«Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе (текстовые задачи)»
Оценка 5

«Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе (текстовые задачи)»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
12.01.2017
«Формирование познавательных УУД на уроках  русского языка в 5 классе (текстовые задачи)»
Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта многих учителей, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных задач, которые в массовой практике вызывают, как правило, затруднения у учителей.Цель: организация работы с текстом на уроках русского языка в 5 классе с целью развития познавательных УУД
статья.docx

 

 «Формирование познавательных УУД на уроках

русского языка в 5 классе (текстовые задачи)»

                                     

Введение

               В настоящее время информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и деятельности человека важно проявление и возможность использовать функциональные и деятельностные качества. Иными словами, как сказано в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации. Вот почему перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение познавательных универсальных учебных действий (далее — УУД).

        Проблемы:

- овладение школьниками универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах образования;

- овладение способом смыслового чтения как осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- фиксирование информации разными способами; понимание информации, представленной в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

- умение пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;

- умение выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

             Предлагаемые типовые решения особенно  востребованы в связи с введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее — ФГОС ООО).

                   

          Цель:  организация  работы с текстом на уроках русского языка в 5 классе с целью развития познавательных УУД

 

          Задачи:

1.     Определить сущность, особенности, значение развития познавательных УУД обучающихся 5 классов (на примере теоретического материала).

2.     Отобрать дидактический материал и обосновать оптимальные методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка на подготовительном этапе развития познавательных УУД в 5 классе.

3.      Систематизировать дидактический материал для развития познавательных УУД обучающихся 5 классов для реализации основного этапа.

 

         Проблемы грамотного чтения текста школьниками с целью понимания его смысла, умения выделять главное и второстепенное, выполнять задания по тексту и т.д. описаны еще 15 лет назад Г.С. Ковалевой, Э.А. Красновским в статье «Новый взгляд на грамотность» (По результатам международного исследования PISA-2000), где подробно изложены концептуальные подходы к оценке грамотности, оценка выполнений заданий, выводы, причины, рекомендации. Неутешительными результатами этих исследований стали результаты российских школьников. Необходимо было незамедлительно начать работу школьников по формированию и развитию навыков грамотного чтения. Этому способствовала работа с текстом.

         Важным условием полноценной читательской деятельности на любом из ее этапов является внимательное отношение к слову. Текст— это посредник между автором и читателем. Чтобы общение состоялось, читатель должен воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет. Мысль автора нужно понимать дословно. Процесс понимания текста — это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, это способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию.

           В 2010 году был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Соответственно, разработаны примерные программы по учебным предметам. Основным индикатором функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, стали УУД. Говоря об умении извлекать информацию из различных источников, перерабатывать ее и систематизировать, осмысливать цель чтения, выбирая его вид, мы понимаем, что текст является основным средством обучения, а учебные действия, формируемые в этом направлении, называются познавательными. Овладение учащимися познавательными УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

              Высокая эффективность деятельности учителя и ученика на уроке обеспечивается внутренней взаимообусловленной связью различных методических средств в сочетании с системой оригинальных упражнений. Структура уроков русского языка в 5 классах предполагает систему работы с текстовыми упражнениями, так как именно текст позволяет полнее и точнее понять значение изучаемой языковой категории, ее грамматические особенности и функциональное назначение.

            В работе с текстом можно выделить два этапа: подготовительный и основной.

            На подготовительном этапе учащимся предъявляется текст в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания — исходный материал.

Формы его различны:

- текст деформированный: с переставленными или измененными по месту частями;

- текст, который следует дополнить определенными языковыми категориями;

- незаконченный: с пропущенными в нем словами, словосочетаниями, фразами, предложениями, абзацами и т.д.

Особенность такого подхода в том, что самостоятельно осуществляемый, разносторонний предварительный анализ исходного материала помогает учащимся приобрести очень важное умение — видеть без воздействия и подсказки со стороны орфографические, синтаксические и другие особенности той или иной записи.

          На основном этапе учащиеся записывают текст и последовательно выполняют три-четыре задания.

Первое — по орфографии, второе — по другим разделам. В одно из них включается задание по изучаемой теме. Как правило, задания носят нетрадиционный, поисковый характер. Они составляются так, чтобы учащиеся не получили точных указаний, с какой именно языковой категорией они будут работать. Школьникам сообщаются только ориентиры для их нахождения и действия, которые необходимо осуществить. Поисковые действия носят разнообразный и постоянно усложняющийся характер. Перечень заданий к текстовым упражнениям может быть различный по степени сложности. Необходимо сохранить принцип постепенного усложнения заданий.

               Для успешного формирования познавательных УУД при работе с текстом необходимо:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

 

               Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

- комплексная работа с текстом;

- лингвостилистический анализ текста;

- сочинение-рассуждение;

- редактирование текста;

- различные виды диктантов;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами.

 

Чтобы сформировать у учащихся познавательные УУД, формы, методы и приемы обучения должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Например, используются такие приёмы, как:

исследовательский метод,

дискуссии,

мозговой штурм,

технология "критического мышления”,

интерактивные,

групповые формы и методы,

коллективный способ обучения и другие. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

        Главное то, что на уроках школьники свободно говорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Используются  методы, ориентированные на устную коммуникацию (все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, обсуждение, дискуссия, диспут, выступления в качестве ведущих на мероприятиях и т.д.)  и методы, ориентированные на письменную коммуникацию (сочинения и изложения, подготовка заметок и статей в СМИ, телекоммуникационные тексты, сообщения, участие в конкурсах сочинений и др.)     

 

Рассмотрим это на примере заданий к разделу «Лексикология».

         

Цель: - помочь ученикам  структурировать знания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, пользуясь толковым словарём; определять основную и второстепенную информацию – общеучебные познавательные УУД;

1) Задание: доказательство тезиса

Описание задания: учитель задаёт классу вопрос: Что можно узнать о слове из толкового словаря? Ученики выдвигают свои тезисы и доказывают их письменно. Они имеют возможность обращаться к толковым словарям. В конце работы им предлагается сделать выводы из рассуждения.

 

2) Задание: сжатое изложение

Описание задания: Класс делится на 3 группы. Учитель называет тему урока: «Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова». Учащиеся по группам сами формулируют цель занятия. Они знакомятся с текстом рубрики «Теоретические сведения», выделяют в нём главное и по группам составляют тезисный план текста. Все планы сравниваются экспертами из представителей каждой группы под контролем учителя и выбирается лучший. Затем ученики пересказывают текст по частям по выбранному плану. I-ая группа – I-ая часть текста с примерами однозначных и многозначных слов из толкового словаря; II-ая группа – II-ая часть с примерами слов с прямым значением; III-я группа – III-я часть с примерами слов с переносным значением. Потом каждая группа оценивает работу других групп и даёт самооценку. Учитель подводит итоги. По окончании работы пятиклассники пишут сжатое изложение по отработанному тексту.

Цель: - помочь учащимся  выделять и формулировать познавательную цель;

структурировать знания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, пользуясь толковым словарём; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить анализ незнакомого текста с целью выделения существенных и несущественных его признаков; развивать навык смыслового чтения; извлекать необходимую информацию из прочитанного научного текста; определять основную и второстепенную информацию; адекватно, выборочно передавать содержание текста; составлять научные тексты, соблюдая  нормы построения текста  – общеучебные познавательные УУД;

 

3) Задание: исправление ошибок в употреблении слов

Описание задания: учитель зачитывает ученикам предложения, написанные на доске:

1.     На стенах висят портреты модных причёсок.

2.     Летом лес зелёный, а теперь он поменял свою шерсть и стоит белый.

3.     На его лице блуждает задумчивая физиономия.

4.     Бабушка сплела мне из шерсти новые носки.

Учащиеся сами формулируют проблему и предлагают пути её решения, исправляют ошибки в употреблении слов, выдвигают гипотезы и их обосновывают, доказывают свои тезисы, делают выводы. Педагог направляет работу детей, подводит итоги. Исправленные предложения школьники записывают в своих тетрадях.

Цели: - помочь школьникам формулировать проблемы творческого  характера и  создавать способы их решения - действия постановки и решения проблем;

- помочь учащимся осознанно  строить речевое высказывание в устной  форме - общеучебное познавательное УУД.        

4)    Задание: сочинение-миниатюра по рисункам

Описание задания:  школьники пишут сочинение-миниатюру по данным рисункам.

5)    Задание: поиск выразительных средств в художественных текстах

6)    Задание: сравнение текстов одной тематики и составление синквейна на основе этого сравнения

Описание задания: учитель предлагает учащимся различные тексты на одну тему – «Верба».Ученики читают тексты, затем формулируют проблемы творческого и поискового характера – в чём сходство и различие в описании дерева, какими выразительными средствами пользуются авторы, к каким жанрам относятся данные тексты. Потом школьники самостоятельно создают способы решения данных проблем, делают выводы по теме. После этого учитель предлагает составить синквейн вербы, предварительно дав примеры синквейнов. Учащиеся сами на основе примеров дают определение синквейну. Класс делится на 3 группы. Пятиклассники составляют синквейны по группам  и записывают их. Представители от каждой группы зачитывают наиболее удачные синквейны, аргументируя их выбор, анализируют ответы одноклассников и дают самооценку. Учитель подводит итоги.

7)    Задание: подбор эпитетов к слову

     Описание задания: учитель объявляет конкурс: кто подберёт как можно больше эпитетов к слову даль. Ученики отвечают, аргументируя свой выбор. Победитель получает отличную оценку. Затем учащиеся дополняют свои списки примерами из словаря эпитетов.

 

              Использование нестандартных заданий.

Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Из нестандартных заданий можно отметить следующие:

- «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов; - «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля; - угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.

 

 

 

 

Заключение

         Формирование познавательных УУД у школьников среднего звена  очень важная работа. Она приводит к самостоятельному освоению новых знаний. Достижение «умения учиться»  предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: начиная с мотивации и заканчивая сформированными компетенциями учащихся.

         В данной работе были рассмотрены задания, которые при системном подходе позволяют обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.

          Ценность  работы состоит в возможности её использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков русского языка, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных заданий позволят осуществить метапредметный подход к образованию.

 

Педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня, непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, проводить урок, оценивать достижения обучающихся, по-новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

 

 Список использованной литературы

 1. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

3. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2014.

4. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3ч. Ч. 1, 2, 3 / С.И. Львова,  В.В. Львов. – 8 –е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011.

5. Родионова Н.А., Синицкая А.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (учебно-методические материалы). – Самара, 2014, ООО «Самбр принт».

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская; И.А.Володарская и др. под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2013.

 7. http: //www.standart.edu.ru – концепция фундаментального ядра содержания общего образования.

 8. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.     


 

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе (текстовые задачи)»

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе (текстовые задачи)»

Предлагаемые типовые решения особенно востребованы в связи с введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее —

Предлагаемые типовые решения особенно востребованы в связи с введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее —

Неутешительными результатами этих исследований стали результаты российских школьников

Неутешительными результатами этих исследований стали результаты российских школьников

В работе с текстом можно выделить два этапа: подготовительный и основной

В работе с текстом можно выделить два этапа: подготовительный и основной

Для успешного формирования познавательных

Для успешного формирования познавательных

Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала

Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала

Слова однозначные и многозначные

Слова однозначные и многозначные

Бабушка сплела мне из шерсти новые носки

Бабушка сплела мне из шерсти новые носки

Учитель подводит итоги. 5)

Учитель подводит итоги. 5)

В данной работе были рассмотрены задания, которые при системном подходе позволяют обеспечить достижение поставленной перед учителем цели

В данной работе были рассмотрены задания, которые при системном подходе позволяют обеспечить достижение поставленной перед учителем цели

Самара, 2014, ООО «Самбр принт»

Самара, 2014, ООО «Самбр принт»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017