В данной статье рассматривается вопрос важности обучения навыкам осмысленного чтения детей с умственной отсталостью. Приводятся для примера мониторинг по чтению в начальных классах, сравнительные таблицы за несколько учебных лет по сформированности навыков чтения. По результатам выявляются проблемы и пути их решения.Текстовый материал.
форм нав чтен.docx
Формирование навыков чтения как основа обучения.
В современном обществе, полном знаков, символов ребёнку с умственной отсталостью практически невозможно
ориентироваться. Эта задача усложняется, если он к тому же не умеет читать. Условием успешной социализации в
обществе является овладение всеми знаниями, умениями, навыками предусмотренными программой специального
обучения. В свою очередь ученик не сможет ими овладеть в полной мере без достаточного уровня развития навыков
осмысленного чтения.
Навыки осознанного, безошибочного чтения являются основой для овладения учебными ЗУН по другим предметам.
Таким образом, перед учителем начальных классов стоит цель: создание условий для обучения осмысленному чтению.
Можно поставить следующие задачи: формирование навыков понимания смысла прочитанного, правильного или
безошибочного чтения, беглого чтения, чтения целыми словами, выразительного чтения, умения отвечать на вопросы,
пересказывать полно, кратко.
Результаты своей работы педагог может отследить в ходе мониторинга сформированности разных навыков чтения. Навыки чтения учащихся начальных классов отлеживались по способу чтения, безошибочности, темпу, осознанности и
выразительности. Результаты отражены в сравнительных таблицах.
Сравнительная таблица по способу чтения
Класс
Соответствие требованиям
На начало учебного года
1
2
3
5
11
На конец учебного года
Не соответствие требованиям
4
1
Сравнительная таблица сформированности безошибочного чтения.
Класс
1
2
б/о
2
на начало учебного года
1/2 ошибки
3 и более
Без ошибок
На конец учебного года
1/2 ошибки
3/ и боле ошибок
2
5
4
3
2
2
4(2не
читают)
4 Сравнительная таблица сформированности темпа чтения.
На начало учебного года
Ниже
норма
Выше нормы
Класс
1
2
6
1
2
На конец учебного года
норма
Ниже нормы
2(2не
читают)
3
2
4
Выше нормы
4
2
Сравнительная таблица сформированности осознанности чтения.
Класс
осознанно
На конец учебного года
неосознанно
осознанно
На конец учебного года
не осознанно
1
2
3
6
1
3
1
6
9
12
4
1 Сравнительная таблица сформированности выразительности чтения.
Класс
невыразительно
На начало учебного года
выразительно
На конец учебного года
не выразительно
выразительно
1
2
3
8
9
1
3
5
6
6
5
3
7
Вывод: На конец года не читают : 1кл.6учащихся, 2кл.1 учащийся,3кл.1 учащийся. По сравнению с началом учебного
года положительная динамика замечена в1,2,3 классах, отрицательная динамика сформированности по способу чтения в
4 кл..
Выявлены следующие проблемы:
1.При чтении знакомого текста
чтение по догадке с искажением окончаний слов, замена слов на синонимы, замена слогов;
допуск ошибок в сложных словах;
чтение без выражения 2.При чтении незнакомого текста:
искажение слов, ошибки при чтении (пропуск букв, замена букв, слогов, перестановка слогов; пропуск, искажение
окончаний)
Сравнительная таблица сформированности навыков чтения у учащихся начальных классов
Учебны
кол
способ чтения (%)
безошибочность (%)
темп (%)
осознанность
выразительность
й год
во уч
ся
40
45
43
2013
2014
2014
2015
2015
2016
с
т
е
в
т
о
о
с
т
е
у
в
т
67
н
а
в
о
б
е
р
т
м
я
и
71
86
е
н
с
т
е
в
т
о
о
с
33
т
е
у
в
т
29
14
з
е
б
к
о
б
0
и
ш
о
4
21
½
и
к
б
и
45
ш
о
29
33
е
ж
и
н
ы
м
р
о
н
а
м
р
о
н
е
ш
ы
в
ы
м
р
о
н
е
е
л
о
б
и
3
55
к
о
б
и
ш
67
о
17
71
28
9
46
18,5
18,5
55
20
63
н
н
а
н
з
о
с
о
о
85
73
86
(%)
(%)
е
н
е
н
н
н
а
н
з
о
с
о
15
о
27
14
е
т
и
65
з
а
р
ы
в
о
н
ь
л
67
49
е
т
и
з
а
р
ы
в
о
н
ь
л
35
33
51 Вывод: За 2 года количество учащихся, читающих в соответствии с требованиями повысилось на 15 %, читающих без
ошибок на 17 %, понизилось число учащихся, читающих с большим количеством ошибок на 12 %; повысилось количество
читающих осознанно на 13 %, выразительно на 18 %. За 3 года повысилось количество читающих выше нормы на 8 %, а за
2 года на 43%, в норме повысилось на 9,5 %.
Пути решения данных проблем:
1. Систематически проводить работу по звукобуквенному анализу слов. Использовать дидактические игры с
использованием схем слов (звуковых, слоговых 1 2кл.)
2. Усилить работу над правильностью чтения через:
предварительную словарную работу, работу со слоговыми таблицами
коррекционные упражнения на внимание, зрительное восприятие, фонематическое восприятие
добиваться правильного произношения
использовать индивидуальные задания с опорой на несколько анализаторов
использовать упражнение на развитие согласованной работы полушарий головного мозга; разнообразить виды
чтения на уроке; использовать упражнения на на расширение горизонтов (таблицы Шульте ...)
3. Развивать навыки выразительного чтения через: Разнообразие видов чтения и речевой разминки («Магнитофончик», чтение по опорным схемам, по условным
обозначениям, «передай настроение»).
Коррекцию эмоциональной сферы при работе со скороговорками, чистоговорками, загадками, инсценировками,
«Найди ошибку»; во время сеансов релаксации, психологического настроя.
4. Развивать навыки осознанного чтения через:
Разнообразие видов чтения («мнимое чтение», выборочное чтение, составление диафильма…)
Предварительную словарную работу;
Работу с пословицами, по иллюстрациям.
Формирование навыков чтения как основа обучения.
Формирование навыков чтения как основа обучения.
Формирование навыков чтения как основа обучения.
Формирование навыков чтения как основа обучения.
Формирование навыков чтения как основа обучения.
Формирование навыков чтения как основа обучения.
Формирование навыков чтения как основа обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.