьника;
обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в
течение всей основной части урока и занятия;
системная цикловая динамика повышения объема и интенсивности
нагрузки;
ориентация на достижение конкретного результата;
использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс
до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
обеспечение индивидуального подбора учебных заданий, которые
выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты
сердечных сокращений и индивидуального самочувствия. Обучение провожу на оптимальном уровне сложности, вариативности
методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и
статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности,
сочетании различных форм предоставления информации, создании
эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной
мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся
знаний по вопросам здоровья.
Опыт и результаты моей работы показывают, что высокая физическая
нагрузка на занятиях с продуманным комплексом упражнений и
использованием разнообразных методических приёмов, а также развивающая
формируют у школьников интерес к
направленность самих занятий,
движениям, повышению двигательной активности, что в свою очередь
сказывается на улучшении физического и психологического здоровья моих
учеников, а, следовательно, на качестве их ума и интеллекта.
Двигательная активность в создании благоприятных условий для
осуществления психической деятельности человека. Она выступает как
средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного
утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной
деятельности.
Умственную способность можно сформировать при обучении ребенка
двигательным навыкам, если при их формировании ориентировать его на
знания, раскрывающие сущность движения и объектов, с которыми он
работает.
Для развития когнитивноинтеллектуальных способностей учащихся
использую:
написание и защита рефератов и проектов,
самостоятельное проведение учащимися спортивных соревнований,
фрагмента урока,
работу в парах, группах сменного состава (в результате формируется у
учащихся умение сотрудничества при выполнении одного и того же дела), увеличение моторной плотности урока до оптимальных величин,
организация и проведение спортивных соревнований и спортивно
познавательных праздников для младших школьников,
участие в туристических слётах,
участие в спортивных соревнованиях по различным видам спорта.
Основная задача учителя сформировать у школьника «умение учиться»,
т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового опыта.
Существенных результатов в этом направлении позволяет достигнуть
исследовательская деятельность, так как позволяет обучить школьника
способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоению
новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных
движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождению
своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
При организации учебноисследовательской деятельности использую
следующие формы, методы, приемы:
упражнения на развитие способности слушать задание, понимать цель его
выполнения;
задания на умение работать в команде, группе;
задания на формирование умения выделять ключевые моменты в изучаемом
двигательном действии и сравнивать с уже изученными движениями.
Приведу пример использования данной технологии на школьниках, у
которых выявлено плоскостопие. С первых уроков при изучении раздела
«Гимнастика» детям даю задание – определить есть ли у них плоскостопие.
Дети исследуют свою стопу дома, раскрасив ступни красками или гуашью,
делают отпечатки на листе бумаги. На уроке класс делится на группы, каждая
группа сравнивает полученные отпечатки с образцами, определяя свою
форму стопы. Затем дети делают вывод, есть ли у них плоскостопие или
нет. Вместе с ребятами разучиваем упражнения необходимые для укрепления
стопы. Для проверки дается контрольное задание, которое следует выполнять раз в неделю – сколько метров лицом вперед продвинется
занимающийся «гусеницей» за 20 сек. Хороший показатель – 3м.
Таким образом, исследовательская деятельность на уроках физической
культуры позволяет активизировать учебную работу ребенка, придать ей
творческий характер, передать учащимся инициативу в организации своей
познавательной деятельности.
темой «Плоскостопие»,
Работая над
школьники приобрели умения формулировать исследовательскую проблему,
выдвигать гипотезу, планировать и реализовать проверку гипотезы,
анализировать результаты исследования; навыки работы с дополнительной
литературой, систематизации полученных данных.
Одной из самостоятельных важных целей обучения является
оценивание как самого процесса познания, так и его результатов, что
помогает учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства
обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему
продвижению в познании.
Приведу пример использования данной технологии
на разделе
программы по физической культуре «Физическое совершенствование», 5
класс, тема «Гимнастика с основами акробатики», 16 часов:
формирующее оценивание – составляю разноуровневые теоретические
тесты для того, чтобы учащиеся знали, где они находятся сейчас, где хотели
бы находиться и как можно преодолеть «разрыв». После проверки каждого
теста организую осмысливание прогресса ребёнка, для выявления и
самоопределения учащимися слабых сторон, подтверждение сильных.
самооценка сопоставление собственного результата на каждом этапе
физического совершенствования с данными специальной шкалы уровней
успешности (необходимый, повышенный, максимальный).
критериальное оценивание составляющими частями технологии
критериального оценивания являются формирующее и констатирующее
оценивание.
Использую следующий пошаговый алгоритм критериального оценивания: o анализ целей и задач изучения темы;
o определение умений и навыков, формирующихся на базовом и
повышенном уровне при изучении темы;
o применение критериального подхода.
взаимооценка разделение класса на пары, группы для взаимопроверки и
оценки. Школьники пробуют указать на свои успехи, неудачи и объясняют их
причины, сравнивают полученный результат с предполагаемым. Групповая
форма работы развивает умения взаимопомощи, взаимодействия с любым
партнером, находить и исправлять ошибки в работе других участников
группы – все это определяет навыки оценочной самостоятельности.
портфолио это наиболее адекватный метод интегральной отметки,
оптимальный способ организации системы накопительной оценки,
позволяющий управлять развитием учебной деятельности школьников и
определять динамику развития компетенций (предметных, метапредметных,
личностных результатов).
Особое место в моей практической деятельности занимает работа с
потенциально одаренными детьми спортивной направленности (большинство
из которых становятся победителями и призерами олимпиад, соревнований,
конференций различного уровня) выстраиваю следующим образом:
1 этап. Выявление одаренных и талантливых детей посредством: применение
на уроках физической культуры и внеурочной деятельности разнообразных
развивающих педагогических технологий и методов проверки знаний и
умений; вовлечение обучающихся в ежегодные школьные спортивно
развивающие мероприятия («Атыбаты, шли солдаты», «А нука, девочки»,
«Богатырская застава», «Веселые старты», «Школа индейцев», «Полет на
Луну», «Рекорды Гиннеса», «Муравейник»), причем,
стремлюсь
задействовать большее число учащихся, так как считаю, что эти
образовательные события дают возможность каждому ребенку проявить себя,
способствуют сплоченности детского коллектива;
после каждого
мероприятия провожу анализ особых успехов и достижений учеников, проявивших особый интерес и показавших высокий потенциал по моему
предмету; создаю собственный банк данных по особо отличившимся детям;
провожу диагностику их потенциальных возможностей. Спортивные
соревнования – это и развлечения, и отдых, и расширение кругозора, и
формирование активной жизненной позиции. Напряжённость во время
соревнований положительно действует на нервную систему, а жажда победы и
дух состязательности заставляют сдерживать свои эмоции и поддерживать
климат толерантности. После посещения спортивномассовых мероприятий,
участия в соревнованиях, тем более после победы в них, возникает желание и
стремление к укреплению здоровья, обретению красивого, физически
развитого тела.
2 этап. Помощь одаренным учащимся в самореализации их спортивной
направленности: создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через
индивидуальное обучение и воспитание. Мною разработаны программы
внеурочной деятельности: оздоровительный кружок «Здравствуй, малыш!»
для дошкольников, кружок оздоровительной гимнастики «Азбука здоровья»
для учащихся I ступени образования, для школьников 5 – 7 классов
спортивный кружок «Час здоровья», познавательнооздоровительный
лекторий для восьмиклассников «Желаю здравствовать!», курсы по выбору
«Здоровый образ жизни» для учащихся 9 классов, спортивно
оздоровительный кружок «Помоги себе сам!» для старшеклассников. В
основе построения программ лежат следующие принципы:
личностно
ориентированные двигательного развития, творчества, психологической
комфортности; культурноориентированные целостного представления о
физической культуре, систематичности, непрерывности, «овладения основами
физической культуры»; деятельностноориентированные двигательной
деятельности, перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к
самостоятельной физкультурной деятельности школьника.
Для учащихся, заинтересованных в моем предмете, в течение
нескольких лет веду кружок «Олимп», сотрудничая при этом с СК детскими спортивными школами. Ребята и успешно участвуют в таких спортивных
соревнованиях, как: «Веселые старты» по программе «Твой путь к здоровью»,
«Веселые старты на воде», «Президентские состязания», «Фестиваль ГТО».
«Веселые старты» по программе «Твой путь к здоровью» 4 класс; заняли 2
место в городском конкурсе «Зимние забавы». Для каждого моего ученика,
обнаружившего особый интерес к предмету, составляю индивидуальный
маршрут по подготовке к спортивным соревнованиям и олимпиадам,
состоящий из ряда этапов, каждый из которых является определенной
ступенькой в развитии познавательной и двигательной активности, шагом в
развитии ума и интеллекта. Мои ученики имеют стабильно высокие
результаты на муниципальных и региональных олимпиадах по физической
культуре: 2015 год – 4 призера и 2 победитель (муниципальный), 4 призера
(региональный); 2016 год – 1 призер и 1 победитель (муниципальный), 2
призера (региональный); 2017 год – 1 призер и 1 победитель (муниципальный),
1 призер (региональный. Более трети моих учеников призеры и победители
спортивных соревнований различных уровней.
«Людям,
решившимся действовать,
обыкновенно бывают удачи; напротив,
они редко удаются людям, которые
только и занимаются тем,
что
взвешивают и медлят».
Геродот, древнегреческий историк
Приглашаю к сотрудничеству всех учителей физической культуры
города Георгиевска по теме: «Формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС».
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.