Формирование навыков самооценки младших школьников
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
Взрослым
16.11.2018
Мастер - класс по теме "Формирование навыков самооценки младших школьников". Что такое самооценка? Как её повысить младшему школьнику? На первый взгляд все очевидно, но одновременно и сложно. На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ в мастер - классе.
Формирование навыков самооценки младших школьников .docx
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Вашему вниманию предлагается мастер– класс по теме
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ». Слайд 1
Цель мастер класса : познакомить в чём суть самооценки с введением
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием "самооценка»
Приемы самооценки
Показать конкретные варианты самооценки на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и
участников мастер – класса.
Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)
Перед вами лежит таблицафиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую
графу «Знаю» по данной теме и отложите.
Таблица фиксация
Что такое
«Самооценка?»
Приемы
самооценки
Знаю (+,)
Применяю (+,)
Возьму на
заметку (+,)
Эта тема выбрана мною не случайно, она значима и актуальна для учителей,
работающих по ФГОС.
«Самооценка, наиболее активно усваивается детьми не в ситуации совместной
деятельности со взрослыми, а при взаимодействии со сверстниками»
(Г.А. Цукерман).слайд 2 Изменения, произошедшие в содержании современного образования за
последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и
навыков на формирование общеучебных умений, на развитие
самостоятельности учебных действий влекут за собой и изменения в системе
контроля и оценивания школьников.
Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена
на решение важной социальной задачи: развитие у школьников умения
контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить
ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать свои замыслы,
ученика необходимо научить определенным оценочным умениям.
Самооценку формируют постепенно, от класса к классу. Возможность для
самооценивания я предоставляю детям, начиная с первых недель
обучения. В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель
контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует
учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке
учителя. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось,
этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
На первых уроках в 1 классе обозначаем своё настроение. Даём возможность
детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет
основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради
дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было
трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или
кружки с цветами светофора. Слайд 3
При изучении букв, в конце урока предлагаем детям зелёным карандашом
обвести самую правильную букву, а красным ту, которая не получилась.
Слайд 4
Выполнив задание, ребенок оценивает правильность его выполнения. Во
время проверки работы я либо соглашаюсь с поставленной оценкой,
обводя ее в кружок, либо располагаю кружок выше или ниже оценки.
Это особенно важно для тех детей, которые завышают или занижают
самооценку. Озвучивая результаты работы на уроке, я особо отмечаю тех
учащихся, чья самооценка совпала с моей. В результате такой работы
самооценка моих детей становится адекватной. С 1 класса ученикам предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей
рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по
самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на
каждом уроке. Слайд 5
Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны
самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность
предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить
границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя
прогностическую оценку.
Предлагаю вашему вниманию оценочный лист к работе .слайд 6
В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой:
умею находить безударную гласную в слове; знаю правило о проверке
безударной гласной в корне слова; смогу правильно написать безударную
гласную в корне слова. Во втором столбике проставлены номера заданий.
Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике
сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что
ученик ещё неуверенно, сомневаясь, работает с данной орфограммой.
Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети
закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель.
Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный всё получилось,
зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен
работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик
смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
В 3 классе ученики тренируются в:
сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему
условий;
составлении проверочных заданий для самоконтроля;
коллективнораспределительном составлении алгоритмов;
выполнении действий по инструкции с ограничениями;
самопроверке по плану с отсутствующими звеньями; составлении модели значимых условий деятельности под руководством
учителя
Для развития самоконтроля и самооценки в 3 классе я часто задаю вопросы:
Что ты узнал на уроке? Слайд 7
Чему научился? За что себя можешь похвалить?
Над чем еще надо поработать?
Какие задания тебе понравились?
Какие задания оказались трудными?
Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?
Ученики охотно отвечают на мои вопросы, оценивают свою работу,
испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня,
честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда
сами, иногда с моей помощью.
Практикую контрольные разноуровневые задания тем самым, повышая
требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося.
Ещё одной эффективной формой оценивания является «ЦЕНА» задания (из
проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается
«цена» 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их
решению класс договаривается).
Подводя итог каждого урока учащимся ставится вопрос не только "Какой вид
работы понравился больше ?" или "Какие задания выполняли?", но и "Как
оцениваете свое участие на уроке?", "Могли бы работать активнее?", "Чему
договорились научиться в начале урока и каков результат?" и т.д.
Вопросы такого типа позволяют проанализировать свою работу и дать оценку
своей деятельности, деятельности каждого ученика и класса в целом.
При подведении итога урока ученики вспоминают поставленную цель,
сравнивают ее со своим представлением при постановки учебной задачи,
оценивают результат.(Что хотели получить и что получили.)
В 4 классе школьники упражняются в: сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно
прогнозируемых условий эффективности;
определении состава действий и операций с анализом возможных
трудностей;
выполнении действий по общей инструкции;
самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;
самостоятельном корректировании плана проверки;
целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач
под руководством педагога.
Рефлексия «Спроси себя», слайд 8
Дети в начале урока получают индивидуальные карточки с заданиями. Перед
изучением темы каждый пробует ответить на вопросы и ставит в
соответствующей графе знак «+» я знаю ответ; «» я не знаю ответ; «?» я
сомневаюсь в ответе.
В конце урока, после изучения темы, дети вновь возвращаются к карточкам и
вновь ставят соответствующие знаки.
Вывод: В результате целенаправленной работы по формированию
самооценки, я убеждена, дети учатся не только оценивать границы своих
возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то
есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки
о неизвестном. Это, в конечном счете, способствует развитию
рефлексивной способности оценивать себя. От способности ученика к
самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения,
требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на
оценку его деятельности учителем.
А теперь предложенные приемы самооценки мы попробуем проработать на
конкретных ситуациях .
Ситуации для учителей .
1. Назовите виды УУД .
коммуникативные
познавательные регулятивные
личностные
2. Из каких основных частей состоит рабочая программа по предмету?
Программы отдельных учебных предметов, курсов
должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются
общие цели начального общего образования с учетом
специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном
плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета;
5) личностные,
метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением
8) описание материально-технического обеспечения
основных видов учебной деятельности обучающихся;
образовательного процесса.
. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
У вас две две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер
класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в
своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем
не тронуло – покажите жёлтую карточку.
Возьмите карточку с таблицейфиксацией, если есть, чем дополнить, впишите
в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы
участников)
Приготовить карточки «Настроения» Таблица фиксация
Что такое
«Самооценка?»
Приемы
самооценки
Знаю (+,)
Применяю (+,)
Возьму на
заметку (+,)
Таблички желтого и зеленого цвета .
Формирование навыков самооценки младших школьников
Формирование навыков самооценки младших школьников
Формирование навыков самооценки младших школьников
Формирование навыков самооценки младших школьников
Формирование навыков самооценки младших школьников
Формирование навыков самооценки младших школьников
Формирование навыков самооценки младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.