Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма
Оценка 4.8

Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
20.10.2017
Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Приобщение к национальной культуре неразрывно связано с изучением народного костюма, ведь это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.
0005037e-08cda2b4.docx
Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма Бебякова О.В. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.  Приобщение   к   национальной   культуре   неразрывно   связано   с   изучением народного костюма, ведь это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.  Поэтому главной задачей своей деятельности мы видим обогащение детей знаниями об истории русского народного костюма. В   результате   диагностического   обследования   было   выявлено,   что   лишь незначительная часть (7%) имеют высокий уровень представлений о русской народной культуре, основная часть детей (93%) – средний. Таким образом, система по приобщению дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма поможет нам: ‒ пробудить в детях интерес к истории и культуре родного края; ‒ познакомить детей и их родителей с характерными чертами народного костюма; ‒ развивать творческое воображение дошкольников; ‒ воспитывать уважительное отношение к национальному наследию, своей малой Родине; ‒ поддерживать   у   детей   и   их   родителей   потребность   в   совместной деятельности; ‒  дополнить предметно­развивающую среду группы новыми элементами. Интерес   к   русскому   народному   костюму   существовал   всегда.  Русский народный   костюм –   это   значительная   часть   традиционной   национальной культуры.   В   его   структуре   отражаются   религиозные,   эстетические представления народа, его история и уровень культуры. Народный костюм – это   не   просто   набор   художественно   выполненных   деталей,   это   отношение человека к жизни, его восприятие окружающего мира. Народный   костюм   является   частью   духовного   богатства   своего   народа. Секреты   его   изготовления   передавались   из   поколения   в   поколение. Мастерицы   неизбежно   вносили   в   изделие   что­то   своё,   но   в   рамках традиционных представлений о красоте.  Изучение традиционного народного костюма способствует возникновению у дошкольников   интереса   к   истории   и   традициям   родного   края,   развивает уважение к труду и наследию своих предков. Приобщение детей к народной культуре   обеспечивает   связь   поколений,   способствует   всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания. Перспективный   план  по   изучению   традиционного   народного   костюма включает в себя следующие мероприятия: ‒   Вводная   беседа   «Русский   народный   костюм»,   рассматривание иллюстраций,   разные   виды   игр   и   инсценировок,   чтение   тематической художественной литературы  (сентябрь ­ октябрь). ‒  Посещение городской выставки «Русская изба» (ноябрь). ‒  Интегрированное занятие « Мужская и женская одежда в Древней Руси» (декабрь). ‒   Интегрированное занятие «Одежда наших прабабушек» (январь). ‒   Комплексное   занятие   по   рисованию   с   использованием   элементов ‒ аппликации на тему «Украсим сарафан вышивкой гладью (февраль).  Занятие по познавательному развитию «В каждом посаде в своём наряде» (март). ‒   Комплексное занятие на тему: «Выступает будто пава» (апрель).  ‒   Викторина «Поэзия русского народного костюма» (май). Специально   организованные   занятия,   игры   и   развлечения   позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Дети знакомятся с такими элементами женского костюма как «рубаха», «понёва», «передник», «юбка», «сарафан», находят отличия в повседневной и праздничной   женской   одежде.   Кроме   того,   дошкольники   узнают   о многообразии женских головных уборов: среди них самым распространенным был   кокошник,   он   символизировал   счастье   и   единение   в   браке.   Женская одежда богато украшалась. Мужская же одежда была однотипна по покрою и однообразна   по   составу.   Мужской   комплекс   одежды   состоял   из   рубахи   и нешироких штанов. Для знакомства дошкольников с народным костюмом мы использовали: ‒   рассматривание иллюстраций и картинок, а также кружева, платков и других образцов; ‒ беседы с детьми об отличиях в одежде в разные сезоны, об особенностях повседневной и праздничной одежды, о многообразии украшений, головных уборов и др.; ‒ чтение тематической художественной литературы; ‒ раскрашивание   народных   костюмов,   создание   аппликаций   («Придумай свой орнамент», «Укрась платок» и др.). Также для изучения народного костюма и приобщения детей к народной культуре используются следующие виды игр: ‒ Игры   ­   ходилки:   изначально   игра   проводится   вместе   с   воспитателем, который   строит   занятие   на   ее   основе.   В   дальнейшем   игра   может   быть использована по  желанию детей, т.е. ребенок сам может выступить  в роли педагога.   Например,   игра­ходилка   «Женский   народный   костюм»:   ход   1 – «понёва», ход 2 – «сарафан», ход 3 – «рубаха» и т. д. На занятии каждый ход воспитатель сопровождает рассказом и демонстрацией. Целью игр ­ ходилок является   развитие   мышления   и   внимания,   закрепление   новых   понятий. Помимо   этого,   в   игре   с   удвоенной   интенсивностью   отрабатывается   навык счета; ‒ Театрализованные   игры.   Театрализованная   деятельность   является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника   в   процессе   осмысления   им   нравственного   подтекста фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер,   что   и   создает   благоприятные   условия   для   развития   чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия; ‒ Музыкальные   игры:   для   проведения   таких   игр   в   музыкальном   уголке имеются   деревянные   ложки,   трещотки   и   др.   Включение   музыкального фольклора в режим дня положительно отражается на детях; ‒ Дидактические игры («Составь праздничный женский костюм», «Составь повседневный женский костюм», «Составь мужской костюм», «Дорисуй узор» и   др.):   обучение   на   основе   этих   игр   самое   естественное   в   дошкольном возрасте,   так   как   основывается   на   стремлении   ребенка   входить   в воображаемую ситуацию. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению это   процесс   непроизвольного   обучения.   Дидактические   игры   расширяют представление   ребенка   о   традиционном   народном   костюме,   обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи; ‒ Подвижные   и   малоподвижные   народные   игры   («Горелки»,   «Салки», «Ручеек», «Прятки», «У медведя во бору» и др.): такие игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей; Немаловажное значение имеет привлечение родителей к проблеме изучения традиционного народного костюма. Чтобы наиболее полно осветить данный вопрос и обратить внимание родителей на необходимость приобщения детей к народному искусству, нами используются следующие методы: ‒ памятки, буклеты по теме «Традиционный народный костюм»; ‒ фотоотчеты о проведенных занятиях, играх, мероприятиях.   Приобщением детей к народным традициям через ознакомление с народной одеждой   является   формирование   личности   каждого   ребёнка   с  определёнными   качествами,   воспитанными   на   духовно­нравственных традициях. Как результат приобщения детей к русской народной культуре мы видим детей, открытых миру, с любопытством и с интересом относящихся к истории   и   культуре   своего   народа.  Эффективность   проведения   работы   с детьми в данном направлении подтверждается промежуточными результатами диагностического обследования.

Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма

Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма

Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма

Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма

Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма

Формирование нравственных ценностей через приобщение дошкольников к истории русского народного костюма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.