«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)
Оценка 4.8

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
1 кл—4 кл
25.05.2017
«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)
Из опыта работы собраны материалы по формированию познавательной активности младших школьников. Актуальность данной проблемы, пути решения, результативность. Авторский характер опыта заключается в разработке системы оригинальных сценариев уроков для каждого класса с использованием освоенных и адаптированных инновационных педагогических технологий и разнообразных средств обучения.
Актуальность опыта Луценко.docx
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТОРЕЗА ТОРЕЗСКИЙ ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» Луценко Наталья Георгиевна учитель начальной школы  «Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы) 2016 Г. 1 АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА Если вы удачно выберете работу и  вложите в нее всю свою душу, то счастье само отыщет вас. К.Ушинский                     Так  говорят  и  прославленные и  не  прославленные  специалисты, посвятившие свою жизнь любимому делу. Профессия учителя очень сложная и ответственная. Каждому ребенку – свет знаний, Каждому ребенку ­ свет любви, Веру в силы свои без колебаний Как залог счастливой судьбы.         Знаю, что школа призвана учить, но убеждена, что целостное восприятие мира невозможно без воспитания  качеств человечности, без формирования умений   и   навыков   творить   добро   и   красоту,   служить   прогрессу.   Все   это зависит от разнообразия по содержанию, структурой, способами организации учебной деятельности.                Для качественного обновления урока в начальных классах в центре внимания,   на   мой   взгляд,   формирование   познавательных   универсальных учебных действий младших школьника. 2 Актуальность данной темы заключается в том, что обучение человека  ( впрочем, как и всего живого ), в отличие от обработки объектов неживой природы, не может быть успешным, если у того, которого учат, нет желания учиться. Человек имеет право делать или не делать то, что от него требуют, поэтому успех дела в значительной степени зависит от желания (стремления) делать.   В   частности,   чем   сильнее   желание   научиться,   тем   успешнее   идет обучение, а без желания, против воли, оно не пойдет – насильно не научишь. Уверена, что обучение не будет успешным, если у ученика не пробужденное желание   учиться.   Поэтому   в   качестве   алгоритма   проблемы   «Успешное обучение» и составила для себя определённую таблицу (приложение 1).                 За   годы   работы   над   проблемой   исследования   у   меня   сложилось собственное видение его структурных элементов.         Объектом моего исследования является умственное развитие учащихся как   поэтапный   процесс   перехода   от   способности   решения   учебных   задач сначала на низших и, постепенно, на все более высших планах мыслительной деятельности (от наглядно – действенного к наглядно – образному и, наконец, на словесно – логическом плане).                Согласно определенного объекта предметом исследования является система форм, методов, приемов и средств умственного развития учащихся.        Цель исследования – разработка комплексной, многоуровневой системы организационных   форм,   методических   технологий   и   приемов   организации познавательной   деятельности   учащихся   и   их   ресурсного   обеспечения, направленная на поэтапный умственное развитие учащихся в разных видах учебной деятельности, в том числе – самостоятельной.      Задача исследования состоит в том, чтобы: 3 1.   Разработать   на   научно   –   методической   основе   модель   системы   форм, методов,   приемов   и   средств   активизации   мыслительной   деятельности   и развития школьников; 2. Осуществить поиск, освоение и внедрение инновационных педагогических технологий в практику своей работы; 3.   Провести   диагностику   «стартового»   уровня   умственного   развития школьников   (освоенного   плана   мыслительной   деятельности)   и   разработать для каждого из них индивидуальную программу развития в учебном процессе начальной школы; 4.   Реализовать   разработанную   модель   организационно   –   методического   и ресурсного обеспечения учебного процесса, проверить ее эффективность на практике, внести соответствующие коррективы и изменения в соответствии к конечной цели.             Начиная работу над проблемой исследования, выходила из рабочего предположения, что умственное развитие учащихся в учебной деятельности как   сложный   многофакторный   процесс   –   требует   соответствующего комплексного   организационно   –   методического   и   ресурсного   обеспечения. Комплексный подход к решению проблемы умственного развития школьников предусматривает соответствующее педагогическое управление всеми видами учебной   деятельности   учащихся   (урочной,   внеклассной,   внешкольной   и самостоятельной),   на   всех   ее   уровнях   (репродуктивном,   частично   – поисковом, творческом).       Разноуровневый характер разработанной и апробированной на протяжении последних лет системы заключается в том, что она ориентирована на: 1.Различные уровни (планы) умственной деятельности школьников (наглядно – действенный, наглядно­образный и словесно – логический); 4 2. Разные виды учебной и самостоятельной деятельности учащихся; 3.Использование разнообразных инновационных педагогических технологий, адаптированных   к   соответствующим   условиям   учебной   аудитории   и специфики учебного предмета.               Авторский   характер   опыта   заключается   в   разработке   системы оригинальных   сценариев   уроков   для   каждого   класса   с   использованием освоенных   и   адаптированных   инновационных   педагогических   технологий   и разнообразных средств обучения. НАУЧНО­ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА Школа опыта требует невероятно высокой платы, но научит так, как никто другой. Т.Карлайл       Проблема развития познавательной активности школьника не новая, она имеет давнюю историю и присуща почти всем периодам развития педагогики. Поскольку познавательная активность – это качество деятельности, в которой проявляется   прежде   всего   отношение   ученика   к   предмету   и   процессу деятельности, то не удивительно, что внимание к проблеме познавательной активности   школьников   в   процессе   обучения   характерна   для   многих педагогов.                  Так, выдающийся чешский педагог Я.А.Коменский в первой главе «Великой дидактики» говорит о необходимости всеми средствами повышать в детях горячее стремление к познанию, к обучению. Этой проблеме придавали 5 должного   внимания   И.Г.Песталоцци,   А.Г.Дистерверг,   К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский.               Особенно   актуальна   эта   проблема   в   наше   время,   когда   школа освобождается от стереотипов в обучении, и ее имиджем является развитие и активация творческих способностей у детей.                   В   связи   с   этим,   в   важнейших   научных   и   практических   проблем учительского   труда   относится   широкий   круг   вопросов   формирования   и развития познавательной активности щкольников в процессе обучения.                Активность младшего школьника выражается через различные виды деятельности:   учебную,   трудовую,   познавательную   и   т.д.   Особое   значение приобретает учебная деятельность.        Но свою ведущую функцию та или иная деятельность проявляет наиболее достаточно,   когда   она   складывается,   формируется.   Младший   школьный возраст и является периодом наиболее интенсивного формирования учебной деятельности,   которая   выступает   специфической   формой   индивидуальной активности.             Младшему   школьнику   присуще   богатство   представления,   фантазии, эмоциональная   активность,   стремление   к   конкретной,   но   недостаточно продолжительной   деятельности,   которая   сопровождается   ощутимыми   для него реальными результатами, возрастающим познавательным интересом.       Особая роль познавательного интереса у младших школьников, потому что он   способствует   повышению   роли   умственной   деятельности   и   является важным   условием   формирования   познавательной   активности   и познавательной самостоятельности.       Познавательный интерес не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее в последующих решениях разнообразных 6 задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами в   учебной   деятельности   учителя   (элементы   заинтересованности,   игра, предметная деятельность школьников и т.д.).        Исследованием предшествовала работа В.А.Сухомлинского. Анализ его педагогического   наследия   показывает,   что   в   течение   многих   лет   в Павлышской «Школе радости» действовала созданная им система воспитания познавательных интересов.           Известное   оригинальное     решения   проблемы   формирования познавательного   интереса   учащихся   грузинскими   педагогами.   Так, Ш.А.Амонашвили   считает   игру   основным   средством   развития   младшего школьника, путем удовлетворения его познавательных интересов. Основной законодательной базой для реализации опыта является • Закон ДНР «Об образовании»; • Государственный образовательный стандарт начального общего образования; • Региональная программа «Одаренные дети»; • Региональная программа «Мониторинг качества образования»; • Концепция общего среднего образования (12­летняя школа); • Концепция педагогического образования.          В педагогической литературе, результатах проведенного эксперимента находим немало подтверждений фактам, что эффективность формирования познавательных интересов учащихся зависит от внешних условий и причин, которые имеют для учащихся значение объективных факторов: «Как солнце всему   живому,   так   и   развития   мотивации   учения   нужны   среду,   что 7 стимулирует,   и   целенаправленное   влияние   через   систему   педагогических приемов». ОСНОВНЫЕ ПУТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ИДЕИ Твой успех идет на пользу мне,  а мой – на пользу тебе. И.Г.Песталоцци.           Приступая к работе в классе, стремлюсь прежде всего хорошо изучить учеников, выявить их «стартовый» уровень умственных способностей с тем, чтобы привлечь к различным видам учебной деятельности, которые отвечали бы   поставленной   цели   –   умственном   развитии   каждого   школьника. Диагностический подход помогает приблизить  каждого ученика в зоне его ближайшего   развития,   избежать   умственного   праздности   на   уроке, активизировать   познавательную   деятельность   путем   отбора   адекватных методов и приемов.                    Осваивая инновационные и совершенствуя традиционные методы и приемы   обучения,   познавательную   деятельность   учащихся   трактую   как целенаправленную   организованную   взаимодействие   между   учителем   и учеником.   Своеобразным   «посредником»   такого   взаимодействия   являются соответствующие   средства   обучения.   От   качества   и   эффективности организации   и   управления   познавательным   процессом   школьников   и   будет зависеть его конечный результат – качество учебных достижений учащихся и уровень их умственного развития. 8 Планируя урок, четко определяю его учебные задачи и заранее готовлю необходимые   для   этого   материалы.   Это   дает   возможность   обеспечить активную деятельность всех учащихся класса.        Изучение педагогической литературы и собственный педагогический опыт убеждают в том, что активная умственная деятельность учащихся в учебном процессе обеспечивается при условиях: • высокой мотивации школьников на учебную деятельность; • создание соответствующего учебного среды в учебном кабинете; •   использование   педагогических   технологий   и   методов   в   соответствии   с достигнутого   уровня   и   задач   развития   планов   мыслительной   деятельности учащихся; •   привлечение   школьников   к   самостоятельной   деятельности,   в   том   числе проектной и исследовательско – поисковой; • создание ситуаций успеха в учебной деятельности; •   ориентации   учебного   процесса   на   формирование   компетенций   и   опыта деятельности; •   обеспечение   активного   и   интерактивного   взаимодействия   школьников   с педагогом и между собой. Поэтому основными путями воплощения идей выбираю следующие: 1.Демократизация и гуманизация процесса обучения. 2.Дифференциация и индивидуализация обучения. 3.Сотрудничество учителя и ученика. 4.Создание условий для развития личности. 9 5.Личностно­ориентированный подход в обучении и воспитании. 6.Обогащение содержания учебного процесса. 7.Создание комфортных условий на уроке ( ситуации успеха ). 8.Формирование   умения   и   желания   самостоятельного   оперирования информацией. 9.Организация проблемно­поисковой атмосферы. 10.Мониторинг качества образования. ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ВОПЛОТИТЬ ИДЕЮ Идеальная дидактика ­ это ее отсутствие.Ученик сам стремится  к знаниям так, что ничто не может ему помешать.           В своей практике применяю различные формы организации учебного процесса:   фронтальную,   групповую   (парную)   и   индивидуальную.   В   моем арсенале есть разработки как традиционных, так и нетрадиционных уроков, внеклассных мероприятий учебного и воспитательного характера.                 Для   обеспечения   эффективности   уроков,   стараюсь   рационально определить   соотношение   его   структурных   элементов,   изучение теоретического   материала   совмещаю   с   выполнением   разноуровневых 10 практических   заданий   на   закрепление   и   проверку   усвоения   учебного материала.              Наряду с традиционными, провожу различные нестандартные уроки: уроки – марафоны, уроки – КВН,  брейн – ринги, уроки – тренинги и прочее. Большое внимание уделяю использованию инновационных технологий, среди них: 1.Интерактивные технологии кооперативного обучения: • работа в парах; • ротационные тройки; • «Аквариум»; • «Карусель»; • 2­3­4­все вместе. 2.Технологии обработки дискуссионных вопросов: • метод «ПРЕСС»; • «Займи позицию»; • «Смени позицию»; • дискуссия; • дебаты; • непрерывная шкала мнений; 3.Технологии коллективно­группового обучения: • « Дерево решений»; • «Ажурная пила»; 11 • решение проблем; • анализ ситуаций; • «Обучая учусь»; • «Мозговой штурм»; • незаконченное предложение; • «Микрофон»; • обсуждение проблемы в общем кругу; 4.Технологии ситуативного моделирования. 5.Технология развития критического мышления. 6.Технология «Создания успеха». 7.Технология формирования творческой личности. 8.Технология мониторинга качества образования. 9.Игровая технология. 10.Технология модульно – развивающего обучения. Мультимедиа – это средство познания             Современные   компьютерные   технологии   предоставляют   огромные возможности   для   развития   процесса   образования.   Ещё   К.Д.   Ушинский заметил:  «Детская   природа   требует   наглядности».  Сейчас   это   уже   не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно­познавательная.  Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа   способствует   развитию   мотивации,   коммуникативных 12 способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных   ситуациях,   где   ученики,   изучая   предмет,  участвуют   в   диалоге   со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.             Такие мультимедиа, как  слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен   манипулировать   звуком   и   видео   для   достижения   спецэффектов, синтезировать   и   воспроизводить   звук   и   видео,   включая   анимацию   и интеграцию всего этого в единую мультимедиа­презентацию.        Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.                Богатейшие   возможности   для   этого   представляют   современные информационные   компьютерные   технологии.   В   отличие   от   обычных технических   средств   обучения   ИКТ   позволяют   не   только   насытить   строго   отобранных, обучающегося   большим   количеством   готовых, соответствующим   образом   организованных   знаний,   но   и  развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.          Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы   восприятия   учащихся   –  зрительный,   механический,   слуховой   и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний 13 или   навыков,   а   углубление   и   совершенствование   навыков   использования нужной   темы   в   дальнейшем   можно   осуществить   за   счёт   самообразования. Данная  форма  позволяет представить учебный материал  как систему ярких опорных   образов,  что   позволяет   облегчить   запоминание   и   усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации  сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.  Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.  Мультимедиа  ­ это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.  Качественно  новые   возможности   очевидны,   если   сравнить   словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.  Количественные  преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много  выше  по   информационной  плотности.  Действительно, одна  страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит   этот   текст   примерно   в   течении   1­2   минут.   За   ту   же   минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».    Методика использования мультимедиа технологий предполагает: 1. Совершенствование   системы   управления   обучением   на   различных этапах урока;  2. Усиление мотивации учения;  14 3. Улучшение   качества   обучения   и   воспитания,   что   повысит информационную культуру учащихся;  4. Повышение   уровня   подготовки   учащихся   в   области   современных информационных технологий;  5. Демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры     Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: ∙   усвоить базовые знания по предмету;  ∙   систематизировать усвоенные знания;  ∙   сформировать навыки самоконтроля;  ∙   сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;  ∙   оказать учебно­методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.                             Данную технологию можно рассматривать как объяснительно­ иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация   усвоения   учащимися   информации   путем   сообщения   учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении   зрительной   памяти.   Известно   (исследования   института «Евролингвист»,   Голландия),   что   большинство   людей   запоминает   5% услышанного   и   20%   увиденного.   Одновременное   использование   аудио­   и видеоинформации   повышает   запоминаемость   до   40­50%.   Мультимедиа 15 программы   представляют   информацию   в   различных   формах   и   тем   самым делают   процесс   обучения   более   эффективным.   Экономия   времени, необходимого   для   изучения   конкретного   материала,   в   среднем   составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.          При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по­прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.                Необходимо   отметить,   что   этап   мотивации   в   данном   случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности   обучения,   так   как   без   интереса   к   пополнению   недостающих знаний,   без   воображения   и   эмоций   немыслима   творческая   деятельность ученика.          Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых   ссылок   развивает   системное,   аналитическое   мышление. Кроме   того,   с   помощью   презентации   можно   использовать   разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.           Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:  Образовательный   аспект  :   восприятие   учащимися   учебного   материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.  Развивающий   аспект  :   развитие   познавательного   интереса   у   учащихся, умения   обобщать,   анализировать,   сравнивать,   активизация   творческой деятельности учащихся.  16 Воспитательный   аспект  :   воспитание   научного   мировоззрения,   умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.  Рассмотрим   возможности   использования   мультимедийных технологий на различных этапах урока: Этапы урока  Содержание  Цели  Условия достижения положительных результатов  организационный  демонстрация темы   и   целей Подготовить   учащихся доброжелательный настрой   учителя   и к урока  работе на уроке  учащихся;   быстрое включение   класса   в   ритм; деловой обеспечение   полной готовности класса и к оборудования   работе  проверка домашнего задания  демонстрация выявить выявление   факта правильного   решения заданий вызывающих уровень   знаний учащихся   по выполнения домашнего задания у для заданному   на дом заданию    всего устранение класса; 17 затруднения   (могут подготовлены учащимися), вопросы   быть для проверки   знаний, тестовый опрос по теории  типичных   ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего   задания отдельными учащимися  актуализация вопросы и задания, восполнить формирование опорных знаний и способов   подводящие необходимости к недостающие   у учащихся дидактической   цели вместе с учащимися; действий  изучения   темы; краткое обобщение знания, вспомнить использование различных   приемов по   пройденному материалу  необходимые опорные   знания организации деятельности способы   и действий    учащихся принятию цели  по формирование новых   понятий   и основные   понятия,   таблицы, схемы, демонстрация нового учебного применение различных   способов способов действий  рисунки, анимация, материала  видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала  18 активизации мыслительной деятельности учащихся, включение   их   в поисковую работу, в самоорганизацию обучения систематизация новых знаний  применение вопросы и задания, выполнение использование знаний, формирование требующие мыслительной тренировочных заданий  различных   способов закрепления умений    и активности творческого осмысления материала, демонстрация правильного   решения возникновении при затруднений  знаний;обращение учителя   по   поводу ответа   ученика   к классу с   требованием дополнить, уточнить, исправить, на взглянуть   изучаемую проблему с   иной   стороны; умение   учащихся и узнавать   соотносить   факты   с понятиями, правилами и идеями  контроль   и   учет задания   разного организация использование знаний  уровня   сложности, использование   контроля самоконтроля  и различных   способов и контроля   нестандартных   ситуаций в применении проверяемых 19 самоконтроля знаний; рецензирование работ   учащихся   с знаний  указанием положительных моментов   недостатков знаниях  и в      Мультимедийные технологии  могут быть использованы: Для анонсирования темы         (   Тема   урока   представлена   на   слайдах,   в   которых   кратко   изложены ключевые моменты разбираемого вопроса );  Как сопровождение объяснения учителя            При использовании  мультимедиа­презентаций  в процессе объяснения новой   темы   достаточно   линейной   последовательности   кадров,   в   которой могут   быть   показаны   самые   выигрышные   моменты   темы.  На   экране   могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при   наличии   технических   возможностей   краткий   конспект   содержания презентации   может   быть   распечатан   для   каждого   учащегося),   тогда   как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше .              Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто   вроде   конспекта   теоретического   материала   по   данной   теме) производится   преподавателем   на   одном   компьютере   (желательно   с применением средств проекции на настенный экран) или путем синхронного вывода на экраны рабочих мест учеников одного и того же кадра. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или   по   щелчку   мышью,   без   использования   автоматического   перехода   по 20 истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися   того   или   иного   кадра   с   учетом   дополнительных   объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.  Как информационно­обучающее пособие                      В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность   ребенка   по   поиску,   осознанию   и   переработке   новых   знаний. Учитель   в   этом   случае   выступает   как   организатор   процесса   учения, руководитель   учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. самостоятельной   деятельности                  Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой­то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет   информатики   после   уроков   и   доработать материал.   И,   наоборот, учащиеся которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря   индивидуальному   режиму   работы   каждого   учащегося,   все достигают положительного результата.            Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу  должно   быть   более   полным   и   включать   в   себя   материалы   по   нескольким сопутствующим   темам.   В   этом   случае   обеспечивается   возможность   для самостоятельного   изучения   разделов   темы,   а   также   для   опережающего обучения.   Структура   презентации   в   этом   случае   должна   быть   достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть   хорошо   оформленные   кадры,   выполняющие   роль   "главного 21 меню"   (а   также   вспомогательных   меню)   для   выбора   желаемой   темы   и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре "типовые" кнопки навигации, оформленные   единой по стилю "панели управления".                 При   организации   самостоятельной   работы   на   уроке   важно виде в       предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения . При изучении темы «Алгоритмизация и программирование», кроме описания работы различных операторов,   должны   приводиться   конкретные   примеры   составления   целых   программ                      Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать фрагментов . или их       недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по   теме   «Задача. Модель. Компьютер» .Использование   компьютера   на   этом этапе имеет, помимо плюсов (индивидуальный  темп работы с программой, большой   объем   информации   по   теме,   наличие   мультимедиа),   и   минусы: отсутствие контакта с учителем, восприятие текстовой информации с экрана монитора );  Для контроля знаний            Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический     переход При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать интервал времени . определенный через     вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора  или без указания   правильности   сделанного   выбора   .   Можно   предусмотреть возможность   повторного   выбора   ответа.   Такие   тесты   должны 22 предусматривать   вывод   результатов   о   количестве   правильных   и   не правильных   ответов.   Кроме   того   вывод   вопросов   теста   организуется случайным образом (например, из 20 вопросов учащемуся предъявляются 10, выбранных   случайным   образом),   что   создает   иллюзию наличия   нескольких различных   вариантов   теста.  По   результатам   таких   тестов   можно   судить   о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.                      Особого   внимания   требует   вопрос   совместного   использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться   только   на   возможности   компьютера,   хотя   он   предоставляет великолепные   средства   для   наглядного   и   красочного   представления информации   по   изучаемой   теме,   тексты   основных   определений   и   другие основополагающие   сведения   все   же   должны   остаться   у   учащихся   в   виде "бумажной копии" (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора). При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие­либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы,   также   желательно   делать   это   в   рабочей   тетради.   Функции мультимедийных   презентаций   и   рабочих   тетрадей   строго   разделены   и дублировать   друг   друга   должны   только   там,   где   это   действительно необходимо.     Преимущества использования мультимедийных презентаций:           Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой   ученики   стремятся   выразить   мысли   “своими   словами”,   они   с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у 23 учеников   пропадает   страх   перед   компьютером.   Учащиеся   учатся самостоятельно   работать   с   учебной,   справочной   и   другой   литературой   по предмету.   У   учеников   появляется   заинтересованность   в   получении   более высокого   результата,   готовность   и   желание   выполнять   дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.     Можно выделить следующие особенности данной технологии 1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого   сравнения   с   аккуратным,   ярким,   чётким   и   цветным изображением на экране;  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;  3. В   случаях   выявления   в   слайдах   пособия   недостатков   или   ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;  4. В   зависимости   от   подготовленности   учащихся,   используя   в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.  5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.  6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.  7. Повышение производительности урока.  8. Установление межпредметных связей с другими предметами.  24 9. Появляется   возможность   организации   проектной   деятельности учащихся   по   созданию   учебных   программ   под   руководством преподавателей информатики и учителями­предметниками.  10.Преподаватель   создающий,   или   использующий   информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного   материала,   что   положительным   образом   сказывается   на  уровне знаний учащихся.  11.Изменяется,   отношение   к   ПК.   Ребята   начинают   воспринимать   его   в качестве   универсального   инструмента   для   работы   в   любой   области человеческой деятельности.  Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций    Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в  отображении   информации,  значительно   отличающимися   от   привычных,  и оказывают   непосредственное   влияние   на   мотивацию   обучаемых,   скорость восприятия  материала,  утомляемость   и,  таким   образом,  на  эффективность учебного процесса в целом.  На   этапе   создания   мультимедийной   презентации   необходимо учитывать следующие моменты:   Психологические особенности учащихся данного класса   Цели и результаты обучения   Структуру познавательного пространства   Местоположение учащихся  25  Выбор   наиболее   эффективных   элементов   компьютерных   технологий для решения конкретных задач конкретного урока   Цветовую гамму оформления учебного материала                При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к.   при   длительной   работе   вызывает   утомление,   снижение   остроты   зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.  При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:  Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.   Для   надписей   и   заголовков   следует   употреблять   четкий   крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.   Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.   Размер   букв,   цифр,   знаков,   их   контрастность   определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.   Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.  26  Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.   Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.   На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2­3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном   изображении,   проследить   последовательность   действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.   Звуковое   сопровождение   слайдов   не   должно   носить   резкий, отвлекающий, раздражающий характер.    Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:  избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;   ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.   дать   возможность   успешно   работать   на   уроке   с   применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;   учитывать   фактор   памяти   ребенка   (оперативной,   кратковременной   и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.     27 СУТЬ ОПЫТА Учитель, будь солнцем, которое излучает человеческое тепло, любой грунтом, обогащенным ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но и в душах и сердцах. Шалва Амоношвили   В том случае, когда ученик умеет учиться, он определяет сам, или принимает цель, которую ставит учитель, соответственно к ней планирует и выполняет необходимые действия, в процессе работы и на этапе завершения   Такая   практика   характеризует контролирует   свои   результаты. сформированную учебную деятельность. А у младшего школьника она только начинает   формироваться.   Ребенок   6­7   лет   одновременно   тяготеет   к   двум видам деятельности: игровой и учебной.  Дети с увлечением путешествуют по океану Знаний. Представляют себя капитанами, спасителями, которые спешат на помощь. Такая наглядность как карты, корабли очень помогает в проведении таких уроков. Как пример предоставляю разработки уроков по обучению грамоте для 1 класса. (Приложение)  Не могу не сказать об уроке­сказке. Дети очень любят, когда к нам в гости   заглядывают   сказочные   герои,   одни   из   них   нам   помогают,   другие 28 мешают,   путают,   портят   записи   на   доске.   Играя,   дети   быстрее   усваивают учебный материал. Важным условием успешного обучения на уроке является достаточное разнообразие наглядности для фронтального и индивидуального использования. Например,   для   фронтальной   работы   при   изучении   табличного умножения и деления использую таблицы, сделанные собственными руками. Для проверки таблицы при устном счете использую дидактической игрой с кружочками.   Для   педагогического   опыта   характерно   стремление   постоянно совершенствовать оборудование, создавать собственно. В этих поисках важно, чтобы созданное позволяло экономить время, быстро переключать внимание детей с одного вида занятий на другой, приучало их к самоконтролю, было эстетичным на вид. Например, при изучении состава чисел применяю в работе домики, с которыми любят работать ученики. Их использую как во фронтальной, так и в индивидуальной работе.    На   уроках   русского   языка   для   словарной   работы   применяю   такие задания    как «Шифровщик».  Уроки  чтения  тоже   нуждаются   в интересной работе.   Для   развития   воображения,   литературных   способностей   проводим инсценировки   сказок,   чтение   по   лицам.   Для   развития   скорости   чтения применяю различные упражнения, типа «Молния», «Дождик», «Волк и заяц», «Буксир», и др. (Приложение) Ученикам очень нравятся такие формы работы. И они проходят не зря. Об   этом   свидетельствуют   рост   результатов   проверки   техники   чтения. (Приложение) 29 Но результаты обучения зависят не только от использования различных средств обучения, а и от организации учебно­познавательной деятельности на уроке, которая может быть общей, групповою и индивидуальной.  На уроке в начальных классах традиционно доминируют фронтальные формы   работы.   они   предполагают   использование разнообразных   методов   и   приемов   обучения,   постановки   активизирующим   Действительно, вопросов,   способствующих   формированию   классного   коллектива.   Но   во фронтальных   формах   работы,   как   правило,   недостаточно   учитываются уровень   развития,   познавательные   интересы   и   возможности   детей   в проявлении взаимопомощи, взаимопроверки.   Считается,   что   этих   недостатков   лишена   индивидуальная   работа, которая   предполагает   высокий   уровень   самостоятельности   учащихся,   дает возможность   точнее   учесть   его   развитие,   идти   своим   темпом   в   обучении, активно формирует познавательные потребности.   Дифференцированные   задания   являются   давно   известным   и эффективным   средством   осуществления   индивидуального   подхода   в организации учебной деятельности. Я часто привлекаю детей к выполнению заданий по выбору. Иногда говорю: «Вчера ты сумел решить это, а сегодня попробуй выполнить новое задание. Оно сложнее, но и интереснее». Или: «не хочешь заглянуть в завтрашний день?», « Кто хочет вместо меня объяснить задачу?»   и   др.  Так,  постепенно   даже   слабый   ученик   чувствует   свой   рост, потому что я поддерживаю их, пользуясь «ситуацией успеха». Мной были разработаны   разноуровневые   задания   для   контроля   учебных   достижений учащихся 3 класса по чтению, русскому языку, математике, природоведению. (Приложение). 30 Уверена,   что   гармоничное   объединение   умственного   обучения   и духовного возможно только при условии интегрированного обучения. Именно поэтому мне очень нравится такая форма обучения для творческого поиска.    Проанализировав   научные   и   литературные   источники,   прихожу   к выводу,   что   интеграция   –   это   процесс   взаимопроникновения   наук,   в результате которого основные компоненты смежных дисциплин объединяются в единую научную картину. Очень удачно можно использовать интеграцию таких   предметов   как   математика   и   экономика,   русский   язык   и   чтение, природоведение и труд, и рисование, и др. (Приложение)   Заботясь о высоком уровне знаний своих учеников, каждый учитель старается   использовать   такие   формы   и   методы   обучения,   которые   бы вызывали   у   детей   интерес   к   учебному   материалу,   желание   учиться, добиваться   успеха   в   освоении   основ   наук.   Этому   подчинен   личностно ориентированный   подход   в   преподавании   школьных   дисциплин, интерактивные формы обучения, которые уверенно входят в сегодняшнюю методику преподавания.   Для уроков математики я подобрала задания, которые развивают не только вычислительные навыки, но и расширяют кругозор, вызывают интерес, то есть формируют познавательную активность у детей.  Есть   у   меня   и   отдельные   упражнения   для   учащихся   1   класса   по обучению   грамоте,   которые   дети   6­летнего   возраста   с   удовольствием выполняют   как   при   фронтальной   так   и   при   индивидуальной   работе. (Приложение).   И какие бы инновационные технологии мы не внедряли в практику, достичь успеха можно лишь заинтересовав ученика на уроке, когда, развивая свои способности, он удовлетворяет познавательные потребности. 31 Игра,   как   основная   деятельность   ребенка   в   раннем   и   младшем школьном возрасте, является постоянной ее спутницей. Игра для ребенка – первая возможность проявить себя, самоопределиться и самоутвердиться.   В   играх   школьники   не   только   отражают   реальнее   жизнь,   но   и перестраивают   его.   По   словам     Л.   Выготского,     «   игра   ребенка   –   это   не простое   воспоминание   о   том,   что   было,   но   и   творческое   переосмысление пережитых   впечатлений,   комбинирование   их   и   построение   из   них действительности, отвечающей запросам и интересам самого ребенка», то есть игра   рассматривается   как   творческая   деятельность,   в   которой   наглядно выступает комбинированное действие воображения.   Поэтому   следует   использовать   развивающую   игру   как   средство обучения   и   воспитания.   Непременным   элементом   при   применении развивающих игр на уроках является формирование творческого потенциала учащихся. Вот почему целесообразным и полезным является использование таких игр и заданий, которые предусматривают активный поиск, в процессе которого   учащиеся   различают   существенные   и   несущественные   признаки, выделяют   главное,   сравнивают   известное   и   неизвестное,   рассуждают,   а   не воспринимают готовый ответ или хорошо воспроизводят усвоенные действия.   Если   учитель   правильно   организовал   познавательную   деятельность учащихся,   то   они,   используя   приобретенные   ранее   знания,   могут самостоятельно   объяснять   материал,   делать   выводы,   мыслить   логически   и последовательно. Именно логическое мышление позволяет максимально активизировать мыслительную   деятельность   всех   учащихся,   разнообразить   их   работу, разбудить творческую мысль. 32 В.А.Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Игра – самое серьезное дело».   ­   И   это   действительно   так,   ведь   с   помощью   развивающих   игр формируются   такие   качества   личности   как   внимание,   наблюдательность, память,   развивается   мышление,   проявляются   творческие   наклонности школьника, самостоятельность, инициатива.   Развивающая   игра   стимулирует   познавательную   деятельность учащихся,   вызывает   положительные   эмоции   в   отношении   к   учебе,   к   его содержания, форм и методов осуществления. Внимание школьников, прежде всего, направлено на игровое действие. При этом к процессам запоминания, осмысления подключаются глубокие переживания личности, которые делают их   более   интенсивными   ,   и   обучение   проходит   без   особых   усилий   при большом эмоциональном подъеме.   Почти каждый урок я не оставляю без игры. Разнообразие развивающих игр,   творческих   заданий,   упражнений   я   использую   на   уроках   обучения грамоте, чтения, родного языка, математики, а также и во внеурочное время. (Приложение). На протяжении последних лет я очень много работала над развитием познавательной активности учащихся, а именно: ­   была   членом   творческой   группы,   которая   работала   над   созданием разработок уроков украинского языка в 1 классе; ­   разработала   методический   кейс   «Формирование   познавательной активности учащихся начальной школы на уроках математики»;  ­ разработала методические кейсы: « Тематическое оценивание знаний учащихся по чтению, математике, русскому языку»; 33 ­   составила   авторскую   программу   «Мой   мир   и   Я»,   которая   была представлена на Республиканском конкурсе авторских программ и заняла 2­е место в Республике; В рейтинге победителей и призеров школьного конкурса  «Эрудит» в 2014­2015   учебном   году   ученики   моего   класса   заняли   призовые   места.   А Фурдыло   Евгений,   Паскина   Александра,   Лобадюк   Михаил   стали победителями   городского  этапа  конкурса «Эрудит».    Считаю,  что все это подтверждает   целесообразность   и   необходимость   дальнейшего   развития познавательной   активности   учащихся   для   раскрытия   потенциальных возможностей и способностей учащихся.   В своей работе я очень тесно работаю с родителями детей, которые помогают мне достигать успехов в работе. Концепция современной школы предполагает   правильную   организацию   обучения   и   воспитания   детей   не только в условиях школы , но и в условиях семьи. Чтобы сделать процесс обучения   радостным,   учитель   должен   разработать   систему   интерактивных новейших форм и методов воспитательной работы, привлекать родителей к сотрудничеству с учителем. 34

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников с помощью ИКТ» (из опыта работы)

«Формирование познавательной активности младших школьников  с помощью ИКТ» (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017