"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"
Оценка 5

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
25.09.2019
"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"
Цели: закрепить полученные знания по теме «Причастие»; заинтересовать ребят уроками русского языка; вызвать интерес к теме «Причастие»; (р/р) продолжить работу по обогащению словарного запаса. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. – Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. Повторять сведения о действительных и страдательных причастиях мы будем не совсем обычно: разделившись на три команды, проведем соревнование, выявим сильнейших, то есть самых грамотных, наиболее хорошо усвоивших такую сложную тему, как «Причастие». Победителям будут вручены… пятерки в журнал и дневник. Судить соревнование буду я и мой ассистент... (сильный по успеваемости ученик). Итак, соревнование начинается. III. Проведение игры. Задание 1. Напишите интересный рассказ об одном из участников вашей команды, при этом используя как можно больше причастий. Имя и фамилия описываемого ученика не указываются, команды-соперницы должны угадать, о ком идет речь. Задание 2. Составьте слова по схеме. Надо прочитать и записать как можно больше слов. Читать можно по всем линиям и во всех направлениях, можно возвращаться к одной и той же букве, но нельзя перескакивать с одной буквы на другую. Составьте с найденными существительными как можно больше словосочетаний (главное слово – причастие). Укажите определяемое слово, выделите формообразующие суффиксы. (Материал взят из книги А. В. Поляковой «Превращение слова». – М.: Просвещение, 1991.) Задание 3. Учитель (ассистент) раздает карточки с точками вместо букв. Восстановите слова. Карточка для 1-й команды Ст_иж_н_а_ ; в_во_н_в_н_о_ ; пр_ч_т_н_а_ ; вы_о_а_н_а_ ; сл_ж_н_ы_ ; п_д_бр_н_а_ . (Ответы: стриженная, взволнованное; прочитанная; выкопанная; сложенный; подобранная.) Карточка для 2-й команды И_п_г_н_ы_ ; б_з_м_н_ы_ ; с_з_а_н_ы_ ; о_аб_ч_н_ы_ ; в_п_лн_н_а_ ; о_аз_н_ы_ . (Ответы: испуганный, безымянный, созданный, озабоченный, выполненная, оказанный.) Карточка для 3-й команды У_ып_н_ы_ ; ос_е_ё_н_й ; в_ч_щ_н_ы_ ; р_зб_о_а_н_й; с_о_е_н_й ; в_у_е_н_й. (Ответы: усыпанный, освещенный, вычищенный, разбросанный, сложенный, выученный.) Задание 4. Образуйте все формы причастий от глаголов: везти, стричь, хранить. Задание 5. Составьте рассказ на одну букву (букву П). Причастия подчеркните. В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом – по причастию. Например: Принесенному письму порадовалась Полина. Задание 6. Соедините части слов так, чтобы получились причастия, над ними надпишите: действительное или страдательное. Воз, рас, зва, сши, ко, кло, лож, стил, коч, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, ие, е. (Ответы: воз-лож-ена; рас-стил-а-ющ-ие-ся; зва-ны-е; сши-ты; ко-леб-ле-мо-го; кло-коч-ущ-ему.) Задание 7. Подберите как можно больше причастий с разными формообразующими суффиксами по одной выбранной вами теме. Например, к теме «Школа»: все составленные вами причастия будут отражать само название или ассоциации, возникающие при произнесении данного слова. Составьте словосочетания с этими словами. Задание 8 (для ассистента). Карточка с заданием. Расскажите об одном из подвигов Геракла, включив в рассказ причастия; выделите в этих причастиях формообразующие суффиксы. «Знаете ли вы о яблоках Гесперид? А об одиннадцати подвигах Геракла? Но прежде – тем, кто забыл мифы, кое-что о великом муже Геракле. Я резвый поклонник этого мифа, этой песни непобедимого мужества! Геракл – величайший герой древности. Он поставил задачей своей жизни биться для блага людей со всем нечистым и злым, если даже это будет сопряжено с могучими трудами и гибельными опасностями. Геракл – честнейшая натура! Он достоин самой счастливой участи. Но злая доля преследует его с самого рождения, и, только совершив величайшие усилия, пережив мучительные страдания, награждается он за свои подвиги бессмертием и общением с блаженными богами». (Вс. Иванов.) IV. Подведение итогов урока, объявление победителей, выставление оценок.  Домашнее задание: упражнения 119, 120. Урок 36 (2-й вариант) ОТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЙ ОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Цели: вырабатывать умение различать причастия и отглагольные прилагательные; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков; повторить фразеологические обороты. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Чтение и анализ мини-сочинений (упражнения 124), написанных в публицистическом стиле. III. Сообщение темы и целей урока. IV. Разбор предложений. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут. – От прилагательного синий образуйте все возможные существительные, прилагательные, причастия, глаголы. (Синь, синька, синева, синеть, синюшный, синяк, синеющий, посиневший, подсиненный.) – От какой части речи образуются причастия? – Что означают фразеологизмы: синяя птица синий чулок символ счастья Неодобр.: сухая педантка, лишенная женственности и погруженная в книжные, отвлеченные интересы – А что, по-вашему, счастье? – Придумайте предложение с фразеологизмом синяя птица. 2. Анализ предложений с объяснением значений причастий и омонимичных прилагательных. 1) Люди, измученные жаждой (которых измучила жажда), не могли идти дальше. – У женщины был измученный (усталый) вид. 2) Он слыл образованным (грамотным) человеком. – Мы пошли на вал, возвышение, образованное (которое образовала) природой и укрепленное частоколом. 3) Я встретил преданного (верного) друга. – Партизан, преданный (которого предали) изменником Родины, был повешен. 3. С данными словами составьте предложения так, чтобы в одном случае эти слова выступали как причастия, в другом – как прилагательные. Объясните эти значения. Приподнятый, организованный, рассеянный. (Например: – Он остановился у окна с приподнятой (которую приподняли) занавеской. – У него было приподнятое (хорошее) настроение. – Организованный учителем биологии кружок юннатов начал свою работу. – Она была очень организованной ученицей. – Рассеянные ветром тучи плыли на Запад. – Жил человек рассеянный на улице Бассейной. 4. Выборочный диктант. Выпишите прилагательные с определяемыми существительными, а причастия – с определяемыми и зависимыми словами (причастные обороты). Отец друга занимал руководящий пост. Приехал инженер, руководящий стройкой. Бригадир, хорошо знающий коллектив, похвалил молодых рабочих. В колхозе мы встретили знающего агронома. Мы любовались блестящими на солнце снежинками. Брат отличался блестящими способностями. Как красив цветущий сад! У ребенка цветущий вид. На столе стояла пишущая машинка. Ученик, пишущий диктант, был очень внимателен. Мы наблюдали за работой шагающего экскаватора. Шагающий по площади отряд вызывал восхищение у окружающих. – Укажите, какие признаки теряет причастие, переходя в прилагательное, а какие приобретает. (Прилагательное теряет значение действия, вид, время, а приобретает качественное значение.) 5. Составление таблицы (на доске и в тетрадях). Отличие отглагольных прилагательных от причастий Причастие Отглагольное прилагательное 1. Значение прямое. 2. Имеет зависимые слова. 3. Сочетается с существительным в творительном падеже 1. Значение переносное. 2. Нет зависимых слов. 3. Не сочетается с существительным в творительном падеже Общее в отглагольных прилагательных и причастиях: 1) Есть полная и краткая формы. 2) Образованы от глаголов. V. Закрепление темы. 1. Выпишите в два столбика словосочетания: Пуганая ворона, напуганная лошадь, гашеная известь, непогашенный костер, вытканный ковер, копченая колбаса, линованая тетрадь, закопченные стены, тканая скатерть, скованные движения, асфальтированная улица (обратить внимание на постановку ударения), кованый меч. VI. Найдите ошибки в словах, записанных на доске, обоснуйте свой выбор. Посаженный отец, писаные людьми законы, названный брат, высушенное на солнце белье, рассеяные дети, подмоченый водой батон, подмоченная репутация, прянный запах, жертвенный огонь, патентованный препарат, серебрянные ложки, лакированый стол, оловяный солдатик, смышленный малыш. – Как вы понимаете слово патентованный? (Патент – документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение.) – А что означает словосочетание подмоченная репутация? – Укажите сочетания с прилагательными (надпишите), затем – с причастиями. VII. Подведение итогов урока. – В чем же отличие отглагольных прилагательных от причастий? – А что у них общего?  Домашнее задание: упражнения 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».
36.docx
У р о к  36 (1­й вариант) ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок­игра) Ц е л и:  закрепить полученные знания по теме «Причастие»; заинтересовать ребят   уроками   русского   языка;   вызвать   интерес   к   теме   «Причастие»;   (р/р) продолжить работу по обогащению словарного запаса. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. –   Сегодня   у   нас   не   обычный   урок,   а   урок­игра.   Повторять   сведения   о действительных   и   страдательных   причастиях   мы   будем   не   совсем   обычно: разделившись на три команды, проведем соревнование, выявим сильнейших, то есть самых грамотных, наиболее хорошо усвоивших такую сложную тему, как «Причастие». Победителям будут вручены… пятерки в журнал и дневник. Судить соревнование буду я и мой ассистент... (сильный по успеваемости ученик). Итак, соревнование начинается. III. Проведение игры. З а д а н и е  1. Напишите интересный рассказ об одном из участников вашей команды, при этом используя как можно больше причастий. Имя и фамилия описываемого ученика не указываются, команды­соперницы должны угадать, о ком идет речь. З а д а н и е  2. Составьте слова по схеме. Надо прочитать и записать как можно больше слов. Читать можно по всем линиям и во всех направлениях, можно возвращаться к одной и той же букве, но нельзя   перескакивать   с   одной   буквы   на   другую.   Составьте   с   найденными существительными   как   можно   больше   словосочетаний   (главное   слово   – причастие). Укажите определяемое слово, выделите формообразующие суффиксы. (Материал   взят   из   книги   А.   В.   Поляковой   «Превращение   слова».   –   М.: Просвещение, 1991.) З а д а н и е  3. Учитель (ассистент) раздает карточки с точками вместо букв. Восстановите слова. Ст_иж_н_а_   ;   в_во_н_в_н_о_   ;   пр_ч_т_н_а_   ;   вы_о_а_н_а_   ;   сл_ж_н_ы_   ; Карточка для 1­й команды п_д_бр_н_а_ . (О т в е т ы:  стриженная,   взволнованное;   прочитанная;   выкопанная; сложенный; подобранная.) Карточка для 2­й команды И_п_г_н_ы_   ;   б_з_м_н_ы_   ;   с_з_а_н_ы_   ;   о_аб_ч_н_ы_   ;   в_п_лн_н_а_   ; о_аз_н_ы_ . (О т в е т ы:  испуганный,   безымянный,   созданный,   озабоченный, выполненная, оказанный.) У_ып_н_ы_   ;   ос_е_ё_н_й   ;   в_ч_щ_н_ы_   ;   р_зб_о_а_н_й;   с_о_е_н_й   ; Карточка для 3­й команды в_у_е_н_й. (О т в е т ы:  усыпанный,   освещенный,   вычищенный,   разбросанный, сложенный, выученный.) З а д а н и е  4. Образуйте все формы причастий от глаголов: везти, стричь, хранить. З а д а н и е  5. Составьте рассказ на одну букву (букву П). Причастия подчеркните. В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом – по причастию. Н а п р и м е р: Принесенному письму порадовалась Полина. З а д а н и е  6. Соедините части слов так, чтобы получились причастия, над ними надпишите: действительное или страдательное. Воз, рас, зва, сши, ко, кло, лож, стил, коч, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, ие, е. (О т в е т ы:  воз­лож­ена; рас­стил­а­ющ­ие­ся; зва­ны­е; сши­ты; ко­леб­ ле­мо­го; кло­коч­ущ­ему.) З а д а н и е  7. Подберите   как   можно   больше   причастий   с   разными   формообразующими суффиксами по одной выбранной вами теме. Например, к теме «Школа»: все составленные вами причастия будут отражать само название или ассоциации, возникающие   при   произнесении   данного   слова.   Составьте   словосочетания   с этими словами. З а д а н и е  8 (для ассистента). К а р т о ч к а   с   з а д а н и е м. Расскажите   об   одном   из   подвигов   Геракла,   включив   в   рассказ   причастия; выделите в этих причастиях формообразующие суффиксы. «Знаете ли вы о яблоках Гесперид? А об одиннадцати подвигах Геракла? Но прежде – тем, кто забыл мифы, кое­что о великом муже Геракле. Я резвый поклонник этого мифа, этой песни непобедимого мужества! Геракл   –   величайший   герой   древности.   Он   поставил   задачей   своей   жизни биться   для   блага   людей   со   всем   нечистым   и   злым,   если   даже   это   будет сопряжено с могучими трудами и гибельными опасностями. Геракл – честнейшая натура! Он достоин самой счастливой участи. Но злая доля преследует его с самого рождения, и, только совершив величайшие усилия, пережив мучительные страдания,   награждается   он   за   свои   подвиги   бессмертием   и   общением   с блаженными богами». (Вс. Иванов.) IV.   Подведение   итогов   урока,   объявление   победителей,   выставление оценок.  Домашнее задание: упражнения 119, 120. У р о к  36 (2­й вариант) ОТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЙ ОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Ц е л и:  вырабатывать   умение   различать   причастия   и   отглагольные прилагательные;   продолжить   работу   по   формированию   орфографических умений и навыков; повторить фразеологические обороты. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Ч т е н и е   и   а н а л и з   мини­сочинений   (упражнения   124),   написанных   в публицистическом стиле. III. Сообщение темы и целей урока. IV. Разбор предложений. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут. –   От   прилагательного  синий  образуйте   все   возможные   существительные, прилагательные, причастия, глаголы. (Синь,   синька,   синева,   синеть,   синюшный,   синяк,   синеющий,   посиневший, подсиненный.) – От какой части речи образуются причастия? – Что означают фразеологизмы: синяя птица синий чулок                 символ счастья                                                      Неодобр.: сухая педантка, лишенная  женственности и погруженная  в книжные, отвлеченные интересы – А что, по­вашему, счастье? – Придумайте предложение с фразеологизмом синяя птица. 2.  А н а л и з   п р е д л о ж е н и й   с   объяснением   значений   причастий   и омонимичных прилагательных. 1) Люди, измученные жаждой  (которых измучила жажда),  не могли идти дальше. – У женщины был измученный (усталый) вид. 2)   Он   слыл   образованным  (грамотным)  человеком.   –   Мы   пошли   на   вал, возвышение,   образованное  (которое   образовала)  природой   и   укрепленное частоколом. 3) Я встретил преданного (верного) друга. – Партизан, преданный (которого предали) изменником Родины, был повешен. 3. С данными словами составьте предложения так, чтобы в одном случае эти слова выступали как причастия, в другом – как прилагательные. Объясните эти значения. Приподнятый, организованный, рассеянный. (Н а п р и м е р: – Он остановился у окна с приподнятой (которую приподняли) занавеской. – У него было приподнятое (хорошее) настроение. – Организованный учителем биологии кружок юннатов начал свою работу. – Она была очень организованной ученицей. – Рассеянные ветром тучи плыли на Запад. – Жил человек рассеянный на улице Бассейной. 4. В ы б о р о ч н ы й   д и к т а н т. Выпишите прилагательные с определяемыми существительными, а причастия – с определяемыми и зависимыми словами (причастные обороты). Отец   друга   занимал   руководящий   пост.   Приехал   инженер,   руководящий стройкой. Бригадир, хорошо знающий коллектив, похвалил молодых рабочих. В колхозе   мы   встретили   знающего   агронома.   Мы   любовались   блестящими   на солнце   снежинками.   Брат   отличался   блестящими   способностями.   Как   красив цветущий сад! У ребенка цветущий вид. На столе стояла пишущая машинка. Ученик, пишущий диктант, был очень внимателен. Мы наблюдали за работой шагающего экскаватора. Шагающий по площади отряд вызывал восхищение у окружающих. – Укажите, какие признаки теряет причастие, переходя в прилагательное, а какие приобретает. (Прилагательное теряет значение действия, вид, время, а приобретает качественное значение.) 5. С о с т а в л е н и е  таблицы (на доске и в тетрадях). Отличие отглагольных прилагательных от причастий Причастие Отглагольное прилагательное 1. Значение прямое. 2. Имеет зависимые слова. 3. Сочетается с существительным  в творительном падеже 1. Значение переносное. 2. Нет зависимых слов. 3. Не сочетается с  существительным в творительном  падеже Общее в отглагольных прилагательных и причастиях: 1) Есть полная и краткая формы. 2) Образованы от глаголов. V. Закрепление темы. 1. Выпишите в два столбика словосочетания: Пуганая ворона, напуганная лошадь, гашеная известь, непогашенный костер, вытканный   ковер,   копченая   колбаса,   линованая   тетрадь,   закопченные   стены, тканая   скатерть,   скованные   движения,   асфальти(cid:8) рованная   улица  (обратить внимание на постановку ударения), кованый меч. VI.   Найдите   ошибки   в   словах,   записанных   на   доске,   обоснуйте   свой выбор. Посаженный отец, писаные людьми законы, названный брат, высушенное на   солнце   белье,   рассеяные   дети,   подмоченый   водой   батон,   подмоченная репутация,   прянный   запах,   жертвенный   огонь,   патентованный   препарат, серебрянные   ложки,   лакированый   стол,   оловяный   солдатик,   смышленный малыш. – Как вы понимаете слово патентованный? (Патент  –   документ,   свидетельствующий   о   праве   изобретателя   на   его изобретение.) – А что означает словосочетание подмоченная репутация? – Укажите сочетания с прилагательными (надпишите), затем – с причастиями. VII. Подведение итогов урока. – В чем же отличие отглагольных прилагательных от причастий? – А что у них общего?  Домашнее задание: упражнения 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"

"ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (Урок-игра)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2019