Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки
Оценка 4.7

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
музыка
7 кл—8 кл
10.12.2018
Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки
Современный этап развития общества характеризуется потребностью в гармонически развитых личностях и в связи с этим повышением требований, предъявляемых к уровню образованности человека. Главная роль в достижении всестороннего развития личности принадлежит общеобразовательной школе, призванной осуществлять массовое музыкальное воспитание учащихся. Основной целью музыкального воспитания в школе является формирование музыкальной культуры детей, составным компонентом которой является наличие музыкального опыта.Значительное воздействие на формирование опыта общения с музыкой в подростковый период имеет внешняя среда, в том числе средства массовой коммуникации, через которые распространяются произведения искусства и господствующие в обществе взгляды и предпочтения
Формирование музыкального вкуса у подростков.doc
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки в школе Исполнитель:  Стародубцева Марина Владимировна,  учитель музыки  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»   г. кЕМЕРОВО Консультант:  Шаталова  И. Л.              методист кафедры гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Формирование музыкального вкуса у подростков на уроке музыки в школе Современный этап развития общества характеризуется потребностью в  гармонически развитых личностях и в связи с этим повышением требований,  предъявляемых к уровню образованности человека. Главная роль в достижении  всестороннего развития личности принадлежит общеобразовательной школе, призванной  осуществлять массовое музыкальное воспитание учащихся. Основной целью музыкального  воспитания в школе является формирование музыкальной культуры детей, составным  компонентом которой является наличие музыкального опыта. Значительное воздействие на формирование опыта общения с музыкой в  подростковый период имеет внешняя среда, в том числе средства массовой коммуникации, через которые распространяются произведения искусства и господствующие в обществе  взгляды и предпочтения. При отсутствии целенаправленной продуктивной работы эти  предпочтения учащихся формируются спонтанно, чаще всего в пределах массовой  культуры. В связи с этим наблюдается противоречие между необходимостью воспитывать  учащихся на высокохудожественных образцах отечественной и зарубежной музыкальной  культуры и той музыкальной средой, которая подчас окружает подростка в повседневной  жизни, оказывая влияние на формирование его музыкальных вкусов и предпочтений. Проблема формирования музыкального опыта как части музыкальной культуры  человека (и подростка в том числе) уходит в далекое прошлое и насчитывает более двух  тысяч лет. На уяснение этой проблемы было направлено в течение многих веков внимание  мудрецов всех эпох и народов. Она всегда была предметом внимания философов,  психологов, педагогов, эстетиков, музыкантов, общественных деятелей. Еще в античные времена музыка занимала значительное место в системе наук и была  предметом обсуждения философских и эстетических работ, написанных Платоном     Пифагором, Аристотелем и другими известными мыслителями того времени. Во  времена расцвета эллинской философии и культуры музыка в гимнасиях считалась  обязательным предметом (т.е. была частью человеческого бытия, продолжением  человеческой личности), без нее древние просто не представляли себе воспитание  человека­гражданина. В китайской философии музыка рассматривалась как символ  порядка и цивилизации, которые привносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры, иерархии, для гармонизации общественной жизни.  Специфической особенностью эпохи Средневековья, наложившей отпечаток на все сферы  жизнедеятельности человека в то время, являлась руководящая роль церкви в политике,  этике, искусстве и т.д. Музыка также не избежала этой участи: она не была отделена от религии и имела, в  основном, духовную функцию. Ее содержание, образность, вся ее эстетическая сущность  воплощали отрицание ценностей земной жизни ради воздаяния после смерти, проповедь  аскетизма, отрешенности от внешних благ. В средние века взгляды на музыкальную  культуру разрабатывались в трудах музыкантов­теоретиков (наибольшую известность  получили Боэций, Гвидо Арретинский, Царлино), а также музыкантов­философов (среди  которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). На русской почве идеи целенаправленного воспитания детей стали зарождаться в начале  XVIII века. Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал  просветитель, педагог и писатель Н.Новиков. Он считал, что без помощи искусства невозможно воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами.  Влияние музыки благодатно, и чем раньше дети начнут испытывать его на себе – тем  лучше.  2 Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального  просвещения и образования В.Ф.Одоевский – выдающийся русский музыкальный ученый,  публицист и общественный деятель.  Музыкальному развитию детей ученый придавал чрезвычайно большое значение. Он считал, что музыка является важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в  общественном организме. Значимость духовно­нравственного воспитания и роль музыки в  нем подчеркивал основоположник русской педагогической науки, талантливейший  педагог­практик К.Ушинский. У всех этих педагогов было стремление воспитать и  образовать детей на народном материале. Русская народная песня и сказка, эпизоды из  жизни народа, его труды, картины окружающей природы – вот материал, который  определял содержание игр и занятий с детьми, воспитывая в них духовно­нравственные  идеалы. Начало XX века приносит интересный и ценный опыт в практической музыкальной  педагогике, в деле изучения музыкальной культуры. Появляются первые методисты­ практики школьного музыкального образования и воспитания, такие как В.Н.Шацкая.  Большое значение имеет ее положение о том, что полноценное восприятие музыки и  развитие художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного  педагогического руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную  работу с учащимися, но и быть организатором эстетической жизни школы. Величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания и образования  школьников внес Д.Б.Кабалевский, создавший систему и концепцию музыкального  воспитания,  определивший целью музыкального воспитания формирование музыкальной  культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности. Значительное место  вопросам формирования музыкальной культуры школьников­подростков отводят в своих  трудах Ю.Б.Алиев, Л.В.Школяр, Г.В.Шостак, М.С.Каган, А.Г.Болгарский, Н.В.Гузий,  З.К.Кальниченко. Все эти исследователи рассматривают различные составляющие  музыкальной культуры и определяют наличие музыкального опыта  обязательным ее  компонентом. Педагогика музыкального образования ориентирована, прежде всего, на  формирование основ музыкальной культуры школьника. Подростковый возраст – один из  самых сложных периодов в онтогенезе человека, он труден не только для самого  подростка, но и для общающихся с ним. В этот период происходит перестройка ранее  сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения,  вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и  социальных установок. Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом  возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются  художественно­эстетические предпочтения, в частности – музыкальные вкусы и  пристрастия. Следует отметить, что интерес школьников­подростков к музыке чрезвычайно высок, она  занимает лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений  подростков. В научной педагогической литературе утвердилась мысль о том, что основой  эффективного общения с музыкой является музыкальный опыт как составляющая часть  музыкальной культуры. Критериями наличия музыкального опыта у подростков, по  мнению Л.В.Школяр, могут выступать:  уровень общей осведомленности о музыке; – наличие интереса к музыке, определенных пристрастий и предпочтений; – мотивация обращения школьника к той или иной музыке, т.е. что подросток ищет  в ней, чего ждет от нее.  3 Музыкальный опыт как часть музыкальной культуры подростка формируется в процессе  непосредственного общения ребенка с музыкой. Являясь неотъемлемой частью  подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную,  компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения  личности и т.д.), музыка оказывает значительное влияние на формирование личностных  качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентаций. И этот потенциал  музыкального искусства должен использоваться педагогом в воспитательных целях.  Учитель должен помочь подростку научиться ориентироваться в сложном и многообразном мире музыкальных произведений, повышать общую музыкальную осведомленность ребенка, формировать, по мере возможности, его музыкальные вкусы и предпочтения. Музыкально­эстетическое воспитание в подростковый период становится более  глубоким. Оно включает в себя элементы напряженного внимания, проблемные вопросы,  которые учащиеся разрешают самостоятельно. В процессе музыкальной работы со  школьниками необходимо учитывать, что их интересы становятся более разнообразными,  возникает интерес к общественной жизни. Поэтому разучивание разнообразного  репертуара, проведение бесед должны в определенной степени отражать жизненные  события. Огромную роль в повышении мотивации учащихся играют личные успехи в музыкальном  развитии. В подростковом возрасте это актуально в наибольшей степени. Поэтому так  важно замечать и поддерживать даже самые скромные успехи учащихся. Методы  музыкальной работы должны максимально стимулировать интерес, самостоятельность и  творческую инициативу подростков. Учитывая психологические особенности подростков, учитель музыки может  предложить ребятам новые для них формы проведения уроков. Становится возможным  проведение уроков­диспутов, уроков­турниров, насыщенных различными творческими  заданиями. Ценным является привлечение учащихся к подбору художественного  материала к урокам. Работая с подростками, необходимо сочетать коллективную работу с постоянным  изучением индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для ребенка этого возраста  очень важно почувствовать свою индивидуальность, иметь возможность проявить себя, и  учитель должен создать для этого наилучшие условия. В то же время, подросток стремится быть частью коллектива, группы и с удовольствием участвует в общем деле. Осмысленное слушание, восприятие музыки и активное исполнение – это два пути  формироввания музыкального опыта подростков, взаимно дополняющие друг друга. Возможность восприятия музыки детьми шире, чем их исполнительские возможности.  Поэтому на уроках музыки следует знакомить подростков с произведениями более  сложными, чем те, которые они могут исполнить сами. Дети должны слушать  симфоническую, камерную, оперную музыку, произведения русской и зарубежной  классики, а также народную и качественную популярную музыку. Ю.Б.Алиев в своих  работах доказывает, что в подростковом возрасте возможно восприятие музыки на более  высоком уровне и предлагает использовать такие методы, как проблемное обучение,  музыкально­творческие задания и т.д. Проблемы восприятия музыки старшими  школьниками рассматривались и в трудах В.Н.Шацкой. Она уделяла особое внимание  организации музыкально­просветительской работы, такой, как организация лекций­ концертов, конференций, семинаров. В средних классах учащиеся на более глубоком уровне знакомятся с жизнью и творчеством великих композиторов, что помогает им лучше понимать музыкальные произведения, музыкальные образы. Эффективной формой работы может стать постановка вопросов и  заданий проблемного характера, создание проблемной ситуации (сравнения и  сопоставления музыкального материала, средств музыкальной выразительности,  произведений разных видов искусства и т.д.). 4 Среди исполнительских видов музицирования по­прежнему приоритетное значение имеет  певческая деятельность ребят. Внимательного отношения учителя требует состояние  певческого голоса подростков. В этот период мутация может проходить особенно  болезненно у мальчиков, у них появляется хрипота, сипота, повышается голосовая  утомляемость, появляются болезненные ощущения, сужается диапазон, резко падает сила  звука. Однако и в вокально­хоровой работе с девочками, хотя у них мутация не так ярко  выражена, требуется соблюдение щадящего певческого режима. Несмотря на определенные затруднения, вызванные мутацией, подростки, как правило,  любят петь и сочинять собственные, авторские песни. Именно в певческой деятельности  наиболее успешно и наглядно проявляется их способность к собственной творческой  интерпретации музыкальных образов.  Работа с подростками по формированию музыкального опыта как одного из компонентов  их музыкальной культуры многопланова и не может ограничиваться только уроками  музыки. Актуальной является внеклассная и внешкольная работа, включающая в себя  самые разнообразные формы (тематические беседы о музыке, лекции, лекции­концерты,  музыкальные гостиные, тематические музыкальные вечера, дискуссии по поводу тех или  иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, телепередач, публикаций в прессе,  прослушанных записей и концертных программ). К подготовке таких мероприятий  необходимо как можно активнее привлекать самих детей, что поможет им проявить свою  творческую индивидуальность, продемонстрировать личностное, эмоциональное отношение к музыкальному материалу, значительно расширит их кругозор и углубит знания о музыке. Таким образом, мы видим, что процесс формирования музыкального опыта у  подростков, основываясь на общепедагогических принципах, имеет свои отличия и требует применения методов работы, соответствующих особенностям подросткового возраста, что  позволит сформировать личную ценностную позицию учащихся в мире музыки. Список использованной литературы: 1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с. 2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, НПО «Модэк», 1998. – 352 с. 3. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского – М.: Просвещение,  1987. – 344 с. 4. Гродзенская  Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Музыка, 1969. – 77 с. 5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. 6. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. –  М.: Просвещение, 1984. – 206 с. 7. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М.:  Педагогика, 1986. – 192 с. 8. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и  сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; Под  ред. Л.В.Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с. 9. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова, Л.П.Барышникова и др.; Под ред. Н.А.Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с. 10. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и  преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с. 11. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике  школы // Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика  музыкального образования детей. М.: Просвещение, 1998. – 215 с. 5

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки

Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018