Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки в школе
Оценка 5
Повышение квалификации
doc
музыка
Взрослым
10.12.2018
Федеральные государственные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального и общего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ведь современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
-анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
-отличаться мобильностью;
-быть способным к сотрудничеству.
Формирование музыкального вкуса у подростков.doc
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественноэстетических дисциплин
Формирование музыкального вкуса у подростков на
уроках музыки в школе
Исполнитель:
Пугаёв Алексей Петрович
музыкальный руководитель МКОУ
детский дом «Ласточкино
гнёздышко» Тяжинского района,
Кемеровской области
Консультант:
Шаталова Ирина Леонидовна
методист кафедры гуманитарных и
художественноэстетических
дисциплин Формирование музыкального вкуса у подростков на уроке
музыки в школе
Современный этап развития общества характеризуется потребностью в
гармонически развитых личностях и в связи с этим повышением требований,
предъявляемых к уровню образованности человека. Главная роль в достижении
всестороннего развития личности принадлежит общеобразовательной школе, призванной
осуществлять массовое музыкальное воспитание учащихся. Основной целью музыкального
воспитания в школе является формирование музыкальной культуры детей, составным
компонентом которой является наличие музыкального опыта.
Значительное воздействие на формирование опыта общения с музыкой в
подростковый период имеет внешняя среда, в том числе средства массовой коммуникации,
через которые распространяются произведения искусства и господствующие в обществе
взгляды и предпочтения. При отсутствии целенаправленной продуктивной работы эти
предпочтения учащихся формируются спонтанно, чаще всего в пределах массовой
культуры. В связи с этим наблюдается противоречие между необходимостью воспитывать
учащихся на высокохудожественных образцах отечественной и зарубежной музыкальной
культуры и той музыкальной средой, которая подчас окружает подростка в повседневной
жизни, оказывая влияние на формирование его музыкальных вкусов и предпочтений.
Проблема формирования музыкального опыта как части музыкальной культуры
человека (и подростка в том числе) уходит в далекое прошлое и насчитывает более двух
тысяч лет. На уяснение этой проблемы было направлено в течение многих веков внимание
мудрецов всех эпох и народов. Она всегда была предметом внимания философов,
психологов, педагогов, эстетиков, музыкантов, общественных деятелей.
Еще в античные времена музыка занимала значительное место в системе наук и была
предметом обсуждения философских и эстетических работ, написанных Платоном
Пифагором, Аристотелем и другими известными мыслителями того времени. Во
времена расцвета эллинской философии и культуры музыка в гимнасиях считалась
обязательным предметом (т.е. была частью человеческого бытия, продолжением
человеческой личности), без нее древние просто не представляли себе воспитание
человекагражданина. В китайской философии музыка рассматривалась как символ
порядка и цивилизации, которые привносятся в хаотическую среду для создания в социуме
определенной структуры, иерархии, для гармонизации общественной жизни.
Специфической особенностью эпохи Средневековья, наложившей отпечаток на все сферы
жизнедеятельности человека в то время, являлась руководящая роль церкви в политике,
этике, искусстве и т.д.
Музыка также не избежала этой участи: она не была отделена от религии и имела, в
основном, духовную функцию. Ее содержание, образность, вся ее эстетическая сущность
воплощали отрицание ценностей земной жизни ради воздаяния после смерти, проповедь
аскетизма, отрешенности от внешних благ. В средние века взгляды на музыкальную
культуру разрабатывались в трудах музыкантовтеоретиков (наибольшую известность
получили Боэций, Гвидо Арретинский, Царлино), а также музыкантовфилософов (среди
которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона).
На русской почве идеи целенаправленного воспитания детей стали зарождаться в начале
XVIII века. Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал
просветитель, педагог и писатель Н.Новиков. Он считал, что без помощи искусства невозможно воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами.
Влияние музыки благодатно, и чем раньше дети начнут испытывать его на себе – тем
лучше.
2
Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального
просвещения и образования В.Ф.Одоевский – выдающийся русский музыкальный ученый,
публицист и общественный деятель.
Музыкальному развитию детей ученый придавал чрезвычайно большое значение. Он считал,
что музыка является важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в
общественном организме. Значимость духовнонравственного воспитания и роль музыки в
нем подчеркивал основоположник русской педагогической науки, талантливейший
педагогпрактик К.Ушинский. У всех этих педагогов было стремление воспитать и
образовать детей на народном материале. Русская народная песня и сказка, эпизоды из
жизни народа, его труды, картины окружающей природы – вот материал, который
определял содержание игр и занятий с детьми, воспитывая в них духовнонравственные
идеалы.
Начало XX века приносит интересный и ценный опыт в практической музыкальной
педагогике, в деле изучения музыкальной культуры. Появляются первые методисты
практики школьного музыкального образования и воспитания, такие как В.Н.Шацкая.
Большое значение имеет ее положение о том, что полноценное восприятие музыки и
развитие художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного
педагогического руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную
работу с учащимися, но и быть организатором эстетической жизни школы.
Величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания и образования
школьников внес Д.Б.Кабалевский, создавший систему и концепцию музыкального
воспитания, определивший целью музыкального воспитания формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности. Значительное место
вопросам формирования музыкальной культуры школьниковподростков отводят в своих
трудах Ю.Б.Алиев, Л.В.Школяр, Г.В.Шостак, М.С.Каган, А.Г.Болгарский, Н.В.Гузий,
З.К.Кальниченко. Все эти исследователи рассматривают различные составляющие
музыкальной культуры и определяют наличие музыкального опыта обязательным ее
компонентом.
Педагогика музыкального образования ориентирована, прежде всего, на
формирование основ музыкальной культуры школьника. Подростковый возраст – один из
самых сложных периодов в онтогенезе человека, он труден не только для самого
подростка, но и для общающихся с ним. В этот период происходит перестройка ранее
сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и
социальных установок. Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению,
к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом
возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются
художественноэстетические предпочтения, в частности – музыкальные вкусы и
пристрастия.
Следует отметить, что интерес школьниковподростков к музыке чрезвычайно высок, она
занимает лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений
подростков.
В научной педагогической литературе утвердилась мысль о том, что основой
эффективного общения с музыкой является музыкальный опыт как составляющая часть
музыкальной культуры. Критериями наличия музыкального опыта у подростков, по
мнению Л.В.Школяр, могут выступать:
уровень общей осведомленности о музыке;
– наличие интереса к музыке, определенных пристрастий и предпочтений; – мотивация обращения школьника к той или иной музыке, т.е. что подросток ищет
в ней, чего ждет от нее.
3
Музыкальный опыт как часть музыкальной культуры подростка формируется в процессе
непосредственного общения ребенка с музыкой. Являясь неотъемлемой частью
подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную,
компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения
личности и т.д.), музыка оказывает значительное влияние на формирование личностных
качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентаций. И этот потенциал
музыкального искусства должен использоваться педагогом в воспитательных целях.
Учитель должен помочь подростку научиться ориентироваться в сложном и многообразном
мире музыкальных произведений, повышать общую музыкальную осведомленность ребенка,
формировать, по мере возможности, его музыкальные вкусы и предпочтения.
Музыкальноэстетическое воспитание в подростковый период становится более
глубоким. Оно включает в себя элементы напряженного внимания, проблемные вопросы,
которые учащиеся разрешают самостоятельно. В процессе музыкальной работы со
школьниками необходимо учитывать, что их интересы становятся более разнообразными,
возникает интерес к общественной жизни. Поэтому разучивание разнообразного
репертуара, проведение бесед должны в определенной степени отражать жизненные
события.
Огромную роль в повышении мотивации учащихся играют личные успехи в музыкальном
развитии. В подростковом возрасте это актуально в наибольшей степени. Поэтому так
важно замечать и поддерживать даже самые скромные успехи учащихся. Методы
музыкальной работы должны максимально стимулировать интерес, самостоятельность и
творческую инициативу подростков.
Учитывая психологические особенности подростков, учитель музыки может
предложить ребятам новые для них формы проведения уроков. Становится возможным
проведение уроковдиспутов, уроковтурниров, насыщенных различными творческими
заданиями. Ценным является привлечение учащихся к подбору художественного
материала к урокам.
Работая с подростками, необходимо сочетать коллективную работу с постоянным
изучением индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для ребенка этого возраста
очень важно почувствовать свою индивидуальность, иметь возможность проявить себя, и
учитель должен создать для этого наилучшие условия. В то же время, подросток стремится
быть частью коллектива, группы и с удовольствием участвует в общем деле.
Осмысленное слушание, восприятие музыки и активное исполнение – это два пути
формироввания музыкального опыта подростков, взаимно дополняющие друг друга.
Возможность восприятия музыки детьми шире, чем их исполнительские возможности.
Поэтому на уроках музыки следует знакомить подростков с произведениями более
сложными, чем те, которые они могут исполнить сами. Дети должны слушать
симфоническую, камерную, оперную музыку, произведения русской и зарубежной
классики, а также народную и качественную популярную музыку. Ю.Б.Алиев в своих
работах доказывает, что в подростковом возрасте возможно восприятие музыки на более
высоком уровне и предлагает использовать такие методы, как проблемное обучение,
музыкальнотворческие задания и т.д. Проблемы восприятия музыки старшими
школьниками рассматривались и в трудах В.Н.Шацкой. Она уделяла особое внимание
организации музыкальнопросветительской работы, такой, как организация лекций
концертов, конференций, семинаров.
В средних классах учащиеся на более глубоком уровне знакомятся с жизнью и творчеством
великих композиторов, что помогает им лучше понимать музыкальные произведения, музыкальные образы. Эффективной формой работы может стать постановка вопросов и
заданий проблемного характера, создание проблемной ситуации (сравнения и
сопоставления музыкального материала, средств музыкальной выразительности,
произведений разных видов искусства и т.д.).
4
Среди исполнительских видов музицирования попрежнему приоритетное значение имеет
певческая деятельность ребят. Внимательного отношения учителя требует состояние
певческого голоса подростков. В этот период мутация может проходить особенно
болезненно у мальчиков, у них появляется хрипота, сипота, повышается голосовая
утомляемость, появляются болезненные ощущения, сужается диапазон, резко падает сила
звука. Однако и в вокальнохоровой работе с девочками, хотя у них мутация не так ярко
выражена, требуется соблюдение щадящего певческого режима.
Несмотря на определенные затруднения, вызванные мутацией, подростки, как правило,
любят петь и сочинять собственные, авторские песни. Именно в певческой деятельности
наиболее успешно и наглядно проявляется их способность к собственной творческой
интерпретации музыкальных образов.
Работа с подростками по формированию музыкального опыта как одного из компонентов
их музыкальной культуры многопланова и не может ограничиваться только уроками
музыки. Актуальной является внеклассная и внешкольная работа, включающая в себя
самые разнообразные формы (тематические беседы о музыке, лекции, лекцииконцерты,
музыкальные гостиные, тематические музыкальные вечера, дискуссии по поводу тех или
иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, телепередач, публикаций в прессе,
прослушанных записей и концертных программ). К подготовке таких мероприятий
необходимо как можно активнее привлекать самих детей, что поможет им проявить свою
творческую индивидуальность, продемонстрировать личностное, эмоциональное отношение
к музыкальному материалу, значительно расширит их кругозор и углубит знания о музыке.
Таким образом, мы видим, что процесс формирования музыкального опыта у
подростков, основываясь на общепедагогических принципах, имеет свои отличия и требует
применения методов работы, соответствующих особенностям подросткового возраста, что
позволит сформировать личную ценностную позицию учащихся в мире музыки.
Список использованной литературы:
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006.
– 336 с.
2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, НПО «Модэк», 1998.
– 352 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского – М.: Просвещение,
1987. – 344 с.
4. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Музыка, 1969. – 77 с.
5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.:
Просвещение, 1989. – 207 с.
6. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. –
М.: Просвещение, 1984. – 206 с.
7. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М.:
Педагогика, 1986. – 192 с.
8. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и
сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; Под
ред. Л.В.Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.
9. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова, Л.П.Барышникова и др.; Под ред. Н.А.Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
10. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и
преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
11. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике
школы // Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика
музыкального образования детей. М.: Просвещение, 1998. – 215 с.
5
Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки в школе
Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки в школе
Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки в школе
Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки в школе
Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки в школе
Формирование музыкального вкуса у подростков на уроках музыки в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.