Презентация выступления на педагогическом совете. Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Элементы метапредметности необходимо вводить в план проведения урока и этот процесс должен происходить системно.
Формирование
метапредметных компетенций на уроках естественно-
математического цикла
МОУ УВК «Гармония» 2017
Метапредмет – учебный предмет нового типа, в
основе которого лежит мыследеятельностный тип
интеграции учебного материала, каковыми являются
метазнания, метаспособы, метаумения.
«МЕТА» – «за»,
«через», «над».
Приоритетная цель современного образования – не
репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к
ученику, а полноценное формирование и развитие способностей
ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему,
формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и
оценивать полученный результат.
Реализация стандарта устанавливает новые требования к конечному
результату в обучении – формирование компетентностей.
Компетентности отражают сформированность универсальных
учебных действий и свидетельствуют об уровне развития личности
учащегося, его способности к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного познания нового социального опыта.
Метаумения включают:
• теоретическое мышление: обобщение, систематизация,
определение понятий, классификация, доказательство.
• навыки переработки информации: анализ, синтез,
интерпретация, оценка, аргументация.
• критическое мышление: умение отличать факты от мнений,
достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения,
логические несоответствия.
• творческое мышление: видение новой функции, видение
проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта,
альтернативное решение, комбинирование известных способов
деятельности с новыми ;
• регулятивные умения: постановка вопросов, формулировка
гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики,
контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к
широкому использованию полученной информации.
•
Метапредметный подход в образовании
позволяет сохранять и отстаивать культуру
мышления и культуру формирования
целостного мировоззрения.
Обучение является эффективным
только при условии, что
пространство образования становится
и пространством решения задач
развития.
В ноябрь 2017 года месячник метапредметности
МО учителей естественноматематического цикла.
«Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» по физике
Были проведены открытые уроки:
для учащихся 7 класса – учитель Шлыкова Е.Э.
.
Африка. Географическое
положение. Исследования
Африки –
учитель географии
Мандрыка В.Н.
« Соляная кислота и
её соли» -
учитель
Дикань И.В.
химии
Урок биологии «Транспирация»
учитель Голина О.Н.
Урок информатики
«Основные компоненты компьютера и их функции»
учитель информатики Шлыков Д.А
Урок математики «Использование графиков
функций для решения экономических задач»
учитель Храмцов М.В.
Изучение математики в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как
части общечеловеческой культуры;
развитие представлений о математике как форме
описания и методе познания действительности;
формирование общих способов интеллектуальной
деятельности
"Не мыслям следует
учить, а мыслить"
(И.Кант)
Учить мыслям
бессмысленно, т.к.в
современном мире
происходит
быстрое
устаревание
информации, а
потому на первый
план выходит
обучение способам
работы с
информацией.
Что следует понимать под
метапредметным уроком?
1.Это урок, целью которого является
обучение переносу теоретических
знаний по предмету в практическую
жизнедеятельность учащихся.
2.Знания, полученные на
метапредметном уроке, являются
универсальными и переходят из
категории «теория» в категорию
«практика».
На метапредметном уроке
присутствует:
-формирование целостной картины
мира;
- проблемный и исследовательский
подход;
-развитие монологической речи,
коммуникативных навыков;
-моделирование;
-умение черпать информацию из
всего.
На что надо обратить внимание:
-учащийся осмысливает во время урока, как
можно применить полученные знания в жизни;
-на уроке видна взаимосвязь наук;
-созданы проблемные ситуации, требующие
личностного разрешения;
-созданы условия, в которых дети могут
самостоятельно, но под руководством учителя,
найти решения тех или иных поставленных
задач;
-Использование образовательных технологий:
совместного обучения, исследовательской
деятельности, проблемно-диалогических
технологий, игровых.
Все уроки были обсуждены учителями, присутствовавшими на
уроках. Однозначно был сделан вывод, что элементы
метапредметности необходимо вводить в план проведения урока и
этот процесс должен происходить системно.
Учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии,
истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий.
Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое.
Он не запоминает, но промысливает, прослеживает
происхождение важнейших понятий, которые определяют данную
предметную область знания. Он как бы заново открывает эти
понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается
процесс возникновения того или другого знания, он
«переоткрывает» открытие. Успешное обучение по
метапредметам предполагает хорошее знание материала
традиционных учебных предметов. Использование
метапредметных технологий в преподавании традиционных
учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся
процессы становления научных и практических знаний,
переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные
вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для
молодежи.
Времена меняются, но
разумное сочетание
традиций и инноваций дает
специалисту качественно
выполнять миссию
современного учителя