Одной из составляющих творческого потенциала ребёнка является познавательная мотивация. Наиболее благоприятным для формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст. Ведь именно в дошкольном возрасте ребёнок овладевает новыми знаниями, умениями, навыками, он активно познаёт себя и окружающий его мир. В ходе различных видов деятельности происходит формирование мотивов с новыми характеристиками и свойствами.
Формирование познавательной мотивации дошкольников
На базе познавательного интереса идет формирование познавательного мотива,
который в свою очередь является проявлением сформированной познавательной
потребности. А соответственно, чем больше ребёнок познает, тем сильнее его интерес
[2]. Е.Л. Виноградова выделила три показателя выраженности познавательной
мотивации:
•
эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на
задании; экспрессивномимические проявления интереса; положительный
эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
• целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться
•
на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно
выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а
также диалога с партнером о содержании деятельности). [3].
Таким образом, можно сказать, что проблема познавательной мотивации довольно
широко разработана и нашла своё отражение во многих концепциях, рассматривающих
мотивационную сферу человека. Она является внутренней направленностью человека
на познание нового и выполняет такие же функции, как и мотивация
(смыслообразующую и побуждающую), помимо этого познавательная мотивация
связана с другими смежными понятиями, которые напрямую с ней взаимодействую
Данный вид мотивации непосредственно является мощным стимулом в развитии
личности.
В дошкольном возрасте ребёнок интенсивно накапливает знания. У него
формируются различные способности, он осваивает окружающий мир и познает себя.
Согласно А.Н. Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования
мотивационной сферы является именно дошкольный возраст.
В связи с активным становлением речи, общения, как с взрослыми, так и со
сверстниками, его включением в различные виды деятельности, в мотивационной сфере
ребенка возникают новообразования, различные по степени выраженности, которые
характеризуются новыми структурными особенностями и свойствами.
Структура мотивации ребёнка на рубеже раннего и дошкольного возраста
характеризуется аморфностью, мотивы сменяют друг друга в непроизвольном порядке,
то есть не подчиняются единому сознательноволевому контролю ребенка, все его
желания одинаково сильны.
Первичное соподчинение мотивов возникает в начале дошкольного возраста и
развивается в двух направлениях:
в направлении формирования самого механизма соподчинения;
в направлении усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности [5].
Соподчиненность потребностей и желаний ребенка приобретает более или менее
устойчивые формы примерно к 4 годам. Относительную устойчивость начинают
приобретать разнообразные интересы, вследствие чего начинает складываться
индивидуальная мотивационная сфера ребенка.
В дошкольном возрасте мотивы начинают приобретать разную силу и значимость.
Младший дошкольник уже относительно легко может принять решение в ситуации, гденеобходимо выбрать один предмет из нескольких. Среди таких мотивов выделяют
доминирующие мотивы — преобладающие в мотивационной иерархии. Это могут быть
мотивы достижения, общения, самоутверждения и т.д. [3].
У ребёнка дошкольного возраста познавательный мотив ещё не осознается, но при
этом познавательная мотивация является внутренней направленностью, то есть игровой
и социальный мотивы отодвигаются на второй план.
Познавательная мотивация является общей характеристикой и структурным
компонентом творческого потенциала ребенка. То есть, помимо непосредственно
самого развития познавательной мотивации, у ребёнка идёт формирование и других
психических функций [6].
А.В. Запорожец в своих исследованиях показал, что первоначально познавательные
задачи включены в игровую и практическую деятельность ребёнка, и постепенно на
протяжении дошкольного возраста начинает формироваться новый вид
интеллектуальной деятельности, характеризующейся новой познавательной мотивацией
[1].
Таким образом, дошкольный возраст является наиболее сензитивным для
формирования мотивационной сферы, а соответственно и познавательной мотивации,
которая ещё не осознается ребёнком, но уже начинает выдвигаться на первый план,
замещая игру, т.к. в старшем происходит постепенная смена ведущего вида
деятельности ребёнка.
Литература:
1. АрановскаяДубовис Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности
дошкольника/ Д.М. АрановскаяДубовис, Е.В. Заика // Вопросы психологии, 1995.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1968. 464 с.
3. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников
5–6 лет / Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование – 2004. №2. С
4346.
4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. – Ростов н/Д., 2002. 146 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 297 с.
6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.
1989. №6. С. 29–33.