Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.
Оценка 4.6

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
Взрослым
07.12.2018
Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.
Обучение произношению обучающихся в 1 дополнительном и 1 классе на индивидуальных занятиях строится на полисенсорном подходе (когда на помощь слуху и зрению привлекаются тактильно-вибрационные ощущения) и концентрическом подходе. Сущность этого подхода заключается в том, что первоначальное обучение состоит из двух концентров. Первый концентр совпадает с 1 дополнительным классом, а второй охватывает 1 и 2 классы. В 1 дополнительном классе от учащихся требуется точное произношение в словах 17 основных фонем, которые составляют сокращенную систему фонем. К основным фонемам, или основным звукам, относятся гласные: а, о, у, э, и, а также согласные п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. Эти звуки достаточно четко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвоения, чем остальные, близкие к каждому из них звуки. Усвоение всех основных звуков достигается к концу третьей четверти. В четвёртой четверти работа над фонетической стороной речи сосредоточивается на закреплении усвоенных ранее звуков и на тренировке учащихся в четком, слитном и ритмичном произнесении как усвоенных ранее, так и новых слов, словосочетаний, фраз. Новые звуки в этот период времени не ставятся. Дополнительный класс составляет первый концентр обучения произношению. Второй концентр начинается с первой четверти 1 класса и заканчивается во 2 классе. Этот концентр характеризуется систематической работой по уточнению произношению слов. В 1 классе ставятся и вводятся в речь звонкие согласные и аффрикаты (слитные), во 2 классе – мягкие согласные и гласный ы.
Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу..docx
Обучение произношению обучающихся в 1 дополнительном и 1 классе на индивидуальных   занятиях   строится   на   полисенсорном   подходе   (когда   на помощь слуху и зрению привлекаются тактильно­вибрационные ощущения) и концентрическом подходе. Сущность этого подхода заключается в том, что первоначальное   обучение   состоит   из   двух   концентров.   Первый   концентр совпадает с 1 дополнительным классом, а второй охватывает 1 и 2 классы. В 1 дополнительном классе от учащихся требуется точное произношение в словах 17   основных   фонем,   которые   составляют   сокращенную   систему   фонем.   К основным фонемам, или основным звукам, относятся гласные: а, о, у, э, и, а также согласные п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. Эти звуки достаточно четко различаются   между   собой   по   артикуляции   и   являются   более   легкими   для усвоения, чем остальные, близкие к каждому из них звуки.      Усвоение всех основных звуков достигается к концу третьей четверти. В четвёртой   четверти   работа   над   фонетической   стороной   речи сосредоточивается на закреплении усвоенных ранее звуков и на тренировке учащихся в четком, слитном и ритмичном произнесении как усвоенных ранее, так и новых слов, словосочетаний, фраз. Новые звуки в этот период времени не ставятся.   Дополнительный   класс   составляет   первый   концентр   обучения   произношению. Второй концентр начинается с первой  четверти 1 класса и заканчивается во 2 классе. Этот концентр характеризуется систематической работой по уточнению произношению слов. В 1 классе ставятся и вводятся в речь   звонкие   согласные   и   аффрикаты   (слитные),   во   2   классе   –   мягкие согласные и гласный ы.      Каждое индивидуальное занятие в 1 дополнительном и 1 классе начинается с   артикуляционной   гимнастики.  Артикуляционная   гимнастика   является средством  формирования правильного звукопроизношения, т.к. представляет собой   комплекс   правильно   выполняемых   артикуляционных   упражнений. Артикуляционная   гимнастика   является   основой   формирования   речевых звуков ­ фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель   артикуляционной   гимнастики   ­   выработка   полноценных   движений   и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.     Упражнения для губ 1. Улыбка Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка) Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор) Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние  резцы видны. 5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок Чередование положений губ. 6. Кролик Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.    Упражнения для развития подвижности губ 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.  2. Улыбка – Трубочка Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.  3. Пятачок Вытянутые трубочкой губы двигать вправо­влево, вращать по кругу.  4. Рыбки разговаривают Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). 5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю  губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и  растягивать их вверх­вниз. 6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо  добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный  звук "поцелуя".  7. Уточка Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой,  а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно  сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.  8. Недовольная лошадка Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не  станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.  9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к  зубам.  Если губы совсем слабые:  ­ сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, ­ удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг  (квадрат),­ удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее  выдернуть.   Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.  2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.  Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате  чего воздух выходит с силой и шумом.  Статические упражнения для языка 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.  2. Лопаточка.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.  3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.  4. Иголочка (Стрелочка. Жало).  Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.  5. Горка (Киска сердится).  Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята  вверх.  6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.  7. Грибок.  Рот открыт. Язык присосать к нёбу.  Динамические упражнения для языка 1. Часики (Маятник) Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка  попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.  2. Змейка Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь  рта.  3. Качели Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к  верхним и нижним резцам.  4. Футбол (Спрячь конфетку)  Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.  5. Чистка зубов Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.  6. Катушка Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты  к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается  в глубь рта. 7. Лошадка Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть  подъязычную связку.  8. Гармошка Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно  оттягивать вниз нижнюю челюсть.  9. Маляр Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних  резцов до мягкого нёба.  10. Вкусное варенье Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь  рта.  11. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.  Комплекс упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков С, З, Ц" Загнать мяч в ворота Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Наказать непослушный язык Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя­пя­пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти. Сделать язык широким Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти. ^ Кто дальше загонит мяч? Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Почистим зубы Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Горка (киска сердится) Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки,  спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15  секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с  горки). Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "P" 1. Чьи зубы чище?  Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с  внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.  Внимание! 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а  находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  2. Маляр Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо,  делая языком движения вперед­назад.  Внимание! 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних  зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.  3. Кто дальше загонит мяч? Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,  идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю  губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на  противоположный край стола. Внимание!  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы  воздушная струя была узкой, а не рассеянной.  4. Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и  положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при  произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать  верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в  сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не  "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно  придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.  5. Индюк. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить  движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,  стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала  производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос,  пока не послышится бл­бл (как индюк болбочет). Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Следить, чтобы движения языком были вперед­назад, а не из стороны в  сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.  6. Барабанщики. Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и  умение делать кончик языка напряженным. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним  альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий  английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Внимание! 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть  неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная  струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном  выполнении упражнения она будет отклоняться.  Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука  "Л" 1. Наказать непослушный язычок.  Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его  широким, распластанным.  Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя­пя­пя… Удерживать  широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного  до пяти­десяти. Внимание! 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить,  чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка,  если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.  2. Вкусное варенье.  Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и  положение языка, близкое к форме чашечки. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать  верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в  сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не  "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно  придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать  непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять  его наверх и завернуть на верхнюю губу. 3. Пароход гудит.  Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.  Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит  пароход). Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.  4. Индюк.  Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.  Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить  движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,  стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала  производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос,  пока не послышится бл­бл (как индюк болобочет).  Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед­назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.  5. Качели. Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое  при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать  зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней  стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так  поочередно менять положение языка 4­6 раз.  Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались  неподвижными.  6. Лошадка.  Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком  языка (как лошадка цокает копытами).  Внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.  2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.  7. Лошадка едет тихо. Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить  место языка при произнесении звука "л".  Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в  предыдущем упражнении, только беззвучно.  Внимание!  1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение  выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо  рта.  8. Дует ветерок.  Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними  зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.  Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта. Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч) 1. Наказать непослушный язычок. Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его  широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя­пя­пя… Удерживать  широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного  до пяти­десяти. Внимание!  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить,  чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка,  если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.  2. Сделать язык широким.  Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном  положении. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край  языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти­десяти. Внимание! 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.  3. Приклей конфетку. Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край  языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к  нёбу за верхними зубами.  Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть  неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5­2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить  чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).  4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.  4. Грибок. Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку  (уздечку).  Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий  язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать  тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)  Внимание! 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна  половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.  5. Кто дальше загонит мяч.  Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,  идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий  передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф,  сдуть ватку на противоположный край стола.  Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы  воздушная струя была узкой, а не рассеянной. 6. Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и  положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при  произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать  верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в  сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не  "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно  придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать  непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять  его наверх и завернуть на верхнюю губу.  7. Гармошка.  Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).  Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская  языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так  растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки.  При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё  дольше удерживать язык в верхнем положении.  Внимание!  1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.  8. Фокус. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму  ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край  языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а  посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа.  Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.  Внимание! 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине  образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается,  можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 9. Чашечка           Формирование   умения   правильно   произносить   тот   или   иной   звук начинается с подражания. Учитель произносит слово, включающее новый или исправляемый звук, ученик имеет возможность видеть артикуляцию учителя и,   пользуясь   звукоусиливающей   аппаратурой,   воспринимать   (с   помощью остаточного слуха) произносимое.         Повторяя   за   учителем   слово,   ученик   пробует   воспроизвести   его   сам, ориентируясь на образец. Например: звук Л обучающийся произносит как звук Д. Учитель, показывая на картинку с изображением бутылки   с молоком, произносит «МОЛОКО», несколько удлиняя звук Л_____. Обучающийся исправляет свою ошибку и в дальнейших упражнениях (повторение слов за учителем, чтение слогов, слов, фраз, называние картинок, ответы на вопросы и т.п.) закрепляется правильная артикуляция. Если на основании подражания ученик сможет воспроизвести звук (сочетание звуков) в слове, слоге, изолированно, успех его поддерживается учителем и закрепляется в последующих тренировочных упражнениях.      Если тот или иной произносительный навык не удается сформировать по подражанию  в  течение  недели,  следует  приступить   к  формированию  его   с помощью   различных   вспомогательных   приемов.   К   ним   относится   прежде всего поэтапность овладения артикуляцией. Например, если звук С на основе слухо­зрительного  подражания  у  ученика  не  получается,  ему  предлагается сначала мужзубное, межгубное произнесение данного звука изолированно и в слове, затем зазубное с приоткрытым ртом и, наконец, нормальное зазубное. Другой пример. У обучающегося горловое Р. Путь к овладению этим звуком в этом случае лежит через фрикативное (без вибрации) с открытым ртом  Р  к дрожащему   и   т.д.,   с   применением   некоторых   механических   приёмов (выработка характерной для звука Р вибрации, когда специальным зондом или пальцем «раскачивается» передний край языка).          Важно отметить, что даже в тех случаях, когда ученик не овладевает первично   нужной   артикуляцией   на   основе   слухо­зрительного   подражания, опора   на   слух   позволяет   ему,   более   прочно   удержать   правильную артикуляцию, полученную с помощью других приемов.     Таким   образом,   на   индивидуальных   занятиях   по   формированию произношения   учитель   опирается   на   слух,   зрение   и   осязание   неслышащих обучающихся.         Умение   воспроизводить   тот   или   иной   звук   –   только   предпосылка   к овладению устной речью.        Неудовлетворительные результаты обучения неслышащих обучающихся произношению   в   значительной   мере   обусловлены   тем,   что   эта   работа   не доводится до конца. Поэтому   особое   значение   приобретают   упражнения,   связанные   с     Венцом   обучения   произношению   является   слово.   Именно   при воспроизведении   слова   реализуются   все   приобретенные   ребёнком   умения: пользование   голосом   нормальной   высоты,   тембра,   соблюдение   словесного ударения и орфоэпических норм, свойственных данному языку.   произношением слов. К ним относятся следующие:      Повторение за учителем.  Учитель произносит слово, например, восемь. Ученик на основе  слухо­зрительного или слухового  подражания повторяет его. При этом иногда правильно воспроизводится контур слова и выделяется ударный   слог,   но   страдает   звуковой   состав.   Если   учащийся   не   может повторить   слово   правильно,   учитель   показывает   элемент   слова,   например в__о.     Если   и   в   этом   случае   ученик   воспроизводит   звук  в,   например,   с носовым   оттенком,   учитель   прибегает   к   осязанию   ребёнка,   давая   ему возможность   ощутить   струю   выдыхаемого   воздуха   на   поднесенной   ко   тру тыльной   поверхности   ладони.   Воспроизводя   звук   изолированное   и   в   слоге правильно,   ребенок   обязательно   должен   повторить   все   слово   целиком, проверяя себя с помощью слуха.        Упражнения, связанные с чтением.  1. Чтение слов с разложением на части, например: Спасибо С__па                                                дежурный С___па с____и бо                            ж_____ С__па с__ибо                                   ж_____ур С_пас_ибо                                        де ж__ур н__ый Спасибо                                            де ж__урн__ый                                                           деж__ур н__ый                                                            дежурный      Этот   прием помогает выделить из слова наиболее трудные для данного ученика элементы и отрабатывать их. Он действен на всех этапах обучения – и в 1 дополнительном, и в старших классах.    2. Чтение слов без разложения на части, например: черный               один четыре                лимон  часы                    диван                             карман      В одном случае показаны слова со звуком Ч в начале, в другом – со звуком Н в конце слов. Читая эти слова, ученик закрепляет правильное произношение того   или   иного   звука   в   определенной   позиции.   Упражнение   проводится   с использованием   звукоусиливающей   аппаратуры,   что   позволяет   ученику   (в зависимости от состояния его слуха) оценить характер воспроизведения того или иного слова. 3. Чтение сопоставляемых слов, например: Мяч – карандаш Шесть – четыре и т.д.     Слова   для   чтения   подбираются   с   таким   расчетом,   что   содержат сопоставляемые   звуки   (в   приведенном   примере  ш  и  ч).   Упражнение направлено на дифференциацию в словах сходных звуков в сходных позициях.     Упражнения, связанные с использованием самостоятельной речи.  1.   Называние   картинок   с   изображением   отдельных   предметов,   действий, явлений. 2. Ответы на вопросы (по картинке, по тексту, без опоры на иллюстрацию или текст). 3. Решение примеров и т.п.         Называя   картинки   (мальчик,   самолёт,   мыло,   дом),   отвечая   на   вопрос («Какой   сегодня   день   недели?   «   ­   «Пятница»),   ученик   тренируется   в правильном   воспроизведении   носовых   звуков   (м  и  н)   в   условиях, приближающихся к условиям беседы, диалога.    Если ученик допускает ошибку, учитель дает ему возможность воспринять (с помощью слуха, слуха и зрения, зрения и осязания) образец правильного произношения и затем правильно повторить его.        Если и это не помогает, приходится прибегать к разложению слова на части, как это было описано ранее.     В работе над предложением  также используются различные виды работы, связанные с подражанием, чтением, самостоятельной речью детей. Большое внимание   уделяется   слитному   произношению   коротких   фраз   и   членению длинных фраз на синтагмы.   максимально использует остаточный слух детей.           Важное   место   в     работе   над   произношением   занимает   фонетическая зарядка.   Она,   с   одной   стороны,   закрепляет   произносительные   навыки,   с другой,   предупреждает   их   распад.   Исходя   из   этих   целей   и   подбирается материал для фонетических зарядок.   звукоусиливающей аппаратуры.    Целесообразно планировать тему фонетической зарядки на несколько дней, на неделю. Например, тема «Звук С». В понедельник – с в начале слова перед гласными (С___, С___А, С__О, С__У: семь, сорок, сегодня, суббота и т.п.), во вторник – С между гласными (С___, АС___А, АС___У, АС__И: осень, часы, сегодня,   дежурная   Люся),   в   среду   –   С   в   конце   слова   (С__, АС___ОС___УС___ класс: Я учусь в первом классе), в четверг – С в стечении с другими согласными (С______: стоит   сто рублей), в пятницу – с во всех позициях.   Таким   образом,   все   упражнения   на   фонетических   зарядках   в течение   недели   объединены   общей   темой   (звук   с),   но   материал   меняется каждый день.       Во   всех   случаях   (в   работе   над   словом   и   предложением)   учитель   Продолжительность   3­5   минут,   проводится   с   использованием

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.

Формирование произносительных навыков. Артикуляционная гимнастика. В помощь педагогу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2018