Индивидуальная проектная работа
Оценка 4.7

Индивидуальная проектная работа

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
Взрослым
13.02.2019
Индивидуальная проектная работа
Публикация является частью публикации:
Индивидуальный проект А.Блок. Соловьиный сад.docx
Министерство образования и науки Республики  Северная Осетия – Алания Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Владикавказский многопрофильный техникум имени кавалера ордена Красной Звезды Георгия Калоева» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  по дисциплине «Литература» Тема: «А. Блок. Поэма «Соловьиный сад» Выполнила: Канатова   Е.,   Тарасов   Д.,   обуч.   гр. ТПИ 01­17 Руководитель: Еналдиева А. К., преп. литературы г. Владикавказ, 2018 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................3 ГЛАВА 1. Смысловой аспект поэмы и ее второй план...............................................................5 1.1.Блок и русская литература.....................................................................................................5 1.2.Сюжет поэмы. Ее композиционное построение.....................................................................7 1.3. Символика произведения.....................................................................................................12 ГЛАВА 2. Исследование проблемы счастья в произведении...................................................14 2.1. Проблематика произведения: проблема счастья как главная проблема произведения..14 2.2. «Счастье» и «родина» как две главные составляющие жизни человека...........................15 Заключение...................................................................................................................................18 Список используемой литературы..............................................................................................19 ВВЕДЕНИЕ Проблема исследования.   Что может сделать человека счастливым? В чем главное условие обретения  счастья? Можно ли достичь гармонии  и счастья в нашем негармоничном и  несовершенном мире? Чем грозит человеку  утрата нравственных ориентиров  и потеря связи с родиной? Актуальность исследуемой темы.    Нам всем  свойственно стремление к счастью и гармонии. Но всегда ли мы выбираем   правильный   путь,   единственно   верный,   настоящий?     Может   это лишь иллюзия счастья, самообман?        Как не ошибиться? Как избежать потерь и ошибок на этом тернистом и нелегком пути?     На   эти   непростые   вопросы   у   каждого   свой   неоднозначный   ответ.   Для А.Блока  счастье ­ в четком понимании своего предназначения, в исполнении своего человеческого и гражданского долга перед родиной. Актуальность и современность   этой   проблемы   очевидна:   человек   не   может   быть   по­ настоящему счастлив вне родины, дома.        Об   этом   размышляет   А.Блок   в   поэме   «   Соловьиный   сад»,   где   за   многозначными  символами и сложными обобщениями современный читатель видит стремление автора и героя поэмы к подлинному счастью. Цель исследовательской работы. Исследовать неразрывную вневременную связь понятий «счастье» и «родина»  в жизни человека. Задачи ­Понять трагедию лирического героя на пути к достижению счастья; ­Научиться видеть за сложной символикой и аллегорией второй план поэмы,  помогающий в раскрытии темы исследования; ­Исследовать проблему счастья в поэме; ­Увидеть сквозь временной пласт живое и непреходящее значение поэмы для  современного читателя. Гипотеза исследования Безусловно, путь героя поэмы – это и путь самого А.Блока, художника,  гражданина.  Автор произведения дает свое определение счастья, с которым  нельзя не согласиться. Мы предполагаем, что прав был Блок, видевший единственно верный путь  человека к счастью в его единстве с Россией. Объект  исследования. Поэма А. Блока «Соловьиный сад». Предмет исследования. Проблема счастья в поэме и пути его достижения. Методы исследования Метод исследования сюжета и идейного замысла поэмы; Метод анализа критической литературы; Метод систематизации полученных сведений; Метод аналогии с современностью. ГЛАВА 1. Смысловой аспект поэмы и ее второй план 1.1. Блок и русская литература   Не забывай долга. Это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет. А. Блок. Русская   литература   ­   литература   высоких   требований   к   человеку, постоянных   исканий   смысла   жизни,   серьезных   поисков   истины.   Это литература вечных вопросов и мучительных ответов. Что дурно, что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Что такое счастье? Есть ли без этих вопросов   Л. Толстой, Достоевский, Чехов, Горький, Блок и вообще вся русская литература? Лирика Блока — явление абсолютно уникальное в русской литературе. Несмотря   на   то,   что   круг   тем   и   проблем,   затрагиваемых   Блоком,   крайне разнообразен,   его   лирика   является   единым   произведением.   Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором, — «трилогия вочеловечения». Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, «мужественно глядящего в лицо   миру».   Таким   художником   был,   конечно,   он   сам.  Трилогию вочеловечивания   сам   А.   Блок   понимал,   как   творческий   жизненный   путь самого   поэта. Это   лирический   дневник   поэта,   последовательное   описание переживаний, событий, происходивших в его жизни.  Его поэзия объединена в три тома, в три книги, как называл сам А. Блок. В предисловии   к   первому   изданию   поэт   изложил   концепцию   своего творчества: "Каждое   стихотворение   необходимо   для   образования   главы (цикла);   из   нескольких   глав   составляется   книга;   каждая   книга   есть   часть трилогии; всю трилогию я могу назвать "романом в стихах". Первая   книга (1898­1904)   ­   мечта   о   встрече   со   Светом   и   Любовью,   книга ожиданий и надежд. Вторая (1904­1908) ­ «эта книга есть март его жизни, тот «весенний и тлетворный дух», которым была тогда напоена его кровь» (Чуковский).   Третья   книга   (1907   –   1916)   ­   ощущение   лирическим   героем мировой   пустоты. Именно   они   составили   творческую   биографию   писателя. Сила   поэзии   Блока   не   только   в   индивидуальной   неповторимости   каждого стиха   или   цикла,   а   в   исключительной   целостности   поэзии.   Именно   это отличает Блока от других поэтов. Можно сказать, что он сочинил роман своей жизни в стихах.     Очень хорошо раскрывает трилогию вочеловечивания сам А.Блок: «Таков мой   путь,   ...   я   твердо   уверен…   что   все   стихи   вместе   —   «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и ... — к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный  материал,   вглядываться   в   контуры   «добра   и   зла»   —  ценою   утраты   части души» . «Вочеловечение» — слово из богословского лексикона: в христианской традиции оно обозначает явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом   облике.  Важно,  что  в  поэтическом  сознании   А.  Блока  образ Христа связан с идеей творческого человека, всей своей жизнью служащего пересозданию   мира   на   основах   добра   и   красоты,   совершающего   подвиг самоотречения ради осуществления этих идеалов. Третий том (1908­1917)— вершина «трилогии вочеловечения». В него вошли циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина», поэма «Соловьиный   сад».   Здесь   после   идеалов   1   тома   и   антиидеалов   2   тома   – попытка  синтеза,  нахождения  своего  места в грубом мире. Звучат  мотивы омертвения   мира   городской   цивилизации   («Ночь,   улица…»),   ощущения безысходности, торжества зла («Голос из хора», «Два века»), грехопадения («Грешить   бесстыдно,   беспробудно…»),   принятия   грядущего   Возмездия   за измену идеалу. Главной темой становятся Россия и ценности народной жизни. К ним  теперь   поэт  идёт  как   к  спасению  от  страшного  мира, но – «ценой утраты   части   души»:   «…За   мученья,   за   гибель   –   я   знаю,   ­   /   Всё   равно: принимаю тебя!». Путь и автора, и его лирического героя к «вочеловечению» — это путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского,   не   совсем   еще   осознанного   мистицизма   он   переходит   к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России.      Небольшая поэма "Соловьиный сад", вошедшая в третий том трилогии, (1915г.)   принадлежит   к   числу   наиболее   совершенных   произведений   А.А. Блока. В ней нашли отражение сложные,  глубокие раздумья поэта о жизни и о себе.  Поэма «Соловьиный сад» появилась   не ко времени ­ в декабре 1915 года. Умы и сердца уже были заполнены впечатлениями от войны.. Однако Блок, который всегда умел слушать гул истории, музыку событий, с какой ­ то особенной настойчивостью работал над  этой поэмой в 1914­1915 гг. Он  ее напечатал в декабре 1915 года, повторил публикацию в ноябре 1917 года и выпустил отдельным изданием  в июле 1918 года. В   поэме   “Соловьиный   сад”   (1915г.)   А.Блок   поднимает   важнейшие    нравственные и философские проблемы долга и верности ему, любви и права на счастье, назначения искусства и своего места в нём. 1.2.Сюжет поэмы. Ее композиционное построение. Обратимся к сюжету произведения. В поэме семь глав, каждая из которых – это определенный этап в жизни героя: счастливый или несчастливый. Она построена на контрастах. В первой главе мы видим главного героя, « ломающего слоистые скалы». «труд его изнурителен. « Вдоль дороги» раскинулся прохладный, дивный соловьиный сад. А в саду, за резною решеткой, постоянно раздается пенье и смех. Тому, кто измучен зноем и утомительной работой, подлинным блаженством кажется прохладный и тенистый сад. На своем пути, бесконечно повторяемом, рабочий слышит лишь громкие крики. Важную роль во второй главе играют зарисовки природы. Они помогают понять, как зарождается и созревает мысль о бегстве от «жизни проклятий» в спокойный и безмятежный соловьиный сад. Мечты и томленья появляются в вечерний час, когда «знойный день догорает бесследно». Несколько раз упоминаются признаки наступающей ночи: «в закатном тумане», «сумрак ночи», «в синем сумраке» (а еще раньше, в первой главе, было: «опускается синяя мгла» и дальше, в третьей главе находим: «за ночною, за знойной мглою», «в синюю муть»). В знойном вечернем тумане и затем в ночном сумраке не видно ясных очертаний предметов, все вокруг кажется зыбким, неопределенным, таинственным. «В синем, сумраке белое платье» мелькает, словно какое-то призрачное видение. «Непонятным» назван напев, саду. Своим «круженьем и пеньем» девушка манит к себе, как волшебная, сказочная сила. Все, что связано с соловьиным садом, тесно переплетается в сознании героя с раздается который в пойдет в соловьиный неотступными снами о неизведанной жизни. Ему трудно отделить реальное от вымышленного, фантастического. Поэтому влекущий к себе и манящий сад кажется недоступным, как светлая мечта, как приятный сон. Очень эмоционально и психологически убедительно показывает поэт невозможность избавиться от этого томленья. Поэтому нетрудно сказать, что произойдет в дальнейшем: герой неизбежно сад. В третьей главе мы видим , как нелегко герою принять решение: войти в сад или нет. Решение идти в соловьиный сад не возникает так сразу, внезапно. Бросив осла и лом, «хозяин блуждает влюбленный», вновь приходит к ограде, «идут за часами часы». «И томление всё безысходней» - оно должно обязательно вскоре разрешиться. Хорошо знакомая дорога кажется таинственной именно сегодня. «И колючие розы сегодня опустились под тягой росы».Герой пока еще только ставит перед собой вопрос: «Наказанье ли ждет, иль награда, если я уклонюсь от пути?». Но если мы вдумаемся в этот вопрос, то сможем сказать, что уже сделан выбор. «А уж прошлое кажется странным, и руке не вернуться к труду». Перелом в душе героя уже произошел, для нас ясно, что он, не удовлетворенный прежней жизнью, постарается осуществить свою мечту. Четвертая глава повествует о достижении заветной мечты. Что же нашел герой за неприступной оградой сада? Вдоль прохладной дороги, меж лилий, Однозвучно запели ручьи, Сладкой песнью меня оглушили, Взяли душу мою соловьи. Чуждый край незнакомого счастья Мне открыли объятия те, И звенели, спадая, запястья Громче, чем в моей нищей мечте Почему поэт счел нужным раскрыть перед читателем прелесть этого райского блаженства? Мечта не обманула героя, «чуждый край незнакомого счастья» оказался еще прекраснее, чем был в мечтах влюбленного. Он достиг вершины своего блаженства и забыл обо всем остальном. Обстановка, в которую попал «бедняк обездоленный», в состоянии очаровать и пленить каждого. Немногим удалось бы устоять против соблазна отдаться этой чудесной, почти райской жизни, отказаться от возможности испытать счастье. И вполне естественно, что герой, достигший вершины блаженства, «забыл о пути каменистом, о товарище бедном своем». Эта фраза ведет к новой «тональности», новой главе, новой мысли. Можно ли забыть своего товарища, свою работу, свой долг? И действительно ли забыл обо всем этом герой поэмы? Пусть укрыла от дольнего горя Утонувшая в розах стена, Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна! «Рокотание моря», «рокот волн», «отдаленный шум прилива» оказываются намного сильнее соловьиной песни. Несмотря ни на что, «отдаленного шума прилива уж не может не слышать душа». Следующая, шестая глава говорит о бегстве героя поэмы из соловьиного сада. Шестая глава дает читателю почувствовать, как трудно было уходить из сада. Героя ведь очаровали не только прохлада, цветы и соловьиные песни. С ним была красавица, открывшая «чуждый край незнакомого счастья». Она не злая волшебница, искусительница, завлекшая свою жертву, чтобы погубить, Нет, это заботливая, страстно любящая женщина, по-детски нежная, искренняя и доверчивая. Спит она, улыбаясь, как дети, Ей пригрезился сон про меня. Она обеспокоена, заметив какую-то тревогу в душе возлюбленного. Герою трудно уйти из сада не только потому, что он лишает блаженства себя самого. Жаль оставлять такое чистое, доверчивое, любящее существо, разрушать и «ее» счастье. И нужно обладать большой душевной силой, чтобы несмотря ни на что уйти из прекрасного сада, откликаясь на зов жизни. Не увидев этих трудностей, не узнав о счастье, от которого вынужден отказаться герой поэмы, мы не смогли бы понять и оценить его поступок. Какая же новая мысль связана с седьмой, последней главой? Казалось бы, оставив соловьиный сад, герой будет по-прежнему продолжать свой труд. Но на прежнем месте не оказалось ни хижины ( «где же дом?»), ни осла, лишь валяется ржавый, затянувшийся песком лом. Попытка ломать камень «движеньем знакомым» встречает сопротивление. «Краб всполохнутый» «приподнялся, широко разевая клешни», словно протестуя против возвращения к работе того, кто уже потерял на нее право. Его место теперь занял другой: А с тропинки, протоптанной мною, Там, где хижина прежде была, Стал спускаться рабочий с киркою, Погоняя чужого осла Попытка уйти от «жизни проклятий» в безмятежный соловьиный сад не осталась безнаказанной. К такой мысли приводит нас седьмая глава поэмы. В   центре   поэмы   ­   судьба   бедного   труженика,   покидающего   свой каменистый   путь   ради   прекрасного   соловьиного   сада   и   вновь возвращающегося   на  свой   пустынный   берег.   Герой   уклонился   от   тяжелого труда, достиг счастья, к которому так стремился, но разочаровался и ушел из "соловьиного сада.  1.3. Символика произведения. «Соловьиный сад» — одна из наиболее глубоких аллегорий русской поэзии, сложное и насыщенное иносказание, поэма, в отвлеченных формах решавшая важнейшие вопросы жизни и искусства. Блок научил нас видеть за   словами   их   скрытый   смысл,   тот   второй   план,   который   является средоточием   глубочайших   поэтических   переживаний,   видеть   и воспринимать не только то, что прямо не выражено, не высказано. Это не высказанное   прямо   и   есть   главное   в произведении,   его   смысл,   его поэтическая идея», — утверждал литературовед Л. К. Долгополов. Чтобы понять   невысказанное,   второй   план   поэмы   надо   обратиться   к   образам­ символам.   Главный   символ   поэмы   ­   соловьиный   сад.   Что   же символизирует утонченный романтический сад? В поэме Блока образ сада многозначен. Сад ­ это и   образ недостижимого для человека счастья, и образ манящей мечты, и образ искусства для искусства, лишенного каких­ либо   гражданских   интересов.   Соловьиный   сад   ­   это   своеобразное испытание,   искушение   героя,   которое   встречается   в   жизни   каждого человека. Поэма показывает трагический разрыв между тягой человека к счастью и красоте и чувством долга, сознание невозможности забыть о страшном мире. Каким бы пленительным ни казался сад, как бы трудно ни было с ним расставаться, долг гражданина идти в гущу жизни. Поэтому для   А.Блока   было   особенно   важно   показать   жизнь   в   соловьином   саду столь чарующей и прекрасной. И рассказать о ней нужно было такими же пленительными, сладкозвучными стихами. ГЛАВА 2. Исследование проблемы счастья в произведении 2.1.  Проблематика произведения: проблема счастья как главная проблема произведения А. Блок в своем небольшом произведении обращается к сложным вечным   вопросам   бытия,   предлагая   читателю   вместе   с   ним   на   них ответить. Что может сделать человека счастливым? В чем главное условие обретения   счастья?   Можно   ли   достичь   гармонии   и   счастья   в   нашем негармоничном   и   несовершенном   мире?   Чем   грозит   человеку   утрата нравственных ориентиров и потеря связи с родиной? Что важнее: долг перед родиной или личное счастье? Должен ли человек сохранять верность долгу?   Стоит   ли   отказываться   от   счастья   во   имя   долга?   Возможно   ли отгородиться от мировых катастроф и уйти в мир «чистого» искусства? По   мнению   Блока,   единственное   настоящее   призвание   человека   ­ труд и борьба. Если человек обладает сильной волей и верен своему долгу, никакие   сладостные   соловьиные   песни   не   могут   заглушить   для   него грозный,   но   призывный   рокот   волн   житейского   моря.   Жизнь   жестоко мстит   за   измену   ей   ­   мстит   отчаянием,   душевной   опустошенностью, непоправимой утратой своего места в мире. Но главная мысль автора, его глубокая убежденность состоит в том, что   человек   может   быть   счастлив   только   на   Родине.   Почему   герой покидает чудесный соловьиный сад, где ему так рады? Почему он хочет опять   вернуться   к   своей   тяжелой,   однообразной   жизни?   Неужели   его «хижина   бедная»   лучше   сладкоголосого   сада,   а   бедный   осел предпочтительнее, чем хозяйка сада? Ответ очевиден: герой, как и сам автор, не может быть счастлив вдали от родины. Блок искушает своего героя   соловьиным   садом,   личным   счастьем,   лишая   его   друга,   работы, дома,   Родины.   Эти   понятия   для   каждого   человека   священны,   они­ составляющие счастья и гармонии в жизни.  В чем, по  мнению  поэта, главное обретения счастья? Долг  перед Родиной, перед своим народом ­ вот что делает человека по­настоящему счастливым. Это и есть, на наш взгляд, главная, ключевая мысль поэмы. Герой понимает весь трагизм ситуации. Он потерял все, что имел. А что приобрел?   Финал   поэмы   открытый.   Очевидно   одно:   герой   понял,   что соловьиный   сад   –   это   «чуждый   край   незнакомого   счастья».   Душа лирического героя раздваивается между любовью, узким миром личного счастья,   замкнутого     в   границах   «соловьиного   сада»,   и   долгом   перед Родиной.   А   выполнение   долга,   каким   бы   тяжелым,   однообразным   и скучным он ни казался,­ единственный шанс прожить честно свою жизнь. Сложным   был   этот   процесс   для   А.Блока.   Он   не   скрывает   от читателей   трудных,   мучительных   переживаний,   открывает   перед   нами свою душу.  Предельная  искренность и откровенность, умение  передать тончайшие  оттенки  душевной  жизни  – это,  быть  может, самая  сильная сторона поэзии Блока. Поэма «Соловьиный сад» помогает увидеть тот трудный путь, по которому шел поэт к своему главному подвигу жизни – к созданию цикла «Родина». 2.2. «Счастье» и «родина» как две главные составляющие жизни человека Тема   родины,   России   —   сквозная   блоковская   тема.   На   одном   из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все — о России»,— ответил Блок   и   не   покривил   душой,   ибо   тема   России   была   для   него   поистине всеобъемлюща.   Однако   наиболее   целеустремленно   он   обратился   к воплощению этой темы в период реакции. В письме к К. С. Станиславскому (1908, декабрь) Блок пишет: «...Стоит передо мной моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе, в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно   посвящаю   жизнь.   Все   ярче   сознаю,   что   это   —   первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему­то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».  «Не откроем сердца ­погибнем. В таком виде стоит передо мной моя тема, тема  о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Ведь здесь ­жизнь  или смерть, счастье или погибель»,­писал А.Блок. До последнего часа Блок будет со своей Родиной в трудные для нее  год. « Мы дети страшных лет России забыть не в силах ничего» ­ писал Блок. Позже, в 1921 году, Блок затвердил наизусть стихотворение Анны  Ахматовой. Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда... Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.   Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Эта любовь спасала его в страшные годы. Блок создал   особенный   образ   Родины.   Это   образ   красавицы   Женщины, возлюбленной   невесты.   Ее   лик   светел,   «светел   навсегда»,   она   хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, «разбойной красотой», повязанная в «плат узорный до бровей». «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»  Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «невозможное возможно», ­­ она ведет на вечный бой, перед ней лежит долгий путь. Необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные, «неба осветленный край средь дымных пятен» ­ такова прекрасная, неповторимая   блоковская   Россия.   Ее   он   любил,   ждал   для   нее   перемен, надеялся, что с приходом тысяча девятьсот семнадцатого года «свет одолеет тьму». Вся лирика Александра Блока ­ поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух веков. Заключение Итак, в ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что поэма  «Соловьиный сад» ­ глубокое, многозначное произведение, в котором автор ставит перед читателем сложные проблемные вопросы, ведет своего героя по тернистому жизненному пути. Этот путь познания самого себя.  Прав   А.Блок,   утверждая,   что   истинное,   настоящее,   цельное   счастье человек испытывает только на родине. Благополучие, сытость, материальные блага принесут человеку удовлетворение только на родине. Жить на родине и для родины! К такому выводу мы пришли, прочитав поэму.   Эту   непреложную   истину   и   проповедует   Блок.   Эту   мысль   хотел донести до нас автор. Тема родины всегда была и остается главной в русской литературе. Список используемой литературы.   1. Долгополов Л.К.  Поэмы Блока и русская поэма конца XIX­начала XX  веков. М., 1964. 2. Гинзбург Л.Я.  О лирике. М., 1975. 3. Ильенков А.И.  Лирическая трилогия Блока. М., 1976. 4. Сапогов В.А.  Поэтика лирического цикла А. Блока.  М., 1967; Сапогов В.А 5. Сапогов В.А.  К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла.  Русская советская поэзия и стиховедение. М.,1969.  6. 5.Тюпа В.И.  Анализ художественного текста. М., 2009

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019