«Формирование психического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии»
Оценка 5
Работа с родителями
doc
родителям +1
Взрослым
14.12.2017
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место пришли экраны телевизора, компьютера планшета, с которых в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим возникают не только проблемы с поведением, но и наносится удар по здоровью. Следовательно, возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей.
С этой целью разработана и внедрена в образовательный процесс Школы Раннего Развития «Росинка» МАУ ДО ДДЮТ» программа по формированию психологического здоровья дошкольников «
статья.doc
«Формирование психического здоровья дошкольников
с помощью сказкотерапии»
Не для кого не секрет, что в нравственном воспитании современных детей
наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, на их место пришли
экраны телевизора, компьютера планшета, с которых в жизнь ребенка теперь постоянно
входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью
или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые
больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке к школе.
Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные
занятия к педагогамрепетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на
совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки,
совместные игры и содержательное общение в диалоге «родителиребенок» времени не
хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую
очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Проведенные исследования в
дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья
дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у
40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень
агрессивности. В связи с этим возникают не только проблемы с поведением, но и
наносится удар по здоровью. Следовательно, возникает потребность в коррекции
эмоциональноповеденческих проблем, развитии духовнонравственных качеств детей.
Мы задумались об этом и с этой целью была разработана и внедрена в образовательный
процесс Школы Раннего Развития «Росинка» МАУ ДО ДДЮТ» программа по
формированию психологического здоровья дошкольников «Путешествие в сказочной
стране ». В программе использован потенциал психотерапевтических,
психокоррекционных и художественных сказок.
Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется три вида
сказок:
• Художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;
• Психокоррекционные;
• Психотерапевтические;
Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный
смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют
традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки
посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви
и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит
столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в
том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним
происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и
мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого
типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые
затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность,
капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии…
Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе… При этом, они еще и
усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.
Влияние психокоррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» ребенку
просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как
нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести.
Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого
чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей
сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на
помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность
на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые
люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало.
Сказка учит детей слушать и слышать других людей и позволяет взглянуть на
любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения
проблемы. Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и
неравнодушие взрослых.
Работа с родителями
Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами
и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно
прожить весь свой жизненный путь и чувства. Сказка помогает родителям найти общий
язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. Часто
получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей
никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В
этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о
том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя.
Поэтому в программу «Путешествие в сказочной стране»….. включен блок работы с
родителями «Детская сказка глазами родителей»
Блок содержит:
• Групповая консультация: «Сказкотерапия или сказочное лечение души»
• Группвая консультация «Какие бывают сказки»
• Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития психических
процессов
• Предусмотрены индивидуальные консультации по запросу
• Оформление наглядной информации для родителей на тему «Как рассказывать
детям сказки»
• Семинар «Как сочинять детям сказки на заданную тему»
• Тренинг «Я сказкотерапевт)
я консультация: «Путешествие в сказку»
Таким образом, работа идет по двум основных направлениям:
1) просветительское (консультации – групповые и индивидуальные) Цель: научить
взрослых понимать важность сказки с позиции детей, повысить уровень
эмоциональной культуры родителей дошкольников.
2) практическое (семинарпрактикум, тренинг) Цель работы: Развитие способности осознавать и выражать свои чувства и ощущения,
снятие страха и формирование умения выражать свои чувства перед собственными
детьми, освобождение от неосознаваемых подавленных эмоций, развитие эмпатии,
установление взаимопонимания между взрослым и ребенком.
Когда сказка не работает
Убедившись, насколько эффективными могут быть сказки, родители принимаются
решать ими все проблемы. У малыша низкое самомнение — я расскажу тебе о гадком
утенке и крохотном львенке, который стал царем зверей. Но некоторые вещи нельзя
решить только с помощью сказкотерапии. Такие, как энурез, заикание, тик, — это не
сама проблема, а ее манифестация. В основе детских неврозов лежат совсем не те вещи,
которые мы можем заподозрить. Тебе кажется, что твой ребенок брезглив и поэтому
предпочитает крупную «аварию» общественным туалетам, но проблема может крыться
и в родовой травме в сочетании с тонусом, разводом родителей и ненормированным
графиком работы мамы. Поэтому в таких случаях лучше всетаки родителям
обратиться к специалистам.
Не работает сказка и в том случае, если в ней нет ни одного яркого образа. Мнение о
том, что дети сами все додумают, потому что у них очень богатое воображение, не
соответствует действительности. Чем старше становится малыш, тем больше он знает
сказочных героев и тем больше разных впечатлений он пережил. Малышу надо ярко
описывать картинку, чтобы она сработала. Хотите отговорить его от сладостей?
Обрисуйте причину: «Огромный толстый разбойник кидает в гигантский котел шины от
старых машин, жабьи яйца и черную смолу. Добавляет краску и сахар — и получается
ядовитая жевательная резинка, чипсы и вредный лимонад, которым он намерен травить
бедных детишек. Он специально нарисовал красивую обертку и положил подарочек
внутрь, чтобы дети попросили родителей купить им эту отраву. Они и не знают, что
разбойник уже давно хочет, чтобы все дети ходили больные, слабые и уставшие. Только
настоящий герой сможет его победить». И далее в том же духе.
И наконец, последнее слабое звено в сказках — настроение самого рассказчика. В
консультации для родителей я говорю: Если вас переполняет злость, раздражение и
тревога, то приведите сначала растрепанные чувства в порядок и только потом
беритесь за дело. Главное, помнить, что дети часто не видят проблем до тех пор, пока
родители не продемонстрируют им свой страх и тревогу. Если в данный момент после
какогото события вам кажется, что у всех дети как дети, а ваш какойто
«неправильный», значит помощь нужна не ему, а вам Малышу в такой день лучше дать
свою любовь и поддержку. Ну и сказку на ночь, конечно. Ведь помимо терапевтической
ценности подобный вечерний ритуал это еще и момент особой близости с родителем.
Когда свет приглушен, а мама лежит с тобой, гладит твои волосы и рассказывает
интересную историю перед сном, все тревоги растворяются сами по себе, а мир
становится лучше.
Иногда лучшим сказочником может быть только родитель ребенка. Поэтому в
блоке есть семинар и тренинг по сказкотерпии, на которых родители осваивают
практические навыки сочинения сказок. Фабулу любой сказки можно привязать к
следующей схеме: Герой, похожий на твоего ребенка, идет решать проблему, находит друзей, чтобы сразиться со злодеем, преобразиться и получить награду, спасая
товарищей
Работа в блоке выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения
между родителями и ребенком. Родители отмечают, что в процессе «сказочного»
общения они становятся более сензитивными к своим детям, проявляют эмпатию и
учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в
которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
А дети учатся выражать свои чувства словами, выражать эмоции и распознавать их, что
является профилактикой алекситимии (состояние, когда, «нет слов для названия
переживаемых состояний») и психосоматических заболеваний и невротических
расстройств.
Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и
фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще
и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает
ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Возможности работы со сказкой
1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные
ассоциации, которые касаются жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут
быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в
дальнейшем возможен анализ полученного графического материала. Пример Росинки
3. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит
поводом к обсуждению ценностей поведения, выявляет систему оценок в категориях
“хорошо – плохо”.
4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой
детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов, дает возможность каждому участнику
постановки прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и
проиграть эмоции. Так же можно проиграть сказку в песке или осуществить ее
постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку корректировать свои
движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет
совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по какимлибо
причинам не может себе позволить проявить.
5. Использование сказки как притчинравоучения, которая подсказывает ребенку с
помощью метафоры вариант решения проблемы.
6) Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенная закономерность
развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных
обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он
приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло,
возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто
жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах
становления и развития личности.
Что я считаю Показателями эффективности: В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается
работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к
умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать
друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам,
состояниям.
Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных
эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства
общения; пластику, мимику и речь.
Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление,
мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, приходит простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в
подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче,
добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них
формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васькова О. Ф. Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей
дошкольного возраста. – СПб.: Детствопресс, 2011г.
2. Васильева И. Р. Книга сказочных игр «Волшебный сундучок». – СПб.: ООО Речь,
2013г.
3. Воронова А. А. Арттерапия для детей и их родителей. – Р. н/Д.: Феникс, 2013г.
4. Грабенко Т. М., ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Чудеса на песке Методический
практикум по песочной игротерапии. — СПб.: Златоуст, 1999г.
5. ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о
жизни, людях и себе. – СПб.: ООО Речь, 2014г
«Формирование психического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии»
«Формирование психического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии»
«Формирование психического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии»
«Формирование психического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии»
«Формирование психического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.