В данной методической разработке рассматривается формирование познавательных компетенций через организацию проектной и исследовательской деятельности. На примерах проектов и исследовательских работах показано, как можно формировать познавательные компетенции. Также есть материал о роли развития познавательных компетенций в начальных классах и как правильно организовывать работу над проектами.
формирование познавательных компетенций (1).docx
Формирование познавательных компетенций
младших школьников
через организацию проектной и исследовательской
деятельности
Автор опыта:
Комиссарова О.А.
учитель начальных классов
Информация об опыте
Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через
организацию проектной и исследовательской деятельности».
Тема на сегодняшний день актуальна, так как одной из главных целей образования
является развитие познавательной активности обучающихся. Познавательная
активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой
происходит овладение содержанием учебного предмета. «Целью обучения является не
только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование
ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности - познавательная
активность», – писала Т.И. Шамова.
Условия возникновения опыта
Ковалёва Людмила Фёдоровна работает учителем начальных классов в МБОУ
«Троицкая средняя общеобразовательная школа» п. Троицкий 25 лет. В её классе
обучаются дети с разными способностями, разной подготовкой и разными личностными
характеристиками. Не все одинаково усваивают учебный материал, поэтому возникла
необходимость в создании таких условий обучения и развития, чтобы каждый ребёнок
научился работать творчески, смог увидеть свои ошибки, умел высказывать своё
мнение. Учитель поставила перед собой задачу развивать у детей познавательные
компетенции. Основной идеей является оптимальное развитие каждого ребенка на
основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,
интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной
деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то
в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности.
Поэтому и возникла идея становления опыта «Формирование познавательных
компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской
деятельности».
Актуальность опыта
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный
подход, всё более актуальным становится использование в образовательном процессе
приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые
знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и выявленными в ходе
умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета
призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков
самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов
обучения, в частности, организацию проектной и исследовательской деятельности.
Практика показывает, что проектная и исследовательская деятельность делают
процесс обучения более продуктивным. Формирование исследовательских умений и
навыков учащихся помогает достичь определённых целей: повысить познавательный
интерес обучающихся к учёбе, мотивировать их на достижение более высоких
результатов.
Актуальность опыта обусловлена противоречиями,
образовательной деятельности:
между традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью внедрения
современных образовательных технологий, реально необходимых на современном
этапе развития общества;
между необходимостью введения творческих приёмов обучения и недостаточностью
разработанных этих методик для начальных классов;
между развитием психофизиологических особенностей личности и возможностью
усвоения учебного материала через развитие исследовательских навыков у младших
школьников.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий
для организации проектной и исследовательской деятельности в системе урочной и
внеурочной работы, содействующих развитию познавательных компетенций
обучающихся начальных классов.
Этапы работы над опытом: I этап – начальный (констатирующий): сентябрь – ноябрь
2013 г. – изучение теоретических основ по теме опыта и опыта коллег; II этап –
основной (формирующий): декабрь 2013 г. – январь 2016 г. – использование методов и
приёмов, способствующих формированию познавательных компетенций; III этап –
заключительный (контрольный): февраль – май 2016 г.
Диапазон опыта: единая система «урок – внеурочная деятельность».
Теоретическая база опыта
Вопрос формирования познавательных компетенций школьников считается одним из
актуальных, включающих как социальный, так и психолого-педагогический аспект.
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу –
это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором
следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Эта проблема имеет
давнюю историю. Выдающийся вклад в её изучение внесли классики педагогики,
видные психологи и методисты, талантливые учителя – Талызина Н.Ф., Щукина Г.И.,
Ананьев Б.Г., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н., Амонашвили Ш.А., Истомина Н.Б.
Работая над опытом, педагог обратился к литературе по педагогике и психологии,
чтобы найти научное обоснование опыту. Методологическая база опыта такова:
Концептуальные положения проектной технологии (И. Ф. Свадковский, С. Т. Шацкий и
др.); Теория и методика педагогического исследования (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько и
др.);
Методика исследовательского обучения младших школьников (А. И.Савенков);
Проблема диагностики и развития исследовательских способностей (А. И. Савенков, Н.
С. Лейтес, С. М. Бондаренко);
Анализ урока в начальной школе (Р.Г. Чуракова).
В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из
задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения
сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы
школьников. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его
умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей
образования и современного учителя.
В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др.
подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее
полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности,
имеющей исследовательскую направленность.
А.И.Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует
рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности,
порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и
строящийся на базе исследовательского поведения».[4]
Изучение теоретических аспектов проблемы привело учителя к выводу о том, что
неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая
исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Он
настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление
к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает
условия для исследовательского обучения.
Новизна опыта заключается в совершенствовании отдельных сторон педагогического
процесса, основанного на создании системы формирования познавательных
компетенций через организацию проектной и исследовательской деятельности.
Технология опыта
Целью педагогической деятельности является использование проектной и
исследовательской деятельности в системе «урок - внеурочная деятельность» как
условия формирования познавательных компетенций обучающихся начальных классов.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач.
Определение уровней и качественных критериев сформированности познавательных
компетенций учеников.
Организация необходимых условий для приобретения обучающимися учебно-
исследовательских и проектировочных умений.
Обеспечение взаимосвязи между выполнением проектов,
познавательными компетенциями.
исследований и общеучебной деятельности,
Для успешного развития детей необходимо в первые годы школьного обучения
пробудить интерес к учебным знаниям, увлечь, мобилизовать внимание,
активизировать их деятельность. «Компетенция» в переводе с латинского означает
круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
По мнению доктора педагогических наук Г.К. Селевко, компетенция - это готовность
субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и
достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки,
компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности. [5]
Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической,
соотнесенной с реальными
познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания,
планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками
продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности,
владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами
решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования
соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов,
владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов
познания.
Свою работу учитель начал с диагностики развития познавательных процессов
младших школьников (Приложение 2). Для определения уровня развития внимания
использованы методики «Изучение переключения внимания», «Исследование
особенностей распределения внимания» (Т.Е.Рыбаков), «Оценка устойчивости внимания
методом корректурной пробы» (Бурдон). Определить уровень развития мышления
позволили методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Изучение скорости
мышления», «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова). Для определения уровня
развития воображения
методика «Дорисовывание фигур». По результатам
диагностик сделан вывод, что большинство учеников класса имели средний уровень
развития познавательных процессов. Высокий уровень развития познавательной
активности (по методике Ч.И. Спилбергера; приложение 3) высокий уровень имели 2
человека (8 %), средний уровень – 12 человек (48 %), низкий уровень – 10 человек (44
%). Поэтому были необходимы такие методы и приёмы работы, которые бы позволили
развивать познавательные компетенции школьников.
учебно-познавательные компетенции – это
По определению Хуторского А.В.
совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной
деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят
способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками:
добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением
приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через
деятельностный подход к обучению. Ярким примером осуществления такого подхода
является проектная и исследовательская деятельность. Следует разграничивать
понятия «проект» и «исследование». Исследование – бескорыстный поиск истины, а
проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. [4]
Метод проектов разработан в начале XX века Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. В его
основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
- ролевые
Она
творческие,
конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического мышления.
При организации проектной деятельности педагог опирается на типологию проектов,
разработанную Е.С. Полат. По доминирующей при реализации проекта деятельности
использую проекты исследовательские,
(игровые),
практико-ориентированные
ознакомительно-ориентировочные (информационные),
(прикладные). По предметно - содержательной области организую монопроекты (в
рамках одной области) и межпредметные проекты, по количеству участников –
индивидуальные, парные, групповые проекты, по продолжительности - краткосрочные,
средней продолжительности и долгосрочные. [6]
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью.
предполагает:
выражение обучающимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в
реальную деятельность;
при выполнении проекта происходит непроизвольное запоминание явлений и
процессов;
в ходе работы над проектом стимулируется развитие творческого мышления,
воображения;
кроме того, создаются условия не только для свободы выражения мысли, но и для
осмысления воспринимаемого.
В учебники для начальной школы, соответствующие Федеральному государственному
образовательному стандарту второго поколения, включено множество заданий,
предполагающих создание проектов. Система учебников «Школа России», по которой
учитель работает в настоящее время, обладает типическими свойствами,
позволяющими реализовать проектную и исследовательскую деятельность:
комплектность предусматривает прежде всего единство установки формирования
таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими
источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием),
умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом), обмен
информацией между учебниками, единая система практических задач, демонстрация
не менее двух точек зрения при объяснении нового материала, выход за пределы
учебника в зону словарей, общий метод ПРОЕКТОВ;
инструментальность - это предметно-методические механизмы, способствующие
практическому применению получаемых знаний: только включение словарей разного
назначения во все учебники, создание условий необходимости их применения при
решении конкретных учебных и практических задач или в качестве дополнительного
источника информации, постоянная организация специальной работы по поиску
информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами, требование
применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки,
компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров) не только для
решения конкретных учебных задач, но и практических;
интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и
учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством
переписки.[8] Работая с детьми над проектами, педагог ориентирует их не просто на поиск нового
знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем; знакомит ребят с
алгоритмом разработки проектов: проблема – цель-результат. После того как выявлена
проблема и намечена цель, устанавливается наличие имеющихся и недостающих
ресурсов, формулируются задачи, намечаются этапы работы, выбираются способы
решения задач на каждом этапе, определяются сроки выполнения работы. Учитывая
интерес младших школьников к игровой деятельности, учитель предлагает такие
дидактические приёмы, как «Волшебный цветок» (каждый лепесток которого –
компонент проекта), весёлый мини-тест «Каково ваше мнение?», различные задачи,
составленные на основе русских народных сказок, литературных произведений,
познавательные игры («Лото», «Крестики-нолики», «Отвечай – не зевай»). При
описании поэтапного решения задачи использует фразы-клише:
Я начал свою работу с того, что…
Потом приступил к …
Я завершил работу тем, что…
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…
Я отклонился от плана….
План моей работы был нарушен, потому что…
Мне удалось достичь цели проекта, потому что…
С целью формирования навыков работы над проектами применяет приёмы технологии
«Развитие критического мышления», в основу которой положены идеи и положения Ж.
Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего
развития, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического
мышлении. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся,
необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Суть её точно передана в
китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я
пойму». Учитель раскрывает приёмы, которые успешно применяет в начальной
школе.
«Кластер»: информация, касающаяся какого-либо предмета, явления или события,
описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре
находится ключевое понятие, с которым ученики логически связывают последующие
ассоциации. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
(Примеры использования: на уроках русского языка по темам «Звуки и буквы», «Части
речи», на уроке математики по теме «Геометрические фигуры», на уроке окружающего
мира» по теме «Режим дня», «Животные»)
«Корзина идей»: метод организации индивидуальной и групповой работы в начале
урока на этапе актуализации знаний. Задаётся вопрос, что дети знают по теме уроки,
ответы записываются в тетрадь (индивидуальная работа). Затем дети обмениваются
мнениями в парах и группах, выясняют, у кого мнения совпали, какие возникли
разногласия; составляется список мнений (идей), в «корзину идей» помещаются
правильные мнения (сортировка происходит по ходу работы, ошибки исправляются).
Данный приём уместно использовать в 3-4 классах. (Пример использования: на уроке
окружающего мира по теме «Что такое почва?»)
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»: в левой части таблицы помещаются
«тонкие» вопросы, требующие односложных ответов, в правой – «толстые» вопросы, требующие развёрнутых ответов. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень
развития мышления.
«Отсроченная догадка»: дети высказывают предположения по заявленной теме, но
вопрос остаётся открытым до конца урока. В конце урока ученики должны сами дать
ответ на вопрос. Данный приём можно использовать на любом уроке.
«Верите ли вы, что…»: учитель читает утверждения, связанные с темой урока, ученики
записывают ответы в виде «да», «нет». (Пример использования: на уроке окружающего
мира по теме «Животные леса», на уроке литературного чтения по теме «Устное
народное творчество» и др.)
«Инсерт»: при чтении статьи ученики на полях делают пометки «уже знал», «новое»,
«думал иначе», «не понял, есть вопросы». Прочитав статью, ученики возвращаются к
своим пометкам и анализируют информацию.
«Чтение с остановками»: эффективно использовать на уроках литературного чтения,
предложив детям высказать предположения по заглавию, по имени героев,
пофантазировать о событиях. [9]
Опыт работы показывает, что проектная деятельность – это активная познавательная
деятельность, участвуя в которой, дети учатся планировать и оценивать результат
своей работы, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих
знаниях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы,
представлять свою точку зрения. Разнообразны творческие продукты проектов: в одних
случаях это материальные продукты (книжка-малышка «Азбука в картинках», «Азбука
животных», «Живая азбука», плакаты «Части речи», «Режим дня», «Родословное
древо»; в других - интеллектуальные, творческие (сочинение, стихотворение, сказка) и
информационные - («Паспорт имени прилагательного», презентации «Мой город»).
При организации проектной деятельности находит применение методика «школа
эйдетики», автором которой является московский ученый Игорь Матюгин. Это мостик
между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего
школьника. Приёмы эйдетики позволяют осуществлять мягкий переход от одного
уровня сложности к другому.[2]
Важным этапом является защита проекта, которая позволяет проанализировать
результаты деятельности. В ходе проектной деятельности у обучающихся
формируются познавательные компетенции. Изучив идеи А. И. Савенкова, учитель
сделал
вывод, что исследовательская деятельность также способствует
формированию познавательных компетенций. В процессе исследовательской
деятельности формируются следующие умения:
- рефлексивные:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- поисковые (исследовательские):
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая
знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
- умения работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- коммуникативные:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
задавать вопросы;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
- презентационные:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Сформировать исследовательские навыки у младших школьников позволяет программа
А.И.Савенкова «Я – исследователь». Ученики Людмилы Фёдоровны в рамках внеурочной
деятельности занимаются в кружке «Я – исследователь», участвуют в работе секции
НОУ «Первооткрыватели». С целью формирования умения видеть проблемы детям
предлагаются задания «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ от
имени другого персонажа», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Сколько
значений у предмета?». Здесь уместно использовать «Метод шести разноцветных
шляп», разработанный известным психологом Эдвардом де Боно. Для того чтобы
научиться решать творческие задачи, он предлагает выполнять по одному
мыслительному действию за один раз. Чтобы каждый этап фиксировать в сознании,
предлагается мысленно (а можно и по-настоящему) надевать шляпы разных цветов.
Психологически важно, что шляпу можно легко поменять на другую. Используя шляпу
определенного цвета, человек смотрит на проблему с одной стороны. А после того, как он посмотрел на проблему с разных углов зрения, он получает всесторонний
комплексный взгляд.
Для развития умения выдвигать гипотезы педагог использует задания «Давайте
вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых
главных желания каждого человека на Земле?». Для развития умения задавать
вопросы предлагает ребятам задания «Вопросы и ответы», «Найди загаданное слово»,
«Найди причину события с помощью вопросов». Наиболее популярны у учеников
задания «Вопросы незнакомца», «Вопросы машине времени».
При выполнении задания «Вопросы незнакомца» предлагается представить, что
разговариваешь с незнакомым сверстником (незнакомым взрослым, ребёнком), и
предположить, какие вопросы он бы задал в первую очередь. При выполнении задания
«Вопросы машине времени» предлагаю задать три самых необычных вопроса машине
времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.
Дети с удовольствием играют в игру «Угадай, о чём спросили»: один человек,
вышедший к доске, получает несколько карточек с вопросами, он, не читая вопроса
вслух, громко отвечает на него. Все остальные должны догадаться, на какой вопрос он
отвечает.
На уроках и во внеурочной деятельности учитель использует приёмы описание,
сравнение, различение, классификация, обобщение. При формировании умения видеть
главное - схемы «Дом с колоннами», «Паучок», «Дерево».[4]
Исследовательская деятельность имеет место на уроках: изучение свойств бумаги,
свойств воды, свойств
полезных ископаемых, эксперименты с отражением
геометрических тел, с лучом света, опыты с лимоном, сахаром и солью, смешивание
красок. Учитель проводит уроки в нетрадиционной форме: урок - исследование,
экскурсия, путешествие, практикум. (Приложение 5)
Во внеурочное время ученики Людмилы Фёдоровны успешно занимаются
исследовательской деятельностью. Большую помощь в её организации оказывает
книга А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».
Темы детских исследовательских работ разнообразны: ««Резьба по дереву в дому:
увлечение или профессия?», «Почему лист зелёный?», «Волшебная соль!», «Тюльпаны
для мамы!», «Выращивание кристаллов в домашних условиях», «Хлеб, хлебушек!»,
«Волшебник - лимон» (Приложение 4). Дети самостоятельно предлагают темы
исследований.
Работа по формированию познавательных компетенций убеждает, что проектная и
исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное
время многогранна. Правильная организация проектной и исследовательской
деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время, уже на начальном
этапе обучения позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения
(сравнение, сопоставление, анализ, синтез, классификация); информационные умения
(работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у
компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные
умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль,
самооценку), тем самым повысить познавательную активность учащихся.
Результативность опыта
Практика показывает, что систематическая и целенаправленная организация
проектной и исследовательской деятельности позволяет педагогу добиться хороших результатов при обучении младших школьников. Знания обучающихся соответствуют
требованиям государственного стандарта. Качество знаний при 100 % обученности
составляет: 2 класс (2012 – 2013 уч. г.) – 45,5 %; 3 класс (2013 – 2014 уч. г.) – 50 %; 4
класс (2014 – 2015 уч. г.) – 56 %. Знания обучающихся подтверждаются при переходе в
среднее звено.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.