Формирование познавательной мотивации дошкольников

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из составляющих творческого потенциала ребёнка является познавательная мотивация. Наиболее благоприятным для формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст. Ведь именно в дошкольном возрасте ребёнок овладевает новыми знаниями, умениями, навыками, он активно познаёт себя и окружающий его мир. В ходе различных видов деятельности происходит формирование мотивов с новыми характеристиками и свойствами.
Иконка файла материала Статья.docx
Формирование познавательной мотивации дошкольников На базе познавательного интереса идет формирование познавательного мотива,  который в свою очередь является проявлением сформированной познавательной  потребности. А соответственно, чем больше ребёнок познает, тем сильнее его интерес  [2]. Е.Л. Виноградова выделила три показателя выраженности познавательной  мотивации: • эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на  задании; экспрессивно­мимические проявления интереса; положительный  эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); • целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться  • на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно  выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а  также диалога с партнером о содержании деятельности). [3]. Таким образом, можно сказать, что проблема познавательной мотивации довольно  широко разработана и нашла своё отражение во многих концепциях, рассматривающих  мотивационную сферу человека. Она является внутренней направленностью человека  на познание нового и выполняет такие же функции, как и мотивация  (смыслообразующую и побуждающую), помимо этого познавательная мотивация  связана с другими смежными понятиями, которые напрямую с ней взаимодействую  Данный вид мотивации непосредственно является мощным стимулом в развитии  личности. В дошкольном возрасте ребёнок интенсивно накапливает знания. У него  формируются различные способности, он осваивает окружающий мир и познает себя.  Согласно А.Н. Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования  мотивационной сферы является именно дошкольный возраст. В связи с активным становлением речи, общения, как с взрослыми, так и со  сверстниками, его включением в различные виды деятельности, в мотивационной сфере  ребенка возникают новообразования, различные по степени выраженности, которые  характеризуются новыми структурными особенностями и свойствами. Структура мотивации ребёнка на рубеже раннего и дошкольного возраста  характеризуется аморфностью, мотивы сменяют друг друга в непроизвольном порядке,  то есть не подчиняются единому сознательно­волевому контролю ребенка, все его  желания одинаково сильны. Первичное соподчинение мотивов возникает в начале дошкольного возраста и  развивается в двух направлениях: ­ в направлении формирования самого механизма соподчинения; ­ в направлении усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности [5]. Соподчиненность потребностей и желаний ребенка приобретает более или менее  устойчивые формы примерно к 4 годам. Относительную устойчивость начинают  приобретать разнообразные интересы, вследствие чего начинает складываться  индивидуальная мотивационная сфера ребенка. В дошкольном возрасте мотивы начинают приобретать разную силу и значимость.  Младший дошкольник уже относительно легко может принять решение в ситуации, гденеобходимо выбрать один предмет из нескольких. Среди таких мотивов выделяют  доминирующие мотивы — преобладающие в мотивационной иерархии. Это могут быть  мотивы достижения, общения, самоутверждения и т.д. [3]. У ребёнка дошкольного возраста познавательный мотив ещё не осознается, но при  этом познавательная мотивация является внутренней направленностью, то есть игровой и социальный мотивы отодвигаются на второй план. Познавательная мотивация является общей характеристикой и структурным  компонентом творческого потенциала ребенка. То есть, помимо непосредственно  самого развития познавательной мотивации, у ребёнка идёт формирование и других  психических функций [6]. А.В. Запорожец в своих исследованиях показал, что первоначально познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность ребёнка, и постепенно на  протяжении дошкольного возраста начинает формироваться новый вид  интеллектуальной деятельности, характеризующейся новой познавательной мотивацией [1]. Таким образом, дошкольный возраст является наиболее сензитивным для  формирования мотивационной сферы, а соответственно и познавательной мотивации,  которая ещё не осознается ребёнком, но уже начинает выдвигаться на первый план,  замещая игру, т.к. в старшем происходит постепенная смена ведущего вида  деятельности ребёнка. Литература: 1. Арановская­Дубовис Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности  дошкольника/ Д.М. Арановская­Дубовис, Е.В. Заика // Вопросы психологии, 1995. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ­ М.:  Просвещение, 1968. ­ 464 с. 3. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет / Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование – 2004. ­ №2. ­ С  43­46. 4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. – Ростов н/Д., 2002. ­ 146 с. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. ­ М.: Смысл, 2005. ­ 297 с. 6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. ­  1989. ­ №6. ­ С. 29–33.

Посмотрите также