Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ
Оценка 4.8

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
28.02.2019
Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ
В статье рассматриваются вопросы развития информационно-образовательной среды довузовского образовательного учреждения МО РФ в рамках введения ФГОС. Как, используя информационно-образовательную среду, раскрыть потенциал ребёнка, сделать обучение воспитанников целостным и разносторонним.Суворовские военные училища призваны внести свой вклад в создание и функционирование многоуровневой системы подготовки грамотных кадров для вооруженных сил РФ, способных обеспечить и защитить жизненно важные интересы личности, общества, государства. В этом понимании суворовские училища Министерства обороны РФ выступают первичным специализированным звеном в формировании профессионально-ориентированной личности будущего служителя Отечеству.
статья в печать.docx
Формирование   развивающей   образовательной   среды   в   условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ Учитель русского языка и литературы, педагог допобразования СПб СВУМО РФ, Отличник народного просвещения Евдокова Людмила Ивановна. Аннотация В   статье   рассматриваются   вопросы   развития   информационно­образовательной среды довузовского образовательного  учреждения МО РФ в рамках введения ФГОС.   Как,   используя   информационно­образовательную   среду,   раскрыть потенциал   ребёнка,   сделать   обучение   воспитанников   целостным   и разносторонним. Ключевые слова: многоуровневая   система   подготовки,   целостный   педагогический   процесс, информационно­образовательные   проектно­исследовательская деятельность, образовательная и культурная среда. ресурсы,   Предмет исследования: педагогические возможности образовательной среды в формировании личности воспитанника в условиях довузовского образовательного учреждения МО РФ. Задачи исследования: на   основании   обобщения   теоретических   положений   о   формировании развивающей   образовательной   среды   в   условиях   реформирования   учебных заведений   довузовской   подготовки   выявить   функции,   цели,   задачи   и   формы организации подготовки в современном обществе; проанализировать особенности образовательной деятельности и ее методическое обеспечение; выявить педагогические возможности образовательной среды в формировании личности воспитанника довузовского учреждения МО РФ. Полноценная   реализация   стоящих   перед   Министерством   обороны   задач невозможна без высококвалифицированных специалистов в области образования. Одна из важных линий современных преобразований – создание условий развития талантливой,   образованной   молодежи,   воспитанной   в   лучших   традициях служения   Отечеству,   профессионального   долга   и   офицерской   чести. Колоссальная роль в этом принадлежит ведомственному образованию. Суворовские   военные   училища   призваны   внести   свой   вклад   в   создание   и функционирование многоуровневой системы подготовки грамотных кадров для вооруженных   сил   РФ,   способных   обеспечить   и   защитить   жизненно   важные интересы   личности,   общества,   государства.   В   этом   понимании   суворовские училища Министерства обороны РФ выступают первичным специализированным звеном в формировании профессионально­ориентированной личности будущего служителя Отечеству. Перед нами сегодня новая веха в развитии образования, связанная с реализацией новых   образовательных   программ   в   соответствии   со   стандартами   второго поколения (ФГОС). Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации   образовательного   процесса   в   довузовских   учебных   учреждениях Министерства обороны РФ, чьей первостепенной задачей всегда было обучение. Сегодня   стоит   задача   организации   целостного   педагогического   процесса, направленного на развитие личности ребёнка, способного, используя полученные знания, профессионально развиваться, в будущем внося вклад в развитие своей страны.   Для   реализации   этих   планов   необходимо   использование   в   обучении самых   современных   информационных   программ   и   высокотехнологичных продуктов. По требованиям нового ФГОС, эффективность учебно­воспитательного процесса должна   обеспечиваться   информационно­образовательной   средой   (ИОС)— системой   информационно­образовательных   ресурсов   и   инструментов, обеспечивающих   условия   реализации   основной   образовательной   программы образовательного  учреждения. Именно ИОС является важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования. Системно­структурная   организация   ИОС   представляет   собой   совокупность взаимодействующих подсистем: * информационно­образовательных ресурсов * компьютерных средств обучения * современных средств коммуникации * педагогических технологий Как в ближайшем будущем должны измениться эти компоненты современного образовательного   процесса   для   достижения   реального   нового   качества образования?   Что   будет   лежать   на   партах   наших   воспитанников:   бумажный учебник или ноутбук? Как эффективно использовать имеющееся компьютерное оборудование, подключение к Интернету, цифровые образовательные ресурсы, представленные на электронных носителях и на федеральных образовательных порталах? Главное   в   «новой   школе»   —   это   фигура   учителя,   организатора   учебного процесса, от него будет зависеть успех реализации ФГОС. Как будет меняться его роль в процессе познания мира? Каким должен быть урок согласно новым стандартам?   Современное   образование   предусматривает   значительное расширение   роли   информационных   технологий   как   эффективного   средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути   к   самостоятельной   работе   с   информационными   источниками,   к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации. Теоретически, образованный член информационного общества должен * знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться; *   уметь   понимать   и   сознательно   использовать   различные   формы   и   способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах; * уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с   различных   точек   зрения,   использовать   их   для   решения   конкретных практических задач. Если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Сегодня учитель   –   активный   участник   сетевых   педагогических   сообществ,   вебинаров, автор личных блогов. Новые   Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   определяют цели и задачи, стоящие перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к воспитаннику приоритетной целью довузовского образования   в   учебных   заведениях   МО   РФ   становится   развитие   способности обучающихся   самостоятельно   ставить   учебные   цели,   проектировать   пути   их реализации,   самостоятельно   добывать   необходимую   информацию, контролировать   и   оценивать   свои   достижения,   иначе   говоря,­­   формирование умения   учиться.   Среди   результатов   освоения   образовательной   программы основного   общего   образования   названы   «умение   организовывать   учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально   и   в   группе»,   «формирование   и   развитие   компетентности   в области использования информационно­коммуникационных технологий». Большие   возможности   в   этом   плане   открывает   метод   проектов   (проектная технология) – один из методов личностно­ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности воспитанников в процессе решения задач   проекта.   Проектная   деятельность   направлена   на   выработку самостоятельных   исследовательских   умений:   воспитанники   формулируют проблему,   собирают   и   обрабатывают   информацию,   проводят   эксперименты, анализируют   полученные   результаты.   Проектная   деятельность   способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные   в   ходе   учебного   процесса,   и   приобщает   к   конкретным   жизненно важным   проблемам.   Это   самостоятельная   деятельность   воспитанников   – индивидуальная,   в   парах   или   в   группах.   Проектные   технологии   ­   одна   из активных   форм   педагогических   технологий,   которые   развивают   высокую мотивацию   к   учебно­познавательной   деятельности   воспитанника,   позволяют применить исследовательский подход к учебно­познавательной деятельности. Необходимо отметить,   что   проектно­исследовательская   деятельность   воспитанников осуществляется   в   условиях   возможности   выбора   тем,   методов   исследований, форм  отчёта   о   работе.   Такая   личностная  ориентация   позволяет   максимально приблизить   проблемы   проектов   к   жизни   самого   воспитанника,   его   семьи, товарищей, сделать его исследование интересным и нужным. Учебные проекты должны   не   заменять   учебные   предметы,   а   встраиваться   в   них,   дополняя   и углубляя их  содержание.  Это совместная учебно­  познавательная,  творческая деятельность   учащихся­партнеров,   имеющая   общую   цель   и   согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой­либо проблемы, значимой для участников проекта. В результате работы над проектом должен   быть   создан   проектный   продукт.   Это   может   быть   мультимедийная презентация или видеофильм, гипермедиа­сочинение. Учебные материалы в виде отчета,   тестов   или   словаря;   публицистические   материалы   в   виде   тиражной газеты,   журнала,   заметки,   интервью   или   обзора;   творческий   продукт   в   виде сборника   стихотворений,   альбома   с   иллюстрациями   или   театрализованной постановки;   различные   мероприятия,   такие   как   экскурсии,   соревнования, выставки,   деловые   игры.   Таким   образом,   метод   проектов   позволяет воспитанникам   находить   значимую   для   них   проблему   и   решать   её   путем творческого поиска и применения интегрированного знания, давая возможность связать   теорию   с   практикой.   Метод   проектов   развивает   исследовательские, творческие способности воспитанников, создаёт условия для самостоятельной деятельности воспитанников в ситуации выбора, способствуя сотрудничеству и совместной   деятельности   с   педагогом   и   со   сверстниками.   Метод   проектов направлен   на   личностное,   познавательное   и   коммуникативное   развитие воспитанника. В послании Президента РФ Федеральному собранию говорилось о Национальной образовательной стратегии, основной идеей которой является инициатива «Наша новая школа». Первое направление стратегии – создание для детей возможности раскрыть   свои   способности,   подготовиться   к   жизни   в   высокотехнологичном мире.   Дополнительное   образование   –   это   один   из   определяющих   факторов создания образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской   подготовки   Министерства   обороны   РФ   для   эффективного обучения, воспитания и развития детей, их социального и профессионального самоопределения.   Оно   является   составной   (вариативной)   частью   общего образования, позволяющей обучающимся приобрести потребность в познании и творчестве, реализовать себя и самоопределиться   профессионально   и   личностно.   Основным   принципом дополнительного   образования   детей   является   добровольный   выбор   ребенка предмета деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно позволяет удовлетворять   в   условиях   неформального   образовательного   процесса разнообразные   познавательные   интересы   личности.   Цель   дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни   в   обществе,   приобщение   к   здоровому   образу   жизни.   Формированию   у воспитанников целостной картины мира, критического мышления, способности ориентироваться в огромном потоке окружающей нас информации способствуют занятия  журналистикой   в  рамках   дополнительного   образования.   Они  создают условия   для   реализации   творческих   способностей   учащихся,   развития   их воображения,   внимания   к   слову.   Современное   общество   характеризуется переходом к информационному обществу. У многих  подростков наблюдается излишне   доверчивое   отношение   к   источникам   массовой   информации. Сегодняшний подросток проводит много времени в интернете. В современных СМИ   и   интернете   зачастую   можно   встретить   сообщения   противоречивого содержания,   достоверность   которых   вызывает   сомнение.   В   таких   условиях важным   является   формирование   у   подростка   собственного   мнения   и   четкой позиции. Образовательный стандарт нового поколения придает особое значение достижению метапредметных и личностных результатов образования. Занятия в кружке журналистики способствуют развитию у ребят метапредметных умений, таких как умение работать с информацией, анализировать и синтезировать ее, выделять из множества источников информации реферируемые и опираться на них  при построении  собственных суждений, а также достижению  личностных результатов.   Практическая   публицистическая   деятельность   формирует   и развивает   коммуникативные   умения   воспитанников   как   в   устной,   так   и   в письменной речи. Для создания качественной печатной продукции неотъемлемой частью   работы   является   использование   ИКТ.   Технические   средства используются   при   интервьюировании,   фотосъемке,   написании   статей,   верстке газеты,   журнала,   при   подготовке   к   участию   в   конкурсах   школьной журналистики. При подготовке некоторых статей юные журналисты используют заданные преподавателем ресурсы интернета. Правка материалов и подготовка их к публикации происходит в том числе и в форме дистанционного общения с преподавателем   посредством   электронной   почты.   Поэтому   отдельное   место занимает культура безопасного поведения в интернете. Одной из новых форм работы стали веб­квесты. Образовательный веб­квест – это проблемное   Веб­квесты,   предлагаемые   воспитанникам, задание   с   элементами   ролевой   игры,   для   выполнения   которого   используются информационные   ресурсы   интернета.   Веб­квест   представляет   собой   систему ссылок,  с  которыми   работают   обучающиеся,   выполняя   ту   или  иную  учебную задачу. По прохождении веб­квеста дети готовят проект в виде презентации или плаката.   носят   культуро­ ориентированный   характер   и   способствуют   развитию   ИКТ   компетентности учащихся,  развитию  познавательных,  регулятивных  и  коммуникативных  УУД, достижению  личностного  результата.  Одной из традиционных  форм работы в кружке   юного   журналиста   являются   выездные   занятия.   Они   предполагают использование образовательной и культурной среды для расширения кругозора воспитанника,   создания   ощущения   причастности   к   актуальным   событиям, происходящим в выставочном, театральном и музыкальном пространстве города. Воспитанникам предлагается включиться в аналитический и творческий процесс культурной среды, научиться критически воспринимать то, что нам предлагает современная   массовая   культура,   находить   в   ней   новые   интересные   стороны, творчески   перерабатывать   полученную   информацию.   Продуктом   подобных выездных занятий выступают критические и аналитические статьи для газеты и журнала.   Отличительной   чертой   этих   статей   является   их   актуальность.   В дополнение   к   традиционным   выездным   занятиям   возможно   использование виртуальных экскурсий. Подобные экскурсии позволяют посетить музеи, галереи искусств,   достопримечательности   других   городов   и   стран,   существенно расширяя образовательное и культурное пространство воспитанников. Довузовское  учебное  заведение  МО РФ должно  готовить  зрелого  гражданина России,   осознающего   свои   права   и   обязанности,   реализующего   принципы Конституции. Образовательный стандарт – инструмент исполнения Конституции Российской   Федерации.   Современный   национальный   идеал   личности   ­   это высоконравственный,   компетентный   гражданин   России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.   творческий, Литература: 1. Н. П. Капустин. Педагогические технологии адаптивной школы М.,1999. 2.Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. М.,2003. 3.   Шамова   Т.Н.,   Давыденко   Т.М.   Управление   образовательным   процессом   в адаптивной среде. 4.   Ямбург   Е.А.   Теоретические   основы   и   практическая   реализация   модели адаптивной школы. М., 1997. 5.   Асмолов   А.Г.   Стратегия   развития   вариативного   образования.   Учительская газета. 1994. 6. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. М., 1991. 7. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 1995. 8. Коростелев В. Г. От «А» до «Я». М., 1995.

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ

Формирование развивающей образовательной среды в условиях реформирования учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны РФ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019