Формирование познавательной мотивации дошкольников
Оценка 4.6

Формирование познавательной мотивации дошкольников

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Детсад
04.03.2018
Формирование познавательной мотивации дошкольников
Одной из составляющих творческого потенциала ребёнка является познавательная мотивация. Наиболее благоприятным для формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст. Ведь именно в дошкольном возрасте ребёнок овладевает новыми знаниями, умениями, навыками, он активно познаёт себя и окружающий его мир. В ходе различных видов деятельности происходит формирование мотивов с новыми характеристиками и свойствами.
Статья.docx
Формирование познавательной мотивации дошкольников На базе познавательного интереса идет формирование познавательного мотива,  который в свою очередь является проявлением сформированной познавательной  потребности. А соответственно, чем больше ребёнок познает, тем сильнее его интерес  [2]. Е.Л. Виноградова выделила три показателя выраженности познавательной  мотивации: • эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на  задании; экспрессивно­мимические проявления интереса; положительный  эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); • целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться  • на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно  выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а  также диалога с партнером о содержании деятельности). [3]. Таким образом, можно сказать, что проблема познавательной мотивации довольно  широко разработана и нашла своё отражение во многих концепциях, рассматривающих  мотивационную сферу человека. Она является внутренней направленностью человека  на познание нового и выполняет такие же функции, как и мотивация  (смыслообразующую и побуждающую), помимо этого познавательная мотивация  связана с другими смежными понятиями, которые напрямую с ней взаимодействую  Данный вид мотивации непосредственно является мощным стимулом в развитии  личности. В дошкольном возрасте ребёнок интенсивно накапливает знания. У него  формируются различные способности, он осваивает окружающий мир и познает себя.  Согласно А.Н. Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования  мотивационной сферы является именно дошкольный возраст. В связи с активным становлением речи, общения, как с взрослыми, так и со  сверстниками, его включением в различные виды деятельности, в мотивационной сфере  ребенка возникают новообразования, различные по степени выраженности, которые  характеризуются новыми структурными особенностями и свойствами. Структура мотивации ребёнка на рубеже раннего и дошкольного возраста  характеризуется аморфностью, мотивы сменяют друг друга в непроизвольном порядке,  то есть не подчиняются единому сознательно­волевому контролю ребенка, все его  желания одинаково сильны. Первичное соподчинение мотивов возникает в начале дошкольного возраста и  развивается в двух направлениях: ­ в направлении формирования самого механизма соподчинения; ­ в направлении усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности [5]. Соподчиненность потребностей и желаний ребенка приобретает более или менее  устойчивые формы примерно к 4 годам. Относительную устойчивость начинают  приобретать разнообразные интересы, вследствие чего начинает складываться  индивидуальная мотивационная сфера ребенка. В дошкольном возрасте мотивы начинают приобретать разную силу и значимость.  Младший дошкольник уже относительно легко может принять решение в ситуации, где необходимо выбрать один предмет из нескольких. Среди таких мотивов выделяют  доминирующие мотивы — преобладающие в мотивационной иерархии. Это могут быть  мотивы достижения, общения, самоутверждения и т.д. [3]. У ребёнка дошкольного возраста познавательный мотив ещё не осознается, но при  этом познавательная мотивация является внутренней направленностью, то есть игровой и социальный мотивы отодвигаются на второй план. Познавательная мотивация является общей характеристикой и структурным  компонентом творческого потенциала ребенка. То есть, помимо непосредственно  самого развития познавательной мотивации, у ребёнка идёт формирование и других  психических функций [6]. А.В. Запорожец в своих исследованиях показал, что первоначально познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность ребёнка, и постепенно на  протяжении дошкольного возраста начинает формироваться новый вид  интеллектуальной деятельности, характеризующейся новой познавательной мотивацией [1]. Таким образом, дошкольный возраст является наиболее сензитивным для  формирования мотивационной сферы, а соответственно и познавательной мотивации,  которая ещё не осознается ребёнком, но уже начинает выдвигаться на первый план,  замещая игру, т.к. в старшем происходит постепенная смена ведущего вида  деятельности ребёнка. Литература: 1. Арановская­Дубовис Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности  дошкольника/ Д.М. Арановская­Дубовис, Е.В. Заика // Вопросы психологии, 1995. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ­ М.:  Просвещение, 1968. ­ 464 с. 3. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет / Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование – 2004. ­ №2. ­ С  43­46. 4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. – Ростов н/Д., 2002. ­ 146 с. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. ­ М.: Смысл, 2005. ­ 297 с. 6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. ­  1989. ­ №6. ­ С. 29–33.

Формирование познавательной мотивации дошкольников

Формирование познавательной мотивации дошкольников

Формирование познавательной мотивации дошкольников

Формирование познавательной мотивации дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018