Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
20.10.2017
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Приобщение к национальной культуре неразрывно связано с изучением
народного костюма, ведь это бесценное неотъемлемое достояние культуры
народа, накопленное веками.
0005037e-08cda2b4.docx
Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к
истории русского народного костюма
Бебякова О.В.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину –
это тема особенно актуальна и не может быть решена без познания духовного
богатства своего народа, освоения народной культуры.
Приобщение к национальной культуре неразрывно связано с изучением
народного костюма, ведь это бесценное неотъемлемое достояние культуры
народа, накопленное веками.
Поэтому главной задачей своей деятельности мы видим обогащение детей
знаниями об истории русского народного костюма.
В результате диагностического обследования было выявлено, что лишь
незначительная часть (7%) имеют высокий уровень представлений о русской
народной культуре, основная часть детей (93%) – средний.
Таким образом, система по приобщению дошкольников к русской народной
культуре через изучение традиционного народного костюма поможет нам:
‒ пробудить в детях интерес к истории и культуре родного края;
‒ познакомить детей и их родителей с характерными чертами народного
костюма;
‒ развивать творческое воображение дошкольников;
‒ воспитывать уважительное отношение к национальному наследию, своей
малой Родине;
‒ поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной
деятельности;
‒
дополнить предметноразвивающую среду группы новыми элементами.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Русский
народный костюм – это значительная часть традиционной национальной
культуры. В его структуре отражаются религиозные, эстетические
представления народа, его история и уровень культуры. Народный костюм –
это не просто набор художественно выполненных деталей, это отношение
человека к жизни, его восприятие окружающего мира.
Народный костюм является частью духовного богатства своего народа.
Секреты его изготовления передавались из поколения в поколение.
Мастерицы неизбежно вносили в изделие чтото своё, но в рамках
традиционных представлений о красоте.
Изучение традиционного народного костюма способствует возникновению у
дошкольников интереса к истории и традициям родного края, развивает
уважение к труду и наследию своих предков. Приобщение детей к народной
культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему,
гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического,
нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания. Перспективный план по изучению традиционного народного костюма
включает в себя следующие мероприятия:
‒
Вводная беседа «Русский народный костюм», рассматривание
иллюстраций, разные виды игр и инсценировок, чтение тематической
художественной литературы (сентябрь октябрь).
‒
Посещение городской выставки «Русская изба» (ноябрь).
‒
Интегрированное занятие «
Мужская и женская одежда в Древней Руси»
(декабрь).
‒
Интегрированное занятие «Одежда наших прабабушек» (январь).
‒
Комплексное занятие по рисованию с использованием элементов
‒
аппликации на тему «Украсим сарафан вышивкой гладью (февраль).
Занятие по познавательному развитию «В каждом посаде в своём наряде»
(март).
‒
Комплексное занятие на тему: «Выступает будто пава» (апрель).
‒
Викторина «Поэзия русского народного костюма» (май).
Специально организованные занятия, игры и развлечения позволяют
приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Дети знакомятся с такими элементами женского костюма как «рубаха»,
«понёва», «передник», «юбка», «сарафан», находят отличия в повседневной и
праздничной женской одежде. Кроме того, дошкольники узнают о
многообразии женских головных уборов: среди них самым распространенным
был кокошник, он символизировал счастье и единение в браке. Женская
одежда богато украшалась. Мужская же одежда была однотипна по покрою и
однообразна по составу. Мужской комплекс одежды состоял из рубахи и
нешироких штанов.
Для знакомства дошкольников с народным костюмом мы использовали:
‒ рассматривание иллюстраций и картинок, а также кружева, платков и
других образцов;
‒ беседы с детьми об отличиях в одежде в разные сезоны, об особенностях
повседневной и праздничной одежды, о многообразии украшений, головных
уборов и др.;
‒ чтение тематической художественной литературы;
‒ раскрашивание народных костюмов, создание аппликаций («Придумай
свой орнамент», «Укрась платок» и др.).
Также для изучения народного костюма и приобщения детей к народной
культуре используются следующие виды игр:
‒ Игры ходилки: изначально игра проводится вместе с воспитателем,
который строит занятие на ее основе. В дальнейшем игра может быть
использована по желанию детей, т.е. ребенок сам может выступить в роли
педагога. Например, играходилка «Женский народный костюм»: ход 1 –
«понёва», ход 2 – «сарафан», ход 3 – «рубаха» и т. д. На занятии каждый ход
воспитатель сопровождает рассказом и демонстрацией. Целью игр ходилок
является развитие мышления и внимания, закрепление новых понятий. Помимо этого, в игре с удвоенной интенсивностью отрабатывается навык
счета;
‒ Театрализованные игры. Театрализованная деятельность является
неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Театрализованная
игра как один из ее видов является эффективным средством социализации
дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста
фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный
характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства
партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия;
‒ Музыкальные игры: для проведения таких игр в музыкальном уголке
имеются деревянные ложки, трещотки и др. Включение музыкального
фольклора в режим дня положительно отражается на детях;
‒ Дидактические игры («Составь праздничный женский костюм», «Составь
повседневный женский костюм», «Составь мужской костюм», «Дорисуй узор»
и др.): обучение на основе этих игр самое естественное в дошкольном
возрасте, так как основывается на стремлении ребенка входить в
воображаемую ситуацию. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению
это процесс непроизвольного обучения. Дидактические игры расширяют
представление ребенка о традиционном народном костюме, обучают
наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также
устанавливать простейшие взаимосвязи;
‒ Подвижные и малоподвижные народные игры («Горелки», «Салки»,
«Ручеек», «Прятки», «У медведя во бору» и др.): такие игры способствуют
формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают
речь, обогащают словарный запас детей;
Немаловажное значение имеет привлечение родителей к проблеме изучения
традиционного народного костюма. Чтобы наиболее полно осветить данный
вопрос и обратить внимание родителей на необходимость приобщения детей к
народному искусству, нами используются следующие методы:
‒ памятки, буклеты по теме «Традиционный народный костюм»;
‒ фотоотчеты о проведенных занятиях, играх, мероприятиях.
Приобщением детей к народным традициям через ознакомление с народной
одеждой является формирование личности каждого ребёнка с
определёнными качествами,
воспитанными на духовнонравственных
традициях. Как результат приобщения детей к русской народной культуре мы
видим детей, открытых миру, с любопытством и с интересом относящихся к
истории и культуре своего народа. Эффективность проведения работы с
детьми в данном направлении подтверждается промежуточными результатами
диагностического обследования.
Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма
Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма
Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.