Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.
Оценка 5

Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—4 кл
09.01.2019
Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.
В статье показаны приемы формирования мотивации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) младшего школьного возраста к обучению и повышению успешности на коррекционно-развивающих занятиях по логопедии, развитию речи, произношению. Выделены главные задачи коррекционных педагогов при работе с этой категорией обучающихся.
СТАТЬЯ.docx
Формирование мотивации детей                    младшего  школьного возраста ­ основное условие                          успешности на логопедических занятиях.                                                                   Большую роль в формировании развития ребенка играет положительная мотивация к  школьному обучению. Мы понимаем   под мотивацией "… соотношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их  достижения", а под мотивом ­  "... направленность школьника на отдельные стороны  учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика к ней". Формированию мотивов учения школьников способствует ряд педагогических условий: 1. Создание эмоционального комфорта для ученика. 2.  Создание на логопедическом занятии ситуации успеха, учитывая особенности и темп  развития каждого ученика. 3. Формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (работа  в группах, парах, использование совместных заданий ученика и учителя­логопеда). 4.  Помощь учителя­логопеда не в виде прямого вмешательства, а в виде советов,  наталкивающих ученика на правильное решение. 5.  Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них позитивной самооценки.          Начиная с 1­го класса вводятся условные обозначения "+" (согласен) и "­" (не  согласен). Затем школьники учатся оценивать друг друга, выделяя достоинства и недочеты  в ответе. На мой взгляд, такая система работы позволяет развивать у школьников способность к  самообучению, самоуправлению и самообразованию. Этой работе предшествует проведение этапа адаптации детей к школе, который является  одним из условий формирования положительной мотивации.        На родительском собрании заполняются анкеты, в результате анализа которых  выясняется, какие чувства испытывают будущие первоклассники перед поступлением в  школу.   Дети  младшего школьного возраста легко и охотно усваивают новые слова и речевые  обороты. Без особого труда у детей с нормальным речевым развитием формируются  речевой слух и артикуляция. Но если формирование речи по каким­либо причинам вовремя не происходит, то её  развитие в дальнейшем крайне затрудняется. Педагоги с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся, растёт  поколение “неграмотных” детей. Это обусловлено рядом факторов. Изменился  психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу. Наряду с умными детьми увеличился поток учеников с нерезко выраженными  недостатками слуха, речи, низким уровнем развития внимания, памяти, мышления,  восприятия, с нарушениями эмоционально­волевой сферы и просто “ленивых детей”. Постепенно у таких школьников вырабатывается манера невнимательно, кое­как  вслушиваться и вчитываться. Важно отметить, что для данной категории учеников характерно снижение  мотивации учебной деятельности. С этими учениками важно не опоздать, не упустить  время для педагогической коррекции. Исправление недостатков речи требует систематичности, но к 5­6­7 уроку у  первоклассников, второклассников и даже учеников 3­х классов отмечается с одной  стороны снижение работоспособности, с другой ­ повышенная эмоциональная  возбудимость. Что же делать? Ответ довольно прост. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные  подходы, построение индивидуальных программ коррекции, различные игровые моменты,  сюрпризы, поощрения, новые современные технологии. Логопедические занятия призваны помочь ученикам младших классов. Повысить  мотивацию учебной деятельности детей, придать привлекательность логопедическим  занятиям помогает использование речевых игр. В игре дети не только легче овладевают  учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза, но и учатся  оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем­логопедом задание таит в  себе какую­то “хитрость”, “фокус”, требует от них самоконтроля и самооценки, активного  внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей,  снимают напряжение и усталость. Повысить мотивацию учебной деятельности детей, придать привлекательность  логопедическим занятиям помогает использование речевых игр. В игре дети не только  легче овладевают учебными умениями, в том числе умениями языкового анализа и синтеза,  но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения одноклассников. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем­логопедом задание таит в  себе какую­то “хитрость”, “фокус”, требует от них самоконтроля и самооценки, активного  внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей,  снимают напряжение и усталость. В моем  арсенале  огромное количество речевых и словесных игр, игровых ситуаций, игр на развитие пространственных и временных представлений, внимания, памяти. С недавних пор помощником школьного учителя­ логопеда и партнёром детей по  развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в логопедическом кабинете  значительно повысило возможности коррекции. С помощью логопедических компьютерных игр происходит не только усвоение знаний, но  ещё и развитие внимания, зрительно­моторной координации, познавательной деятельности. Конечно же, компьютер в полной мере не может заменить магнитофон и зеркало, необходимые учителю­логопеду при коррекции звукопроизношения. Но, давая ребёнку возможность прослушать  свою речь и  образцы правильной речи, можно  достичь высокой положительной мотивации ученика для ежедневного упорного труда  над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в  дальнейшем добиваться их устранения. Очень удобно для учителя­логопеда создавать и затем использовать в работе занятия­ презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы  слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями.  Театральная деятельность      Этот прием позволяет педагогу активно вовлекать детей в занятия. Кроме того,  участвуя в ролевых действиях, ребенок развивает речь, осознает необходимость говорить  четче и правильнее. Заучивание роли стимулирует память и произвольное внимание. Использование в работе образов любимых детских героев привносит радостное настроение, положительный настрой на выполнение заданий. Соревновательные элементы       Чтобы увлечь детей, заинтересовать их процессом достижения цели, используется  элемент соревнования. Однако очень важно, чтобы ребенок реально был способен добиться успеха. Часто удачным вариантом становится состязание «с самим собой». Педагог  предлагает определенные способы отметок личных достижений каждого — от тривиальных наклеек и флажков до системы наград, выстраивания игрового плана «покорения вершин».            Задания и упражнения, направленные на выявление одного победителя, должны  использоваться очень аккуратно, с учетом возможностей всех участников. Важно, чтобы  каждый ребенок мог почувствовать свои способности, нашел свою зону успеха. Именно от  чувства собственной победы растет мотивация и стимул заниматься.        И в заключение, хочу сказать, что результативной коррекционная работа станет только  в том случае, если дети будут чувствовать позитивное к ним отношение.

Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.

Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.

Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.

Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.

Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.

Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.

Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.

Формирование мотивации детей младшего школьного возраста - основное условие успешности на логопедических занятиях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2019