Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.
Оценка 4.9

Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.

Оценка 4.9
Семинары
docx
физическая культура
1 кл—4 кл
28.08.2019
Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы  через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.
В педагогической практике назрела потребность в разработке целостной системы сохранения и укрепления здоровья учащихся. Одним из инструментов реализации целей и задач по привлечению школьников к занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни стал Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
ЗОЖ и комплекс ГТО .docx
Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы  через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО. «Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить  этому  детей.  Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею». Фатуллаева М.Ю. учитель физической культуры МБУ «Школа № 70» г.о. Тольятти Роль образования на современном этапе развития России в оздоровлении отдельного человека, в оздоровлении нации определяется необходимостью подготовки физически и психически   здорового   каждого   отдельного   человека   как   здорового   гражданина, самодостаточного   для   его   успешности   в   жизнедеятельности   сложного   современного общества.  Формирование   здорового   образа   жизни   у   младшего   школьника   требует   выявления особенностей   здоровья   в   этом   возрасте,   специфики   педагогического   воздействия   и продуманной   системы   организации   физического   воспитания,   кроме   всех   прочих оздоровительных мер, проводимых в школе.  Под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен   реализовываться   в   совокупности   всех   основных   форм   жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно­бытовой, досуговой.  Процесс   формирования   здорового   образа   жизни   (далее   ЗОЖ)   младших   школьников может  проходить  эффективно,  если  учитель  при  организации  занятий  будет  учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Тогда учитель может ставить реальные   задачи   перед   учащимися,   эффективно   управлять   учебным   процессом, содействовать формированию у детей познавательного интереса к занятиям. В младшем школьном   возрасте   начинается   приобщение   детей   к   систематическим   занятиям физическими   упражнениями,   поэтому   физиологическим   особенностям   растущего организма ребенка должно уделяться особое внимание.  Произвольное   внимание   необходимо   при   формировании   тех   представлений   о   ЗОЖ, которые не могут быть еще интересны и значимы для ребенка, но играют важное значение в понимании ЗОЖ в будущем. В этом возрасте ребенок может сосредоточиться и проявить волю в процессе обучения, которую должен целенаправленно использовать учитель. Мы в своей   деятельности   опираемся   на   непроизвольное   внимание   как   основу   разнообразной двигательной деятельности.  Для   данного   возраста   характерен   высокий   уровень   эмоционального   восприятия   и переживания всего, что происходит с ребенком. Эффективность усвоения представлений о ЗОЖ, практических умений и навыков ведения ЗОЖ и особенно отношения к ЗОЖ зависит от   привлекательности   компонентов   для   ребенка.   Чем   ярче,   разнообразнее   и привлекательнее формы организации деятельности, тем успешнее процесс формирования компонентов   ЗОЖ.   Поэтому   непроизвольное   запоминание   интересного   материала происходит   быстрее.   Именно   интерес   как   эмоциональное   переживание   познавательной потребности   служит   основой   внутренней   мотивации   учебной   деятельности   в   начале обучения.  Эмоциональность   восприятия   младших   школьников   определяет   организацию   учебно­ воспитательного   процесса   именно   с   учетом   этой   особенности.   Это   предполагает разнообразие   форм,   методов   и   средств,   используемых   в   организации   физического воспитания младших школьников. Основными качествами, которые характеризуют формирование здорового образа жизни средствами физической культуры человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость, и совершенствование всех этих качеств способствует укреплению здоровья.  Эффективное   формирование   здорового   образа   жизни   младших   школьников   требует соблюдения ряда условий. Среди них нами были выявлены наиболее значимые.  Условие   взаимопонимания   и   согласованного   взаимодействия   родителей,   учителей начальных   классов,   учителей   физической   культуры   по   достижению   единства воспитательных   воздействий   в   процессе   формирования   ЗОЖ   младших   школьников определено нами как одно из необходимых в связи с психологическими особенностями развития детей младшего школьного возраста. В этом возрасте дети стараются подражать поведению взрослых, т.к. последние являются для них авторитетами. Значимо для детей поведение,   отношение,   мнение   взрослых.   Поэтому   формирование   ЗОЖ   младших школьников на основе взаимодействия учителей физической культуры, учителей начальных классов и родителей является наиболее психологически целесообразным. Согласованность действий   родителей   и   учителей   создает   единое   воспитательное   пространство   и обеспечивает   положительный   эмоциональный   фон,   на   основе   которого   любое воспитательное воздействие становится эффективным.  Другим немаловажным условием формирования ЗОЖ младших школьников в процессе физического воспитания, опирающимся на психологические особенности личности ребенка младшего   школьного   возраста   является   положительно   эмоционально   окрашенный   тон занятий физическими упражнениями. Эмоции в жизни ребенка этого возраста занимают большое   место   и   определяют   его   поведение   и   отношение.   Они   служат   отражением   в сознании   младшего   школьника   результатов   взаимодействий   с   окружающим   миром. Средства   физического   воспитания   ­   физические   упражнения   являются   мощным источником   положительных   эмоций,   возникающих   в   результате   адекватной   возрасту   и возможностям двигательной активности. Поэтому данное условие было определено нами как одно из необходимых для формирования ЗОЖ в процессе физического воспитания.  Реализация данного условия зависит от разнообразия форм и методов включения детей в двигательную   активность.   Эффективность   физического   воспитания   определяется использованием   разнообразных   взаимодополняющих   форм   организации   занятий физическими   упражнениями   в   школе.   Это   создает   дополнительные   воспитательные возможности   для   формирования   ЗОЖ   младших   школьников.   Поэтому   еще   одним   из педагогических   условий   формирования   здорового   образа   жизни   младших   школьников является   взаимосвязь   урочной   и   внеклассной   физкультурной   деятельности   младших школьников.  В педагогической практике на всех ее уровнях определилась потребность в разработке целостной системы сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание таких основ организации   педагогического   процесса,   которые   бы   обеспечивали   ученику   возможность выбора здорового образа жизни, способствовали формированию отношения к собственному здоровью как высшей духовной ценности.  Веденный в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно­оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) стал одним из   инструментов   реализации   целей   и   задач   по   привлечению   школьников   к   занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни детей с 6 лет. Основными   принципами   этого   комплекса   являются   добровольность,   обязательный медицинский присмотр, оздоровительная направленность. Введение   начальной   ступени   норм   комплекса   ГТО   выдвигает   практическую   задачу, связанную   с   разработкой   эффективных   средств   и   методов   физического   воспитания, обеспечивающих   в   условиях   младшего   школьного   возраста   повышение   физической подготовленности   до   уровня,   позволяющего   осваивать   нормативные   требования   этой ступени комплекса. Учителю   необходимо   создать   условия   для   освоения   учащимися   способов самостоятельной, физкультурно­оздоровительной деятельности через систему специальных теоретических сведений, направленных на комплексное развитие основных двигательных качеств, что является базовой основой к подготовке и успешной сдаче норм комплекса ГТО. Система учебной работы над физкультурной самостоятельностью в младших классах проходит под девизом «Учись у учителя!» Чтобы   подготовить   учащихся   к   самостоятельным   занятиям   физическими упражнениями,   необходимо   дать   им   достаточно   широкий   круг   знаний,   сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Цель   работы   –   обучение   учащихся   приёмам   усложнения   заданий,   обеспечение осмысленных двигательных действий, стимулирование самостоятельности. Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий. Это, во­первых, общеразвивающие упражнения. Они являются содержанием утренней гимнастики,   динамических   пауз   во   время   приготовления   уроков,   входят   в   содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств, прогулок. Во­вторых,   прочные   навыки   ходьбы   и   бега.   С   них   начинается,   ими   и   заканчивается каждое   самостоятельное   занятие.   Важно,   чтобы   учащиеся   умели   правильно   ходить   и бегать, изменять скорость и темп движения, длину шага, силу отталкивания в упражнениях, навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами (подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа). В – третьих, помогаем организовать место для занятий в школе и дома. Уже с начальной школы   учащиеся   должны   знать,   как   подготовить   место   для   безопасного   выполнения физических упражнений. В ­ четвёртых, знакомить детей с теорией следует на каждом уроке, постоянно оперируя новыми   словами.   Только   тогда   изучаемые   понятия   будут   звучать   в   речи   учащихся. Большое   внимание   следует   уделить   темам:   «Режим   дня   школьника»,   «Здоровый   образ жизни», «Что такое физическая культура и почему ей нужно заниматься?», «ВСФК ГТО как средство физического совершенствования». В – пятых, детям нужно давать творческие домашние задания: составить свой режим дня;   назвать   свои   достижения   при   выполнении   контрольных   нормативов   и   будущие ориентиры   в   этих   видах   на   следующий   год   с   объяснением,   каким   образом   они   будут достигнуты.   Предложить   ряд   тестов   для   определения   уровня   развития   двигательных качеств   (дать   пояснения);   предложить   удобный   для   наблюдений   за   своей   физической подготовленностью и развитием дневник самоконтроля; составить комплекс упражнений для формирования своего телосложения, с учетом коррекции фигуры. Очень   важным   ориентиром   в   организации   повседневного   образа   жизни   для   всех желающих выполнить нормы ГТО являются рекомендации к недельному двигательному режиму,   которые   предусматривают   минимальный   объем   различных   видов   двигательной деятельности,   необходимый   для   самостоятельной   подготовки   к   выполнению   видов испытаний (тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья.   Рекомендации   по   недельному   двигательному   режиму   включают   утреннюю гимнастику, организованные занятия в спортивных кружках и секциях и самостоятельные занятия физкультурой, двигательную активность в процессе учебной деятельности. В практической части подготовки и успешной сдачи норм комплекса ГТО учащиеся  должны научиться составлять и выполнять комплексы утренней гимнастики, комплексы  физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование  правильной осанки, владеть правильной техникой выполнения всех контрольных испытаний комплекса ГТО. Выполнение норм ГТО становится частью учебно­воспитательного процесса  образовательных учреждений различного уровня. Системная работа с активным участием  родительской общественности по внедрению всероссийского физкультурно­ оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» будет способствовать повышению  мотивации участников образовательного процесса как со стороны обучающихся, так и их  родителей (законных представителей). А значит, стратегическая цель комплекса ГТО –  попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту –  будет достигнута. Здоровый образ жизни, спортивный азарт, самоутверждение – вот для чего нужен  комплекс ГТО.  Список использованной литературы  Васильева Т.П. «Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших  школьников» – М.: Спорт. – 248 с.  Виноградов П.А. «Основы физической культуры и здорового образа жизни.»  –  М.: Советский спорт. ­ 1996. ­ 592 с.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на  2013­2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148.  Ким Т.К. «Семья как субъект взаимодействия со школой». Учебное пособие. –  Издательство «Прометей» – 2013г. Москва.: ИВЦ Минфина, 2005, 112 с  Лебедева Н.И. «Формирование здорового образа жизни младших школьников.»  Положение о Всероссийском физкультурно­спортивном комплекса «Готов к труду  и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] URL: http://ifk.uspu.ru/images/stories/doc/VFSC/Постановление_Правительства_РФ_от_11_06 _2014_N_540_Об_утвер.pdf  Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском  физкультурно­спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)". Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования  [Электронный ресурс] URL http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandart­ dok.html 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.

Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы  через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.

Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.

Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы  через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.

Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.

Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы  через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.

Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.

Формирование потребности в ЗОЖ у учащихся начальной школы  через подготовку и сдачу норм комплекса ГТО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019