Формирование представлений о сенсорных эталонах в раннем возрасте

  • Документация
  • docx
  • 15.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте
Иконка файла материала Формирование знан о сенс эталонах.docx
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия  и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с  готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью,  позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия  окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо  целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию,  ощупыванию, выслушиванию,  т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но  обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить  отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам  других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он  в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми  «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют  результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса,  звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны  должны быть усвоены ребенком. Сенсорное воспитание  служит основой познания мира, первой  ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,  эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития  детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие неразрывно связано с развитием эстетическим. Если человек  способен отличать оттенки цветовой гаммы, разнообразие вкусов, запахов и звуков он в  полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается ею. Если же опыт  сенсорного развития невелик ­ это отрицательно скажется на развитии воображения. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания ­ запоминание, мышление, воображение ­ строятся на основе  образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное  интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем  или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится  благоприятной для дальнейшего нервно­психического развития и всестороннего  воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет  чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой»  сенсорного воспитания. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей  представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов ( система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов,  звуковысотный ряд и т.д.). В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов  спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы ­  геометрические фигуры, величина ­ метрическая система мер   Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не  ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоитьсенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и,  главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств  разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных  эталонов – это адекватное использование их в качестве  единицы измерения  при оценке  свойств предметов. В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму. Малыша  необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения  определить форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов, так как ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия. В дальнейшем он вычленяет форму зрительно. Сначала делает это недостаточно  точно, проверяя с помощью другого способа ­ примеривания. Лишь на основе длительного  использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение  вычленить ее из предмета и соотносить с формой других предметов. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной  деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются  не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для  сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета,  образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические  действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель (так в  действии осуществляется  анализ и синтез). Дата Сентябрь 1 неделя Тема занятия Проталкивание предметов  разной формы в соответствующие отверстия 2 неделя Нанизывание  больших  и маленьких колец  на  стержень 3 неделя Складывание  двухместной матрёшки4 неделя Раскладывание  однородных предметов разной величины на две группы Октябрь 1 неделя Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две  группы 2 неделя Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две  группы 3 неделя Нанизывание колец, убывающих по величине 4 неделя Складывание трёхместной матрёшки Ноябрь 1 неделя Размещение круглых вкладышей разной величины в ссответствующих  отверстиях 2 неделя Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в  соответствующих гнёздах Размещение резко отличных по форме вкладышей в соответствующих  отверстиях 3 неделя 4 неделя Размещение более близких по форме  вкладышей в соответствующие  отверстия Декабрь 1 неделя Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на две  группы 2 неделя Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов 3 неделя Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в  4 неделя Солнечный круг соответствии с их цветом Январь 1 неделя Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных соответствующих отверстиях 2 неделя Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в  3 неделя Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх 4 неделя Сделаем кукле бусыФевраль 1 неделя Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята» 2 неделя Выкладывание из мозаики на тему « Домики флажки» 3 неделя Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу» 4 неделя Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки» Март 1 неделя Помоги куклам найти свои игрушки 2 неделя Нанизывание больших и маленьких бус 3 неделя Ёжики 4 неделя Рисование красками на тему «Огоньки ночью» Апрель 1 неделя Рисование красками на тему «Листочки деревьев» 2 неделя Рисование красками на тему «Апельсин» 3 неделя Нанизывание  бус  разной формы 4 неделя Нанизывание бус разного цвета